Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС / COMPUTER TESTING COMPLEX

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Борисевич М.Н.

Информационная культура представляет собой важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, она пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне ее зависи-мости. Этим и определяется важность ее анализа. Цель статьи - критерии информационной культуры врача ветеринар-ной медицины, полученные в рамках компьютерного тестирования ограниченного контингента слушателей ФПК и ПК учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» в разные периоды времени с 1992 г. по 2017 г. Тестирующая программа - сетевая разработка кафедры компьютерного образования УО ВГАВМ, специально созданная для этих целей. Результаты тестирования охватывают критерии, выделенные в иссле-дуемой проблеме применительно к специалистам ветеринарной отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

УДК 536.690.109.209.111/206

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

М. Н. БОРИСЕВИЧ

УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»,

г. Витебск, Республика Беларусь, 210026

(Поступила в редакцию 12.12.2017)

Резюме. Информационная культура представляет собой важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, она пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне ее зависимости. Этим и определяется важность ее анализа. Цель статьи - критерии информационной культуры врача ветеринарной медицины, полученные в рамках компьютерного тестирования ограниченного контингента слушателей ФПК и ПК учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» в разные периоды времени с 1992 г. по 2017 г. Тестирующая программа - сетевая разработка кафедры компьютерного образования УО ВГАВМ, специально созданная для этих целей. Результаты тестирования охватывают критерии, выделенные в исследуемой проблеме применительно к специалистам ветеринарной отрасли.

Ключевые слова: информационная культура, критерии, информатизация, тестирование, компьютерный тестирующий комплекс.

Summary. The purpose of the article is to analyze the criteria of information culture of a veterinary doctor which were received within computer testing of listeners at the Faculty of Professional Skills Upgradig of the educational institution «Vitebsk Order of the Badge of Honour State Academy of Veterinary Medicine» during different periods of time from 1992 to 2017. The testing program was created for this purpose by the Department of Computing Education of the academy in question.

Key words: information culture, criteria, informatization, testing, computer testing complex.

Введение. Представляя собой важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Этим и определяется важность анализа информационной культуры. Однозначного определения информационной культуры пока не существует. В одном случае она определяется как информационные качества личности [1, 2], как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» [3, 4]. В другом - как информационная деятельность [5, 6], как «информационная деятельность аксиологического характера, т. е. обусловленная ценностями культуры» [7, 8]. Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, «позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [5], с новым типом общения [6]. Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества [9, 10]. Такой разнобой в понимании информационной культуры отражает как уровень ее осмысления в социально-философской и культурологической литературе, так и сложность, разноплановость этого феномена.

Обобщая вышесказанное, информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.

Сейчас современное общество часто называют информационным [11, 12], так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.

«Нормативно-оценочными критериями по отношению к информационной культуре и прошлого, и настоящего, и будущего могут быть определения «низкая», «высокая», «оптимальная», «недостаточная» и т. д.» [13, 14]. По мнению [15, 16], близкий к оптимальному уровень информационной культуры должен предусматривать:

- организацию наряду с вещественным и энергетическим обменом наиболее рационально устроенного обмена информацией;

- создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации;

- приобщение в равной степени всех людей к ценностям духовной культуры;

- оперативное обеспечение необходимыми сведениями и знаниями всех абонентов, подключенных к системе сбора, хранения, переработки и передачи информации.

Исходя из этого, можно предположить, что высокая информационная культура (100 %) включает в себя два умения [17, 18] - адекватно формировать имеющиеся у человека знания и адекватно интерпретировать формализованные описания, то есть умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и неформализуемой составляющими человеческого знания. Такое чувство меры является одним из аспектов цельности гармонического развития личности.

Помимо общей информационной культуры, можно представить и специальную информационную культуру [19, 20]. Например, «информационная культура пользователя, решающего конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий», или информационная культура специалиста в своей предметной области, компонентами которой, с точки зрения [19], являются «знание специалистом особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных систем поиска информации; умение работать с различными источниками и владение основными способами переработки информации, и многое др., поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом - автор, редактор, референт, рецензент, консультант».

Информационная культура специалиста, представляя собой систему, имеет системообразующее ядро, которым является информационная деятельность. Она связана с его социальной природой и является продуктом его разнообразных творческих способностей, проявляясь в следующих критериях [19, 20]:

•в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

•в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

•в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; •во владении основами аналитической переработки информации; •в умении работать с различной информацией;

•в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Цель данной статьи - критерии информационной культуры врача ветеринарной медицины, полученные в рамках компьютерного тестирования ограниченного контингента слушателей ФПК и ПК учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» в разные периоды времени с 1992 г. по 2017 г. (количество тестируемых - 1534) [21, 22].

Тестирующая программа [23, 24] - сетевая разработка кафедры компьютерного образования УО ВГАВМ, специально созданная для этих целей.

Результаты тестирования охватывают критерии, выделенные в исследуемой проблеме выше, и представлены ниже.

