Научная статья на тему 'Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности сегодня и завтра'

Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ив Даккор

Условия, в которых МККК осуществляет свою оперативную и информационную деятельность, меняются постоянно. Кроме того, МККК непрерывно трудится над тем, чтобы заручиться поддержкой в целях получения доступа к жертвам, осуществления своей деятель ности и ее финансового и дипломатического обеспечения, а также со здания безопасных условий работы своих делегатов. Информацион ная политика более не ограничивается тем, чтобы эффективно распространять идеи учреждения. Требуется понимать проблемы, с которыми сталкиваются различные группы населения, и отноше ние этих групп к возникающим проблемам, а также информировать людей. В своей информационной деятельности МККК использует ши рокий спектр методов и средств с учетом их взаимодополняемости и возможного воздействия на аудиторию – от встреч с представи телями местных вооруженных групп до привлечения средств массо вой информации. Информационная политика является, таким обра зом, составной частью процесса принятия решений как непосредственно на местах, так и в штабквартире организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности сегодня и завтра»

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности сегодня и завтра

Ив Даккор*

Ив Даккор является директором Управления информации Международного Комитета Красного Креста.

Краткое содержание

Условия, в которых МККК осуществляет свою оперативную и информационную деятельность, меняются постоянно. Кроме того, МККК непрерывно трудится над тем, чтобы заручиться поддержкой в целях получения доступа к жертвам, осуществления своей деятельности и ее финансового и дипломатического обеспечения, а также создания безопасных условий работы своих делегатов. Информационная политика более не ограничивается тем, чтобы эффективно распространять идеи учреждения. Требуется понимать проблемы, с которыми сталкиваются различные группы населения, и отношение этих групп к возникающим проблемам, а также информировать людей. В своей информационной деятельности МККК использует широкий спектр методов и средств с учетом их взаимодополняемости

Мнения, высказанные в этой статье, отражают точку зрения автора, которая не всегда совпадает с мнением МККК.

121

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

и возможного воздействия на аудиторию - от встреч с представителями местных вооруженных групп до привлечения средств массовой информации. Информационная политика является, таким образом, составной частью процесса принятия решений как непосредственно на местах, так и в штаб-квартире организации.

На протяжении длительного времени гуманитарные организации были защищены благодаря самому характеру их деятельности. Оказание помощи людям, испытывающим нужду, в ситуации острого кризиса (вооруженные конфликты и стихийные бедствия) всегда вызывало чувства поддержки и сопричастности. Но в начале 1990-х гг. ситуация серьезно осложнилась1. Увеличение числа гуманитарных организаций и организаций, работающих в гуманитарной области, смешение особенностей, характерных для каждого из гуманитарных акторов, и преследуемых ими целей, действия, предпринятые некоторыми из них, отсутствие безопасности, потребность в получении все большей финансовой помощи и стремление пропагандировать свою деятельность - все это заставило пересмотреть некоторые методы, направленные на то, чтобы завоевать и сохранить поддержку, необходимую гуманитарной деятельности.

МККК, как и остальные гуманитарные организации, сталкивается с этими трудностями, которые его сотрудники и сотрудницы преодолевают в своей повседневной работе2. Идет ли речь о том, чтобы договориться о следовании через линию фронта автоколонны с гуманитарной помощью или об открытии госпиталя, поднимаются ли вопросы обращения с лицами, содержащимися под стражей, или соблюдения Женевских конвенций - во всех этих случаях сотрудникам МККК необходимо установить хотя бы минимальное доверие в отношениях с представителями заинтересованных сторон. Это неизбежно происходит во всех странах, где работает МККК3. От Кабула до Луанды, от Иерусалима до Коломбо, от Вашингтона до Хартума, от Музаффарабада до Москвы -

1 Об этом явлении писали многие исследователи. Например, Pierre Hasnerin Hard Choices: Moral Dilemma in Humanitarian Intervention, Rowman & Littlefield Publishers, Inc., Oxford, 1998; Larry Minear in The Humanitarian Enterprise: Dilemmas and Discoveries, Kumarian Press, Bloomfield, Conn.: Kumarian Press, 2002; David Rieff in A Bed for the Night: Humanitarians in Crisis, Simon & Shuster, New York, 2002; David P Forsythe in The Humanitarians, Cambridge University Press, Cambridge, 2005.

2 В конце 2005 г, в МККК работали 11 375 человек.

3 МККК работает более чем в 80 странах, см.: Emergency Appeals 2006, ICRC, Geneva, December 2005.

122

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

повсюду МККК уже на протяжении более 140 лет осуществляет практическую деятельность, постоянно обогащая свой опыт.

