Научная статья на тему 'Информационная парадигма национальной культуры'

Информационная парадигма национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная парадигма национальной культуры»

ленный «волей» и «сущностью» и ориентированный вечными идеями и ценностями, стал стремительно «закатываться за горизонт», а взамен его взошло нечто новое, «что уже и светилом назвать нельзя», ибо это «нечто аморфное, незаметное и всепроникающее», как сама повседневность. Конечно, глубокие изменения в мышлении, происходящие в жизнедеятельности современного человека, вызваны социальными и гносеологическими причинами. Осмысливая эти глобальные интеллектуальные трансформации, постмодернистская философия встает в оппозицию к существующей социальной действительности и ее ценностям.

Итак, компьютерная революция, порожденная возникновением высоких и, прежде всего, информационных технологий, оказалась не этапом в поступательном развитии глобальной сверхсистемы, а, как точно замечает А. И. Ракитов, суммарным индикатором перехода к принципиально новому цивилизационному состоянию, следовательно, и к изменению содержания и статуса этнических, профессиональных, локальных и региональных культур всех уровней, притом в глобальном масштабе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

В. М. Резонова,

доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Информационная парадигма национальной культуры

Вопросы культурной реабилитации и выбора путей дальнейшего развития культуры сегодня актуальны для всех народов Российской Федерации. Однако культурное возрождение — это не только возвращение к культурным истокам и восстановление традиционных культурных норм и типов социального поведения, но и сознательное преодоление культурной замкнутости, возможность самоопределения в пределах мировой, а не локальной культуры. Это не грозит потерей национальной специфики, поскольку специфика и уникальность могут сохраниться только в рамках мировой (межнациональной) кооперации благодаря отказу от исторической инерции и переходу к активному движению вперед.

186

Круглый стол

Базовыми положениями государственной национально-культурной политики являются процессы становления и развития национальных информационных институтов, призванных не только сохранять памятники духовной и материальной культуры, но и поддерживать, углублять эти процессы, способствовать плодотворному взаимодействию национальных культур.

Современным национальным информационным центрам предстоит функционировать в новой коммуникативной ситуации, обусловленной глобальным процессом информатизации общества. Осуществление ими мемориальной функции формирует надежную документальную основу совершенствования информационной деятельности, содействующей духовному, социальному и экономическому развитию республик и направленной на организацию единого информационного пространства.

Реализация типологической социокультурной функции национальных информационных центров связана с их деятельностью по построению достоверной информационной модели национальной культуры. Над созданием этой модели или ее отдельных функциональных блоков работают все национальные информационные центры России.

Информационная модель национальной культуры складывается из четырех основных элементов: национальная библиография, учитывающая согласованное развитие двух ее функциональных звеньев — ретроспективный национальный библиографичный репертуар и текущий учет национального документального потока; национальная система сводных электронных каталогов как гарант обеспечения всеобщего доступа к национальным информационным ресурсам и обмена информацией на межрегиональном и международном уровнях; реорганизованная система краеведческой библиографии, определение ядра фонда краеведческой литературы, а также развитие библиографической специализации, ориентируемой на обеспечение гуманитарно-культурологических проблем с учетом национального опыта их решения; оперативный информационно-коммуникативный блок содействия развитию культуры как коренного этноса, так и национально-территориального образования в целом, отражающий динамику и современные тенденции национального культурного процесса.

В законченном виде эта информационная модель позволит, во-первых, зафиксировать исторический путь национальной

документальной культуры, во-вторых, реконструировать в различных аспектах (историко-генетическом, предметно-содержательном и др.) развитие национального культурного процесса. Результатом этого будет установление необходимых отношений между национальными информационными ресурсами и их потребителями. Воссоздание целостной картины развития национальной культуры во всем ее многообразии, единстве прошлого и настоящего возможно в процессе согласованного функционирования рассмотренных блоков информационной модели.

Н. И. Воронина,

заведующая кафедрой культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор

Финно-угорский регион как полиэтническое общество1

Полиэтническое общество сегодня в едином информационном пространстве финно-угорских регионов — это столкновение разных культур, менталитетов, религий, языков, традиций. В то же время это самостоятельное уникальное явление, представляющее универсальный и теоретический интерес для комплексного гуманитарного знания. Для нового научного измерения этого феномена необходимо, во-первых, рассмотреть культуру этноса; во-вторых, детально проанализировать повседневность полиэтнического общества в финно-угорском пространстве, которая снабжает человека системой смыслов для ориентации в этом пространстве; в-третьих, исследовать структурно-функциональные характеристики адаптации и самоидентификации этночеловека в этих условиях, т. е. осознанное принятие культуры и культурной идентичности; в-четвертых, создать базовую культурологическую модель существования полиэтнического общества и этночеловека.

Культура этносов в регионе несет в себе обычаи предков. Ее своеобразие проявляется в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура — исходный базис национальной культуры, источник народного языка, который в национальной культуре становится литературным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.