УДК [681.51:519.876.2]: [621.3 94/.396: 004]
ББК 65.386с51в631.0-211
А. В. Жирнова, В. Ф. Шуршев
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИЕЙ
А. V. Girnova, V. F. Shurshev
INFORMATION SUPPORT OF OPERATIONAL MANAGEMENT BY THE TELECOMMUNICATION COMPANY
Приведены модели деятельности телекоммуникационного предприятия: модель жизненного цикла телекоммуникационных услуг согласно стандарту ISO-9004-1:1994 и модель деятельности предприятия по предоставлению услуги доступа к сети Интернет согласно схеме IDF0, которые могут быть использованы при создании системы принятия управленческих решений. Разработаны математические модели управления деятельностью телекоммуникационного предприятия. Для формализации представления структуры всех разнородных ресурсов при производстве телекоммуникационных услуг предлагается использовать математическую модель на основе матрицы ресурсов. Предложенная иерархическая структура целей управления телекоммуникационной компанией разработана на основе анализа внутренней и внешней среды компании. Детально описано формирование структуры целей управления.
Ключевые слова: семантическая модель, иерархия целей, бизнес-процесс, матрица ресурсов.
The models of activity of the telecommunication enterprise such as the model of life cycle of telecommunication services according to the ISO-9004-1:1994 standard and the model of activity of the enterprise for providing service of Internet access according to the scheme of IDF0 which can be used at creation of the system of adoption of administrative decisions are given. The mathematical models of management activity of the telecommunication enterprise are developed. For formalization of representation of the structure of all diverse resources by production of telecommunication services it is offered to use a mathematical model on the basis of a matrix of resources. The offered hierarchical structure of the purposes of management is developed by the telecommunication company on the basis of the analysis of internal and external company environment. The study describes the formation of the structure of the purposes of administration in details.
Key words: semantic model, hierarchy of purposes, business process, matrix of resources.
Введение
В современной экономике все возрастающую роль играет сфера услуг. Услуги связи в России в настоящее время относятся к одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Отрасль телекоммуникационных технологий является интенсивно развивающейся и высокодоходной составной частью инфраструктуры экономики России, дальнейшее развитие которой, направленное на создание инфокоммуникационных сетей, позволит сформировать технологическую основу новой информационной экономики.
Управление телекоммуникационным предприятием представляет собой сложную задачу, затрагивающую множество организационных и технологических аспектов телекоммуникаций, а также включающую в себя вопросы экономики и управления телекоммуникационным предприятием посредством применения современных подходов к организации их деятельности. В [1-5] рассматривались вопросы принятия решений в различных областях науки, однако исследований по управлению телекоммуникационным предприятием недостаточно.
Целью исследований являлось изучение возможности повышения эффективности управления телекоммуникационным предприятием при принятии управленческих решений на основе методов системного подхода.
Система управления телекоммуникационной компанией характеризуется такими свойствами, как сложность, многокомпонентность, разнородность, стохастичность, множеством взаимодействующих связей между элементами всей системы управления.
Большинство сложностей по предоставлению телекоммуникационных услуг связано с получением точной и своевременной информации от всех участников процесса. Это требует координации действий различных подразделений телекоммуникационной компании.
По мере расширения масштабов предоставления телекоммуникационных услуг управление технологическим процессом становится достаточно сложной задачей. Работа с абонентами, установка оборудования и настройка технических и программных средств представляют собой сложный процесс, в который вовлечено большое количество персонала телекоммуникационного предприятия. Для эффективного предоставления телекоммуникационных услуг необходимо обеспечить согласованность их действий.
Современный подход в области управления экономическими объектами основан на организации деятельности в виде бизнес-процессов и заключается в выделении в организации сети процессов и управления этими процессами для достижения максимальной эффективности деятельности организации [6]. К основным процессам телекоммуникационного предприятия относятся процессы, необходимые для производства и реализации телекоммуникационных услуг. На рис. 1 представлена схема жизненного цикла телекоммуникационных услуг на основе стандарта 180-9004-1:1994.
