Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУСКУЛЬТАЦИЯ ЛЕГКИХ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ РЕШЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ / ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кравчук В.И.

В статье рассматриваются современные методы обучения аускультации легких и технологии, примененные для реализации данных методов. Проанализированы плюсы и минусы реализаций данных методов, их эффективность, а также доступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кравчук В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ»

УДК 612.2

В.И. Кравчук

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ

В статье рассматриваются современные методы обучения аускуль-тации легких и технологии, примененные для реализации данных методов. Проанализированы плюсы и минусы реализаций данных методов, их эффективность, а также доступность.

Ключевые слова: аускультация легких, информационная поддержка, программно-аппаратные решения, реализация методов, оценка реализаций.

Аускультация - физический метод медицинской диагностики заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования внутренних органов [1].

Ключевым фактором в освоении аускультации легких является умение разделять звуковые проявления нормальных и патологических легких с учетом особенностей слуха человека.

Человеческое ухо улавливает и различает звуки в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц. Однако, чувствительность слуха к различным частотам различается. Например, звуки повседневной жизни, относящиеся к средним частотам, более легко улавливаются человеком, нежели звуки низких и высоких частот. Именно поэтому, чтобы повысить чувствительность к звукам, отличным от звуков средних частот, необходима продолжительная кропотливая практика [2].

Для того чтобы молодой врач стал опытным специалистом в аускультации ему потребуется долгая и интенсивная практика прослушивания пациентов. Положительную роль может сыграть включение в процесс обучения регулярного прослушивания качественных звуковых записей основных и дополнительных дыхательных шумов.

Современные средства обучения аускультации легких можно разделить на программно-аппаратные и программные.

Рис. 1. Пример программно-аппаратного тренажера для обучения аускультации

© Кравчук В.И., 2017.

Научный руководитель: Шахмаметова Гузель Радиковна - доктор технических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 12-4(75)

К программно--аппаратным относятся тренажеры для аускультации. Чаще всего они представляют манекен управляемый компьютером. Манекен представляет собой пациента, у которого есть множество настраиваемых точек аускультации (рис. 1). Студент должен локализовать эти точки и правильно определить в них шумы. В туловище манекена расположено некоторое количество динамиков имитирующих шумовую картину соответствующую каждой области тела. При помощи программного обеспечения можно регулировать громкость звука, частоту дыхательных движений, их длительность. Это позволяет задать разнообразные клинические картины, вместе с которыми предоставляются анамнез пациента, иллюстрации, рентгенограммы и компьютерные томограммы. Широта информации предоставляемой обучающимся является несомненным плюсом, так как позволяет улучшить свои навыки не только в аускультации, но и в обращении с анамнезами и результатами анализов. Очевидный минус - высокая стоимость [3].

К программным средствам относятся такие, как, например, модуль интерактивного обучения ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких) (рис. 2). Данное программное обеспечение разработано БуаМшшс, США. Оно подразделяется на два модуля: ХОБЛ - диагностика и лечение, и совершенствование диагностики и лечения ХОБЛ с учетом стадии болезни.

Первый модуль позволяет поставить диагноз и составить подробный план лечения пациентки с респираторными симптомами, изучить влияние гиперинфляции и физической нагрузки на ограничение физической активности пациента, изучить патофизиологию дыхательных путей по мере прогрессирования ХОБЛ, изучить влияние холинергического тонуса на дыхательные пути. Второй модуль позволяет все тоже самое, что и первый модуль, но в более усложненной форме. Очевидным плюсом данного вида средств является доступность [4].

COPD Active Learning Dashboard - 1.3.0

Программа активного изучения ХОБЛ

_Старт_ Модули

Выберите модуль:

1. ХОБЛ: Диагностика и лечение

2. Совершенствование диагностики и лечения ХОБЛ с учетом стадии болезни

Помощь

_ X

Добро пожаловать Владислав Кравчук

Изменить...