Эта практика основывается прежде всего на непосредственном диалоге между участниками вооруженного конфликта и делегатами МККК. Все методы и формы информационной деятельности нацелены на установление таких отношений и их поддержание4. Однако изменение условий, в которых работают сотрудники МККК, вынудило его дополнить и усовершенствовать этот подход с целью расширения базы, гарантирующей поддержку его деятельности и принципов, на которых она осуществляется5. Организация должна, таким образом, быть в состоянии обеспечивать свое целостное восприятие, заботиться о своей репутации как на местном уровне, так и во всемирном масштабе. При этом учитывается необходимая долгосрочная перспектива, а также краткосрочный аспект, забывать о котором не дает информирование заинтересованных сторон в режиме реального времени.

Для достижения этой цели нельзя ограничиваться только адекватной реакцией на сообщения, касающиеся МККК, которые появляются на первых полосах газет или звучат в анонсах электронных средств массовой информации. Наша организация должна быть готова определить тех ключевых партнеров, чьей поддержкой она хотела бы заручиться, и, по возможности, воспользоваться их помощью прежде, чем в этом возникнет необходимость, независимо от того, кто относится к этим целевым группам - представители политической или военной власти, лидеры гражданского общества, доноры или мужчины и женщины, затронутые конфликтом.

В настоящей статье мы постараемся описать и проанализировать отдельные факторы, влияющие на условия, в которых МККК осуществляет свою оперативную и информационную деятельность, а также воздействие этих изменений на информационную политику

4 Информационная политика МККК состоит из двух дополняющих друг друга составляющих: публичной информационной деятельности (связей с общественностью) и распространения знаний о международном гуманитарном праве. Первая направлена, главным образом, на то, чтобы информировать основных партнеров МККК и привлечь их внимание к его работе. Осуществляя связи с общественностью, МККК стремится добиться поддержки международного гуманитарного права, своей деятельности и позиций, а также целостного восприятия его как организации. Главная цель распространения знаний и информации о международном гуманитарном праве состоит в том, чтобы обеспечить включение норм международного гуманитарного права, в частности в военную доктрину, военные образовательные программы и программы боевой подготовки личного состава вооруженных сил и сил безопасности, а также в учебные программы высших учебных заведений и школ.

5 Деятельность МККК и других составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца осуществляется на основе Основополагающих принципов, главными из которых являются гуманность, беспристрастность, независимость и нейтральность.

123

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

МККК. Кроме того, мы рассмотрим формы и методы информационной работы, которые разрабатывает МККК в целях обеспечения поддержки своей деятельности, причем особое внимание уделим вопросам, касающимся публичной информационной деятельности.

Поддержка деятельности МККК: реальность, восприятие и символы

У лиц, с которыми делегаты МККК вступают во взаимодействие, складывается определенное мнение об организации и ее деятельности. Эта деятельность и уместность ее по отношению к ситуации и потребностям вызывают ту или иную реакцию, комментарии и суждения, с которыми организация не может не считаться.

Восприятие

В своей повседневной работе делегаты МККК сталкиваются, таким образом, с необходимостью подтверждать свою независимость по отношению к различным участникам вооруженного конфликта, а также беспристрастный характер своей деятельности по предоставлению помощи и защиты без какого бы то ни было различия. Кроме того, им приходится доказывать уместность таких операций. Они знают, что доверие, которым они пользуются на местном уровне благодаря гуманитарной деятельности и ее результатам для получателей помощи, может быть ослаблено или усилено соответствующим восприятием МККК. На образ организации влияют такие факторы, как позиция делегатов и качество освещения деятельности МККК в средствах массовой информации, тем, как воспринимают люди свои потребности и ситуацию, в которой они оказались, а также ощущение недовольства, унижения или бессилия.

От того, насколько уместной представляется деятельность МККК в той или иной конкретной ситуации, во многом может зависеть мнение целевых аудиторий о Международном Комитете и тем самым поддержка, которую они могут ему оказать.

Через призму ситуаций, имеющих символическое значение

Во всемирном масштабе эта тенденция находит свое подтверждение в том случае, когда речь заходит о ситуациях или странах, приобретших благодаря средствам массовой информации символическое значение - как на Севере, так и на Юге, как на Востоке, так и на Западе. Эти

124

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

возведенные в ранг символа ситуации служат своеобразной призмой, с помощью которой происходит оценка деятельности такой гуманитарной организации, как МККК. Отныне они становятся решающим фактором, определяющим масштабы поддержки, которую МККК может получить.

Выявление символического значения той или иной ситуации не входит в компетенцию такой гуманитарной организации, как МККК. Тем не менее ей необходимо понять, что же придает этой ситуации такое значение, и учесть воздействие этого явления на ее восприятие и информационную политику.

По нашему мнению, пять основных факторов характеризуют символизм той или иной ситуации: масштаб гуманитарного кризиса6; наличие сильного видеоряда, вызывающего эмоции и возмущение; его чрезвычайно быстрое обновление; крайнее упрощение ситуации и целей и необходимость для различных групп установить связь между ними и этим гуманитарным кризисом. Сочетание этих факторов позволяет придать некоторым гуманитарным кризисам символическое значение глобального характера. Это хорошо иллюстрируют недавно происшедшие гуманитарные кризисы: цунами, события в Дарфуре и землетрясение в Пакистане. И если цунами в Юго-Восточной Азии широко освещалось в средствах массовой информации, то трудности, связанные с показом новых видеоматериалов, и отсутствие у широкой общественности понимания ситуации в Дарфуре (кто относится к жертвам, кто попал в разряд «злых» и почему они ведут вооруженную борьбу?) ослабили символическое значение этой гуманитарной катастрофы.