Критерий 1. Навыки по использованию технических устройств:

• стационарный телефон - 100 %;

• сотовый телефон - 100 %;

• стационарный персональный компьютер (ПК) - 67 %;

• компьютер-ноутбук - 78 %;

• компьютер-планшетник - 12 %;

• компьютер-нетбук - 24 %;

• компьютерные сети:

a. Интранет - 12 %;

b. Интернет - 75 %.

Критерий 2. Способности по использованию в своей предметной деятельности компьютерной информационной технологии (ИТ):

b. базовая составляющая ИТ:

• текстовый редактор Microsoft Word - 97 %;

• табличный редактор Microsoft Excel - 95 %;

• базы данных Microsoft Access - 7 %;

• графический редактор Microsoft Paint - 15 %;

c. прикладная составляющая ИТ:

• базы и банки знаний:

a. программный продукт (1111) «Ветеринарная препараты» - 78 %;

b. 1111 «Болезни сельскохозяйственных животных» - 86 %;

c. 1111 «Патологоанатомический атлас сельскохозяйственных животных» - 76 %;

^ ПП «Болезни мелких животных» - 82 %;

е. ПП «Ветеринарный энциклопедический словарь» - 74 %;

£ ПП «Патологоанатомический атлас домашних животных» - 76 %;

• расчетные (рационов кормления, комбикормов, премиксов):

a. ПП «АВВА» - 78 %;

b. ПП «РАЦИОН» - 76 %;

c. ПП «РАЦИОНЫ» - 67 %;

^ производственная составляющая ИТ:

• автоматизированное рабочее место врача ветеринарной медицины

(АРМ) «Ферма» - 89 %;

• АРМ «Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы» - 88%;

• АРМ ветеринарного врача хозяйства- 91%;

• АРМ «Районная ветеринарная станция» - 76%;

• АРМ «Областная ветеринарная станция» - 84%.

Критерий 3. Умение извлекать информацию из различных источников:

a. из периодической печати - 93%;

b. из персонального компьютера (ПК) -78%;

c. из внутренних электронных коммуникаций - 12 %;

^ из сети Интернет - 15 %.

Критерий 4. Умение:

a. представлять информацию в понятном виде - 34 %;

b. работать с различной информацией - 44 %

c. эффективно использовать информацию - 56 %.

Критерий 5. Владение основами аналитической переработки информации - 45 %.

Критерий 6. Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области - 100 %.

Анализ выполненных исследований позволяет заключить, что в целом информационная культура врача ветеринарной медицины может быть определена как «высокая».

Особое место в ней отводится первому критерию, связанному с использованием технических средств в предметной области врача ветеринарной медицины. Как следует из представленных данных, стационарным и сотовым телефоном пользуются все протестированные слушатели ФПК и ПК. Персональному компьютеру отводится также внушительная роль - 67 %. Однако приоритет в использовании компьютерной техники отводится все же ноутбуку (за счет его функциональности и портативности) - 78 % слушателей. Компьютер-планшетник занимает пятое место в рассматриваемом ряду - 12 % протестированных, компьютер-нетбук - 24 %. Последние две цифры вполне объяснимы в виду ограниченности этих устройств в использовании и малопригодности их для решения повседневных задач.

Интернетом пользуются 75 % слушателей, а услугами локальных компьютерных сетей - только 12 %. Этот феномен также объясним - локальная компьютерная сеть есть не во всех ветеринарных учреждениях, однако там, где она есть, она эффективно используется и функционирует (например, в Минской районной ветеринарной станции).

Критерий 2 информационной культуры специалистов ветеринарной отрасли связан со способностью использования ими в своей предметной области компьютерной информационной технологии. В анализе она представлена тремя составляющими: базовой, прикладной и производственной. Базовая составляющая - широко известные компьютерные программы, устанавливаемые на любой стационарный или портативный компьютер - текстовый и табличный процессоры, база данных и графический редактор. Прикладная составляющая информационной технологии - программы кафедры компьютерного образования УО ВГАВМ, специально разработанные для нужд врача ветеринарной медицины. Они выделены в три функциональные группы: базы и банки знаний, расчетные программы (кормовых рационов для всех видов сельскохозяйственных животных, комбикормов и премиксов) и производственные компьютерные разработки (автоматизированные рабочие места узко-

профильных ветеринарных специалистов (АРМы)).

По базовой составляющей: с текстовым и табличным редактором работают почти все протестированные (Microsoft Word - 97 %, Microsoft Excel - 95 %). Хуже обстоят дела с базой данных - только 7 % опрошенных, невысоки результаты и для графического редактора - 15 %, хотя они и выше, чем для базы данных. Такие показатели объясняются меньшей востребованностью этих программных продуктов в работе врача ветеринарной медицины.

Для прикладной составляющей информационной технологии результаты значительно выше. Так, в категории баз и банков знаний минимальное значение слушателей, отдающих им предпочтение составляет 67 %, а максимальное - 82 %. В расчетной категории приведенные цифры примерно такие же - 67 % и 78 %.

