Научная статья на тему 'Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы МВД России'

Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАРЬЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION / INFORMATION BARRIER / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Николаевич

Одним из направлений совершенствования образовательной деятельности в условиях информатизации является информационная культура, выступающая, с одной стороны, как цель образовательной деятельности, а с другой как ее средство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information culture in educational activity of the higher school of the ministry of internal affairs of Russia

One of directions of perfection of educational activity in the conditions of information is the information culture acting, on the one hand, as the purpose of educational activity, and with another as its means.

Текст научной работы на тему «Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы МВД России»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МВД РОССИИ

А.Н. Григорьев

Калининградский юридический институт Московский проспект, 8, Калининград, Россия, 236000

Одним из направлений совершенствования образовательной деятельности в условиях информатизации является информационная культура, выступающая, с одной стороны, как цель образовательной деятельности, а с другой — как ее средство.

Ключевые слова: информационная культура, информатизация, информационный барьер, образовательная деятельность.

Включение информационной культуры в цели обучения объективно обусловлено изменениями характера и условий труда в современном обществе. Информационная культура рассматривается как некоторый сравнительно новый, но быстро набирающий вес элемент профессиональной культуры специалистов. Повышение роли информационной культуры в производственной деятельности человека отражается и на общем прогрессе человечества. Как отмечает Ю.В. Очерет, никакой прогресс в обществе без достаточно развитой информационной культуры невозможен, причем в последнее время в связи со значительным ускорением этого прогресса и увеличением возможностей технического оснащения средств информации роль и место информационной культуры во всех сферах жизни значительно возрастает [1].

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [2]. Это определение, на наш взгляд, точнее характеризует именно информационную грамотность. Человек грамотный, владеющий современными знаниями, технологией, методами, — это еще не обязательно человек, обладающий высокой культурой. Все же понятие информационной культуры часто связывается с определенными знаниями или умениями специалиста или даже отождествляется с ними.

Как считает В.Ф. Сухина, «информационную культуру должны вырабатывать в себе прежде всего специалисты, имеющие дело с информацией и информационно-вычислительной техникой. Проблема информационной культуры включает и информационные потребности, и ограничения (так как возможности человека по освоению информации не безграничны), и вопросы обучения и переподготовки специалистов. Являясь пока показателем не общей, а скорее профессиональной культуры человека, информационная культура со временем станет важным фактором развития каждой личности. Основой информационной культуры могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках» [3]. Сходную позицию занимает

и О.Ю. Чубукова, полагая, что приоритетность в информационной политике повышения информированности населения и качества учебно-образовательного процесса, приобщения его участников к новейшим технологиям, умению работать в современных информационных сетях, пользоваться новейшими типами компьютерной техники позволит подготовить новую информационную культуру [4]. Поэтому «для личности, обладающей высокой индивидуальной информационной культурой, характерно осознание роста противоречий между возрастающим объемом информации и возможностями ее обработки, знание способов ее обработки, навыков применения этих знаний в своей практической (производственной и бытовой) деятельности» [5; 6].

Информационная культура как в трудовой деятельности, так и в быту, играет роль «фильтра», позволяющего предохранить человеческую личность от негативного информационного воздействия. Она помогает формировать этичное поведение в компьютерных сетях, разумное отношение к рекламе или навязываемым улицей и масс-культурой стереотипам поведения и т.д. «Чтобы умело обращаться с различными информационными ценностями, — отмечает А.П. Суханов, — человек должен обладать высоким уровнем культуры, причем этот показатель призван сопутствовать ему на всех стадиях информационного процесса: от момента зарождения информации до момента ее потребления» [7].

В наиболее широком понимании информационная культура выступает как система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества и информационной среды. И именно в таком содержании понятие информационной культуры имеет больше всего отношения к культуре вообще.

