Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / информационные технологии / сотрудники полиции / учебно-воспитательный процесс / профессиональная адаптация / information culture / information technologies / police officers / educational process / professional adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления педагогических подходов к формированию информационной культуры курсантов и слушателей, а также поиска путей соответствующей оптимизации педагогических условий образовательных организаций системы МВД России с учётом практической направленности обучения, современного уровня развития интернет-технологий и особенностей международно-политической обстановки. Цель определить понятие и содержание информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, установить специфику её формирования с учётом специфики образовательной среды и профессиональной направленности обучения. Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научной литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, систематизация и обобщение научного опыта. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании ряда положений о педагогических условиях формирования информационной культуры в условиях образовательной среды вузов МВД России, учитывающих современные вызовы российской государственности. Проведённое исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно понятия и содержания информационной культуры сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса. Результаты исследования. Проведённая работа позволила раскрыть специфику содержания информационной культуры учащихся образовательных организаций системы МВД, выявить специфику формирования отдельных её компонентов и элементов. Выводы. Проведённый анализ позволил сделать вывод, что информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД является составным элементом их общей и профессиональной культуры и представляет собой систему знаний, умений, навыков, личностных норм и ценностей в сфере компьютерных технологий, а также профессиональных компетенций их использования при решении задач оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF CADETS AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: CONTENT AND SPECIFICS OF FORMATION

Relevance. This study is relevant due to the need for a theoretical understanding of pedagogical approaches to the formation of information culture of cadets and trainees, as well as the search for ways to optimize the pedagogical conditions of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the practical orientation of training, the current level of Internet technologies development and the peculiarities of the international political situation. Aim. To define the concept and content of the information culture of cadets and students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to establish the specifics of its formation, taking into account the specifics of the educational environment and the professional orientation of training. Research methods. To solve the research tasks, a set of the following methods was used: interdisciplinary analysis of scientific literature, comparative analysis of the studied problems, systematization and generalization of scientific experience. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research consists in the theoretical substantiation of a number of provisions on the pedagogical conditions for the formation of information culture in the educational environment of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the modern challenges of Russian statehood. The conducted research made it possible to supplement a number of concepts that have developed in modern science regarding the concept and content of the information culture of police officers. The results of the study can be used as a basis for improving pedagogical technologies and methods of the educational process. Results. The conducted research made it possible to reveal the specifics of the content of the information culture of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system, to identify the specifics of the formation of its individual components and elements. Conclusions. The analysis made it possible to conclude that the information culture of cadets and students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs is an integral element of their general and professional culture and is a system of knowledge, skills, personal norms and values in the field of computer technology, as well as professional competencies in solving problems in operational activities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ»

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

УДК 378.147:796.814

Б01: 10.18384/2949-4974-2023-3-23-33

информационная культура курсантов и слушателей вузов мвд россии: содержание и специфика формирования

Петров К. Н.

Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, Владивостокский филиал

690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21, Российская Федерация Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления педагогических подходов к формированию информационной культуры курсантов и слушателей, а также поиска путей соответствующей оптимизации педагогических условий образовательных организаций системы МВД России с учётом практической направленности обучения, современного уровня развития интернет-технологий и особенностей международно-политической обстановки.

Цель - определить понятие и содержание информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, установить специфику её формирования с учётом специфики образовательной среды и профессиональной направленности обучения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научной литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, систематизация и обобщение научного опыта. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании ряда положений о педагогических условиях формирования информационной культуры в условиях образовательной среды вузов МВД России, учитывающих современные вызовы российской государственности. Проведённое исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно понятия и содержания информационной культуры сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования педагогических технологий и методик учебно-воспитательного процесса.

Результаты исследования. Проведённая работа позволила раскрыть специфику содержания информационной культуры учащихся образовательных организаций системы МВД, выявить специфику формирования отдельных её компонентов и элементов. Выводы. Проведённый анализ позволил сделать вывод, что информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД является составным элементом их общей и профессиональной культуры и представляет собой систему знаний, умений, навыков, личностных норм и ценностей в сфере компьютерных технологий, а также профессиональных компетенций их использования при решении задач оперативно-служебной деятельности. Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, сотрудники полиции, учебно-воспитательный процесс, профессиональная адаптация.