/7
4. Приобретение технологического оборудования
5. Ввод
3. Планирование в эксплуатацию
и разработка услуг оборудования
2. Принятие решений о производстве телекоммуникационных услуг
і
1. Маркетинг и изучение конъюнктуры рынка
8. Принятие решений о снятия с производства телекоммуникационных услуг
9. Снятие услуги с производства
Рис. 1. Основные процессы на основе схемы жизненного цикла услуг телекоммуникационного предприятия по 180 9004-1: 1994
Однако 180 9004-1:1994 не позволяет отобразить взаимодействие между этими процессами. Для отображения взаимосвязи между процессами в организации целесообразно использовать схему IDF0, которая позволяет наглядно структурировать процессы организации и графически отобразить взаимодействие между ними. Особенно важно следующее: в нотации IDF0 при помощи специальных стрелок можно показывать управленческие воздействия, что дает возможность описывать систему управления процессами и организацией. В соответствии с нотацией IDF0 была построена детализированная диаграмма бизнес-процесса по предоставлению услуги подключения к сети Интернет (рис. 2).
Процессный подход в управлении организацией является одним из этапов создания системы поддержки принятия решений в управлении телекоммуникационным предприятием, который позволяет эффективно принимать управленческие решения при планировании и распределении ресурсов предприятия: трудовых, финансовых, технических и др.
Рис. 2. Детализированная диаграмма бизнес-процесса по предоставлению услуги доступа к сети Интернет
На основе детализированной диаграммы бизнес-процесса (рис. 2) разработана семантическая модель процесса предоставления телекоммуникационных услуг, описывающая предметную область объекта управления в виде кортежа
Р1 = <ВР, Ш, D, WR, ТО, FR> ,
где BR = {Ьг- \/ = 1 ... п} - множество бизнес процессов; Ш. - множество информационных потоков; D = Щ |/ = 1 ... m} - множество документов, й/ = { vJd, г] }, у3й - вид документа, г3й - реквизиты документа; WR = \к = 1.../} - множество трудовых ресурсов, Wk = { skw,qkw }, skw - вид
трудовых ресурсов, ^ - количество; ТО = {4 \2 = 1 ... р} - множество технологического оборудования, 4 = { gZ,Щ, е*г }, gzt - вид технологического оборудования, Щ - технические характеристики оборудования, е2г - количество единиц технологического оборудования; FR = {/ь \Ь = = 1 ... с} - множество финансовых ресурсов,/ь = {а^, о^ }, а^ - источник финансовых ресурсов, о^Ь - объем ресурса.
С целью повышения эффективности управления телекоммуникационным предприятием при принятии решений была разработана иерархическая структура целей управления телекоммуникационной компанией (рис. 3). Для определения иерархической системы целей телекоммуникационной компании проведен анализ внутренней и внешней среды компании. Анализ проводился на примере крупнейшего телекоммуникационного предприятия Астраханской области -Астраханского филиала ОАО «Ростелеком».
Структура дерева целей отражает структуру решаемой проблемы. Глобальная цель определяется наряду с целями других подразделений на основе глобальной цели управления организацией Q0 путем ее распределения по подразделениям или подсистемам в виде квот или долей в виде некоторой операции отображения
& }.
Обозначим глобальную цель как &0, набор локальных целей первого иерархического уровня - {&!}, второго - {&!} и т. д. Иерархическая структура целей в системе запишется так:
Оптимальное управление телекоммуникационной компанией (глобальная цель - 2°)
1. X ± ' г X X а
Управление стратегическим и биз-нес-планиро-
вание м ()
Определение стратегического направления развития бизнеса
Управление стратегическими рисками
(22)
Определение стратегий для функционирования бизнеса в случае сбоя в работе компании
Управление
эффектив-
ностью
компании
(23)
Проектирование, корректировка и оптимизация бизнес-процессов
Управление процессами исследований и разработки
(24)
Оценка новых возможностей для бизнеса
Управление
стратеги-
ческим
планирова-
ни ем (дЦ)
Разработка политики р азвития компании
Уп равление ра звитием бизнеса
( 212)
Определение новых се кторов операционной деятельности
Управление безопасностью (2^1)
Оценка угроз деятельности компании и обеспечение инструментов минимизации выявленных угроз
Управление архитектурой компани и ()
Развитие подразделе-ни й основного производства
Управление
гарантиро-
ванием
доходов
( 222 )
Формирование инструментов минимизации возможных утечек доходов
Управление и поддержка бизнес-процессов
. - А...