Дистанцию между профессиональной культурой (ее можно было бы назвать культурой в узком смысле слова) и культурой вообще, в широком смысле достаточно четко обозначил Д. Равен. В представлении Д. Равена понятие «культура» имеет особое значение. Культурный человек должен обладать какими-то профессиональными навыками и умениями. Однако, обладая только профессиональными качествами, индивид не сможет овладеть своими обстоятельствами, так как он будет зависим от спроса на свою профессию. Поэтому культура — это также адекватное философское представление о жизненно важных проблемах современности и понимание социально-политической сути имеющих место в реальной жизни явлений [8].

Другими словами, культура — это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном хаосе, отыскивая собственный путь.

Информационная культура, понимаемая как средство осуществления образовательной деятельности, служит целям достижения наибольшей эффективности учебного процесса. Здесь она выступает характеристикой, присущей и отдельному педагогу, и методике, и организации учебного процесса.

Действительно, «не организовав надлежащим образом информационные потоки, невозможно обеспечить постоянное и бесперебойное получение необходи-

мых данных о тех или иных объектах, эффективно ими управлять, планировать и прогнозировать дальнейшее развитие». Это, несомненно, в полной мере относится и к образовательной деятельности. Стало быть, и в основе управления информационными процессами должен непременно находиться этот принцип достижения высокой культуры всего дела: производства, передачи, хранения, поиска, потребления информации.

Динамизм современного знания создает для педагогов трудности в определении той части новой информации, которая должна быть включена в образовательные программы. Проблема выбора необходимой информации во всевозрастающем потоке данных имеет два различных аспекта: 1) отделение релевантной информации от нерелевантной; серьезная опасность информационной недостаточности возникает здесь только в том случае, когда релевантная информация рассеяна в широком диапазоне несистематически обрабатываемых источников; 2) выделение наиболее ценной информации в потоке релевантной (или кажущейся релевантной) связанное с глубокой аналитической переработкой информации [9]. Определенный уровень информационной культуры необходим преподавателям для того, чтобы выполнять такой анализ с учетом всех межпредметных связей и организовать учебный процесс с учетом новых способов доступа к информации. Более того, даже сама структура знаний в новых условиях существенно видоизменяется. Высокотехнологичные общества начинают реорганизовывать свои знания. Как отмечает О. Тоффлер, повседневное «ноу-хау», требующееся в бизнесе и политике, с каждым днем превращается в более общее, абстрактное. Обычные, общепринятые дисциплины разрушаются. С помощью компьютера те же самые данные или информация могут легко быть структурированы (найдены) или «извлечены» несколькими различными путями, помогая пользователю рассмотреть одну и ту же проблему с совершенно различных точек зрения и синтезировать метазнание [10].

Все это требует от преподавателей не только специфических знаний о способах доступа к информации, не только отслеживания новых путей к актуальным знаниям, но и известного демократизма в оценке деятельности обучаемого. Новая информационная технология предоставляет возможности для проявления подобного демократизма и в то же время предполагает, требует его. В этом плане информатизация высшей школы обладает известным потенциалом гуманитаризации теории образовательной деятельности, поскольку все науки являются гуманитарными в той степени, в какой они включают в свой предмет «специфически человеческое», прежде всего, человеческую индивидуальность и личность во всей их полноте, в том числе в ее отдельных, уникальных проявлениях [10].

Информационная культура должна проявляться преподавателями в учебных ситуациях, соответствующих репродуктивному и продуктивному обучению. Так, если в конкретном эпизоде от обучаемого требуется только репродуктивное усвоение знаний, учебное заведение должно предоставить ему исчерпывающую исходную информацию, источник по соответствующей теме: нельзя вынуждать ученика или студента тратить время на поиск информации (кроме специальных

занятий по информационному поиску), когда от него требуется совершенно определенная познавательная деятельность. Нельзя также искусственно создавать информационные барьеры, рекомендуя труднодоступный источник, — ситуация, достаточно распространенная в наших условиях. Напротив, когда от учащегося ожидают творческого усвоения знаний, самостоятельного информационного поиска и отбора информации, некорректно требовать от него заранее предопределенного результата. Не случайно одной из составляющих информационной культуры является информационная этика, уважение человеческого достоинства в информационном взаимодействии.

