Научная статья на тему 'Информационная культура как критерий формирования информационного общества'

Информационная культура как критерий формирования информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
686
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕРНЕТ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE / INFORMATION / DEVELOPMENT / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гревцов Вадим Евгеньевич

В статье анализируется воздействие информационной культуры на процессы формирования и развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information culture as a Criterion of information society formation

The article examines the impact of information culture on the processes of formation and development of information society.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как критерий формирования информационного общества»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В.Е. Гревцов

Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10 а, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется воздействие информационной культуры на процессы формирования и развития информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, информация, развитие, Интернет.

Актуальная на сегодняшний день тема формирования информационного общества не раз освещалась в работах российских и зарубежных авторов. Обобщив мнения различных исследователей, можно сказать, что информация является важнейшим ресурсом развития современной цивилизации, которая уже вступила в период постиндустриального развития и достигла его пиковой фазы — информационного общества. По мнению профессора М.А. Игнацкой, эта фаза имеет переломный характер: она неотделима от процессов компьютеризации как одной из основ информатики, т.е. от производства, накопления, переработки, распространения и потребления информации — ведущей составной части принципиально иной системы научно-технических производительных сил [3. С. 14—15].

Наблюдаемое на рубеже ХХ и ХХ! вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты [1. С. 3].

В истории развития человеческой цивилизации, которая неразрывно связана с процессом накопления знаний, можно выделить несколько значимых этапов, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих изменений стали важные качественные преобразования человеческого общества. К числу таких изменений обычно относят появление письменности, переход к книгопечатанию и использованию электричества, изобретение радиосвязи и электронных вычислительных машин и, наконец, формирование и развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий послужило стимулом и по сей день оказывает значительное влияние на развитие социума, который основан на использовании информации и знаний, и который принято называть информационным обществом.

Кроме того, стремительный рост информационных ресурсов и применение информационных технологий в последние десятилетия определили принципиаль-

но важные массовые позитивные изменения практически во всех сферах жизни и деятельности индивида. Сегодня развитие информационно-коммуникационных технологий и систем, электронных средств массовой информации и т.п. затрагивает жизненные интересы почти каждого человека.

Еще несколько десятилетий назад проблема перехода человечества в информационную эпоху активно обсуждалась в различных научных публикациях и имела в большей степени теоретическую направленность. В настоящее время можно отметить множество прямых и косвенных признаков того, что современное общество становится информационным. К ним в первую очередь относятся ведущая ценность информации, социальная градация на основе доступа к знанию, тесное взаимодействие информационных технологий с социальной организацией и наиболее стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет.

Ведущим мотивом информационной цивилизации является общество, основанное на знании, в котором решающим фактором социальной жизни, важнейшей ценностью и основой развития культуры, науки, образования становится информация, которая должна быть максимально доступной для всех членов общества.

Современное общество стремится в своем развитии все меньше ориентироваться на технику, т.е. перестает быть техногенной цивилизацией. Техника используется для оптимизации жизнедеятельности человека, для того, чтобы автоматизировать и облегчить рутинную и нетворческую деятельность. Отсюда и новая форма общественного устройства, ориентированная, прежде всего на человека, на его запросы и ожидания. Такой переход, несомненно, сопровождается пересмотром системы ценностей, появлением нового мировоззрения, развитием нового мышления у индивида. С глобальной информатизацией связаны надежды на качественное кардинальное улучшение и совершенствование образа жизни миллионов людей, их культуры, нравов и социального поведения.

Повсеместное внедрение новых технологий и повышение ценности знаний сопровождается информационной доступностью, которая, в свою очередь, требует от общества в целом и отдельного человека в частности обладания особой информационной культурой.

Информационная культура является одним из основных критериев формирования информационного общества. В настоящее время существует множество определений информационной культуры, рассмотрим некоторые из них. Информационная культура, по определению В.Н. Михайловского [5. С. 54], подразумевает:

— новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

— свободу выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального;

— новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Если рассматривать информационную культуру с точки зрения социализации личности, то, по мнению Тычковой Т.В., это специфические качества личности,

дающие человеку возможность отвечать на возросшие требования глобализирующегося информационного общества к знаниям, профессионализму, конкурентоспособности и образующие систему связанных, работающих во взаимодействии, претерпевающих постоянные изменения в связи с трансформациями в обществе качеств личности [7. С. 16].

По определению Э.П. Семенюка, информационная культура — это «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений» [6. С. 7].

Таким образом, процесс развития информационной культуры неразрывно связан с предпосылками появления информационного общества. Так, например, появление письменности привело к развитию информационной культуры в работе с документами, а именно извлечению фиксированного знания, кодированию и фиксации информации. Оперировать информацией стало проще, изменился образ мышления, однако устные формы информационной культуры не потеряли своего значения, а наоборот дополнились системой взаимосвязей с письменными формами.

В качестве ключевых критериев информационной культуры человека можно выделить такие его умения, как:

— четкое определение своей потребности в информации;

— осуществление эффективного поиска необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов;

— качественный отбор и объективная оценка информации;

— усвоение информации и преобразование ее в качественно новую;

— компьютерная грамотность и навыки информационного общения.

Все указанные умения должны основываться на осознании ключевой роли информации в социуме, понимании законов информационной среды и своего места в ней, на способности использовать новые информационно-коммуникационные технологии.

