Научная статья на тему 'Информационная модель тренировочного процесса в игровых видах спорта'

Информационная модель тренировочного процесса в игровых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полозов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная модель тренировочного процесса в игровых видах спорта»

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

АЛ. Полозов УГТУ-УПИ, Екатеринбург

Общие тенденции в этом вопросе можно было бы свести к следующим положениям (Платонов В.Н., 2004; Л П. Матвеев, 1991; П.К. Анохин, 1975).

1. Количество макроциклов в течение одного сезона имеет тенденцию к росту. Обычно оно равно от одного до семи.

2. В каждом макроцикле выделяют подготовительный (общеподготовительный и специальноподготовительный), соревновательный и переходный периоды. При большом числе макроциклов соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный для другого.

3. В идеале все макроциклы должны отличаться друг от друга, как по задачам, так и содержанию подготовки. Л.П. Матвеев отмечает, что

стабильность наиболее общих параметров нагрузки сопровождается выраженной волнообразностью ее парциальных параметров, что позволяет создавать развивающий импульс [2].

4. Чаще всего в футболе и хоккее используется одноцикловай система с непродолжительным (8 недель) подготовительным периодом и длительным (более 9 месяцев) соревновательным, после которого обычно планируется 4 недельный переходный период. В баскетболе и водном поло - 2-3 цикловое построение. В теннисе используется 3 цикловое построение.

5. Если в мезоцикле 8-10 игр, то вся работа сводится в нем с непосредственной подготовке к играм. Реальная нагрузка в мезоцикле может идти, когда число игр в мезоцикле 3-4.

V

Г 2і З1 41 5 6> 7

Рис. 1. Недельный микроцикп футболистов при одной и двух играх.

6. Микроциклы (3-14 дней) бывают: втягивающий (< 75 % от ударного), ударный, восстановительный (50 % ударного), подводящий (узкоспециализированный предсоревновательный), базовый, соревновательный. Их нагрузка планируется в часах и растет по мере приближения главного соревнования года. В первой части базового мезоцикла объем доводится до 5-6 часов занятий каждый день. Во второй части базового мезоцикла объем падает

до 3-4 часов в день, но интенсивность соразмерно нарастает. На предсоревновательном этапе нагрузка носит индивидуальный характер. Соотношение общих, вспомогательных и специальных воздействий в них изменяется следующим образом. Общая работа плавно снижается, вспомогательная устойчива, специальная возрастает.

7. Использование суперкомпенсационного эффекта (рис. 2).

Рис. 2. Суммирование последствия серий тренировочных занятий, проводимых на фоне недовосстановления

(НедесШэ, 1992)

Основной проблемой суперкомпенсации является гетерохронность. В игровых видах спорта выделяют скоростные способности, выносливость при работе анаэробного характера и выносливость при работе аэробного характера. При работе на уровне 100 % скоростного характера восстановление наступает через 30 часов. При этом выносливость анаэробного характера восстанавливается через 24 часа, а аэробная выносливость - через 6 часов. При работе на уровне 100 % на выносливость анаэробного характера восстановление наступает через 30 часов. При этом скоростные способности восстанавливаются через 24 часа, а аэробная выносливость - через 6 часов. При работе на уровне 100 % на выносливость аэробного характера восстановление наступает через 48 часов. При этом скоростные способности восстанавливаются через б часов, а анаэробная выносливость - через 24 часа.

8. Сами тренировки делятся на занятия избирательной и комплексной направленности. При избирательном варианте наименее эффективны длительное применение одних и тех же средств. Как утверждают специалисты: «В этом случае происходит быстрая адаптация организма спортсменов к применяемым средствам, замедление, а затем и прекращение роста тренированности» [3]. Более эффективны занятия, состоящие из разнообразных однонаправленных средств, значительно повышающие работоспособность. Однако однообразные избирательные занятия позволяют экономично выполнить работу, они важны для проявления специальной выносливости. Комплексные занятия проводят с последовательным и параллельным решением задач.

9. Последовательность упражнений.

При направленности занятия на энергообеспечение работы сначала идут упражнения алактат-ного анаэробного характера, затем лактатного анаэробного и аэробного характера.

При совершенствовании скоростных качеств сначала идут аэробные упражнения, а затем спринтерские упражнения. Эффект упражнений гликолитической аэробной направленности заметно усиливается, если им предшествует работа алактатная анаэробная нагрузка и снижается после аэробных воздействий.

