ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
INFORMATION SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
ЗОТОВ Владимир Борисович
Профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», доктор экономических наук, профессор
Vladimir B. ZOTOV
Professor of the Department of State and Municipal Management, State University of Management, Doctor of Economics, Professor
ПОЛЯКОВ Михаил Борисович
Доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», кандидат экономических наук
Mikhail B. POLYAKOV
Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, State University of Management, Candidate of Economic Sciences
БУГАКОВ Илья Алексеевич
Магистрант кафедры рекламы и связи с общественностью ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Ilya A. BUGAKOV
Undergraduate of the Department of Advertising and Public Relations, State University of Management
ЧАЖЕНГИН Павел Александрович
Студент Института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Pavel A. CHAZHENGIN
Student of the Institute of Public Administration and Law, State University of Management
АННОТАЦИЯ
В рамках данного исследования проведено изучение и анализ информационной поддержки деятельности некоммерческих организаций в России. Некоммерческий сектор является одним из основополагающих механизмов развития гражданского общества в стране. Государство и бизнес выделяют средства и ресурсы для развития социально ориентированных некоммерческих организаций, тем самым оказывая им большую поддержку. Одним из крупнейших направлений такой поддержки является помощь в информировании населения о деятельности некоммерческих организаций, привлечение добровольцев и волонтеров, формирования положительного образа восприятия таких организаций в глазах граждан. В данном научном исследовании рассмотрены и комплексно проанализированы способы, с помощью которых государство и бизнес оказывают информационную поддержку, приведены результаты всероссийского социологического исследования, проведенного авторами, на тему восприятия гражданами Российской Федерации образа некоммерческих организаций.
ABSTRACT
Within the framework of this study, the study and analysis of information support for the activities of non-profit organizations in Russia were carried out. The non-profit sector is one of the fundamental mechanisms for the development of civil society in the country. The government and business allocate funds and resources for the development of socially oriented non-profit organizations, thereby providing them with great support. One of the largest areas of such support is assistance in informing the public about the activities of non-profit organizations, attracting volunteers and volunteers, and forming a positive image of the perception of such organizations in the eyes of citizens. This scientific study examines and comprehensively analyzes the ways in which the state and business provide information support, and presents the results of an all-Russian sociological study conducted by the authors on the perception by citizens of the Russian Federation of the image of non-profit organizations.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческий сектор, информационная поддержка, государственная поддержка, развитие третьего сектора, гражданское общество, корпоративная социальная ответственность.
KEYWORDS: socially oriented non-profit organizations, non-profit sector, information support, government support, development of the third sector, civil society, corporate social responsibility.
Исследование проведено авторским коллективом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» в рамках реализации Научного гранта № 1004-23 на выполнение научно-исследовательской работы «Государственная политика в сфере поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций».
ВВЕДЕНИЕ
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации (далее - СОНКО), созданные в предусмотренных российским законодательством формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды общественно полезной деятельности. В последние годы существенно выросла государственная поддержка таких организаций. Например, с 2015 г. до 2020 г. наблюдается планомерный рост финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, после чего происходит резкий подъем вверх уровня финансирования, что говорит о высокой заинтересованности государства в поддержке СОНКО. Общий объем финансирования СОНКО за период с 2020 по 2022 гг. составил более 526,1 млрд. руб. на федеральном уровне (5,2 тыс. получателей субсидий) и более 215, 5 млрд. руб. (28,4 тыс. получателей субсидий) на региональном уровне.
Появление специализированных фондов, которые начали охватывать все больше некоммерческих организаций, включая их в свои конкурсные программы (в том числе Фонд президентских грантов, Российский фонд культуры, Президентский фонд культурных инициатив и др.), также говорит о существующем восходящем тренде на поддержку СОНКО. Деятельность фондов влияет не только на финансовую, но и на информационную поддержку. Информационные ресурсы в сети интернет, принадлежащие данным фондам, носят в том числе и характер агрегаторов услуг СОНКО и их проектов, задают наиболее актуальные направления для развития СОНКО. Информационная поддержка носит не менее важный характер в сравнении с другими формами государственной поддержки. Популяризация в обществе услуг, деятельности, достижений и возможностей СОНКО способствует стимулированию общественной поддержки таких организаций, и как следствие является ключом к решению многих проблем, связанных с продвижением идей сильного гражданского общества, вовлечением разных пластов общества в добровольческую и благотворительную деятельность. Вышесказанным подтверждается актуальность проведенного исследования, ориентированного на изучение мер информационной поддержки СОНКО в Российской Федерации.