Чтобы увидеть наиболее красноречивую иллюстрацию одного из недавних кризисов с выраженным символическим значением, следует обратить свой взор на Кубу. Американские власти открыли лагерь в Гуантанамо в январе 2002 г. С первых дней появления в лагере заключенных он оказался под пристальным вниманием средств массовой информации. В течение нескольких недель оранжевые комбинезоны около 600 заключенных Гуантанамо превратились в символ антитеррористической борьбы, которую объявила администрация Соединенных Штатов. Существование этого символа поддерживали те же экспрессивные видеоматериалы, сообщения и дискуссии, и породил он диаметрально противоположное восприятие: с одной стороны, рассматривался как символ необходимой борьбы с терроризмом, а с другой - как символ унижения одной из групп людей.

6 Чаще всего масштаб того или иного гуманитарного кризиса определяется числом жертв.

Значение также могут иметь регион, где он происходит, и национальность жертв.

125

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

Делегаты МККК получили доступ к лицам, содержащимся на базе в Гуантанамо, в январе 2002 г. и регулярно посещают их с тем, чтобы убедиться, что с заключенными обращаются гуманно, как того требуют действующие нормы и правила международного права. Это же можно сказать и о других 2400 местах содержания под стражей, которые делегаты посетили в 2004 г. Для достижения данной цели представители Международного Комитета ведут необходимую работу с администрацией этих учреждений. О содержании представлений и докладов МККК, которые носят конфиденциальный характер, сообщается исключительно компетентным органам. Этот подход позволяет делегатам МККК создать атмосферу доверия, и они могут рассказать о своей озабоченности удерживающим властям и ознакомить их с рекомендациями по поводу положения, которое складывается в местах содержания под стражей, а также потребовать от них, если в этом есть необходимость, в чем-то изменить установившийся порядок вещей. Тюрьма в Гуантанамо не является исключением из правил. Благодаря такому порядку работы7, делегаты МККК смогли регулярно посещать лиц, содержащихся под стражей на этой военной базе, и беседовать с ними без свидетелей.

Разъяснять деятельность и позицию МККК

Конфиденциальность не всегда означает молчание. Ее границы четко обозначены8. К тому же ее следует рассматривать в перспективе, с учетом целей, которые преследуются при посещениях, а также порядка работы МККК. И хотя МККК предпочитает не обнародовать информацию, касающуюся условий содержания задержанных и обращения с ними или действий, предпринятых им в отношении властей, он должен все же учитывать такие факторы, как политический контекст, в котором осуществляются отдельные его посещения, значение, которое им может быть придано, и тот факт, что удерживающие власти публично говорят о посещениях заключенных делегатами МККК. Так, уже в 2002 г. МККК счел необходимым разъяснить цель своих посещений лагеря в Гуантанамо, свой modus operandi и значение, которое он придает поддержанию нормального диалога с удерживающими властями. В какие-то моменты он также принимал решение обнародовать произ-

7 См. Ален Эшлиман «Защита лиц, содержащихся под стражей: деятельность МККК в местах заключения», Международный журнал Красного Креста, том 87, номер 857, март 2005, с. 107-160.

8 См. Якоб Келленбергер «Гуманитарная деятельность - говорить громко или хранить молчание», Международный журнал Красного Креста, 2004, с. 169-190.

126

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

веденный им с юридической точки зрения анализ положения узников Гуантанамо, настаивая, в частности, на необходимости применять действующие положения международного и внутригосударственного права для того, чтобы решить судьбу заключенных. И всякий раз МККК старался делать это таким образом, чтобы целевым аудиториям во всем мире были понятны его толкование ситуации, а также последствия его деятельности для международного гуманитарного права и для заключенных. Именно так он поступал, посещая тюрьму на американской военной базе в Гуантанамо и осуществляя свою деятельность в местах содержания под стражей в Российской Федерации9.

Заявления МККК и в том, и в другом случае вызывали совершенно различный интерес. Символическое значение Гуантанамо, поляризация мнений на этот счет способствовали тому, что деятельность МККК в Гуантанамо и его информационная политика в этом вопросе привлекали неослабное внимание средств массовой информации. В это же время вопросы, касающиеся России в целом и Чечни в частности, утратили в глазах журналистов не только интерес, но и свое символическое значение.

Информационная деятельность в контексте, имеющем символическое значение

Не вызывает сомнения, что информация, касающаяся гуманитарных вопросов или деятельности МККК в ситуациях, имеющих символическое значение, немедленно вызывает реакцию всех заинтересованных сторон. В свою очередь это приводит к более серьезному и более публичному анализу деятельности МККК, стандартов его работы, в частности соблюдения принципа конфиденциальности и последствий его операций для жертв.