10. Пример проведения занятия одним го ведущих футбольных клубов Европы.

Подготовительная часть:

- медленный бег, общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые на месте и в движении;

- ускорения 15-50 м со скоростью 80-95 % от максимальной и паузами 30—60 с.

Основная часть:

- беговые упражнения без мяча со сменой направления и темпа (10 мин);

- беговые упражнения со сменой темпа и направления с мячом (10 мин);

- медленный бег (5 мин);

- беговые упражнения с мячом (30 с), без мяча (60 с) с максимальной скоростью и паузами 30-60 с (15 мин.);

- медленный бег (5 мин.);

- удары по воротам из стандартных положений (10 мин.);

- жонглирование мячом (5 мин.);

- игра на половину поля в два касания (30 мин.).

Заключительная часть (20 мин.):

- упражнения на расслабление;

- медленный бег;

Всего: 2 часа 20 минут.

Другой вариант:

Подготовительная часть (20 мин):

- общеразвивающие упражнения, медленный бег;

- упражнения на растягивание, ускорения.

Основная часть:

- упражнения с мячом в парах, тройках, четверках - передачи, остановки, удары, ведения (50 мин);

- передачи мяча в два касания в движении (10 мин);

- квадрат 5 против 2 в одно касание (10 мин);

- медленный бег (5 мин);

- удары по мячу на точность с места и в движении (15 мин);

- совершенствование тактических взаимодействий в звеньях и между звеньями (15 мин);

- игра на половину поля (8 на 8) в два касания (20 мин).

Заключительная часть (10 мин):

- упражнения на расслабление, медленный бег.

Таким образом, проблемной является семантика терминологического характера. Названия циклов носят характер рекомендуемой тенденции. Терминологическая регламентация без ограничений конкретными параметрами не мешает каждому понимать процесс по-своему. Тренируется в основном энергетическая составляющая. Все остальное списывается на тренерскую интуицию.

Для того, чтобы построить информационную модель тренировочного процесса нам не обойтись без точного определения понятия «нагрузка». Что это такое?

«По характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частичные и глобальные; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные). ... Внешняя сторона нагрузки в наиболее общем виде может быть представлена показателями суммарного объема работы. В их числе: общий объем работы в часах, объем циклической работы в километрах, количество тренировочных занятий, подходов к снарядам, игр, схваток... Определяют, например, процент интенсивной работы в общем объеме, соотношение работы, направленной на развитие отдельных

качеств и способностей, средств общей и специальной подготовки и др. ... Однако наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны, т. е. по реакции организма на выполняемую работу» [3].

«Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы» [3].

В.М. Люкшинов измеряет тренировочную нагрузку общей суммой сердечных сокращений за занятие. «В практике используется достаточно

простой способ определения величины реально полученной тренировочной нагрузки. Определяется ЧСС в интервалах сразу после упражнения. Умножив ЧСС на продолжительность упражнения и сложив сумму по всем упражнениям, определяем пульсовую стоимость занятия. Суммарная ЧСС до 8000 соответствует малой нагрузке, 8000-14500 -средней, свыше 14500 большой нагрузке» [1]. В табл. 1 дана классификация тренировочных воздействий.

Таблица 1

Классификация тренировочных нагрузок по величине и направленности {по Ю.М. Арестову, М.А. Годику, 2002)

Направленность ЧСС Величина нагрузки в минутах

большая средняя малая

Аэробная 130-150 150 120 70

Аэробно-анаэробная 150-180 100 70 50

Анаэробная 180-190 70 50 40

Игровая 170-210 90 - -

Ю.М. Портнов модернизирует этот показатель. Общий объем тренировочной нагрузки выражается в процентах фактической ЧСС к ее предельному значению в 210 ударов в минуту.

Из приведенных выше цитат становится ясно, что нагрузкой может быть все что угодно.

О более чем тридцати - сорока параметрах уве-

ренно можно сказать, что они характеризуют нагрузку игрока.

Игровые виды спорта состоят из нескольких видов единоборств. Поэтому соревновательная и тренировочная нагрузки должны выражаться числом условных единоборств. Определение индекса в мини-футболе представлено на рис. 3.