Целью исследования является рассмотрение способов и направлений оказания информационной поддержки СОНКО в России (в том числе оказываемой государством и бизнесом), эффективности существующих механизмов на основе анализа восприятия таких организаций населением для формулирования актуальных предложений по развитию информационно-аналитической поддержки в России. Основной задачей научного исследования выступили анализ информационной поддержки СОНКО в Российской Федерации со стороны государства, анализ информационной поддержки НКО в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации, а также рассмотрение основных результатов социологического опроса граждан в рамках восприятия обществом деятельности НКО.
В качестве основных методов исследования использовались:
- специальные: всероссийский социологический опрос населения на тему восприятия гражданами России государственной политики в сфере поддержки и развития социально-ориентированных некоммерческих организаций (1600 респондентов от 18 лет, репрезентирующей население Российской Федерации по полу, возрасту, типу населенного пункта. В выборочную совокупность вошло большинство субъектов России). Опрос был реализован в форме анкетирования с помощью средств сети интернет.
- общенаучные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Информационной базой исследования выступили статистические данные Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, государственных фондов и иных организаций.
Вопросам изучения информационной поддержки некоммерческого сектора занимаются разные исследователи. Анненкова А.Н. в своем исследовании рассмотрела вопросы информационной поддержки деятельности СОНКО со стороны средств массовой информации , Д. Г. Саитова и Д. А. Храмцов в своей статье посвятили вопросы изучения информационной поддержки СОНКО в социальных сетях. А. Ю. Внутских вместе с коллективом авторов была рассмотрена специфика современных практик социально ориентированных некоммерческих организаций, в т.ч. в рамках развития информационного освещения деятельности таких НКО. В своем исследовании коллектив авторов В.Ю. Кулькова, О.В. Рудакова, Н.В. Мироненко сделали вывод о том, что информационная поддержка СОНКО является одним из направлений стимулирования развития этого института гражданского общества, а также изучили организационно-информационную поддержку деятельности СОНКО в России.
Однако несмотря на большое количество научных статей, посвященных формам государственной поддержки некоммерческого сектора, актуального (по состоянию на первый квартал 2024 г.) комплексного анализа состояния сферы информационной поддержки СОНКО в России не проводилось.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема, рассматриваемая в данной работе, заключается в необходимости анализа эффективности мер существующей информационной поддержки со стороны государства и бизнеса всего некоммерческого сектора, в особенности СОНКО. «Третий сектор» располагает инструментами для достижения идей гражданского общества, которые тесно связаны с общественными благами. Но для удовлетворения всех социально-значимых нужд необходимо развивать информационно-коммуникативный взаимообмен между некоммерческим сектором и теми, кто эти блага будет получать. В условиях повсеместной цифровизации развитие информационной среды происходит ускоренными шагами – появляются новые способы для информационной поддержки, некоторые из существующих способов устаревают. Данное исследование направлено на комплексный анализ сферы информационной поддержки НКО для выявления актуальных тенденций по ее развитию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Анализ информационной поддержки СОНКО в Российской Федерации со стороны государства.
Первостепенно информационная поддержка исходит от организационных мероприятий, которые держатся на двух столпах: институциональный и инфраструктурный. Говоря об институциональном уровне, мы имеем ввиду помощь, которая напрямую связана с организационно-правовой формой, например, базовая поддержка, - регистрация организации. Инфраструктурная же выступает неким проводником, как наша кровеносная система, без которой невозможно выстроить надлежащую коммуникацию между важными элементами. Основываясь на Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», можно выявить, что информационная поддержка СОНКО складывается из различных факторов, например: содействие в повышении квалификации работников, а также волонтеров; обеспечение социальной рекламой (на безвозмездной основе); создание и продвижение веб-страницы и т.д. Ниже комплексно приведена наиболее важная информация об информационной поддержке СОНКО в Российской Федерации на федеральном уровне.
Инфраструктура информационной поддержки НКО на федеральном уровне представляет собой систему информационных ресурсов, созданных для информирования представителей НКО о мерах поддержки, грантовых конкурсах и специализированных мероприятиях для «третьего сектора» в рамках социально ориентированных проектов, а также для обучения персонала НКО.