© CC BY Петров К. Н . , 2023 .

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

Ç 2023 / № 3

INFORMATION CULTURE OF CADETS AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: CONTENT AND SPECIFICS OF FORMATION

K. Petrov

Vladivostok branch of Far East legal institute Ministry of Internal Affairs of Russia ul. Kotelnikova, 21, Vladivostok, 21690087, Primorsky Krai, Russian Federation

Abstract

Relevance. This study is relevant due to the need for a theoretical understanding of pedagogical approaches to the formation of information culture of cadets and trainees, as well as the search for ways to optimize the pedagogical conditions of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the practical orientation of training, the current level of Internet technologies development and the peculiarities of the international political situation. Aim. To define the concept and content of the information culture of cadets and students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to establish the specifics of its formation, taking into account the specifics of the educational environment and the professional orientation of training.

Research methods. To solve the research tasks, a set of the following methods was used: interdisciplinary analysis of scientific literature, comparative analysis of the studied problems, systematization and generalization of scientific experience.

Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research consists in the theoretical substantiation of a number of provisions on the pedagogical conditions for the formation of information culture in the educational environment of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the modern challenges of Russian statehood. The conducted research made it possible to supplement a number of concepts that have developed in modern science regarding the concept and content of the information culture of police officers. The results of the study can be used as a basis for improving pedagogical technologies and methods of the educational process.

Results. The conducted research made it possible to reveal the specifics of the content of the information culture of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system, to identify the specifics of the formation of its individual components and elements. Conclusions. The analysis made it possible to conclude that the information culture of cadets and students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs is an integral element of their general and professional culture and is a system of knowledge, skills, personal norms and values in the field of computer technology, as well as professional competencies in solving problems in operational activities.

Keywords: information culture; information technologies; police officers; educational process; professional adaptation

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена особыми требованиями, предъявляемыми к уровню правосознания, общей культуры и морально-нравственным ценностям сотрудника полиции со стороны общества и государства. Проявление даже незначительных девиаций в

поведении стража правопорядка вызывает бурную негативную реакцию со стороны широких слоёв граждан, резонансно отражается в средствах массовой информации . Такого рода негативные ситуации подрывают авторитет не только органов внутренних дел, но и государственности в целом, представителем которой в гла-

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

зах населения выступает полицейский . В этой связи на образовательные организации системы МВД России возлагаются задачи не только учебного, но и воспитательного характера

Общепризнанно, что ключевую роль в процессе образования и воспитания играет среда, в которой находится личность, и не в последнюю очередь среда информационная. Современный уровень развития компьютерных технологий (широкая доступность сети Интернет, большое число социальных сетей и мессен-джеров) предоставляет невообразимые ещё пару десятилетий назад возможности для получения и обмена информацией [5]. Наличие навыков использования современных информационных технологий не только позволяет сотруднику полиции повышать свой культурно-образовательный уровень, но и является важной профессионально значимой компетенцией в условиях роста числа преступлений, совершаемых с применением сети Интернет. Однако в текущих международно-политических и социально-экономических условиях, наряду с неоспоримыми положительными аспектами, интернет-пространство является полем информационной войны, направленной на подрыв основ российской государственности, на морально-нравственное разложение её молодёжи [14].

Изложенные обстоятельства актуализируют задачи педагогической науки по теоретическому переосмыслению подходов к пониманию содержания и технологиям формирования информационной культуры курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций системы МВД . В условиях информационного многообразия актуальное практическое значение приобретает разработка модели образовательно-воспитательного воздействия на учащихся, позволяющей формировать разностороннюю личность полицейского, обладающего устойчивым набором положительных норм и ценностей, способного успешно решать слу-

жебно-оперативные задачи и обладающего твёрдой гражданской позицией

Изучение феномена «информационная культура» в отечественной науке берёт своё начало в 1970-е гг века в связи с появлением в жизни общества компьютерных технологий (Ю . С . Бранов-ский, М. Г. Вохрышева, Е. В . Данильчук, Н . Б . Зиновьева, Т. А. Полякова, Н . В . Хо-дякова и др ) Технологическое совершенствование средств получения и обмена информацией в сети Интернет, их массовое использование широкими слоями населения поддерживают активный интерес научного сообщества к данной тематике и в настоящее время. Возможности различных стратегий сбора и критической оценки информации также активно изучаются за рубежом [13; 16; 20].