Рис. 3. Определение индекса в мини-футболе

Для достижения цели в виде забитого гола необходимо, чтобы выигрыш этих единоборств приближал команду к воротам соперника. Предположим, что мы находимся в некоторой точке поля на расстоянии г от центра ворот. Из этой точки ворота также видны под горизонтальным углом а и вертикальным углом /3. Вероятность забить тем больше, чем больше углы а и /3, и при скорости полета мяча

V меньше время полета мяча г до ворот.

Представим индекс ф данной точки:

ах/3 ах р

<р =---— =------хи = <рахи . (1)

X г

За исключением у, все остальные параметры непосредственно связаны с точкой удара по воротам.

На рис. 4. дано распределение точек по футбольному полю.

Рис. 4. Распределение точек равного индекса по футбольному полю

Эти параметры связаны через кривую насыщения:

Я =1 — ехр(-^0/Л).

(2)

Назовем Л сравнительной результативностью. Средний рейтинг команд, игры которых наблюдали в плане реализации голевых моментов, должен соответствовать среднему рейтингу наблюдаемого макротурнира. Еще более точной представляется замена полного видимого сектора углов а и /3 на фактические углы отклонения точки попадания мяча в ворота от центра тяжести вратаря. В волейболе действия игрока, принимающего мяч, в некотором смысле аналогичны действиям вратаря. Линии не адресованы к полю, а зависят от

позиции участника игры. Аналогично определение индекса в бадминтоне и теннисе. Около половины мячей в баскетболе оказываются в корзине после прямого попадания и еще половина мячей - после отскока мяча от щита. Следовательно, можно упрощенно считать ориентиром в баскетболе щит, который имеет прямоугольную форму и, следовательно, угловые характеристики. В некотором смысле щит в баскетболе подобен воротам в футболе. Эквипараметрический режим игры представлен на рис. 5.

Рис. 5. Определение эквипараметрического режима игры

Перечень базовых компонентов для игрока в игровых видах спорта:

1 - Отбор, равный атакующему действию (обводке, пасу за спину)

2 - Обводка (Об).

3 - Пас в первом размене.

4 - Позитивный пас (Пп) во втором размене.

5 - Пас за спину (Пс) во втором размене.

6 - Контроль мяча (Км, за счет корпуса).

7 - Восстановление проигранного единоборства.

8 - Реализация голевых моментов.

9 - Верховые единоборства (для хоккея - выигранные вбрасывания).

10 - Спорный мяч, вбрасывание в хоккее.

Предположим, что в ходе официального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

матча мы собирали статистику по выигранным и проигранным единоборствам в этом компоненте игры. Есть «наши» игроки 1 и 2, есть соперники - Г и 2’. Соотношения «выиграл -проиграл»:

1/1 ’ = 2/11/2' = 3/2 2/1' = 3/1 2/2 ’ = 4/0 (3)

т (і)=-т(\')+-т (2')+^-юоо

8 8 5 + 3

т (2) = - Л (Г) + - Й (2') +—1 ООО

8 8 7 + 1

ЙО') = |*0) + |*(2) + |^|іООО (4)

т (2’) = -т о+-т (2)+^^юоо

у > 9 9 2+7

(Дґ (Iі)+т (2і)+т (і)+т (2)) / 4 = 2200

Если считаем методом последовательной подстановки (сначала 2200, потом уже полученные значения рейтингов), то последнее уравнение не нужно. Упрощенно тактикой можно было бы считать способы перераспределения нагрузки в пользу более сильных партнеров на позиции наиболее слабых соперников. Однако если матчевую нагрузку своей команды распределить в пользу сильнейших, то это неизбежно приведет к падению их рейтингов ниже уровня остальной части команды. Значит, распределять необходимо до эквипараметрического сравнивания рейтингов (ЭР(1И)).

Шіі = Шіоі х ехр(Х -АН х N¡1)

(5)

Итак, значение соревновательной нагрузки стало равной некоторому числу условных единоборств, физиологический эквивалент которого равен единице:

Ш (1)хМ(1)+Лг(2)хМ(2)+...+А1 (к)хШ(к). (6)

Истинное значение рейтинга игрока выполняет роль тех самых условных 100%, от которых следует брать отсчет выполнения обычной нагрузки. Тогда объем выполненной нагрузки равен произведению числа повторений на долю рейтинга игрока в единоборствах данного типа от его истинного значения рейтинга:

„ £ .... Ж

V = £ Ш х----------------

¿=і ШИо

(7)

Итак, мы получили объем выполненной соревновательной или тренировочной нагрузки, выраженный в числе условных единоборств. Довольно легко преобразовать график зависимости Rt = F(Nil) в V = F(Nil) (рис. 6).