Управление деятельностью по проектированию и оптимизации бизнес-процессов
Планирование и установка приоритетов научно-исследовательских работ
Анализ
технологий
( 242 )
Управление техническим оснащением
( 233)
Контроль за состоянием рабочей среды
Управление исследованиями ( д411)
Мониторинг потенциала новых технологий для бизнеса
Управление финансами и
активами ()
Мониторинг и обслуживание инфраструктуры функционирования ресурсов
Требования к ресурсам
Управление
финансам
( 251)
Управление финансовыми аспектами деятельности компании
Управление
активами
( 252 )
Учет и управление материальными активами (недвижимость, оборудование и т. д.)
Управление
материально-
техническим
обеспечением,
( 253)
' "Контроль за " выполнением, материальнотехническим снабжением, логистикой, складским хранением, транспортировкой, управлением запасами
Управление
персоналом
(26)
Деятельность по управлению человеческими ресурсами
Требования
к
специалистам
Управление
кадровой
политикой
(26і)
Проведение мероприятий по развитию профессиональных навыков и знаний сотрудников в соответствии с потребностями бизнеса
Управление
организаци-
онной
структурой
(263 )
Проведение реорганизации организационной структуры компании
Рис. 3. Иерархическая структура целей телекоммуникационной компании
Предлагаемая структура целей управления телекоммуникационной компанией (рис. 3) показывает, что глобальной целью системы управления является оптимальное управление телекоммуникационным предприятием. Формирование глобальной цели состоит из шести локальных целей - Q0 = , Q2, Qз, Q4, QI5, Q6 }, где каждая из частных целей QIІ - цель некоторой под-
системы или некоторого подразделения организации. Каждую цель следует уточнить по типу конечного продукта Q1II, QI^, Q3I, Qf, Q1^, Q1l. Набор локальных целей сам имеет иерархическое строение и в той или иной степени соответствует общей иерархии в системе. Для любой из локальных целей можно указать, в какую цель более высокого уровня она входит.
Согласование локальных целей обычно является сложной, плохоформализуемой процедурой. Один из наиболее универсальных методов исследования сложных систем - системный подход [7], который позволяет свести задачу (или систему) высокой размерности к связанным (соединенным) по определенным правилам более простым задачам (подсистемам или блокам) [8].
Для формализации представления структуры всех разнородных ресурсов, включенных в кортеж Р1, предлагается использовать математическую модель на основе матрицы ресурсов, которая в общем виде имеет следующий вид:
Лі яи ... Л»
я Л22 ... Л»п
Л»-і,і : ^ ... Л»-1,п
Л»1 К 2 ... Л»п
Диагональные элементы матрицы отражают ресурсы RІj элементов множества Р1, недиагональные - ресурсы RjІ интерфейсов между этими элементами связей между ними, причем RІj ^ RjІ в общем случае. Естественно принять, что на диагонали представлены ресурсы только реальных элементов, т. е. ни один из диагональных элементов не равен нулю. Некоторые из недиагональных элементов вполне могут быть равными нулю.
Разработанная структура целей показывает, что глобальной целью является оптимальное управление телекоммуникационной компанией. Структура целей системы управления телекоммуникационной компанией уточнила значимые задачи, включающие оперативное управление стратегическим и бизнес-планированием, эффективностью компании и рисками, процессами исследований, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Математическая модель управления телекоммуникационной компанией может быть представлена в виде совокупности
МС = <ТС, 1ТС, ОТС, FTC, РУ>,
где ТС - объект моделирования (в данной модели под объектом моделирования рассматривается процесс управления телекоммуникационной компанией); 1ТС - входные параметры модели, которые включают параметры элементов семантической модели предоставления телекоммуникационных услуг; ОТС - выходные параметры (эффективные управленческие решения, целевая функция, минимизирующая трансформационные издержки); FTC - функция перевода (алгоритмы поиска оптимального решения по заданным критериям выбора); РУ - правила вывода. РУ = {Ы, рт, ss}, И - критерии информации, рт - правила менеджмента, ss - соответствие стандартам.
Заключение
Разработанные семантическая и математические модели, а также иерархическая структура целей позволяют перейти к созданию системы поддержки принятия решений для эффективного управления телекоммуникационной компанией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шуршев В. Ф. Опережающее управление социально-экономическими системами корпоративного типа / В. Ф. Шуршев, Н. П. Ганюкова // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. № 1. С. 23-27.