И такое давление на МККК увеличивается по мере того, как растут аппетиты средств массовой информации, круглосуточно освещающих события в мире и стремящихся сообщить публике занятную подробность или новую информацию. Все это осложняется тем, что источники информации, как правило, очень быстро утрачивают свою прозрачность. Так, сведения, поступающие сегодня о МККК или его деятельнос-

9 См.: сообщение для прессы 04/65 от 12 ноября 2004 г.; интервью директора Управления оперативной деятельности МККК Пьера Кренбюля от 18 ноября 2004 г. http://www.gva.icrc.priv/Web/Eng/siteeng0.nsf/iwpList74/BC9F68471D89883941256F56004C 228A (последнее посещение сайта 21 марта 2006 г.); Emergency Appeals 2006, (CICR, December 2005), p. 215.

127

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

ти, завтра могут превратиться в срочное сообщение, где излагается «официальная» позиция Международного Комитета, который вовсе и не высказывался по этому вопросу. Динамика и скорость развития данного процесса часто делают его практически неуправляемым. Тем не менее МККК пытался наилучшим образом решить этот вопрос, разъясняя, в частности, какие действия он предпринимал в Гуантанамо, каким образом он проводил эту работу и с какими ограничениями сталкивался при этом. Кроме того, особенно тщательно выбирал он время таких сообщений и контролировал их содержание.

Восприятие во всемирном и местном масштабе

Активная деятельность представляющих так называемые периферийные зоны10 средств массовой информации, которые вышли на авансцену и стали способны оказывать влияние на центры принятия решений и в ином свете представлять какой-либо конфликт или проблему, а также облегченный доступ в Интернет в целях обмена информацией означают, что новости глобального характера очень быстро проникают на местный уровень. В результате восприятие МККК формируется не только на основе местных факторов, но и благодаря той роли, которую он играет в публичной сфере в ситуациях, имеющих символическое значение. Это явление стало особенно заметным в последние годы, хотя само по себе не ново. Уже в конце 1990-х гг. делегаты МККК начали сталкиваться с этой проблемой. Так, многие из них - одни в Таджикистане, другие - в отдаленной провинции Демократической Республики Конго - получили угрозы в течение нескольких часов и дней, последовавших за убийством шести делегатов МККК в Новых Атагах в Чечне в декабре 1996 г. И всякий раз те, кто угрожал предпринять против них конкретные действия в том или ином регионе, упоминали о трагедии, происшедшей за тысячи километров от этих мест, но немедленно привлекшей к себе из-за своего размаха и жестокости внимание мировых средств массовой информации.

Образ МККК и новые коммуникационные технологии

Развитие коммуникационных технологий - даже если темпы его различны в разных регионах - усилило взаимодействие между мировыми и местными средствами массовой информации. Оно возросло благо-

10 Периферийные по отношению к западному «центру», который, как представляется, управляет процессами глобализации (экономика, финансы, политика, информационная деятельность).

128

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

даря появлению новых периферийных СМИ11, деятельность которых носит региональный и международный характер. Однако это развитие технологий и увеличение числа источников информации, благодаря чему все больше людей в мире получают к ней доступ, не должно вводить нас в заблуждение: как никогда, сильна потребность в том, чтобы попытаться понять, расшифровать информацию или придать ей смысл, тем более что объем этой информации и ее вездесущность не позволяют объяснить мир, который обычно воспринимается как более сложный и опасный и где различия, касающиеся национальности, культуры и т. п., по-видимому, обостряются12.

Так, увеличение, благодаря новым коммуникационным технологиям, объема информации затрудняет, как ни парадоксально, обмен этой информацией и скорее вызывает настороженность со стороны различных групп населения. В этих условиях МККК необходимо заботиться о своем образе, о том, каким ему хотелось бы быть увиденным -через призму его оперативной и информационной деятельности - теми различными аудиториями, с которыми он работает.

На протяжении уже нескольких лет по заказу МККК проводятся исследования по вопросам его образа. В большинстве случаев эта работа ведется на местном или региональном уровне и заключается в опросе лиц, представляющих различные группы населения, чье мнение интересует организацию. Эти исследования с использованием так называемого качественного метода позволяют лучше понять, в чем заключается различие между образом, который МККК хотел бы иметь, и тем, как его воспринимают те или иные аудитории. На основании результатов таких исследований разрабатываются различные методы информационной политики, направленные на то, чтобы сгладить это различие, что позволит заручиться поддержкой, необходимой для проведения операций, получить доступ к лицам, затронутым конфликтом и иными ситуациями насилия, и удовлетворять их потребности в защите и помощи. Как правило, этой исследовательской работе предшествуют количественные опросы, позволяющие определить основные тенденции, касающиеся образа МККК.

