Научная статья на тему 'Информационная поддержка жизненного цикла изделий как основа системы менеджмента безопасности авиационной деятельности авиационного комплекса России'

Информационная поддержка жизненного цикла изделий как основа системы менеджмента безопасности авиационной деятельности авиационного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ (СМБ) / SAFETY MANAGEMENT SYSTEM (SMS) / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИЗДЕЛИЙ (ИПИ-ТЕХНОЛОГИИ) / CONTINUOUS ACQUISITION AND LIFE CYCLE SUPPORT (CALS) / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE-CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурматов Сергей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы создания системы менеджмента безопасности (СМБ) авиационной деятельности в России на основе информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурматов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS ACQUISITION AND LIFE-CYCLE SUPPORT TECHNOLOGIES AS THE BASIS FOR CREATION OF SAFETY MANAGEMENT SYSTEM OF AVIATION COMPLEX OPERATION IN RUSSIA

The article deals with creation of the Safety Management System (SMS) of aviation activities in Russia based on continuous acquisition and life cycle support technologies (CALS-technologies).

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка жизненного цикла изделий как основа системы менеджмента безопасности авиационной деятельности авиационного комплекса России»

УДК 629.7.048:338 24

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

С.В. БУРМАТОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Гипичем Г.Н.

В статье рассматриваются вопросы создания системы менеджмента безопасности (СМБ) авиационной деятельности в России на основе информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологий).

Ключевые слова: риск, система менеджмента безопасности (СМБ), информационная поддержка изделий (ИПИ-технологии), жизненный цикл.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 641-р утверждена "Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Программа).

Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности (раздел 3 Программы). Обеспечение реализации Программы возложено на Минтранс России.

Между тем, состояние аварийности в гражданской авиации за последние два года заставляет задуматься о системных ошибках в организации работы по обеспечению безопасности полетов.

Относительный показатель авиационных происшествий (Кап) самолетов 1-3 классов в гражданской авиации России в 2010 году (Кап - количество авиационных происшествий на 100 000 часов налета) составил 1,16, что в 10 раз хуже, чем в среднем за предыдущие 5 лет (данные ОАО "Авиапромсервис").

По результатам 2011 года Россия стала страной с самым большим количеством катастроф в мире с коммерческими воздушными судами. В России произошло 6 катастроф, в которых погибли 97 человек, что составило 21,4 % от количества всех катастроф и 19,1 % от общего количества погибших.

Судя по сложившейся ситуации с аварийностью воздушных судов, данная программа не достигла целей ни с точки зрения создания государственного регулирования состояния безопасности полетов, ни с точки зрения реальных результатов работы авиационных предприятий по обеспечению безопасности авиационной деятельности.

Кроме того, в связи с принятием поправки 101 к Приложению 8 к Конвенции о международной гражданской авиации в части, касающейся требований по внедрению до 14 ноября 2013 г. СУБП в организациях, отвечающих за типовую конструкцию или изготовление воздушных судов, указанная Программа в данной редакции теряет смысл, так как она не ориентирована на авиационную промышленность. Внесение отдельных изменений в Программу не решит всего комплекса организационных и технических мероприятий по внедрению СУБП на предприятиях авиационной промышленности России.

Встает вопрос о разработке новой редакции программы, а значит вопрос методологии подходов, но уже не к обеспечению безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, а к системе менеджмента безопасности (СМБ) авиационной деятельности в Российской Федерации.

Не определив методологические подходы к решению этой проблемы, нельзя приступать к разработке долгосрочных программ.

В журнале "АвиаСоюз" (январь-февраль) 2011 г. была опубликована статья В.Г. Евдокимова "Приемлемый уровень безопасности авиационного комплекса России", в которой рассмотрены методологические основы решения проблем управления безопасностью в авиационном комплексе страны (рис. 1).

Корректиующие действия

Функциональная схема СМБ авиационной деятельности России

Коррект ир ую щ ие действия

Рис. 1. Функциональная схема СМБ авиационной деятельности

Методология функционирования системы менеджмента безопасности основана на Стандартах и Рекомендуемой практике ИКАО (Doc 9859 AN/474) на основе оценки рисков.

Различие АКэп, рисков R., Rn не должно превышать, по крайней мере, максимально допустимого уровня, определяемого приемлемым уровнем R i, установленным требованиями государства.

*

R i = f (R Rn),

где R.э - риски эксплуатантов; Rn - риски, установленные нормами летной годности и заложенные при производстве как остаточные риски.