В производственной составляющей они еще выше - 76 % и 91 % соответственно, что убедительно свидетельствует о том, что в современных условиях врач ветеринарной медицины не может обойтись без использования информационных технологий, предпочитая компьютерные программы, близкие к профильной деятельности.

Критерий 3 информационной культуры связан с умением врача ветеринарной медицины извлекать нужную информацию из различных источников. Проанализированы четыре вида источников - периодическая печать (93 % слушателей), персональный компьютер (78 %), локальные компьютерные сети (12 %) и отдельно выделена сеть Интернет (15 %). Как и следовало ожидать, приоритет в данной категории отдан периодической печати, персональный компьютер занимает второе место. Компьютерные же коммуникации используются врачами значительно реже, возможно, по причине полного или частичного отсутствия их на производственных местах.

Согласно критерию 4, специалисты ветеринарной медицины умеют представлять информацию в понятном виде (34 % протестированных слушателей), работать с разнородной информацией (44 %) и эффективно использовать ее по своему производственному назначению (56 %).

Владеют врачи ветеринарной медицины и способами аналитической переработки информации (45 % тестируемых) - критерий 5.

Знание же информационных потоков в своей предметной области характерно для всех протестированных слушателей ФПК и ПК УО ВГАВМ. И эта цифра также вполне объяснима, - это часть их каждодневной производственной деятельности.

Заключение. Опираясь на выполненный анализ, можно заключить, что в целом информационная культура врача ветеринарной медицины может быть определена как «высокая». Это дает основание утверждать, что в будущем приведенные в статье цифры будут только возрастать, характеризуя в общем и целом растущий уровень информационной культуры специалистов ветеринарной отрасли Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисевич, М. Н. Автоматизация технологических процессов в ветеринарной медицине / М. Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 245 с.

2. Борисевич, М. Н. Интернет-ресурсы ветеринарной медицины / М. Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 378 с.

3. Борисевич, М. Н. Информационные технологии в ветеринарной медицине / М. Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 571 с.

4. Борисевич, М. Н. Математические модели и методы в ветеринарной медицине / М. Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 267 с.

5. Борисевич, М. Н. Системы автоматизации в ветеринарной медицине. - Витебск: ВГАВМ, 2005. - 245 с.

6. Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. -№ 1. - С. 81-87.

7. Гедримович, Г. В. Актуальные проблемы информированности специалистов и условия оптимизации их подготовки в университетах / Г. В. Гедримович // Инновации в образовании. - 2007. - № 5. - С. 13-25.

8. Гриншкун, В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов / В. Гриншкун // Высшее образование в России. - 2007. - № 8. - С. 86-90.

9. Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. - 2003. - № 1. - С. 65-73.

10. Ильин, Г. В поисках подлинной реальности / Г. Ильин // Alma mater (Вестник высшей школы). - 1999. - № 12. - С. 3-7.

11. Клейносова, Н. П. Формирование информационной компетентности при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подхода / Н. П. Клейносова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 127-128.

12. Костова, Р. Курс обучения информационной грамотности / Р. Костова // Высшее образование в России. - 2008. -№ 7. - С. 152-154.

13. Кривич, Н. В. Информационная культура как одно из проявлений взаимодействия системы обучения и воспитания в

техническом вузе / Н. В. Кривич // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 4. - С. 59-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кувшинов, С. М-1еагш^ - новая реальность образования / С. Кувшинов // Высшее образование в России. - 2007. -№ 8. - С. 75-78.

15. Кочегарова, Л. В. Виды деятельности, направленные на развитие ИКТ-компетентности педагога: сущность и условия организации / Л. В. Кочегарова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 125-127.

16. Малюк, А. А. Формирование информационной культуры общества как фактора обеспечения информационной безопасности / А. А. Малюк // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 3-8.

17. Петрова, И. В. Психологическая культура как средство развития информационной культуры будущих специалистов / И. В. Петрова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. - С. 43-45.

18. Симанская, Е. С. Феномен информационной культуры и образование / Е. С. Симанская // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 12. - С. 63-65.

19. Складная, А. Я. Знание как элемент информационно-культурного пространства / А. Я. Складная // Инновации в образовании. - 2008. - № 9. - С. 31-36.

20. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - С. 75-108.

21. Чернышева, Е. Стратегия поиска и обработки информации [Текст] / Е. Чернышева // Высшее образование в России. -2007. - № 11. - С. 119-124.

22. Чубуков, А. Информационный аппетит / А. Чубуков // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 8. - С. 92-94.

23. Чусавитина, Г. ИКТ [Текст]: инновация небезопасная / Г. Чусавитина, Е. Зеркина // Народное образование. - 2008. -№ 8. - С. 273-276.

24. Шорохова, Т. И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающегося в условиях дистанционного обучения / Т. И. Шорохова // Инновации в образовании. - 2008. - № 9. - С. 37-43.

25. Яруллин, И. Ф. Информационная культура педагога как необходимый компонент современного образования / И. Ф. Яруллин // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 4. - С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.