Научная статья на тему 'Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационнопсихологических условиях с использованием компьютерных технологий'

Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационнопсихологических условиях с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ / РЕАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ / ТАКТИЧЕСКОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ / ВАРИАНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колосов Сергей Викторович

В статье рассмотрены вопросы применения компьютерных технологий для определения уровня готовности летного состава (штурманов) к выполнению поставленной задачи и информационной оценки действий экипажа информационно-психологических условиях. Компьютерные тренажеры используются для индивидуальной подготовки штурмана, с последующей подготовкой на комплексных тренажерах в составе экипажа. Исследование позволило решить комплексную задачу подготовки штурмана оценить уровень готовности к выполнению поставленных задач, моделирование условий их выполнения и оценить действия отдельного штурмана и экипажа в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Колосов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационнопсихологических условиях с использованием компьютерных технологий»

Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационно-психологических условиях с использованием компьютерных технологий

Колосов Сергей Викторович

кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры связи, ЮжноУральский государственный университет

В статье рассмотрены вопросы применения компьютерных технологий для определения уровня готовности летного состава (штурманов) к выполнению поставленной задачи и информационной оценки действий экипажа информационно-психологических условиях. Компьютерные тренажеры используются для индивидуальной подготовки штурмана, с последующей подготовкой на комплексных тренажерах в составе экипажа. Исследование позволило решить комплексную задачу подготовки штурмана - оценить уровень готовности к выполнению поставленных задач, моделирование условий их выполнения и оценить действия отдельного штурмана и экипажа в целом. Ключевые слова: уровень готовности, реальный полет, тактическое маневрирование, вариант выполнения задачи.

О ы

а

а

«

а б

Актуальность данного исследования определяется особенностями подготовки летного состава (штурманов), широким спектром выполняемых задач и темпами развития компьютерных технологий. Это отражается в настоящее время на тактико-специальной подготовке штурманов ВВС в информационно-психологических условиях. В авиационных вузах информационная и психологическая составляющие подготовки штурмана-специалиста изучаются в отдельных учебных дисциплинах, и междисциплинарные связи не охватывают всего комплекса выполняемых ими задач. С целью устранения недостатков в подготовке к выполнению поставленных задач и объективной оценки уровня готовности нами создана компьютерная программа «Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационно-психологических условиях».

Целевая установка программы - оценить качество выполнения поставленной задачи в информационно-психологических условиях и определить уровень готовности летного состава к выполнению реального полета.

Программа позволяет решать следующие задачи:

• проверить уровень подготовки штурмана по этапам реального полета;

• рассчитать вероятность преодоления противодействия имитируемой системы «противника»;

• моделировать условия выполнения полетного задания;

• оценивать навыки штурмана;

• наглядно представить расчета необходимых тренировок графически.

Порядок работы с программой:

1. Ввод исходных данных:

задать условия полета, которые, максимально приближенны к реальной тактической обстановке, после обработки показывается вероятность выполнения полета в зависимости от количества самолетов «противника» и на экран выводится оценка за полет.

2. Назначение кнопок:

ТМ - тактическое маневрирование, используются основные виды маневра «змейка» и «ножницы»;

САП - станция активных помех;

СП - самолеты прикрытия, размещаются в общей группе при выполнении поставленной задачи на заданных интервалах и дистанциях;

АПП - автомат постановки помех, штатные средства самолетов основной группы.

ТМ (Рис.1):

- «змейка» - для данного маневра указывается количество самолетов от 1 до 18 (как правило, штатное количество самолетов части);

- «ножницы» - для данного маневра указывается количество самолетов от 1 до 18 (как правило, штатное количество самолетов части).

Штурман может выбрать наиболее эффективный маневр со своим уникальным коэффициентом значимости, чтобы увеличить вероятность положительного исхода в зависимости от поставленной задачи.

Рис. 1. Тактическое маневрирование.

^ Ипфорыдчиоппд* йчеиы выполнении пштмлекний задачи —ОХ

Рис. 2. Количество станций активных помех.

о ы

а

а

«

а б

САП (Рис. 2):

Штурман задает количество станций активных помех соответствующее фактическому количеству установленных на самолетах, которое при выполнении тактического маневрирования («змейка» или «ножницы») будет использоваться для подавления радиоэлектронных средств (РЭС) «противника». В данной задаче САП для двух маневров задается в исходном коде программы.

СП (Рис. 3):

- «змейка» - для данного маневра указывается количество самолетов от 1 до 18;

- «ножницы» - для данного маневра указывается количество самолетов от 1 до 18.

Штурман задает количество самолетов, которое, по его мнению, приведет к максимально эффективному положительному исходу.

Рис. 3. Количество самолетов прикрытия.

Рис. 4. Количество пиропатронов.