Педагогические аспекты организации информационного пространства образовательной организации неоднократно становились объектом научного внимания [3; 4; 6; 18]. Особый интерес с учётом специфики предмета исследования представляют научные разработки, посвящённые формированию информационной культуры курсантов военных и военизированных вузов [2; 8; 11].

В настоящее время решение задач модернизации и повышения качества образовательной среды вузов, осуществляющих подготовку полицейских, является одним из активно развивающихся направлений педагогики профессионального обучения как в России, так и за рубежом [12; 17; 19]. Ряд научных публикаций был посвящён отдельным аспектам становления информационно-коммуникационной культуры будущих сотрудников полиции [7; 15]. Например, в работе Т Г Мухиной и Н И Мусиной анализировалась проблема формирования готовности будущих сотрудников полиции к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды [9].

Полагаем, что в настоящее время назрела необходимость проведения комплексной проработки теоретических

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

основ информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России как научного конструкта, определение подходов к его содержанию и принципам формирования в современных условиях

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - определить понятие и содержание категории «информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД России», установить пути её формирования с учётом специфики образовательной среды ведомственного учебного заведения и правоохранительной направленности будущей профессиональной деятельности обучаемых Поставленная цель обусловливает решение следующих научных задач:

- определить систему элементов и компонентов, составляющих внутреннее содержание информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России;

- выявить особенности информационной культуры данной категории обучаемых с учётом профессиональной специфики;

- установить общие принципы формирования информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России;

- определить пути совершенствования педагогических условий образовательных организаций системы МВД России в данном направлении

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили: современные научные представления о сущности культуры, её функционале, взаимосвязи «человек-культура» (А. И . Арнольдов, Э . А . Баллер, Г. С . Бати-щев, В . П. Зелеева, К. А. Свасьян); основы культурологического (М Г Вохрышева, Г. И . Гайсина, Л. Л. Гречихин) и аксиологического (Б . М. Бим-Бад, Е. В . Бонда-ревская, В . А. Сластенин, Г. И. Чижакова) подходов в обучении; исследования в области ценностно-смысловых ориентаций личности (А. Г. Асмолов, Д . А. Леонтьев); положения личностно-ориентированно-

го подхода в педагогике (Н . Л. Алексеев, В . А. Беликов, В. В . Сериков, И. С. Якиманская)

Для решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и специальных методов исследования: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, теоретическое моделирование, педагогическое наблюдение

Организация исследования и ход работы

Проведённое исследование было структурировано следующим образом Первый этап включал изучение идей, концепций, методик, имеющих отношение к проблеме исследования, выявление степени её разработанности, определение предмета, цели, задач, методологических основ исследования

Второй этап исследования был посвя-щён анализу понятия «информационная культура» и его специфики применительно к ведомственным вузам МВД России Было установлено, что культура является сложносоставным и многоаспектным теоретическим конструктом, используемым в понятийно-категорийном аппарате большинства гуманитарных наук

В целом можно выделить три основных подхода к пониманию данного термина: 1)аксиологический, в котором культура трактуется как набор норм и ценностей материального и духовного характера (А. И. Арнольдов); 2) процес-суально-деятельностный, рассматривающий культуру через призму преобразования природы и социума в процессе исторического развития человечества (Э. А. Баллер, Г. С. Батищев); 3) культу-ротворческий (культуросозидающий), где культура характеризуется как процесс индивидуальной самореализации, творческих поисков личности, в том числе включающий создание и присвоение новых ценностных смыслов (В П Зелеева, К А Свасьян)

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 3

Информационная культура, образующая органическое единство технократической и гуманитарной культур, является составной частью общей культуры личности и рассматривается как совокупность норм этического, мировоззренческого характера, форм и навыков поведения в информационной среде [1] Опираясь на традиционные представления о культуре в целом, можно выделять структурные элементы и компоненты информационной культуры (знания, значения, символы, нормы, ценности и т д ), её процессуальные, культуротворческие и функциональные аспекты Среди основных функций информационной культуры следует отметить социально-регулятивную, коммуникативно-репродуктивную и ценностно-ориентационную .