Основным ресурсом в рамках информационной поддержки деятельности некоммерческих организаций является Единая автоматизированная информационная система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (АИС СО НКО), разработанная в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Министерством экономического развития Российской Федерации. Открытые данные указанного ресурса размещены на специальном портале https://nko.economy.gov.ru/. АИС СО НКО была разработана специально для обеспечения открытости и прозрачности системы государственной поддержки некоммерческих организаций на федеральном и региональном уровне. На сегодняшний день, данный информационный ресурс является ключевым источником данных о состоянии дел СОНКО и развития отрасли, а также о реализации государственной политики в области поддержки и развития социального ориентированных НКО.
Вторым по значимости и объему профильной для НКО информации в России порталом является информационный ресурс Фонда президентских грантов - https://президентскиегранты.рф/. Указанный информационный ресурс объединяет в себе не только справочную информацию о заявках и победителях проводимых Фондом президентских грантов конкурсов, но также включает в себя лучшие практики в сфере реализации социально значимых проектов, обучающие материалы для работников НКО, а также большой объем региональных данных, которые ориентированы на деятельность и поддержку СОНКО.
В январе 2024 года был введен в эксплуатацию новый информационный ресурс - https://нко.рф/ - Интерактивная информационно-коммуникационная платформа «НКО.РФ» – совместный проект Ассоциации составителей рейтингов и Общественной палаты Российской Федерации, который реализуется в партнерстве с рейтинговым агентством «РАЭКС» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Новый информационный портал объединил в себя несколько ключевых блоков, в т.ч. навигатор по мерам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, карточки с профилями российских регионов, рейтинг «Регион. НКО», рейтинг благотворительных НКО, инструменты обратной связи между получателями и провайдерами поддержки, предоставляемой СО НКО и др.
Кроме того, в рамках реализации Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в 2018 году на базе информационного портала https://dobro.ru/ была организована работа Единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства). На сегодняшний день указанный портал является крупнейшей в мире экосистемой ресурсов для поддержки социально значимых инициатив и волонтерской деятельности.
Кроме того площадками для информационной поддержки некоммерческого сектора в России являются также официальные интернет-порталы Российского фонда культуры https://rcfoundation.ru/ и Президентского фонда культурных инициатив https://фондкультурныхинициатив.рф/.
Однако несмотря на довольно большой объем информационных ресурсов на федеральном уровне, направленных на поддержку некоммерческого сектора, сегодня наблюдается дефицит информационных площадок, направленных на продвижение и популяризацию услуг СОНКО, реализуемых в рамках грантовых инициатив или уставной деятельности организаций (социальный маркетплейс).
2. Анализ информационной поддержки НКО в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации
Под корпоративной социальной ответственностью (КСО) подразумевают добровольное решение компании участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Все больше людей, заинтересованных в развитии бизнеса, обращаются к КСО, говоря о нём как о долге, подкрепленным большой ответственностью перед гражданами государства. Обращаясь к литературе, ясно, что КСО все больше популяризируется в нашей стране, об этом свидетельствуют данные индекса цитируемости. Начиная с 1991 года он составлял не более 0,02%, в 2004 г. – 0,2%, а за последующие годы он увеличился в десятки раз. Государственная поддержка действительно необходима для СОНКО, но когда свои ресурсы, направленные на решение социальных проблем, дополнительно выделяет коммерческий сектор, то эффективность данных мероприятий возрастает кратно.
Переводя все вышесказанное на тему исследования то получим, что основным показателем, отражающим вовлеченность бизнеса в деятельность некоммерческих организаций, а также в общественно значимые проблемы, является корпоративная социальная ответственность.
Анализ данного блока будет производиться на основе ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», проводимого Ассоциацией грантодающих организаций «Форум Доноров» . Основой целью проекта является выявление лучших образцов социальных программ и распространение информации о корпоративной благотворительности / социальных инвестициях в бизнес-среде и в обществе в целом .
Рисунок 1. Информация о количестве участников, а также выделенных ими средств на благотворительность и социальную поддержку. Составлен авторами на основе данных Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» на интернет-портале https://www.donorsforum.ru/projects/lkb/
Данные на рисунке 1 фиксируют восходящий тренд по количеству выделяемых средств. За рассматриваемый период компании выделили свыше 737 млрд. рублей, если говорить о динамике, то разница между 2014 годом и 2023 годом составила 163 млрд. руб. в абсолютном выражении, или 1 581% в относительном. Однако если анализировать данные по организациям-участникам, то следует отметить тот факт, что на протяжении 6 лет (с 2015 по 2020 гг.) количество участников постепенно сокращалось, и несмотря на высокие показатели в 2021 году, с 2022 года их число стабилизировалось в диапазоне 39-43.