Реализация СМБ авиационной деятельности невозможна без реализации информационных и управленческих технологий поддержки жизненного цикла (ЖЦ) изделия (рис. 2) - ИПИ-технологий (ИПИ - информационная поддержка жизненного цикла изделий).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) система межгосударственных стандартов является нормативно- информационной базой конструкторской документации на изделия всех отраслей техники основного и вспомогательного производства гражданского и военного назначения

/Проектирован разработка

Учет, хранение, изменение, передача

Электронные КД

РЭ, паспорта каталоги

ЕСКД+ CALS (ИПИ)

Электронные КД — + _

- Электронные модели

- Электронные структуры

- Интерактивные руководства -Мул ьтимеди йные документы

- Единая методология

- Электронный документооборот

- Современный уровень

- Интенсификация разработок

- Высокое качество

- Высокая конкурентоспособность

- Активная интеграция

- Завоевание рынка_

Рис. 2. Жизненный цикл изделия (ЖЦИ)

ИПИ определяется как совместная стратегия государства и бизнеса, направленная на совершенствование существующих процессов в авиационном комплексе при проектировании, производстве, эксплуатации и утилизации авиационной техники (АТ), путем их преобразования в информационно-интегрированную систему управления ЖЦ произведенной АТ. В сложных долговременных проектах, какими являются проекты авиационных систем, ИПИ обеспечивает взаимодействие проектных организаций, производственных предприятий, поставщиков, организаций сервиса и конечного потребителя (эксплуатанта АТ) на всех стадиях ЖЦ изделия. При этом мониторинг летной годности следует рассматривать как часть процесса управления ЖЦ произведенной АТ на базе ИПИ-технологий.

Сегодня на ряде предприятий авиационного комплекса России начаты работы по внедрению программных средств и технологий, являющихся системообразующими для последующего развития. Это, в первую очередь, средства и технологии управления данными об изделии - PDM-системы (Product Data Маnаgеment). Также активно внедряются средства автоматизированной разработки электронной эксплуатационной и ремонтной технической документации, отвечающей требованиям международных стандартов и спецификаций, появились новые научные и технические разработки (например, средства автоматической идентификации предметов снабжения).

К примеру, заключено соглашение между ЗАО "ГСС" и ОАО "Аэрофлот-РАЛ" по системе поддержания летной годности по проекту самолета SSJ 100. В государственной корпорации "Ростехнологии" на базе ОАО "Авиатехприемка" создан Центр мониторинга качества продукции, выпускаемой на предприятиях корпорации, подготовлены корпоративные документы: Концепция формирования корпоративной информационно-аналитической системы мониторинга качества продукции, Методические рекомендации по созданию интегрированной системы менеджмента безопасности авиационной деятельности организаций разработчиков и производителей авиационной техники.

Первоначально работы по созданию интегрированных систем, поддерживающих ЖЦ изделий, были начаты еще в 80-х годах прошлого века в оборонном комплексе США и ориентировались первоначально на управление материально-техническим обеспечением армии. В то время этот проект носил наименование CALS, что интерпретировалось как Continuous acquisition and Lifecycle Support, а в его основу были положены стандарты, регламентирующие требования к обмену электронными документами и представление данных об изделии (последнее касалось, в основном, структуры и состава изделия). По мнению некоторых специалистов, современный уровень в российском авиационном комплексе применения научно-методического и программно-технического обеспечения ИПИ-технологий примерно соответствует зарубежному уровню середины 90-х годов прошлого века.

На современном этапе организация эффективной логистической поддержки АТ в течение всего ЖЦ должна стать результатом скоординированной целенаправленной деятельности разработчика, производителя и эксплуатанта АТ, что позволит вернуть конкурентоспособность российской АТ.

Рассмотрим основные компоненты ИПИ-технологий, установленные на международном уровне, которые на любом этапе своего развития зависят от решаемых задач управления жизненным циклом (LCM), принятых стандартов (PLCS) и используемых информационных систем (PLM).

1. Базовые технологии управления данными.

Технологии управления базами данных служат для структурированного представления данных в ИПИ. В настоящее время разработан ряд международных стандартов и спецификаций, в которых описаны и регламентированы базовые технологии управления и представления данных и информационные модели для различных предметных областей. Так, комплексную технологию управления данными об изделии описывает серия стандартов ИСО 10303 (SТаndагt for Ехсnаngе оf Product data (STEP)) и ее адаптированный в России аналог ГОСТ Р ИСО 10303 "Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными".

2. Стоимость ЖЦ изделия (стоимость владения).