Специфика содержания информационной культуры учащихся ведомственных вузов МВД России обусловлена особенностями образовательной программы, спецификой профессиональной подготовки, распорядка дня и организации внеучебной деятельности (совместное проживание в общежитии, несение службы в нарядах и др ), половозрастными и иными характеристиками

Проведённый анализ позволил выделить ряд основных элементов, составляющих содержание информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, что стало третьим этапом исследования

1. Система знаний, умений и навыков в сфере компьютерных технологий, включающая широкий кругозор в сфере современного программного обеспечения, функционирования социальных сетей, мессенджеров и владение способами деятельности в данной среде (общение с представителями различных социальных групп, поиск необходимой информации, знакомство с актуальными событиями политической, социальной, культурной и иных сфер жизни общества) [10].

2 . Профессиональные компетенции, связанные с использованием современ-

ных информационных технологий в решении задач оперативно-служебной деятельности Информационная компетентность подразумевает способность к творческому использованию знаний, умений и навыков, их переосмыслению с целью решения практических задач Так, важной компетенцией инспектора по делам несовершеннолетних является знание современных тенденций подростковой и молодёжной интернет-субкультур, мониторинг целевых групп в социальных сетях в целях эффективной профилактики правонарушений и иных деструктивных форм поведения несовершеннолетних, а также предупреждения противоправных действий в отношении детей со стороны взрослых

Высшим уровнем развития профессиональной компетентности сотрудника полиции в рассматриваемом нами аспекте следует считать переход к культуро-созидательной активности Творчество в сфере информационной культуры может проявляться в создании новых смыслов, переоценке старых ценностей и создании новых символов, внедрении новых способов деятельности (технологий) и иных формах

Творческий процесс применительно к специфике профессиональной деятельности сотрудника полиции может реализовываться самым разным образом: оформление рабочих сайтов территориальных органов внутренних дел; разработка и продвижение в сети Интернет видеороликов, пропагандирующих безопасность дорожного движения; разработка компьютерных программ и алгоритмов, ориентированных на охрану общественного порядка и выявление лиц, находящихся в розыске; раскрытие схем мошенничества, осуществляемого с использованием компьютерных технологий; разработка алгоритмов мониторинга социальных сетей с целью выявления преступной активности и т д

3. Система личностных ценностей, взглядов и позиций, обусловленных вклю-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

чённостью в информационное пространство современной интернет-среды Аксиологический компонент составляет ядро информационной культуры курсантов и слушателей. Он обусловливает субъективную оценку получаемой в сети Интернет информации, а также моральные критерии её использования в оперативно-служебной деятельности. Успешное профессиональное становление сотрудника полиции невозможно без формирования чётких внутренних морально-нравственных ориентиров, уверенности в правоте своих действий, уважения к государственно-правовым институтам, понимания своей социальной роли на страже прав и свобод человека Таким образом, система внутренних координат информационной культуры курсантов и слушателей должна иметь в своей основе ценности патриотизма, уважения к праву и гуманизма В ней категорически нетерпимо присутствие дискриминационных оценок по отношению к отдельным социальным группам, неуважения к прошлому своей страны, цинизма, оправдания любых форм нарушения законности

4. Саморефлексия, выступающая как процесс и результат осмысления собственного набора знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций в информационном пространстве Это важное качество личности, позволяющее давать самооценку, выстраивать собственную траекторию развития профессиональных компетенций в анализируемой нами сфере. Фактически саморефлексия является основным внутренним мотивом, движущей силой становления и последующего выхода на новые уровни информационной культуры сотрудника полиции как составной части его профессионализма В условиях бурного развития технологий и быстрой смены информационной повестки саморефлексия позволяет сотруднику полиции сохранять актуальность имеющихся у него компетенций, не отрываться от общего культурного поля В этой связи развитие у курсантов и слушателей навы-