Рисунок 2. Инструменты корпоративной благотворительности, 2022 – 2023 гг. (компании-респонденты могли выбирать более одного варианта). Составлен авторами на основе ежегодных результатов исследования, публикуемых Ассоциацией грантодающих организаций «Форум Доноров» на интернет-портале https://www.donorsforum.ru/projects/lkb/
На рисунке 2 видно, что наиболее значимым для компаний инструментом корпоративной благотворительности является корпоративное волонтерство, их значения стремятся к максимальной отметке от года к году, далее, по значимости, идут Pro bono (65% и 64%), сбор частных пожертвований (67% и 72%), а также предоставление бесплатных товаров / услуг (65% и 54%). Изучаемый нами объект – информационная поддержка – оказалась в списке самых не востребованных инструментов ведения благотворительной деятельности. Однако, если распределить все указанные инструменты по основным формам поддержки СОНКО в России, то получим следующие результаты:
• Финансовая поддержка. К финансовой поддержке можно отнести такие инструменты, как сбор частных пожертвований, сбор сторонних частных пожертвований, развитие малого предпринимательства.
• Имущественная поддержка. К данной форме поддержке можно отнести: безвозмездное пользование собственностью компании, раздельный сбор мусора, предоставление бесплатных товаров / услуг.
• Информационная поддержка. В данную форму поддержки войдут: информационная поддержка и социально ориентированный маркетинг.
• Консультационная поддержка. В консультационную поддержку войдет Pro bono.
• Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд СОНКО. В эту форму смогут войти: корпоративное волонтерство, донорство крови сотрудниками и партнерами.
На основе представленных данных имеем следующие показатели
Рисунок 3. Распределение инструментов корпоративной благотворительности по формам поддержки СОНКО в России. Составлен авторами на основе ежегодных результатов исследования, публикуемых Ассоциацией грантодающих организаций «Форум Доноров» на интернет-портале https://www.donorsforum.ru/projects/lkb/
Рисунок 3 демонстрирует нам более четкую картину уровня информационной поддержки со стороны коммерческого сектора. Видно, что она базируется на самом низком уровне из всех перечисленных (41% и 37% соответственно), что доказывает недостаточную развитость данного инструмента.
3. Результаты всероссийского социологического исследования.
В ходе опроса граждан Российской Федерации в возрасте от 18 лет (1 600 респондентов), проведенного авторами в рамках научного гранта молодых ученых Государственного университета управления, на тему «Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций», проходившем 28 ноября – 6 декабря 2023 года, были выявлены следующие основные тенденции.
Рисунок 4. Результаты опроса по вопросу «Приходилось ли вам когда-нибудь сталкиваться с деятельностью благотворительных или общественных некоммерческих организаций?» (вопрос с множественным выбором ответа), %. Составлен авторами на основе результатов исследования (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024)
Рассматривая аспект осведомленности более детально, становится заметно, что почти 1/5 часть респондентов никак не осведомлены о деятельности некоммерческих организаций в их регионах – отвечая на вопрос об известных респондентам видах деятельности СОНКО вариант «Ничего из списка» выбрали 16,9% от общего количества опрошенных (рисунок 4). Наиболее популярными направлениями, о которых осведомлены респонденты оказались помощь инвалидам и ветеранам (32,2% и 30,8% соответственно) (рисунок 5).
Рисунок 5. Результаты опроса по вопросу «О деятельности каких благотворительных или общественных организаций в вашем регионе или городе вы осведомлены?», (вопрос с множественным выбором ответа), %. Составлен авторами на основе результатов исследования (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024)
Авторский коллектив считает данные, представленные на рисунках 5 и 6, наиболее важными показателями, полученными в ходе исследования. Они в достаточной мере отражают не только качество, но и уровень коммуникации местных организаций с населением. Все это может поспособствовать в дальнейшей работе, проводимой органами власти субъектов Российской Федерации при реализации государственной политики в области поддержки некоммерческого сектора.