В качестве недавнего примера можно привести участие МККК в опросе «Люди о войне». Это исследование проводится Институтом Гэллапа один раз в год. Речь идет об опросе 50 тыс. человек более чем из 60 стран, что, по мнению Института, отражает мнение более миллиарда человек. Вопросы, заданные МККК в 2005 г., касались деятельнос-

11 Ibid.

12 Dominique Wolton, II faut sauver la communication, Editions Flammarion, 2005, pp. 39-46, pp. 124-135.

129

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

ти и понятий, которые ассоциируются с Международным Комитетом, нейтральной и независимой гуманитарной деятельностью и с репутацией МККК в сравнении с другими организациями, работающими в гуманитарной и аналогичной областях.

Некоторые из основных результатов этого опроса приводятся

ниже:

• Два вида деятельности, которые более всего ассоциируются с МККК в мире: «оказание медицинской помощи и первая медицинская помощь» (65%)13 и «оказание помощи жертвам стихийных бедствий» (64%). Меньше всего с МККК ассоциируются такие направления деятельности, как «воссоединение семей, разлученных в результате вооруженных конфликтов» (34%) и «распространение знаний и информации о международном гуманитарном праве/Женевских конвенциях» (34%).

• Термин «гуманитарная деятельность» более всего ассоциируется с МККК (65%)14. Половина опрошенных людей считают МККК «универсальной организацией» (51%), «честной/достойной доверия» (48%), «нейтральной и беспристрастной» (47%). Менее всего, по мнению опрошенных, к МККК относится термин «неэффективный» (8%).

• Из всех опрошенных в мире половина (49%) придерживаются мнения, что в своей работе гуманитарным организациям надлежит быть полностью независимыми, их деятельность не должна координироваться политическими или военными властями. 22% опрошенных считают, что деятельность гуманитарных организаций должна координироваться военными, а 12% - политическими властями.

• МККК - организация, которая пользуется самой широкой известностью среди организаций, ставших предметом исследования15 в различных частях света. Три четверти опрошенных слышали об МККК. Положительно оценивают его деятельность 74% из них, отрицательно - 4%.

После анализа эти сведения пополняются новыми элементами, получаемыми во время проводимых на местах исследований, которые позволяют определить приоритетные направления деятельности МККК по улучшению своего образа.

13 65% опрошенных выбрали этот вид деятельности из списка, включающего 11 направлений работы, так или иначе имеющих отношение к МККК (вопрос с несколькими вариантами ответа). Погрешность составляет около 4%.

14 65% опрошенных выбрали этот термин из списка, состоящего из 10 определений МККК (вопрос с несколькими вариантами ответа).

15 Всемирная продовольственная программа (ВПП), «Врачи без границ» (MSF), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и «Международная амнистия».

130

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красного Креста

Эта исследовательская работа, а также изменение отдельных факторов (значение восприятия МККК большим числом аудиторий, влияние на которые оказывает качество освещения деятельности МККК в средствах массовой информации; символический характер отдельных ситуаций или гуманитарных кризисов, масштабы которых определяют оценку деятельности таких организаций, как МККК; появление новых коммуникационных технологий и новых средств массовой информации) заставили МККК приспосабливать в течение последних лет методы своей информационной политики к новым реалиям.

Изменение характера информационной деятельности МККК

В этом меняющемся мире информационная деятельность утрачивает свое изначальное предназначение - эффективно доносить до сознания населения идеи организации. Теперь необходимо не только понять, какие проблемы беспокоят различные группы населения и как они их воспринимают, но и информировать эти группы. И подобная работа не должна для МККК ограничиваться информированием и передачей сообщений - требуется проявлять интерес к условиям, в которых адресат получает информацию, «усваивает» ее в соответствии со своими культурными, политическими, эмоциональными и личностными пристрастиями и особенностями и реагирует на нее. МККК стремится, таким образом, преодолеть фазу односторонней коммуникации, выработать у целевых аудиторий умение выслушать себя и вести с ними эффективный диалог, развивая свою способность понимать и анализировать то, как они воспринимают МККК, его своеобразие и деятельность.

Это изменение имеет решающее значение для того, чтобы информационная деятельность МККК достигла своей главной цели - добиться, чтобы целевые группы понимали и принимали организацию и ее деятельность и, благодаря этому, помогали ее работе, поддерживали принципы, на которых она строится, и нормы международного права, которые она пропагандирует. Иначе говоря, если МККК не знает и не понимает того, что же целевые аудитории думают о нем и чем они обеспокоены, его возможности оказывать на них серьезное влияние весьма ограниченны.

Изменение характера вооруженных конфликтов

С учетом изменения характера конфликтов, в условиях которых трудятся делегаты МККК, необходимо целенаправленно заботиться о том,

131

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

чтобы отчетливо представлять себе ту обстановку и те проблемы, которые могли бы повлиять на способность МККК действовать в этих ситуациях. Многие современные конфликты характеризуются разнообразием вовлеченных в них участников и постоянной взаимосвязью различных факторов, как локальных, так и глобальных, влияющих на динамику развития этих конфликтов.