ков самооценки и постоянного профессионального самосовершенствования является важной задачей образовательной среды ведомственного вуза

Итак, информационную культуру можно рассматривать как составной элемент профессиональной культуры полицейского . Таким образом, в задачу ведомственных образовательных организаций входит обеспечение педагогических условий, способных обеспечить процесс становления информационной культуры курсантов и слушателей Установление педагогических условий формирования информационной культуры у учащихся ведомственных вузов МВД России стало четвёртым этапом исследования

В качестве педагогических условий принято понимать совокупность обстоятельств, обусловливающих образовательный процесс и достижение необходимых дидактических целей Рассматриваемая категория тесно связана с такими понятиями, как образовательная среда, педагогическое проектирование и педагогические технологии

Процесс формирования информационной культуры имеет объективную и субъективную составляющие (внешние и внутренние условия) Это предполагает наличие системы внешнего культурно-воспитательного воздействия, сочетающейся с развитием внутренней мотивации учащегося, формированием его внутренней потребности вхождения в корпоративную культуру полицейской среды, овладением набором ценностей профессиональной информационной культуры

В процессе создания педагогических условий формирования информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД можно выделить ряд аспектов

1. Обеспечение высокого уровня информационной культуры преподавательского состава Преподаватель должен обладать актуальным набором знаний, уметь пользоваться современными компьютерными технологиями, в том числе ак-

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 3

тивно применять их в образовательном процессе, процессе учебно-воспитательного взаимодействия с учащимися Деятельность преподавательского состава должна основываться на неуклонном соблюдении этических, корпоративных, правовых и иных норм, составляющих аксиологическую основу информационной культуры . В наибольшей степени указанные требования относятся к преподавателям, ведущим учебные дисциплины, связанные с использованием компьютерных технологий в служебно-оперативной деятельности органов полиции («Основы информатики», «Основы управления в органах внутренних дел», «Оперативно-розыскная деятельность» и др )

2 . Формирование внутренней мотивации учащихся к овладению нормами профессиональной информационной культуры Мотивы поведения человека с точки зрения психологии являются одним из наиболее закрытых и сложных для анализа элементов личности В этой связи разработка технологий мотивации курсантов и слушателей к освоению норм и ценностей профессиональной информационной культуры требует вовлечения в данную работу квалифицированных психологов В целом совокупность форм и методов мотивации должна строиться с учётом половозрастных особенностей данной категории обучаемых, специфики образовательной среды ведомственного вуза и будущей правоохранительной деятельности В этой связи наряду с использованием традиционной познавательной мотивации хороший эффект могут дать соревновательные методики, методы внутриколлективного воздействия, мотивы повышения личного престижа и внутригруппового статуса

3. Совершенствование форм и методов организации учебного процесса, активное использование возможностей современных информационных технологий Успешное формирование компетенций и соответствующих элементов профессиональной информационной культуры

курсантов и слушателей вузов МВД предполагает:

- активное использование информационных технологий в процессе подготовки к аудиторным занятиям (например, поиск информации на заданную тему, её критический анализ и подготовка соответствующих докладов, сообщений);

- использование информационных технологий в ходе аудиторных занятий правового и специального цикла (например, работа со справочно-поисковыми системами при решении практических задач);

- выполнение практических заданий в рамках изучения дисциплины «Основы информатики» по разработке простейших программ и алгоритмов, имеющих профессиональное предназначение (алгоритмы по работе с базами данных, формирование таковых; освоение современных методик защиты информации и др )

Важное значение имеют интеграция возможностей гуманитарных, правовых, специальных и иных учебных дисциплин, активное использование в педагогическом процессе междисциплинарных связей, а также индивидуальный подход к каждому из учащихся, поскольку привитие культурных норм и ценностей предполагает придание им индивидуального смысла

4 . Внедрение современных информационных технологий в процесс внеаудиторной работы курсантов и слушателей, а также в систему воспитательной работы.