Нарастающие потоки новой информации таят в себе определенную опасность в том смысле, что новая, интересная и актуальная информация весьма привлекательна для преподавателя как учебный материал, но стремление все время «быть на гребне информационной волны» без тщательного соотнесения нового с традиционным материалом порождает ухудшение взаимосвязей между элементами знания, нарушение его системности и целостности. Доступность информации посредством новой информационной технологии представляется новой панацеей, однако ведет ли это обязательно к улучшению знаний? И в какой степени нам следует ориентироваться именно на знания?

Возможно, именно информационная культура должна способствовать преодолению этой опасности, и тогда ее присутствие в образовательной деятельности должно быть осознано как необходимое условие совершенствования последней, а также как важное направление гуманизации и гуманитаризации образования [11].

Между тем, как отмечает Б.Г. Юдин, особенность культуры в том, что в основе культурной деятельности лежат вечные метафизические идеалы. Идеалы культуры должны ощущаться как надличностные, императивные ценности, осознаваемые разумом, нравственно-эстетическим чувством, а не выражать субъективные потребности и практические цели индивида, отдельной группы или нации [12].

Таким образом, в распространенном в настоящее время ограниченном понимании роль и место информационной культуры в образовательной деятельности не могут быть значительны в той мере, в какой это требуют современные условия. Итак, можно дать наиболее общее определение информационной культуры: это такое поведение человечества в информационной среде, которое обеспечивает оптимальные темпы развития, т. е. увеличения всеобщего тезауруса.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Очерет Ю.В. Информационная культура французского средневековья // Эстетика: информационный подход / Ред. Ю.С. Зубов, В.М. Петров. — М.: Смысл, 1997. — Выпуск 5.

[2] Ваграменко Я.А., Пасхин Е.Н. О направлениях информатизации российского образования // Информационные технологии в образовании. Вып. 8. — М.: Наука, 2002.

[3] Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. — М.: Радио и связь, 1999.

[4] Чубукова О.Ю. Информационные ресурсы Украины; создание, использование, интегрирование // Материалы 5-й Межд. конф. «НТИ-2000». — М.: ВИНИТИ, 2000.

[5] Еляков А. Информационные приоритеты // Высшее образование в России. — 2002. — № 4.

[6] Соколов Н.Н. Социолого-управленческие аспекты внедрения новых информационных технологий в систему высшего образования России // Материалы 5-й Межд. конф. «НТИ-2000». — М.: ВИНИТИ, 2000.

[7] Суханов А.П. Мир информации (история и перспективы). — М.: Мысль, 1986.

[8] Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М.: Когито-Центр, 2002.

[9] Bosma H. Information quality rather than quantity // Inf. Policy and Sci. Res. — 1983. — P. 92— 102; Философия культуры. — СПб.: Лань, 1998.

[10] Toffler Alvin. Power shift. Knowledge, wealth and violence at the edge of the 21st century. — New York, Bantam books, 1998.

[11] Птуха Н.И. Ролевые аспекты формирования личностных качеств // http://www.oim.ru/ reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer= 466.

[12] Юдин Б.Г. Человек в пространстве эксперимента: расширяющиеся горизонты // Философия, наука, цивилизация / Под ред. В.В. Казютинского. — М., 1999.

INFORMATION CULTURE IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE HIGHER SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A.N. Grigoryev

Moskovsky prospekt, 8, Kaliningrad, Russia, 236000

One of directions of perfection of educational activity in the conditions of information is the information culture acting, on the one hand, as the purpose of educational activity, and with another — as its means.

Key words: information culture, information, information barrier, educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.