научный дебют
В. КАЗАНЦЕВА, зам. директора научной библиотеки Сибирский федеральный университет
Современное общество переходит от индустриальной экономики к экономике, основанной на знании. В этих условиях человек должен не просто уметь обращаться с информацией, т.е. иметь определенный уровень общей культуры, но владеть конкретными технологиями поиска и переработки необходимых данных. Это ведет к качественным изменениям в содержании образования. Если раньше требовалась профессиональная подготовка человека за счет накопления впрок большого объема систематизированных знаний, то теперь стоит задача развития личности, владеющей способами усвоения существующих знаний и умеющей порождать новые. Если суть старой парадигмы образования выражалась формулой «образование на всю жизнь », то новая парадигма декларирует «образование в течение всей жизни».
Современная модель образования нацелена на:
• овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями создавать инновации в условиях возрастающей конкуренции;
• освоение навыков работы с любой информацией, в том числе с разнородными, противоречивыми данными; формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
• формирование профессиональной компетентности вместо традиционных ЗУ-Нов.
Таким образом, современный человек должен иметь довольно высокий уровень культуры обращения с информацией, владеть навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, уметь ее исполь-
Информационная культура личности
зовать для решения профессиональных задач и создания инновационного продукта. Для отражения этого факта вводится термин «информационная культура» как «умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [1].
Информационная культура проявляется в следующем:
■ в навыках работы с техническими устройствами и знании программных продуктов;
■ в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;
■ во владении основами аналитической переработки информации;
■ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Перечисленные качества необходимы как студенту, так и преподавателю, как научному работнику, таки управленческому персоналу, какна уровне отдельной организации, так и на уровне региона. Они незаменимы и в процессе обучения, и в организации инновационной деятельности, и в ходе выполнения научного исследования.
С целью изучения информационных потребностей пользователей научной библиотеки было проведено анкетирование среди студентов, аспирантов и преподавателей. В опросе приняли участие около тысячи человек.
Занятия по курсу «Основы информационной культуры» проходили у студентов 1-го курса, которые составили 15% от числа опрошенных. По итогам анкетирования получены следующие данные: ежедневно
Научный дебют
135
приходят в библиотеку 8,3%, несколько раз в неделю - 50%, несколько раз в месяц -40%, не пользуются библиотекой вообще - 1,7%.
Свое отношение к электронным ресурсам библиотеки студенты выразили таким образом: электронным каталогом пользуются 57% респондентов, сводным каталогом библиотек Сибири - 5%, электронной библиотекой учебной литературы - 8,3%, базами данных на иностранных языках -3,3%, электронной библиотекой нормативных документов - 8,3%, ресурсами сети Интернет - 48,3%.
Как выяснилось в процессе анкетирования, более половины первокурсников испытывают недостаток информации о новых поступлениях литературы (53,3%), более трети респондентов не информированы о выписанных библиотекой журналах (33,3%), 11,7% не знают об электронных ресурсах библиотеки.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
• У значительной части первокурсников информационная культура не сформирована в ходе предшествующего обучения в школе или колледже, однако потребность в навыках работы с информацией существует. В учебных планах общеобразовательных учреждений данная дисциплина не предусмотрена. На наш взгляд, на приобретение знаний и умений в области информационной культуры должна «работать » каждая учебная дисциплина; каждый учитель-предметник призван учить учиться, учить навыкам работы с информацией. Между тем наблюдается дефицит специальных знаний и умений по работе с информацией у самого учителя. Так, из результатов анкетного опроса учителей Кемеровской области следует, что более 90% респондентов оценивают свои знания и умения в области информационной культуры как поверхностные, отмечая при этом полное отсутствие знаний и умений в сфере методики преподавания основ информационной культуры [2].
• В занятиях по курсу «Основы информационной культуры» в вузе нуждаются почти 50% студентов. Значит, они в школе не получили соответствующих знаний и умений.