Спецификой образовательной среды ведомственных вузов МВД является более плотная степень общения учащихся между собой по сравнению с гражданскими учебными заведениями Курсанты и слушатели проводят в составе своей учебной группы большую часть как учебного, так и внеучебного времени, как правило, совместно проживают в общежитии на закрытой территории Специфической чертой ведомственной вузовской среды также является высокая степень контрольно-организационного воздействия

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

2023 / № 3

на учащихся со стороны строевых командиров, преподавателей-кураторов, сотрудников морально-психологической службы и др В условиях современного развития технологий значительная часть процесса общения учащихся между собой и с сотрудниками вуза осуществляется посредством групповых чатов в мес-сенджерах В этой связи важной частью воспитательной работы должно являться формирование системы норм и ценностей общения в корпоративных и вну-тригрупповых чатах, основанных:

- на взаимопомощи, уважении чести и человеческого достоинства;

- недопустимости высказываний, дискриминирующих какие-либо социальные группы, а также дискредитирующих государственные институты и их руководство;

- недопустимости размещения информации, в том числе фото и видео низкого культурного содержания (пошлых анекдотов, мемов, порнографических роликов и т п )

В условиях активной информационной войны, развёрнутой в интернет-пространстве с целью дискредитации российской государственности и очернения её истории, важным аспектом развития информационной культуры является формирование чётких морально-нравственных установок любви к Родине, уважения её истории и традиций населяющих её народов в сочетании с навыками критической оценки размещаемой в сети Интернет информации, умением определять степень её достоверности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования позволяют дать ответ на обозначенную в начале публикации цель:

1) под информационной культурой курсантов и слушателей вузов МВД предлагается понимать систему ценностей, норм, навыков поведения в информаци-

онном пространстве, обусловленных спецификой профессиональной подготовки к будущей правоохранительной деятельности (формирование профессионально значимых компетенций);

2) структура анализируемой категории включает: систему знаний, умений и навыков в сфере компьютерных технологий; профессиональные компетенции, связанные с использованием современных информационных технологий в решении задач оперативно-служебной деятельности; систему личностных ценностей, взглядов и позиций в данной области; навыки саморефлексии по осмыслению собственного набора знаний, умений, навыков и ценностных ориента-ций в информационном пространстве;

3) путями формирования информационной культуры курсантов и слушателей вузов МВД России с учётом специфики образовательной среды ведомственного учебного заведения и правоохранительной направленности будущей профессиональной деятельности обучаемых являются: обеспечение высокого уровня информационной культуры преподавательского состава; формирование внутренней мотивации учащихся к овладению нормами профессиональной информационной культуры; совершенствование форм и методов организации учебного процесса, активное использование возможностей современных информационных технологий; внедрение современных информационных технологий в процесс внеаудиторной работы курсантов и слушателей, а также в систему воспитательной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ позволил сделать вывод, что информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД является составным элементом их общей и профессиональной культуры и представляет собой систему знаний, умений, навыков, личностных норм и ценностей

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

в сфере компьютерных технологий, а также профессиональных компетенций их использования при решении задач оперативно-служебной деятельности Важным аспектом развитой информационной культуры личности является сформированный навык саморефлексии, позволяющий сотруднику полиции постоянно совершенствовать свой профессионализм

В основу процесса формирования профессиональной информационной

культуры курсантов и слушателей должна быть положена совместная работа руководства, преподавательского состава, строевых командиров и иных сотрудников вуза по мотивации учащихся, оказанию на них мер воспитательного воздействия, совершенствованию программ и методик преподавания, постоянной актуализации знаний преподавателей в данной сфере

Дата поступления в редакцию 10.04.2023

литература

I. Афанасьев С. В . Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8 . № 3 (32). С. 10 .

2 . Беляев Р. В . Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами

социально-культурной деятельности: дис. . . . канд. пед. наук. Москва, 2017. 193 с.

3 . Ефимов В . Н . , Москвина Е. В . Информационно-коммуникационная культура обучающихся:

содержание понятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 42-51. 4. Жукова Н . В . , Вершинина Т. С. Образовательная среда коммуникативной и информационной культуры как внешний контекст формирования личной культуры субъекта познания // Педагогическое образование в России. 2021. № 3 . С. 178-187.

