Научная статья на тему 'Информационная культура личности'

Информационная культура личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности»

научный дебют

В. КАЗАНЦЕВА, зам. директора научной библиотеки Сибирский федеральный университет

Современное общество переходит от индустриальной экономики к экономике, основанной на знании. В этих условиях человек должен не просто уметь обращаться с информацией, т.е. иметь определенный уровень общей культуры, но владеть конкретными технологиями поиска и переработки необходимых данных. Это ведет к качественным изменениям в содержании образования. Если раньше требовалась профессиональная подготовка человека за счет накопления впрок большого объема систематизированных знаний, то теперь стоит задача развития личности, владеющей способами усвоения существующих знаний и умеющей порождать новые. Если суть старой парадигмы образования выражалась формулой «образование на всю жизнь », то новая парадигма декларирует «образование в течение всей жизни».

Современная модель образования нацелена на:

• овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями создавать инновации в условиях возрастающей конкуренции;

• освоение навыков работы с любой информацией, в том числе с разнородными, противоречивыми данными; формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

• формирование профессиональной компетентности вместо традиционных ЗУ-Нов.

Таким образом, современный человек должен иметь довольно высокий уровень культуры обращения с информацией, владеть навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, уметь ее исполь-

Информационная культура личности

зовать для решения профессиональных задач и создания инновационного продукта. Для отражения этого факта вводится термин «информационная культура» как «умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [1].

Информационная культура проявляется в следующем:

■ в навыках работы с техническими устройствами и знании программных продуктов;

■ в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

■ во владении основами аналитической переработки информации;

■ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Перечисленные качества необходимы как студенту, так и преподавателю, как научному работнику, таки управленческому персоналу, какна уровне отдельной организации, так и на уровне региона. Они незаменимы и в процессе обучения, и в организации инновационной деятельности, и в ходе выполнения научного исследования.

С целью изучения информационных потребностей пользователей научной библиотеки было проведено анкетирование среди студентов, аспирантов и преподавателей. В опросе приняли участие около тысячи человек.

Занятия по курсу «Основы информационной культуры» проходили у студентов 1-го курса, которые составили 15% от числа опрошенных. По итогам анкетирования получены следующие данные: ежедневно

Научный дебют

135

приходят в библиотеку 8,3%, несколько раз в неделю - 50%, несколько раз в месяц -40%, не пользуются библиотекой вообще - 1,7%.

Свое отношение к электронным ресурсам библиотеки студенты выразили таким образом: электронным каталогом пользуются 57% респондентов, сводным каталогом библиотек Сибири - 5%, электронной библиотекой учебной литературы - 8,3%, базами данных на иностранных языках -3,3%, электронной библиотекой нормативных документов - 8,3%, ресурсами сети Интернет - 48,3%.

Как выяснилось в процессе анкетирования, более половины первокурсников испытывают недостаток информации о новых поступлениях литературы (53,3%), более трети респондентов не информированы о выписанных библиотекой журналах (33,3%), 11,7% не знают об электронных ресурсах библиотеки.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

• У значительной части первокурсников информационная культура не сформирована в ходе предшествующего обучения в школе или колледже, однако потребность в навыках работы с информацией существует. В учебных планах общеобразовательных учреждений данная дисциплина не предусмотрена. На наш взгляд, на приобретение знаний и умений в области информационной культуры должна «работать » каждая учебная дисциплина; каждый учитель-предметник призван учить учиться, учить навыкам работы с информацией. Между тем наблюдается дефицит специальных знаний и умений по работе с информацией у самого учителя. Так, из результатов анкетного опроса учителей Кемеровской области следует, что более 90% респондентов оценивают свои знания и умения в области информационной культуры как поверхностные, отмечая при этом полное отсутствие знаний и умений в сфере методики преподавания основ информационной культуры [2].

• В занятиях по курсу «Основы информационной культуры» в вузе нуждаются почти 50% студентов. Значит, они в школе не получили соответствующих знаний и умений.