• Студенты мало знают об электронных ресурсах библиотеки, хотя отдают предпочтение электронному каталогу.
• Требуется продуманная реклама информационных ресурсов с использованием всех доступных средств, разработка стратегии их создания и приобретения. Кроме того, нужно хорошее учебно-методическое обеспечение дисциплин в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, привязанное к уровню обучения: школьник, бакалавр, специалист, магистр, аспирант.
В рамках инновационного проекта «Создание и развитие библиотечно-информа-ционного комплекса СФУ» творческим коллективом библиотекарей-библиографов были разработаны учебно-методические комплексы дисциплин УМКД «Основы информационной культуры» для бакалавров и «Информационная культура магистра ». Особое внимание в учебных пособиях уделяется формированию библиографического мышления (представления о существующей системе информации, умения ориентироваться в ней, знания информационно-поисковых систем), проблемам формирования информационной культуры личности в период обучения в вузе.
УМКД предусматривают модульный характер обучения, основаны на компетент-ностном подходе, способствующем социальной мобильности и устойчивости бакалавра и магистра на рынке труда, и состоят из следующих компонентов: программа дисциплины, учебное пособие, методические указания по выполнению лабораторных работ, организационно-методические указания по освоению дисциплин, банк тестовых заданий, демонстрационные презентации курсов.
В учебных пособиях представлены основы классификации источников информации
136 Высшее образование в России • № 12, 2008
и информационных потребностей, рассматриваются основные процессы информатизации и информационного общества, проблемы функционирования информационныхсе-тей, дается характеристика центров информации, электронныхбиблиотек, предлагается стратегия поиска информации, приведена методика описания документов в соответствии со стандартами и правила использования информационных ресурсов в соответствии с законом об авторском праве и т.д.
Для факультета повышения квалификации преподавателей в рамках инновационного проекта была разработана программа курса «Повышение информационных компетенций преподавателя вуза для работы с информационными ресурсами». По этой программе успешно прошли обучение три набора слушателей.
Можно сказать, что в университете складывается определенная система по обучению разных категорий пользователей
С. АХМАКОВ, соискатель Московский государственный университет печати
В статье представлен в кратком изложении опыт редакторско-книговедче-ского анализа Лингвистического энциклопедического словаря как отраслевого справочного научного издания.
Постоянное обновление научной информации в сфере языкознания требует создания соответствующих справочных пособий, отвечающих как уровню развития научного знания, так и читательскому адресу, - отраслевых энциклопедий и справочников, терминологических, толковых, этимологических словарей. Фундаментальный однотомный Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС), вышедший в свет в 1990 г., является первым и пока един-
основам информационной культуры. Специалисты библиотеки в содружестве с преподавателями постоянно занимаются ее совершенствованием. Положительные внешние рецензии на УМКД придают коллективу авторов уверенность. В дальнейшем усилия разработчиков будут направлены на создание электронных УМКД для организации дистанционного обучения пользователей.
Литература
1. Воронина Л.А, Иванова Н.Е, Ратнер С.В.
Информационная культура как фактор инновационного развития // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - №3. -С. 8-11.
2. См.: Забелина Г.П. Опыт реализации моде-
ли формирования информационной культуры учителя в условиях педагогического колледжа // Открытое образование. -2007. - № 1.
ственным подобным изданием на русском языке. Замысел и инициатива издания двух крупных проектов Института языкознания АН - Лингвистического энциклопедического словаря и энциклопедического издания «Языки мира » - принадлежат Виктории Николаевне Ярцевой (1906-1999), известному российскому лингвисту, профессору, члену-корреспонденту РАН и Саксонской академии наук, ставшей главным редактором ЛЭС. Спустя восемь лет было осуществлено стереотипное (репринтное) переиздание словаря. Лишь в 2002 г. вышло его дополненное издание. В приложении, расположенном в конце книги, опубликованы статьи, по различным причинам не вошедшие в предыдущие два издания.
Лингвистиче ский энциклопедический словарь: уникальный опыт