5 . Захаров М . Ю . , Старовойтова И . Е. , Шишкова А . В . Цифровая культура - исторический этап

развития информационной культуры общества // Вестник университета. 2020. № 5 . С. 200-205.

6 . Лукоянова М. А . Формирование базовой информационной культуры школьников в учреждениях

дополнительного образования детей. Казань: Издательство Казанского университета, 2015.142 с.

7 . Малолетко Н . Е. , Воробьева Т. И. К вопросу об информационной культуре курсантов - буду-

щих полицейских // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2018 . № 19 . С. 35-39.

8 . Мирзаев А . А . Моделирование процесса военно-патриотического воспитания курсантов мор-

ского вуза в условиях информационного многообразия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета . 2017 . № 132 . С. 605-615.

9 . Мухина Т. Г , Мусина Н . И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к

межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета 2019 Т 7 № 1 (26) С 3

10 . Поляруш А. А. Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира //

Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 3-2 (54). С. 41-43 .

II. Портнова В . Н . Структурно-компонентный состав информационной культуры курсантов как профессионально значимого качества личности // Бизнес . Образование . Право . 2019 . № 1 (46). С.449-453.

12 . Рямова К . А . , Розенфельд А . С. Образовательная среда в формировании мотивационно-во-

левой сферы курсантов юридических вузов МВД России // Учёные записки университета им. П . Ф . Лесгафта. 2019 . № 3 (169). С. 283-287.

13 . Сатымов Р. Р. , Сулейменова Р. Д . Информационная культура как основа профессиональной де-

ятельности будущего программиста // Интернаука 2022 № 20-2 (243) С 34-36 14. Смирнов В . М . , Давыдова Д. А . Влияние современных информационных технологий на культуру современной молодёжи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук 2022 № 3-2 (66) С 73-75

ISSN 2949-4990

0

Московский педагогический журнал

Г

2023 / № 3

15 . Смирнова М. И . Формирование культуры потребления информации как основы информаци-

онной культуры обучающихся вузов МВД России // Евразийский юридический журнал. 2021. № 11 (162). С 479-481.

16 . Суворова В . А . Информационная культура как компонент общей культуры личности обучаю-

щегося // Инновационная наука. 2020. № 12 . С. 180-182.

17 . Хуснетдинов Г. Р. Образовательная среда вуза МВД России как один из элементов формирова-

ния профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств . 2020. № 3 . С. 141-145 .

18 . Яковлева Е. В . Информационная образовательная среда школы как фактор достижения нового

качества образования // Евразийское научное объединение. 2019 . № 1-6. С. 362-364.

19 . Frost T. B. The case for international police cooperation on training issues . Policing in Central and

Eastern Europe, Slovenia, 1996 // Janes Intelligence Review. 1997. № 7. P. 330-334.

20 . Houpt J. W. , Cheng-Ta Y. , Townsend J. T. Modeling individual differences in perceptual decision mak-

ing. Lausanne: Frontiers Media SA, 2017. 140 p.

I. Afanasiev S . V. [The rationale for relevance development of substrate-attribute model of information culture in the framework of the philosophy of culture]. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2020, vol. 8, no . 3 (32), p . 10 .

2 . Belyaev R. V. Formirovanie informacionnoj kul'tury kursantov voennyh vuzov sredstvami socialno-

kul'turnoj deyatelnosti: dis.... kand. ped. nauk [Formation of the information culture of cadets of military universities by means of social and cultural activities: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Moscow, 2017. 193 p.

3 . Efimov V. N . , Moskvina E. V. [Information and communication culture of students: the concept con-

tent]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Moscow Pedagogical Journal], 2021, no. 4, pp. 42-51. 4. Zhukova N . V. , Vershinina T. S . [Educational environment ofthe communicative and information culture as an external context of the personal culture formation of the subject of knowledge]. In: Pedagog-icheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2021, no. 3, pp. 178-187. 5 . Zakharov M. Yu. , Starovoytova I . E . , Shishkova A . V. [Digital culture - a historical stage in the development of the information culture of society]. In: Vestnik universiteta [Vestnik Universiteta], 2020, no 5, pp 200-205

6. Lukoyanova M. A. Formirovanie bazovoj informacionnoj kul'tury shkolnikov v uchrezhdeniyah dopolnitelnogo obrazovaniya detej [Formation of the basic information culture of schoolchildren in institutions of additional education for children]. Kazan, Kazan University Press, 2015. 142 p.