Хочется отметить эмпирическую интерпретацию понятия «информационная культура личности», которая была разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО и выражается в трех уровнях [8]:

1) когнитивный уровень — информационные знания и умения. Сюда относятся интернет-грамотность и навыки обращения с информацией (умение искать и обрабатывать необходимую информацию, умение общаться с другими людьми с помощью современных технических средств);

2) эмоционально-ценностный уровень — установки, оценки, отношения, к которым относится содержание информационных потребностей и интересов, мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания, предпочтительность каналов получения необходимой информации, степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности, отношение к девиантному поведению в Интернете;

3) поведенческий уровень — реальное и потенциальное поведение, а именно способы поиска и каналы получения необходимой информации, интенсивность об-

ращения к различным источникам информации и их характеристика, применение полученной информации в различных сферах своей деятельности, способы распространения новой информации, степень включенности в интернет-сообщество, формы деятельности в Интернете.

Формирование информационной культуры в современном информационном обществе является средством сохранения и развития преемственности культурных традиций в условиях ускорения темпов развития научно-технического знания. Необходимость развития информационной культуры во многом обусловлена противоречивостью современного информационного общества. Информационные технологии, которые окружают человека, осуществляют изменение его среды и программируют его деятельность. «Информационное пространство социума с множеством кодов коммуникации меняется, увеличивается в объеме, преобразуя социальные отношения и человеческую ментальность» [4; 81]. Телевидение, Интернет, радио, СМИ создают новые образы, дающие новые представления о реальности, которые могут расходиться с существующей действительностью. Положительные стороны глобальной информатизации, как и отрицательные, горячо обсуждаются в современных публикациях, что может служить основанием для трансляции социального опыта с учетом технологического характера, развитости информационной деятельности, а главное с учетом уровня информационных потребностей, в результате реализации которых формируется потенциал организационно-психологических взаимодействий внутри социальной системы. В итоге идет ориентация информационной культуры на поддержку и развитие правил и норм поведения, связанных с информационным обменом, в котором социум воссоздает себя не как устойчивая система, опирающаяся на тотальный контроль всех сторон жизнедеятельности, а как система, находящаяся в динамичном развитии. Характер и содержание социальных связей, образующих целостность социальной жизни, становятся более эффективными благодаря признанию социальной значимости непосредственных форм коммуникации в организации процессов обращения со знанием.

Технологические инновации, на базе которых формируется развитие социальной и экономической жизни информационного общества, а также новейшие формы коммуникации являются сегодня проводниками информационного образа жизни. Уровень обеспеченности и доступ к объектам информационной инфраструктуры становятся основными источниками информации, оказывают влияние на развитие характера поведения человека в обществе и участвуют в формировании единого информационного пространства. Это, в свою очередь, воздействует на эволюцию различных типов интеллектуальной и социально-практической деятельности. В данном аспекте компьютеризация, будучи одной из определяющих форм интеракций индивидов в информационном мире, приобретает свои социальные корни в экспансии практического применения научных знаний и в способности создавать и поддерживать должный уровень коммуникативных связей. Это в большей степени выражается в способности индивида целесообразно взаимодействовать с компьютером, в том числе и в освоении компьютерного программного обеспечения. При таком подходе к оценкам возможностей информа-

ционно-коммуникационных технологий, компьютеры и интерактивный потенциал Интернета становятся не только основой формирования уникальной культуры виртуального пространства, но и инструментом развития и совершенствования информационной культуры и информационного образа жизни современного общества.

Что касается особенности формирования информационной культуры в современной России, А.В. Жожиков отмечает: «...ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем Интернет является очень мощным информационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов» [8].

В развитии информационной культуры одну из ключевых ролей играет система образования, которая способна подготавливать специалистов, обладающих необходимыми в информационном обществе навыками и умениями. Высокий уровень информационной культуры способствует всестороннему развитию личных качеств человека, более объективному пониманию индивидом себя, своей роли и своего места в социуме. Стоит, однако, отметить, что отсутствие единой трактовки понятия «информационная культура» и единства среди исследователей в понимании его сущности осложняют разработку и осуществление целенаправленной системы формирования информационной культуры личности в условиях взаимодействия всех социальных институтов, и не позволяют проводить научную оценку ее существующего уровня.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ: Авто-реф. дисс. ... докт. полит. наук. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2005.

[2] Жожиков А.В. Интернет и проблемы информатизации образования. — Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». URL: www.ict.edu.ru/vconf/files/3077.rtf

[3] Игнацкая М.А. Структурно-функциональный анализ новой экономики. — М.: Изд-во РУДН, 2002.

[4] Мальковская И.А. Социологический профиль информационно-коммуникативного общества // М.: Социологические исследования. — 2007. — № 2. URL: http://www.isras.ru/files/ File/Socis/2007-02/Malkovskaya.pdf

[5] Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. — СПб.: Наука, 1994.

[6] Семенюк Э. П. Глобализация и социальная роль информатики // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. — 2003. — № 1.

[7] Тычкова Т.В. Информационная культура как условие социализации личности в современном Российском обществе: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. — Краснодар: Российская академия предпринимательства, 2009.

[8] Эмпирическая интерпретация понятия «информационная культура личности» // ЦРО г. Самара. URL: http://www.edc.samara.ru/~infcult/sxema.htm

INFORMATION CULTURE AS A CRITERION OF INFORMATION SOCIETY FORMATION

V.E. Grevtsov

State and Municipal Administration Chair Social Sciences and Humanities Department Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklai str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

The article examines the impact of information culture on the processes of formation and development of information society.

Key words: information society, information culture, information, development, the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.