Анализ конфликтов в Судане, например, был бы неполным без учета интересов международных компаний, занимающихся добычей нефти в этом регионе, или того факта, что Международный уголовный суд стал рассматривать дела, связанные с конфликтом в Дарфуре.

В своей ежедневной работе МККК сталкивается с такими проблемами, как чрезвычайное многообразие вооруженных конфликтов и ситуаций вооруженного насилия, а также разнообразие потребностей затронутого ими населения, которые необходимо удовлетворять. Чтобы выполнить эту задачу, чрезвычайное важное значение приобретают для МККК отношения со всеми участниками того или иного вооруженного конфликта, а также с теми, кто оказывает на них влияние. И если раньше речь шла о том, чтобы прежде всего установить контакты и поддерживать диалог с правительственными вооруженными силами и силами безопасности, с одной стороны, и структурированными оппозиционными группами - с другой, то сегодня необходимо общаться с самыми разнообразными участниками конфликта, среди которых представители и радикальных вооруженных групп, и мощных вооруженных сил, и городских банд, и частных сил безопасности.

Разнообразие методов и средств информационной деятельности

Для выполнения этой задачи МККК использует в своей информационной деятельности самые различные методы и средства - от встреч с представителями местных вооруженных групп (некоторые из них могут контролировать только какой-то один контрольно-пропускной пункт или территорию площадью в несколько квадратных километров, как это, например, происходит на востоке Демократической Республики Конго) до бесед с главами государств или общественными деятелями той или иной страны. Подрастающее поколение, среди представителей которого будущие политические лидеры, также знакомится с международным гуманитарным правом - его положения включают в школьные программы стран с развитой системой образования16, а за-

16 Программа «Изучая гуманитарное право», которая знакомит молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет с международным гуманитарным правом, уже реализуется в 34 странах, еще в 65 странах она проходит апробацию.

132

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

тем в военные доктрины, учебные программы и программы военной подготовки вооруженных сил и сил безопасности17, а также в учебные программы юридических факультетов и факультетов журналистики и международных отношений высших учебных заведений во всем мире.

Использование средств массовой коммуникации

В дополнение к работе по развитию сотрудничества и непосредственному участию и в поддержку этих усилий МККК в своей информационной деятельности предпочитает также использовать средства массовой коммуникации. Это и радио, основное средство информирования населения во многих африканских странах и в Афганистане, и визуальные средства (фото или видео), и WEB-сайт icrc.org, который получил серьезное развитие за последние годы: начиная с 2002 г. число его пользователей в среднем увеличивалось ежегодно на 500%18. Эти средства позволяют одновременно информировать широкие массы населения в разных странах и рассказывать о той или иной ситуации, представляющей интерес с гуманитарной точки зрения, либо о последствиях для населения таких недостаточно освещаемых конфликтов, как конфликты в Уганде, Йемене, Непале, Колумбии или Мьянме.

Учитывать информационную политику при принятии решений

Информационная политика МККК, в том числе выбор различных информационных средств, разрабатывается и осуществляется на местах и в штаб-квартире с учетом ситуации и характера аудитории, с которой приходится работать. Эти усилия предпринимаются для того, чтобы добиться максимально широкой поддержки для МККК и его деятельности и иметь возможность воспользоваться ею в нужный момент. Необходимость в такой поддержке может возникнуть в любое время. В условиях глобализации обмена информацией непросто, если не сказать, невозможно правильно предугадать, когда и в какой ситуации возникнет потребность немедленно включиться в оперативную работу и без

17 В 2005 г. эта деятельность осуществлялась более чем в 100 странах силами 22 делегатов МККК, работавших с представителями вооруженных сил, сил безопасности и полиции. Эта работа нацелена, главным образом, на поддержание усилий этих структур, направленных на разработку методов и средств, позволяющих обеспечить уважение права и лиц, которые пользуются специальной защитой.

18 web-сайт www.icrc.org является официальным сайтом МККК на английском, французском, испанском, арабском, русском, португальском и китайском языках.

133

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

промедления осуществлять ее информационное обеспечение. Сроки для подготовки и проведения консультаций имеют тенденцию сокращаться в эпоху освещения событий в режиме реального времени. К неожиданному развитию событий необходимо готовиться. И начать эту подготовку надо с включения информационной составляющей во все этапы принятия решений в МККК: на местах, с учетом конкретных условий, и в штаб-квартире - в том, что касается глобального подхода. При этом следует руководствоваться основополагающим принципом: организация, деятельность которой носит международный характер, проводит информационную работу одновременно с несколькими различными аудиториями, а средства распространения среди них одних и тех же идей должны быть адаптированы к конкретным условиям и соответствовать поставленной цели. И, наконец, нельзя пренебрегать следующим неизменным правилом: слова организации и ее представителей не должны расходиться с их делами. Для МККК это наиболее эффективный способ подготовиться к такой ситуации в краткосрочной перспективе и проводить эффективную информационную политику в долгосрочном плане. В этом же состоит и самая сложная задача, особенно когда речь идет о поддержании положительного образа учреждения, основными атрибутами которого пользуются и другие органи-зации19.