2. Демич О. В. Метод самоорганизации поиска и его применение для задачи принятия решения /
О. В. Демич, В. Ф. Шуршев // Системы управления и информационные технологии. 2005. № 3 (20). С. 14-16.
3. Квятковская И. Ю. Интегрированные механизмы информационной поддержки принятия решений крупномасштабной территориально-распределенной экономической системы / И. Ю. Квятковская,
В. Ф. Шуршев, К. И. Квятковский // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. 2010. Т. 4, № 2. С. 181-189.
4. Полумордвинова А. О. Информационная система поиска оптимального управленческого решения / А. О. Полумордвинова, И. Ю. Квятковская // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2009. № 2. С. 61-64.
5. Квятковская И. Ю. Формирование управленческих решений для социально-экономических систем в условиях слабой структурированности проблемы / И. Ю. Квятковская // Вестн. Сарат. гос. техн. унта. 2009. Т. 2, № 1. С. 219-227.
6. Самуйлов К. Е. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными компаниями / К. Е. Самуйлов, А. В. Чукарин, Н. В. Яркина. М.: Альпина Паблишерз, 2009. 442 с.
7. Чернышов В. Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / В. Н. Чернышов, А. В. Чернышов. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008. 96 с.
8. Клиер Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Дж. Клиер. М.: Радио и связь, 1990. 554 с.
REFERENCES
1. Shurshev V. F., Ganiukova N. P. Operezhaiushchee upravlenie sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami korporativnogo tipa [Advanced management of social and economic systems of corporate type]. Vestnik Astra-khanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Upravlenie, vychislitel’naia tekhnika i infor-matika, 2010, no. 1, pp. 23-27.
2. Demich O. V., Shurshev V. F. Metod samoorganizatsii poiska i ego primenenie dlia zadachi priniatiia resheniia [Method of self-organization of search and its application for the task of decision-making]. Sistemy upravleniia i informatsionnye tekhnologii, 2005, no. 3 (20), pp. 14-16.
3. Kviatkovskaia I. Iu., Shurshev V. F., Kviatkovskii K. I. Integrirovannye mekhanizmy informatsionnoi podderzhki priniatiia reshenii krupnomasshtabnoi territorial'no-raspredelennoi ekonomicheskoi sistemy [Integrated mechanisms of information support of decision-making of large-scale territory allocated economic system]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, vol. 4, no. 2, pp. 181-189.
4. Polumordvinova A. O., Kviatkovskaia I. Iu. Informatsionnaia sistema poiska optimal'nogo uprav-lencheskogo resheniia [Information system of search of optimal managerial decision]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2009, no. 2, pp. 61-64.
5. Kviatkovskaia I. Iu. Formirovanie upravlencheskikh reshenii dlia sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v usloviiakh slaboi strukturirovannosti problemy [Formation of managerial decisions for social and economic systems in conditions of poor problem statement]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta, 2009, vol. 2, no. 1, pp. 219-227.
6. Samuilov K. E., Chukarin A. V., Iarkina N. V. Biznes-protsessy i informatsionnye tekhnologii v uprav-lenii telekommunikatsionnymi kompaniiami [Business processes and information technologies in management of telecommunication companies]. Moscow, Al'pina Pablisherz, 2009. 442 p.
7. Chernyshov V. N., Chernyshov A. V. Teoriia sistem i sistemnyi analiz [Theory of systems and system analysis]. Tambov, Izd-vo TGTU, 2008. 96 p.
8. Klier Dzh. Sistemologiia. Avtomatizatsiia resheniia sistemnykh zadach [Systemology. Automation of system task solution]. Moscow, Radio i sviaz' Publ., 1990. 554 p.
Статья поступила в редакцию 23.12.2013
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Жирнова Алина Вадимовна - Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Прикладная информатика в экономике»; [email protected].
Girnova Alina Vadimovna - Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Applied Informatics in Economy"; [email protected].
Шуршев Валерий Фёдорович - Астраханский государственный технический университет; д-р техн. наук, профессор; профессор кафедры «Прикладная информатика в экономике»; [email protected].
Shurshev Valeriy Fedorovich - Astrakhan State Technical University; Doctor of Technical Sciences, Professor; Professor of the Department "Applied Informatics in Economy"; [email protected].