• Студенты мало знают об электронных ресурсах библиотеки, хотя отдают предпочтение электронному каталогу.

• Требуется продуманная реклама информационных ресурсов с использованием всех доступных средств, разработка стратегии их создания и приобретения. Кроме того, нужно хорошее учебно-методическое обеспечение дисциплин в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, привязанное к уровню обучения: школьник, бакалавр, специалист, магистр, аспирант.

В рамках инновационного проекта «Создание и развитие библиотечно-информа-ционного комплекса СФУ» творческим коллективом библиотекарей-библиографов были разработаны учебно-методические комплексы дисциплин УМКД «Основы информационной культуры» для бакалавров и «Информационная культура магистра ». Особое внимание в учебных пособиях уделяется формированию библиографического мышления (представления о существующей системе информации, умения ориентироваться в ней, знания информационно-поисковых систем), проблемам формирования информационной культуры личности в период обучения в вузе.

УМКД предусматривают модульный характер обучения, основаны на компетент-ностном подходе, способствующем социальной мобильности и устойчивости бакалавра и магистра на рынке труда, и состоят из следующих компонентов: программа дисциплины, учебное пособие, методические указания по выполнению лабораторных работ, организационно-методические указания по освоению дисциплин, банк тестовых заданий, демонстрационные презентации курсов.

В учебных пособиях представлены основы классификации источников информации

136 Высшее образование в России • № 12, 2008

и информационных потребностей, рассматриваются основные процессы информатизации и информационного общества, проблемы функционирования информационныхсе-тей, дается характеристика центров информации, электронныхбиблиотек, предлагается стратегия поиска информации, приведена методика описания документов в соответствии со стандартами и правила использования информационных ресурсов в соответствии с законом об авторском праве и т.д.

Для факультета повышения квалификации преподавателей в рамках инновационного проекта была разработана программа курса «Повышение информационных компетенций преподавателя вуза для работы с информационными ресурсами». По этой программе успешно прошли обучение три набора слушателей.

Можно сказать, что в университете складывается определенная система по обучению разных категорий пользователей

С. АХМАКОВ, соискатель Московский государственный университет печати

В статье представлен в кратком изложении опыт редакторско-книговедче-ского анализа Лингвистического энциклопедического словаря как отраслевого справочного научного издания.

Постоянное обновление научной информации в сфере языкознания требует создания соответствующих справочных пособий, отвечающих как уровню развития научного знания, так и читательскому адресу, - отраслевых энциклопедий и справочников, терминологических, толковых, этимологических словарей. Фундаментальный однотомный Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС), вышедший в свет в 1990 г., является первым и пока един-

основам информационной культуры. Специалисты библиотеки в содружестве с преподавателями постоянно занимаются ее совершенствованием. Положительные внешние рецензии на УМКД придают коллективу авторов уверенность. В дальнейшем усилия разработчиков будут направлены на создание электронных УМКД для организации дистанционного обучения пользователей.

Литература

1. Воронина Л.А, Иванова Н.Е, Ратнер С.В.

Информационная культура как фактор инновационного развития // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - №3. -С. 8-11.

2. См.: Забелина Г.П. Опыт реализации моде-

ли формирования информационной культуры учителя в условиях педагогического колледжа // Открытое образование. -2007. - № 1.

ственным подобным изданием на русском языке. Замысел и инициатива издания двух крупных проектов Института языкознания АН - Лингвистического энциклопедического словаря и энциклопедического издания «Языки мира » - принадлежат Виктории Николаевне Ярцевой (1906-1999), известному российскому лингвисту, профессору, члену-корреспонденту РАН и Саксонской академии наук, ставшей главным редактором ЛЭС. Спустя восемь лет было осуществлено стереотипное (репринтное) переиздание словаря. Лишь в 2002 г. вышло его дополненное издание. В приложении, расположенном в конце книги, опубликованы статьи, по различным причинам не вошедшие в предыдущие два издания.

Лингвистиче ский энциклопедический словарь: уникальный опыт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.