V А

Рис. 6. Соотношение условных и номинально

выполненных единоборств

Поскольку тренировок в течение дня может быть 1-3, то далее под У понимаем число условных единоборств в сутки. Отсюда понятно, почему часто тренер, добавляя и добавляя нагрузку, на самом деле ее снижает. Одинаково неэффективны тренировки с максимальной нагрузкой при минимуме повторов и минимальной нагрузке с максимумом повторов. Также понятно стремление проводить работу с небольшой продолжительностью тренировки и большой интенсивностью. Сложность тренировочной работы в этом случае состоит в том, что нагрузка в одном компоненте эквивалентна с определенным коэффициентом нагрузке в любом другом. Связанность нагрузок по компонентам не позволяет в точности выполнять запрограммированное распределение. Есть и еще одна сложность - насыщение результатов. Разберем, как изменится прирост рейтинга игрока в частном компоненте L за одну тренировку, когда об учете изменения фактора возраста мы не говорим. В течение тренировки темпы прироста

Ail= Rtil(2) - Rtil(l) (8)

сильно зависят от числа условных единоборств Vil. На графике вместо Vil уместно использовать 8il -долю Vil от общего числа Vi.

Конечно, любой тренер хочет, чтобы темпы прироста игрока при проведении тренировочного процесса были максимально высокими. Каждая минута тренировочного процесса должна давать не меньший прирост Ú, чем предыдущая. Для этого тренер дает больше нагрузку на компонент с большей скоростью прироста за счет компонента с меньшей скоростью. Тогда рано или поздно он придет к такому распределению, при котором темпы прироста одинаковы для всех компонентов, а общая сумма Ь для i по всем / будет равна единице. Далее будем называть такой режим эквидинамиче-ским (рис. 7).

Существует большая разница между принципами распределения нагрузки среди игроков в случае, когда они играют и когда тренируются. Если в первом случае речь идет о реализации имеющегося потенциала, то во втором - о его наращивании.

Ключевую роль в первом случае играет экспоненциальная зависимость падения рейтинга от нагрузки. Ключевая роль во втором случае принадлежит кривой насыщения в уровне результатов.

распределения нагрузок

«Логистика восхождения и деградации».

Получить такую зависимость можно векторным способом. Допустим за 1,5 года наблюдений каждый игрок команды стал старше и его рейтинг как-то изменился. Берем самого молодого игрока и чертим вектор изменения на диаграмме прирост рейтинга-прирост возраста. Совмещаем векторы игроков всей команды. Зависимость уровня результатов от возраста представлена рис. 8.

Рис. 8. Зависимость уровня результатов Rt от возраста

Совмещение векторов позволило найти вид зависимости и точку ее максимума. Она соответствует заданной интенсивности спортивной деятельности и при ее возрастании располагается выше. Данный вид зависимости нельзя приравнивать к параболе, поскольку у процессов, доминирующих по обе стороны пика, совершенно разная природа. Это не связанные друг с другом, но совмещенные зависимости логистического вида - «логистика восхождения» и «логистика деградации»:

Y =-------------------- . (9)

1 + В х ехр (-С х т)

Чтобы найти коэффициенты в этой зависимости, использован алгоритм, который осуществляет

перебор значений параметра С методом деления отрезка пополам. Таким образом, описываемые двумя совмещенными логистическими зависимостями частные физические свойства, суммируясь в рамках сложных игровых видов спорта, дают в итоге те же зависимости с пиком для мужских ИВС в 25 лет, женских - в 22. Данное обстоятельство особенно важно для тренеров ДЮСШ, юношеских команд. Некоторым из них свойственна завышенная самооценка. Кажется, что чтобы не предпринял - результаты все равно растут. Ключевым критерием следует считать уровень результатов спортсмена в возрасте наибольших достижений Штах, который сильно зависит от насыщенности каждой тренировки (VI). «Логистика восхождения» остается идеализированной аппроксимацией сложного процесса. Она состоит из чередующихся «плато» и резких подъемов. Плато обусловлено тем, что спортсмену необходимо адаптироваться к нагрузкам нового для себя уровня. Целесообразно осваивать двигательные стереотипы в связи с антропометрическим ростом. Зато для возрастного спортсмена отклонения от «логистики деградации» связаны с погрешностями самой оценки.