7 . Maloletko N . E. , Vorob'eva T. I . [On the issue of information culture of cadets - future police officers].

In: Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossijskij i zarubezhnyj opyt [Actual problems and prospects for the development of the economy: Russian and foreign experience], 2018, no. 19, pp 35-39

8 . Mirzaev A . A . [Modeling of the process of militarypatriotic education of cadets of a maritime univer-

sity in terms of information]. In: Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University], 2017, no. 132, pp. 605-615.

9 . Mukhina T. G . , Musina N . I . [Formation of readiness of future specialist of the Ministry of Internal Af-

fairs of Russia to the interpersonal interaction in a multi-ethnic environment]. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2019, vol. 7, no. 1 (26), p. 3 .

10 . Poliarush A . A . [Culture of thinking and information culture in the process of cognition of the world].

In: Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2021, no. 3-2 (54), pp. 41-43 .

II. Portnova V. N . [Structural and component composition of information culture of cadets as a professionally significant quality of personality]. In: Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business . Education . Law], 2019, no. 1 (46), pp. 449-453.

12 . Ryamova K A . , Rosenfeld A . S . [Educational environment in formation of motivational and volitional sphere of cadets enrolled in the legal institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. In:

references

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

Uchyonye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Les-gaft], 2019, no. 3 (169), pp. 283-287. 13 . Satymov R. R. , Sulejmenova R . D. [Information culture as a basis for the professional activity of a future programmer]. In: Internauka [Internauka], 2022, no . 20-2 (243), pp. 34-36. 14. Smirnov V M. , Davydova D. A . [The influence of modern information technologies on the culture of modern youth]. In: Mezhdunarodnyj zhurnalgumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2022, no. 3-2 (66), pp. 73-75.

15 . Smirnova M. I . [The formation of culture of consuming information as the basis of information cul-

ture of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs]. In: Evrazijskij yuridicheskij zhurnal [Eurasian Law Journal], 2021, no. 11 (162), pp. 479-481.

16 . Suvorova V. A . [Information culture as a component of the general culture of the student's personal-

ity]. In: Innovacionnaya nauka [Innovation science], 2020, no. 12, pp. 180-182.

17 . Husnetdinov G . R . [Educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs of

Russia as one of the elements of forming professional qualities of the employees of the ATS]. In: Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2020, no. 3, pp. 141-145 .

18 . Yakovleva E. V. [Information educational environment of the school as a factor in achieving a new

quality of education]. In: Evrazijskoe nauchnoe ob"edinenie [Eurasian scientific association], 2019, no 1-6, pp 362-364

19 Frost T B The case for international police cooperation on training issues Policing in Central and Eastern Europe, Slovenia, 1996. In: Janes Intelligence Review, 1997, no . 7, pp . 330-334.

20 . Houpt J. W , Cheng-Ta Y. , Townsend J. T. Modeling individual differences in perceptual decision mak-

ing. Lausanne, Frontiers Media SA, 2017. 140 p.

информация об авторе

Петров Константин Николаевич - кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России; e-mail: kostik_petrov_68@bk. ru

information about the author

Konstantin N. Petrov - Cand. Sci. (Technical Sciences), Assoc . Prof. , Prof, of the "Department of Tactical-special, fire and physical training" Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vladivostok branch; e-mail: kostik_petrov_68@bk. ru

правильная ссылка на статью

Петров К . Н . Информационная культура курсантов и слушателей вузов МВД России: содержание и специфика формирования // Московский педагогический журнал . 2023. № 3 . С. 23-33. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-23-33

for citation

Petrov K. N . Information culture of cadets and students of universities of the Ministry of internal affairs of Russia: content and specifics of formation . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 3, рр . 23-33. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-23-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.