На рисунке 6 представлены общие результаты по осведомленности граждан Российской Федерации о деятельности и услугах СОНКО в их регионах. Анализируя и комментируя полученные данные, можно сказать, что уровень желания граждан быть осведомленными о проводимой такими организациями в их городе или регионе работе находится на очень высоком уровне. Из всех 1600 респондентов лишь 63 человека отметили, что достаточно осведомлены о деятельности СОНКО. Проведение ряда различных информационно-коммуникативных мероприятий могло бы способствовать увеличению интереса жителей к проблемам внутри своего города или региона. Ведь большинство гражданских инициатив направлены на решение внутренних социальных проблем.
Любая поддержка подобных организаций сможет поспособствовать не только культурному, образовательному или спортивному обогащению, но и повлиять на укрепление гражданской позиции, патриотизма и здоровья нации.
Рисунок 6. Результаты опроса по вопросу «Достаточно ли вы осведомлены о деятельности и услугах благотворительных и общественных организаций в вашем городе или регионе?» (вопрос с одиночным выбором ответа), %. Составлен авторами на основе результатов исследования (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024)
На вопрос об участии в деятельности СОНКО большинство (77,4% респондентов) выражают заинтересованность в дальнейшей поддержке третьего сектора (рисунок 7). Также результат ответов на этот вопрос говорит о существовании запроса у общества на занятие общественно-полезной деятельностью в целом. Наличие такого желания является показателем актуальности продолжения информирования общества о деятельности СОНКО.
Рисунок 7. Результаты опроса по вопросу «Хотели бы вы в дальнейшем принять участие в какой-либо благотворительной или общественно-полезной деятельности?» (вопрос с одиночным выбором ответа), %. Составлен авторами на основе результатов исследования (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024)
Поощрение волонтерской и благотворительной деятельности (64,6%), а также финансовая поддержка (49,4%) в глазах граждан выглядят наиболее важными видами государственной поддержки. Тем не менее, разница с другими вариантами ответов в % проголосовавших небольшая. По мнению 40,7% граждан (рисунок 8) государство должно оказывать информационную поддержку для широкого освещения деятельности и предоставляемых социальных услуг СОНКО. Такой результат говорит о том, что внимание государства должно быть направленно в том числе и на эту функцию. Ответы на данный вопрос в целом отражают то, что все виды государственной поддержки являются важными функциями государства (Оказание имущественной поддержки для реализации социальных проектов – 39,4%, льготное налогообложение для СОНКО - 37,2%).
Рисунок 8. Результаты опроса по вопросу «Как вы считаете, какова должна быть роль государства в рамках развития некоммерческого (благотворительного) сектора в России?» (вопрос с множественным выбором ответа), %. Составлен авторами на основе результатов исследования (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024)
В основном осведомленные (27,1% от общего количества) респонденты указали, что знают о каких-либо мерах поддержки только на отдельном примере (23,2%), что говорит об очень низком уровне осведомленности (рисунок 9). Показатель осведомленности в целом о деятельности общественных некоммерческих организаций тоже невысок (всего 22,8% осведомленных). На основе этих данных, учитывая перечень тех льгот, грантов и иных мер поддержки, оказываемых государством СОНКО уже сейчас, можно сделать вывод, что роль государства в оказании информационной поддержки недооценена. Данная картина отражает нехватку информирования государством граждан о существующих мерах поддержки, необходимость проведения информационных мероприятий в том числе и по просвещению в сфере существующих мер поддержки.
Рисунок 9. Результаты опроса по вопросу «Известно ли вам о мерах поддержки некоммерческого сектора в России?» (вопрос с одиночным выбором ответа),%. Составлен авторами на основе результатов исследования (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ/ВЫВОДЫ.
В рамках проведенного исследования авторских коллектив сделал следующие выводы.
1. Система информационной поддержки некоммерческого сектора находится в стадии становления. Несмотря на высокие результаты, достигнутые в разработке государственными институтами информационных порталов по деятельности некоммерческого сектора, уровень осведомленности населения о деятельности таких организаций находится на низком уровне и требуется время для преодоления инертности в данном вопросе.
2. Созданные информационные порталы на федеральном уровне переходят от функции «информирование» к функции «вовлечение» и «поддержка». Однако при разработке государственной политики в сфере информационной поддержки деятельности некоммерческих организаций следует предусмотреть возможность создания информационных площадок, направленных на продвижение и популяризацию услуг СОНКО, реализуемых в рамках грантовых инициатив или уставной деятельности организаций (социальный маркетплейс).