Рассмотрим технологию тренировочного процесса при двухразовых тренировках. Сначала в каждом компоненте находим ключевое упражнение (или микротест), которое настолько близко по содержанию к единоборствам в базовом компоненте, что между частным рейтингом и параметром ключевого упражнения устанавливается линейная связь.

Rtil = Rtlcp + В х (Pil - Plcp).

(10)

Ключевым упражнением восстановления можно считать тест Купера (12 минутный бег). Для паса ключевым упражнением будет обычный квадрат, а параметром - число передач «насквозь» квадрата. Для реализации голевых моментов ключевым будет упражнение на попадание мячом в размещенную в углу ворот крупную мишень (цилиндр) с задачей повалить его. И так далее.

Частные рейтинги получаем из игр, параметры - из тренировок. Далее определяем все используемые нами тренировочные упражнения: ключевые (микротесты), подводящие к ним, общего плана. Определяем интенсивность загруженности каждого игрока - сколько единоборств того или иного вида он набирает при 5-минутной работе в данном упражнении. Далее, по ходу тренировочного процесса определяем ФК (АИт,

т-подводящие упражнения серии Г) каждого игрока для каждого упражнения.

Ln

Ґ Rtil 4 Rtilo ,

= | ZAilmxNilm . (11)

¿=i м= і

Из двух тренировок одну делаем чуть меньше оптимальной продолжительности, а другую -чуть больше. Это позволяет нам получать несовпадающие друг с другом уравнения в СЛУ. После каждой тренировки мы получаем столько уравнений, сколько компонентов. Когда же пройдет m тренировок, мы сможем решить всю СЛУ. Однако на практике удобнее решать СЛУ методом последовательных приближений. Изначально экспертной оценкой задаем Ailm, которая после серии пересчетов придет к своему истинному значению. При этом понимаем, что такой рейтинг относится к нагрузке всей тренировки, а не к объему микротеста. Мы также полагаем, что степень усердия спортсменов на микротестах и других упражнениях одинакова. Полученные нами ФК показывают, что стоило игроку каждое единоборство. Тренировочный эффект прежде всего можно «почувствовать» через «облегчение» ФК. Они становятся меньше. Их значения зависят от упорства игрока, его самоотдачи.

Для того, чтобы попасть в эквидинамический режим распределения тренировочных нагрузок, необходимо аналогичным образом - через СЛУ найти коэффициенты в «кривых насыщения» всех частных параметров каждого игрока:

Vim =Vimo х(1-ехр(-С/7 х ^Ail х Nil /Aim )). (12)

7=1

Однако, наибольшая трудность нас поджидает тогда, когда мы получим объемы тренировочной нагрузки по каждому компоненту для каждого игрока. Тренировочное пространство и время всегда ограничены. Для того, чтобы игроку тренироваться, скажем, в квадрате - ему нужны партнеры. Следовательно, встает вопрос совмещения индивидуальных тренировочных графиков внутри команды. Этот процесс задает определенную погрешность работы модели. Рекомендуется расписать тренировочное занятие по 1, 3 или 5-минут-ным отрезкам. Результаты планирования тренировочной нагрузки следует трансформировать в таблицу, где по вертикали отложены отрезки с интервалом по 5 мин, по горизонтали располагаются игроки, а в ячейках располагаются номера упражнений (табл. 2).

Таблица 2

№ отрезка Ф.И.О. игрока

№1 2 2 4 4 4 3 6 6 6

№2 2 2 4 4 4 3 6 6 6

№3 2 4 4 4 4 3 3 6 6

Окончание табл. 2

№4 2 4 4 4 3 3 3 6 6

№5 2 2 2 4 3 3 3 6 6

№6 2 4 4 3 3 3 3 3 6

№7 2 4 4 4 4 3 3 6 6

3. Платонов В.Н Система подготовки спортсме-Литература нов в олимпийском спорте. Общая теория и ее приложе-

1. Люкштов В.М. Подготовка высококва- ния -Киев: Оліитийская література, 2004. -808 с

лифицированных футболистов. - М.: Астр ель, 4. Полозов А.А. Информационная модель

2004. — 544 с. управления соревновательной деятельностью: Авто-

2. Матвеев Л.П. Теория спорта. - М.: Воениз- реф.... д-ра педагогических наук. - Екатеринбург,

дат, 1997.- 307 с. 2003. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.