Политика МККК в области связей с общественностью

Чтобы учитывать эти факторы и задачи в сфере поддержания положительного образа, МККК несколько изменил свою информационную политику, в частности в том, что касается развития связей с обществен-ностью20. Так, МККК разработал новые подходы в этой области21 с целью обеспечить освещение своей деятельности как мировыми, так и местными и региональными средствами массовой информации. В рамках этой новой политики определяются целевые аудитории МККК. Это - представители органов политической и военной власти,

19 В мире существует 151 национальное общество Красного Креста и32 национальных общества Красного Полумесяца, которые входят в Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. По результатам недавно проведенного Институтом Гэллапа опроса «Люди о войне» (см. выше) 42% из опрошенных 50 тыс. человек ответили, что МККК занимается тем же, что и общества Красного Креста или Красного Полумесяца их стран. Однако это цифра существенно меняется в зависимости от того, в какой стране проводился опрос.

20 Это направление дополняет деятельность по распространению знаний и информации о международном гуманитарном праве (см. выше).

21 Новая политика в информационной сфере была принята в 2004 г. на заседании Ассамблеи МККК при обсуждении вопросов доктрины (7/2004).

134

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

лидеры гражданского общества, представители средств массовой информации, доноры, сотрудники гуманитарных организаций, лица, затронутые войной, и представители национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, с которыми Международный Комитет желает сотрудничать. Особое внимание МККК уделяет, в частности, развитию отношений с теми, кто принимает решения (ведь именно их действия и решения непосредственно влияют на судьбу лиц, затронутых конфликтами и ситуациями насилия внутри страны, на способность МККК осуществлять оперативную деятельность и на соблюдение норм международного гуманитарного права), а также с влиятельными лицами, от мнения которых непосредственно зависит, насколько МККК станет пользоваться поддержкой и в какой степени будет обеспечиваться выполнение международного гуманитарного права.

Развивая связи с общественностью, МККК в первую очередь стремится к тому, чтобы его деятельность понимали и принимали представители целевых аудиторий. Поэтому такая работа имеет стратегическое значение для всей деятельности МККК, включая меры, направленные на создание безопасных условий работы его делегатов. Она является составной частью оперативной деятельности на всех уровнях - местном, региональном и международном. Эта интеграция тем более важна, что в своей информационной политике и работе МККК руководствуется правилом, определяющим все виды его деятельности: во главу угла ставятся интересы лиц, затронутых вооруженными конфликтами.

Осуществляя связи с общественностью, МККК не предает гласности некоторые сведения. Делается это для того, чтобы обеспечить уважение лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, а также доступ делегатов МККК к этим лицам.

Там, где МККК координирует действия, предпринимаемые Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца, его публичная информационная деятельность отражает выполняемую им роль координатора международной операции помощи, осуществляемой Движением.

Ключевые идеи

Развивая связи с общественностью, МККК основное внимание уделяет таким вопросам, как последствия вооруженных конфликтов для людей, деятельность МККК и его партнеров по Движению по удовлетворению потребностей жертв конфликтов, международное гуманитарное право. Поэтому политика и деятельность МККК в этой области направлены

135

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

на то, чтобы донести до представителей целевых аудиторий следующие ключевые идеи:

• Провозглашенный международным гуманитарным правом принцип, в соответствии с которым на ведение военных действий налагаются определенные ограничения, имеет решающее значение для защиты жизни и достоинства человека.

• Отдельные лица и население в целом, затронутые конфликтом, являются чрезвычайно уязвимыми и обладают правами, которые необходимо уважать.

• Все должны соблюдать международное гуманитарное право и добиваться его соблюдения.

• Перед МККК стоят цели и задачи исключительно гуманитарного характера. Они заключаются в том, чтобы предоставлять защиту лицам, затронутым вооруженными конфликтами и ситуациями насилия внутри страны, и оказывать им помощь. МККК выполняет свою миссию, соблюдая принципы независимости, нейтральности и беспристрастности.

В своей публичной информационной деятельности МККК руководствуется тремя основными принципами: это - достоверность, узнаваемость и эффективность. Он особенно следит за тем, чтобы эти принципы характеризовали все виды его деятельности, что гарантированно придает им последовательный характер и делает их понятными для населения.

Достоверность

МККК - предсказуемая организация, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с четко установленными правилами. Последовательность и предсказуемость - вот на чем основывает МККК свою публичную информационную деятельность. Он предпочитает работать с достоверными источниками, учитывать среднесрочную и долгосрочную перспективы и избегать сенсационности. В своей работе он использует информацию, которую сам перепроверяет или которая не вызывает у него сомнений и касается вопросов, относящихся к его компетенции, - все это внушает доверие как к самой организации, так и к ее деятельности по предоставлению защиты и помощи людям, затронутым вооруженным конфликтом.