3. Фиксируется подъем интереса бизнеса к социально значимым инициативам и соответственно рост финансовой, имущественной и иных форм поддержки СОНКО. Однако несмотря на интерес к данному вопросу, исследовательская работа продемонстрировала наиболее всотребованные инструменты поддержки некоммерческого сектора, среди которых информационная поддержка находится на достаточно низком уровне.
4. На данный момент отсутствует система консультационной поддержки некоммерческих организаций в режиме онлайн, что значительно могло расширить доступ представителей «третьего сектора» к возможностям, которые предоставляет государство для развития своей организации и реализации социально значимых инициатив.
5. Информационная поддержка является важным направлением развития социально ориентированных некоммерческих организаций, без нее невозможна системная работа по увеличению уровня информированности населения о деятельности и услугах таких организаций.
Библиографический список
1. Анненкова, Н. А. Проблема информационной поддержки деятельности НКО в Оренбуржье: барьеры и точки роста / Н. А. Анненкова // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, будущее : Cборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области, Оренбург, 21–22 ноября 2019 года. – Оренбург: ООО "Фронтир", 2019. – С. 207-209. – EDN AQKYDJ.
2. Бугаков, И. А. Финансовая поддержка некоммерческого сектора в Российской Федерации / И. А. Бугаков, М. Б. Поляков, Д. А. Чаженгин // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 11(187). – С. 206-213. – DOI 10.24158/tipor.2023.11.25. – EDN IKUALI.
3. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 338 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17263-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535875 (дата обращения: 09.04.2024).
4. Государственная политика в области поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций / И. И. Алексеева, А. К. Бикманова [и др.]. – Москва : Издательство "Знание-М", 2023. – 178 с. – ISBN 978-5-00187-718-9. – EDN HPXUXX.
5. Доклад «О поддержке и развитии СОНКО в Российской Федерации за 2020–2022 гг.» / Портал Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-podderzhke-i-razvitii-sonko-v-rf-za-2020-2022-gg.pdf (дата обращения: 09.04.2024).
6. Кулькова, В. Ю. Организационно-информационная поддержка деятельности СО НКО в Российской Федерации и Республике Татарстан / В. Ю. Кулькова, О. В. Рудакова, Н. В. Мироненко // Вестник ОрелГИЭТ. – 2012. – № 2(20). – С. 165-170. – EDN PKINPX.
7. Саитова, Д. Г. Информационная поддержка социально ориентированных НКО Свердловской области в социальных сетях / Д. Г. Саитова, Д. А. Храмцов // Демографические факторы адаптации населения к глобальным социально-экономическим вызовам : Сборник научных статей / Редакторы О.А. Козлова [и др.]. – Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2023. – С. 359-370. – DOI 10.17059/udf-2023-4-2. – EDN TRQGEO.
8. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024621074 Российская Федерация. Восприятие обществом деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (результаты исследования) : № 2024620626 : заявл. 22.02.2024 : опубл. 11.03.2024 / М. Б. Поляков, С. В. Чуев, П. А. Чаженгин [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет управления". – EDN BXCQAJ.
9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021680370 Российская Федерация. Единая автоматизированная информационная система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (АИС СО НКО) : № 2021680055 : заявл. 07.12.2021 : опубл. 09.12.2021 ; заявитель Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство экономического развития Российской Федерации. – EDN CPJLJQ.
10. Социальные предприятия и СО НКО в Пермском крае: проблемы и перспективы развития / А. Ю. Внутских, С. Е. Гасумова, М. М. Иванова [и др.] // Журнал исследований социальной политики. – 2021. – Т. 19, № 1. – С. 166-176. – DOI 10.17323/727-0634-2021-19-1-166-176. – EDN HNILXX.
11. Тульчинский, Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности : учебник и практикум для вузов / Г. Л. Тульчинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 338 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03469-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536060 (дата обращения: 31.03.2024).
References
1. Annenkova, N. A. Problema informacionnoj podderzhki deyatel'nosti NKO v Orenburzh'e: bar'ery i tochki rosta / N. A. Annenkova // Orenburgskie gorizonty: proshloe, nastoyashchee, budushchee : Cbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 275-letiyu Orenburgskoj gubernii i 85-letiyu Orenburgskoj oblasti, Orenburg, 21–22 noyabrya 2019 goda. – Orenburg: OOO \"Frontir\", 2019. – S. 207-209. – EDN AQKYDJ.