Для активации модуля выберите его название

Дополнения:

Информация о препарате Ознакомьтесь с медицинской инструкцией

— —--— по применению препарата

Рис. 2. Главное меню модуля интерактивного обучения ХОБЛ (программный тренажер)

Еще одним примером является интерактивная обучающая медиасистема отечественного производства «Аускультация сердца и легких». Данное программное обеспечение представляет собой пособие, в котором обучающегося поэтапно знакомят с точками аускультации сердца и легких, нормальными звуками и шумами, сопровождая весь процесс соответствующей теорией и объяснениями. Недостатком данного программного обеспечения является отсутствие разделов самоконтроля обучающихся и отсутствие демонстрации связи тех или иных шумов с другими результатами анализов и анамнезом больного.

Мультимедийное учебное пособие отечественного производства - «Аускультация легких у здоровых и больных». Пособие состоит из четырех частей: аускультация легких, клинический практикум, тестирование и атлас. Раздел «Аускультация легких» представляет собой учебное пособие по основам аускультации подкрепленное звуковыми файлами шумов и их спектрограммами. Раздел «Клинический практикум» состоит из десяти случаев из практики, в которых приводится полный анамнез больного и записи его дыхания, для того чтобы обучающийся мог выполнить задание по определению типов шумов. Раздел «Тестирование» представляет собой 25 вопросов с пятью вариантами ответов, среди которых

только один верный. Тематики вопросов включают в себя как теорию, так и определение типа шума. Раздел «Атлас» состоит из 24 вариантов основных и дополнительных дыхательных шумов с приложенным к ним описанием и спектрограммами [5].

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика программно-аппаратных и программных средств обучения аускультации легких.

Таблица 1

Сравнение характеристик_

Продукты Характеристики

Цена, тыс. руб. Информационная поддержка обучающегося Возможность самоконтроля

Тренажер для аускультации 150-2400 Присутствует режим обучения с соответствующими теоретическими справками и приложениями Контроль обеспечивается преподавателем

Модуль интерактивного обучения ХОБЛ 3 В наличии теоретические выкладки в общем виде Есть два модуля клинического практикума

Интерактивная обучающая медиасистема «Аускультация сердца и легких» 1,5 Присутствуют теория по диагностируемым шумам Отсутствует

Мультимедийное учебное пособие «Аускультация легких у здоровых и больных» Бесплатно Есть полноценное учебное пособие с наглядными примерами и объяснениями Присутствует полноценный раздел тестирования и клинического практикума

По таблице 1 видим, что достоинством программных продуктов перед программно-аппаратными продуктами является стоимость. Продукты, обладающие хорошей информационной поддержкой обучающегося, будут более предпочтительными перед другими продуктами, так как это позволяет обучающимся обращаться к теоретическому материалу не покидая обучающей системы. Также желательно, чтобы продукт обладал системой самоконтроля, так как это позволит обучающимся контролировать усвоение материала и продолжать оттачивать уже полученные знания. В данных условиях предпочтение отдается программным продуктам, так как реализовать в них все требуемые функциональные возможности легче, чем в тех же самых тренажерах для аускультации, а сама реализация будет стоить гораздо меньше.

Учитывая все перечисленное, развитие программных средств является на данный момент более перспективным направлением, так как кроме указанных в таблице плюсов данные средства позволяют обучающимся в любое время и в любом месте приступить к тренировке навыка аускультации, что является огромным плюсом.

Библиографический список

1. Кукес В.Г., Маринин В.Ф., Реуцкий И.А., Сивков С.И. Врачебные методы диагностики. — М.: Гэотар - Медиа, 2006. — С. 39, 40. — 720 с.

2. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Аускультация сердца и легких. Интерактивная обучающая система. - М.: Гэотар - Медиа, 2007.

3. Симулятор SAM II для обучения студентов аускультации // 3bscientific: интернет-магазин. - URL: https://www.3bscientific.ru/ симулятор-sam-ii-для-обучения-студентов-аускультации-1020095-718-8800,p_148_28122.html (дата обращения: 6.09.17).

4. Гребнев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. — М.: Медицина, 2001. — С. 39. — 592 с.

5. Баткин И.З. Аускультация легких у здоровых и больных. Интерактивное мультимедийное учебное пособие для студентов и врачей, - Хабаровск, 2009.

КРАВЧУК ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ - магистрант, Уфимский государственный авиационный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.