136

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Узнаваемость

В целях последовательного осуществления своей публичной информационной деятельности и ее наибольшей эффективности МККК постоянно стремится к тому, чтобы сохранять свою самобытность, те особые черты, которые делают его гуманитарной организацией, работающей непосредственно в зонах конфликта, организацией независимой, нейтральной, беспристрастной, предоставляющей защиту и помощь лицам, затронутым вооруженными конфликтами или ситуацией насилия внутри страны, и добивающейся соблюдения международного гуманитарного права.

Эффективность

Публичная информационная политика МККК разрабатывается и осуществляется с учетом ее эффективности и вписывается в оперативную стратегию учреждения. Любое действие, связанное с обращением к общественности, равно как и отказ от ее информирования, является предметом тщательного обдумывания. МККК должен ясно представлять себе возможности, которые открываются при выборе того или иного решения, а также связанные с ним риски.

МККК предпочитает осуществлять информационную деятельность целенаправленно и без посредников, основывая ее на отношениях и диалоге с представителями целевых аудиторий. Установление этих отношений и их поддержание имеют особое значение при работе с теми аудиториями, которые помогают МККК выражать свою позицию по тем или иным вопросам и выполнять оперативные задачи, а также могут организовать его поддержку по конкретным вопросам, относящимся к их компетенции. Только благодаря этим взаимоотношениям МККК может эффективно и в режиме реального времени пользоваться теми коммуникационными возможностями, которые предоставляются ему на местном и международном уровне. В дополнение к своей работе с общественностью и в поддержку этих усилий МККК также использует средства массовой коммуникации (Интернет, радио, телевидение, прессу), позволяющие более широким кругам общественности осознать важность, которую приобретают отдельные конкретные вопросы. Во всех этих ситуациях МККК полагается на своих сотрудников и сотрудниц и их готовность служить его делу.

137

Ив Даккор - Информационная политика МККК: добиваться поддержки своей деятельности

Выводы

МККК постоянно ищет поддержку, чтобы получить доступ к жертвам, осуществлять свою деятельность, обеспечивать финансовую и дипломатическую поддержку этой деятельности и создавать безопасные условия работы для своих делегатов. Эта поддержка со стороны различных структур и групп тем более необходима в мире, в котором ее больше нельзя рассматривать как данность и где такие организации, как МККК, должны укреплять и защищать свою репутацию, чтобы иметь возможность эффективно работать.

Условия, в которых МККК осуществляет свою оперативную и информационную деятельность, постоянно меняются. Некоторые факторы - в частности значение, придаваемое восприятию МККК различными аудиториями, на что влияет качество освещения его деятельности средствами массовой коммуникации; символический характер отдельных ситуаций и гуманитарных кризисов, которые служат мерилом для оценки деятельности такой организации, как МККК; создание новых коммуникационных технологий и появление новых средств массовой коммуникации - вынудили МККК адаптировать свою информационную политику к новым условиям, с тем чтобы расширить базу поддержки своей деятельности и принципов, на которых она осуществляется.

В своей информационной деятельности МККК по-прежнему отдает предпочтение работе напрямую, развивая отношения и ведя диалог со всеми участниками того или иного вооруженного конфликта. Эта деятельность носит постоянный характер, что позволяет ознакомить с МККК и его modus operandi представителей целевых аудиторий, которые влияют на судьбу лиц, затронутых вооруженными конфликтами, ситуациями насилия внутри страны или гуманитарным кризисом. Таким образом, информационная деятельность приобретает превентивный характер и помогает установить длительные отношения и вести диалог с различными аудиториями, к которым МККК обращается, а не осуществляется только тогда, когда необходимо решать вопросы, связанные с кризисами или чрезвычайными ситуациями. На сегодня это самый эффективный способ достичь минимального взаимного доверия между, например, участниками вооруженного конфликта и делегатами МККК.

За последние годы этот подход, лежащий в основе информационной политики МККК, обогатился новыми элементами, что помогает решать задачи, которые ставит перед ним меняющаяся ситуация. На информационную политику учреждения особое влияние оказали три фактора. Первый из них - осознание того, что информационная

138

Том 87 Номер 860 Декабрь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

деятельность призвана не только эффективно донести идеи МККК до представителей различных групп. Требуется понять, с какими проблемами сталкиваются разные аудитории, как они эти проблемы воспринимают, а также информировать их. Второй фактор касается разработки и применения широкого спектра коммуникационных методов и средств - от встреч с представителями местных вооруженных группировок до использования средств массовой коммуникации. Третий -включение информационных вопросов в процесс принятия решений как на местах, так и в штаб-квартире МККК. Таким образом, информационная деятельность МККК, включая использование различных коммуникационных средств, является неотъемлемой частью оперативной работы организации. Подобный подход обеспечивает сохранение верности такому принципу, как единство слова и дела.

Эти изменения в информационной политике МККК позволят ему сохранять свою репутацию в долгосрочном плане и тем самым получать поддержку, в которой организация нуждается для осуществления своей деятельности сегодня и завтра.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.