2. Bugakov, I. A. Finansovaya podderzhka nekommercheskogo sektora v Rossijskoj Federacii / I. A. Bugakov, M. B. Polyakov, D. A. Chazhengin // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. – 2023. – № 11(187). – S. 206-213. – DOI 10.24158/tipor.2023.11.25. – EDN IKUALI.
3. Voskolovich, N. A. Ekonomika, organizaciya i upravlenie obshchestvennym sektorom : uchebnik i praktikum dlya vuzov / N. A. Voskolovich, E. N. Zhil'cov, S. D. Enikeeva ; pod obshchej redakciej N. A. Voskolovich. — 3-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2024. — 338 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-17263-8. — Tekst : elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma Yurajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/535875 (data obrashcheniya: 09.04.2024).
4. Gosudarstvennaya politika v oblasti podderzhki i razvitiya social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij / I. I. Alekseeva, A. K. Bikmanova [i dr.]. – Moskva : Izdatel'stvo \"Znanie-M\", 2023. – 178 s. – ISBN 978-5-00187-718-9. – EDN HPXUXX.
5. Doklad «O podderzhke i razvitii SONKO v Rossijskoj Federacii za 2020–2022 gg.» / Portal Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-podderzhke-i-razvitii-sonko-v-rf-za-2020-2022-gg.pdf (data obrashcheniya: 09.04.2024).
6. Kul'kova, V. Yu. Organizacionno-informacionnaya podderzhka deyatel'nosti SO NKO v Rossijskoj Federacii i Respublike Tatarstan / V. Yu. Kul'kova, O. V. Rudakova, N. V. Mironenko // Vestnik OrelGIET. – 2012. – № 2(20). – S. 165-170. – EDN PKINPX.
7. Saitova, D. G. Informacionnaya podderzhka social'no orientirovannyh NKO Sverdlovskoj oblasti v social'nyh setyah / D. G. Saitova, D. A. Hramcov // Demograficheskie faktory adaptacii naseleniya k global'nym social'no-ekonomicheskim vyzovam : Sbornik nauchnyh statej / Redaktory O.A. Kozlova [i dr.]. – Ekaterinburg : Institut ekonomiki Ural'skogo otdeleniya RAN, 2023. – S. 359-370. – DOI 10.17059/udf-2023-4-2. – EDN TRQGEO.
8. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii bazy dannyh № 2024621074 Rossijskaya Federaciya. Vospriyatie obshchestvom deyatel'nosti social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij (rezul'taty issledovaniya) : № 2024620626 : zayavl. 22.02.2024 : opubl. 11.03.2024 / M. B. Polyakov, S. V. Chuev, P. A. Chazhengin [i dr.] ; zayavitel' Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya \"Gosudarstvennyj universitet upravleniya\". – EDN BXCQAJ.
9. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya EVM № 2021680370 Rossijskaya Federaciya. Edinaya avtomatizirovannaya informacionnaya sistema podderzhki social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij (AIS SO NKO) : № 2021680055 : zayavl. 07.12.2021 : opubl. 09.12.2021 ; zayavitel' Rossijskaya Federaciya, ot imeni kotoroj vystupaet Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. – EDN CPJLJQ.
10. Social'nye predpriyatiya i SO NKO v Permskom krae: problemy i perspektivy razvitiya / A. Yu. Vnutskih, S. E. Gasumova, M. M. Ivanova [i dr.] // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. – 2021. – T. 19, № 1. – S. 166-176. – DOI 10.17323/727-0634-2021-19-1-166-176. – EDN HNILXX.
11. Tul'chinskij, G. L. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': tekhnologii i ocenka effektivnosti : uchebnik i praktikum dlya vuzov / G. L. Tul'chinskij. — Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2024. — 338 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-03469-1. — Tekst : elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma Yurajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/536060 (data obrashcheniya: 31.03.2024).
Контактная информация / Contact information
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления».
109542, Москва, Рязанский проспект, 99
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «State University of Management».
99 Ryazansky Prospekt, Moscow, 109542
Зотов Владимир Борисович / Vladimir B. Zotov
zotov-vladimir@yandex.ru
Поляков Михаил Борисович / Mikhail B. Polyakov
polyakov-mb@mail.ru
Бугаков Илья Алексеевич / Ilya A. Bulgakov
ilya.bugakov01@gmail.com
Чаженгин Павел Александрович / Pavel A. Chazhengin
addonpo@yandex.ru