Стоимость ЖЦ изделия (стоимость владения) является ключевым понятием LCМ, поскольку одна из главных целей LCМ - минимизация стоимости ЖЦ изделия. Основу подхода к минимизации стоимости ЖЦ изделия составляют идентификация, квантификация и контроль стоимости ЖЦ изделия на всех этапах, начиная как можно с более раннего.

3. Управление конфигурацией.

Управление конфигурацией - управленческая технология, связанная с разработкой, производством и эксплуатацией АТ и направленная на обеспечение выполнения требований к этой продукции. Конфигурация - иерархическая структура предполагаемого к разработке, разрабатываемого или существующего изделия АТ, обладающая эксплуатационными, функциональными и физическими атрибутами (свойствами, характеристиками), отвечающими установленным требованиям, и отображаемую в различных информационных моделях, соответствующих стадиям ЖЦ изделия, которые должны быть соответствующим образом документированы и утверждены. В международном сообществе управление конфигурацией считается ключевой технологией создания, производства и эксплуатации изделий.

4. Управление моральным старением.

Эффективная методология планирования и управления моральным старением предусматривает:

- анализ и оценку рисков;

- выбор методов снижения и устранения выявленных рисков с учетом экономических и технических факторов (выбор корректирующих действий);

- формирование и реализацию комплекса мероприятий по снижению выявленных рисков;

- мониторинг морального старения критических компонент технических систем, мониторинг финансовых затрат на устранение проблем и т.п.

5. Интегрированная логистическая поддержка.

Данный основной комплекс управленческих технологий, направленных на сокращение затрат на постпроизводственных (послепродажных) стадиях ЖЦИ, именуемых иногда «стоимостью владения».

6. Утилизация.

Все требования к процедурам утилизации должны быть определены и документированы, а соответствующие затраты оценены. Игнорирование ранее этих процедур способствовало возникновению в России «черного рынка» запасных частей.

7. Управление качеством.

Обеспечение требуемого качества при производстве АТ является одной из целей реализации концепции ИПИ. Хотя менеджмент качества, определяемый стандартами ИСО серии 9000, на первый взгляд является чисто промышленной технологией, его принципы оказались полезными для организации процессов информационной поддержки на всех стадиях ЖЦИ.

Более детально подходы по созданию ИПИ-технологий изложены в «Концепции развития СЛЬБ-технологий в промышленности России», одобренной решением коллегии Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (протокол от 10 августа 2001 г. № ПК-18).

В данной статье ИПИ-технологии рассматривались как одна из основ для создания СМБ авиационного комплекса.

В заключение следует отметить, что реализация основных направлений развития ИПИ-технологий в интересах создания СМБ авиационного комплекса России требует решения ряда задач и проблем:

- задачи управления жизненным циклом (ЬСМ и РЬМ);

- проблемы каталогизации (кодификации) предметов снабжения;

- задачи организации работ над совместными проектами создания АТ в единой информационной среде в рамках гармонизации с международным сообществом;

- задачи управления конфигурацией;

- проблемы мониторинга летной годности, эксплуатационно-технических характеристик, показателей качества и надежности производимой АТ и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации: расп. Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 641-р.

2. Руководство по управлению безопасностью полетов, Бое 9895 ЛК/474 ИКАО, 2009.

3. Семейство стандартов ГОСТ Р ИСО 10303 Системы автоматизации производства и их интегрирование. Представление данных об изделии и обмен этими данными.

4. Судов Е.В., Левин А.И. Концепция развития СЛЬБ-технологий в промышленности России / НИЦ СЛЬБ-технологий "Прикладная логистика". - М., 2002.

5. Евдокимов В.Г. Приемлемый уровень безопасности авиационного комплекса России // АвиаСоюз. - 2011. - Январь-февраль.

6. Гипич Г.Н., Чичючин Ю.М. Введение в теорию рисков // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 160.

CONTINUOUS ACQUISITION AND LIFE-CYCLE SUPPORT TECHNOLOGIES AS THE BASIS FOR CREATION OF SAFETY MANAGEMENT SYSTEM OF AVIATION COMPLEX OPERATION IN RUSSIA

Burmatov S.V.

The article deals with creation of the Safety Management System (SMS) of aviation activities in Russia based on continuous acquisition and life cycle support technologies (CALS-technologies).

Key words: risk, Safety Management System (SMS), Continuous Acquisition and Life cycle Support (CALS), life-cycle.

Сведения об авторе

Бурматов Сергей Владимирович, 1957 г.р., окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (1978), Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (1992), соискатель ГосНИИ ГА, заслуженный военный летчик России, автор 2 научных работ, область научных интересов - теории рисков, безопасность авиационной деятельности, летная годность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.