АПП (Рис. 4):

- ППИ 1 - 16 - указывается количество инфракрасных пиропатронов, снаряженное для выполнения задачи;

- ПРП 1 - 32 - указывается количество проти-ворадиолокационных пиропатронов, снаряженное для выполнения задачи.

Штурман выбирает наиболее эффективное количество пиропатронов, которое он считает

нужным для эффективного подавления головок наведения управляемых ракет «противника».

При нажатии кнопки «Полет» происходит обработка данных и выводится график. В графе «Оценка выполненной задачи» показывается оценка действий штурмана (в данном случае «неудовлетворительно») (Рис. 5).

Во второй вкладке выводится график, показывающий требуемый вариант развития событий (Рис. 6).

При задействовании всех видов помех, на экран выводятся кривые, отвечающие за каждый вид помех по отдельности. Зеленым цветом изображается результирующая кривая, на что в нашем случае и следует ориентироваться.

Красная линия показывает гарантийную вероятность (в данном случае Рг=0.8), если она задана (Рис. 6).

Вертикальные синие линии должны использоваться для того, чтобы штурман смог определить среднее значение вероятности той или иной помехи при определенном количестве самолетов «противника», результат которой выводится во вкладке «Требуемый уровень вероятности» (Рис. 7).

Вся работа описана блок - схемой программы «Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационно-психологических условиях» (рис. 8).

О ы

а

а

«

а б

Рис. 8. Блок - схема программы «Информационная оценка действий экипажа по выполнению поставленной задачи в информационно-

психологических условиях».

Рис. 7. Требуемый уровень выполнения задачи в заданных условиях.

Вывод:

Программа помогает приобрести способность оптимизации летного состава и навыки тактического маневрирования при подготовке к реальному полету, позволяет многократно использовать данный тренажер путем моделирования варианты выполнения поставленной задачи (варьируя количество самолетов основной группы и самолетов прикрытия, и используя виды тактического маневрирования).

Данная программа представлена в Федеральное агентство по интеллектуальной собственности на регистрацию.

Литература

1. Колосов, С.В. Результаты исследования влияния информационных систем в подготовке летного состава с учетом индивидуального подхода к уровню обученности / С. В. Колосов // Труды ХХХ Российской школы. - М. : РАН, 2010. - С. 352-358.

2. Колосов, С. В. Методика определения динамики уровня профессиональных навыков летного состава ВВС при использовании технических средств обучения / С. В. Колосов, Л. В. Астахова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - Челябинск, 2013. - Т. 13, № 2. - С. 96-102.

3. Колосов, С. В. Автоматизированная разработка индивидуальной тренинговой программы оптимального развития готовности штурмана ВВС РФ к профессиональной деятельности в сложной информационной обстановке / С. В. Колосов, Ф. Д. Кисилев, М. В. Храмцов, И. К. Мясников, Л. В. Астахова // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014615539. - Москва, 2014.

4. Колосов, С. В. Разработка рекомендаций по повышению качества подготовки штурманов Дальней авиации по навигации и боевому применению авиационных средств поражения в сложной радиоэлектронной обстановке : дис. ... канд. воен. наук / С. В. Колосов. - М. : ВВА, 2005. - 214 с.

Information evaluation crew actions to fulfill the task in the information-psychological conditions with the use of computer technology

Kolosov S.V.

South Ural State University

The article deals with the application of computer technology to determine the level of preparedness of the crew (navigators) to task and information assessment action crew information and psychological conditions. Computer simulators are used for individual training navigator, with the subsequent training on integrated simulators in the crew. Research has solved the complex task of preparing navigator-assess the level of readiness to carry out the tasks they perform simulation and evaluate actions of separate navigator and crew as a whole.

Keywords: readiness level, real flight, tactical maneuvering, the option of completing a task.

References

1. Kolosov SV Results of studies of the effect of information systems in the preparation of flight crews, taking into account an individual approach to the level of training / SV Kolosov // Proceedings of Russian School of XXX. -Moscow: Russian Academy of Sciences, 2010. - P. 352-358.

2. Kolosov SV Methods of determining the dynamics of the level

of skills of pilots of the Air Force by using technical means of education / SV Kolosov, LV Astakhov // Vestnik of SUSU. A series of "Computer technology, management, electronics." -Chelyabinsk, 2013. - T. 13, number 2. - S. 96-102.

3. Kolosov SV Automated development of individual training program the optimal development of the Russian Air Force navigator readiness for professional work in a complex information environment / SV Kolosov, Franklin D. Kiselev, MV Hramtsov, IK Myasnikov , LV Astakhov // Certificate of state registration of the computer program № 2014615539. -Moscow 2014.

4. Kolosov SV Development of recommendations to improve the

quality of training navigators range aviation navigation and combat employment of air weapons in sophisticated electronic environment: dis. ... Cand. mil. Science / SV Kolosov. - M.: BBA, 2005. - 214 p.

О R и

£

R

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.