ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В.Е. Гревцов
Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10 а, Москва, Россия, 117198
В статье анализируется воздействие информационной культуры на процессы формирования и развития информационного общества.
Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, информация, развитие, Интернет.
Актуальная на сегодняшний день тема формирования информационного общества не раз освещалась в работах российских и зарубежных авторов. Обобщив мнения различных исследователей, можно сказать, что информация является важнейшим ресурсом развития современной цивилизации, которая уже вступила в период постиндустриального развития и достигла его пиковой фазы — информационного общества. По мнению профессора М.А. Игнацкой, эта фаза имеет переломный характер: она неотделима от процессов компьютеризации как одной из основ информатики, т.е. от производства, накопления, переработки, распространения и потребления информации — ведущей составной части принципиально иной системы научно-технических производительных сил [3. С. 14—15].
Наблюдаемое на рубеже ХХ и ХХ! вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое оказались вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты [1. С. 3].
В истории развития человеческой цивилизации, которая неразрывно связана с процессом накопления знаний, можно выделить несколько значимых этапов, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих изменений стали важные качественные преобразования человеческого общества. К числу таких изменений обычно относят появление письменности, переход к книгопечатанию и использованию электричества, изобретение радиосвязи и электронных вычислительных машин и, наконец, формирование и развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей.
Бурное развитие компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий послужило стимулом и по сей день оказывает значительное влияние на развитие социума, который основан на использовании информации и знаний, и который принято называть информационным обществом.
Кроме того, стремительный рост информационных ресурсов и применение информационных технологий в последние десятилетия определили принципиаль-
но важные массовые позитивные изменения практически во всех сферах жизни и деятельности индивида. Сегодня развитие информационно-коммуникационных технологий и систем, электронных средств массовой информации и т.п. затрагивает жизненные интересы почти каждого человека.
Еще несколько десятилетий назад проблема перехода человечества в информационную эпоху активно обсуждалась в различных научных публикациях и имела в большей степени теоретическую направленность. В настоящее время можно отметить множество прямых и косвенных признаков того, что современное общество становится информационным. К ним в первую очередь относятся ведущая ценность информации, социальная градация на основе доступа к знанию, тесное взаимодействие информационных технологий с социальной организацией и наиболее стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет.
Ведущим мотивом информационной цивилизации является общество, основанное на знании, в котором решающим фактором социальной жизни, важнейшей ценностью и основой развития культуры, науки, образования становится информация, которая должна быть максимально доступной для всех членов общества.
Современное общество стремится в своем развитии все меньше ориентироваться на технику, т.е. перестает быть техногенной цивилизацией. Техника используется для оптимизации жизнедеятельности человека, для того, чтобы автоматизировать и облегчить рутинную и нетворческую деятельность. Отсюда и новая форма общественного устройства, ориентированная, прежде всего на человека, на его запросы и ожидания. Такой переход, несомненно, сопровождается пересмотром системы ценностей, появлением нового мировоззрения, развитием нового мышления у индивида. С глобальной информатизацией связаны надежды на качественное кардинальное улучшение и совершенствование образа жизни миллионов людей, их культуры, нравов и социального поведения.
Повсеместное внедрение новых технологий и повышение ценности знаний сопровождается информационной доступностью, которая, в свою очередь, требует от общества в целом и отдельного человека в частности обладания особой информационной культурой.
Информационная культура является одним из основных критериев формирования информационного общества. В настоящее время существует множество определений информационной культуры, рассмотрим некоторые из них. Информационная культура, по определению В.Н. Михайловского [5. С. 54], подразумевает:
— новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
— свободу выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального;
— новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Если рассматривать информационную культуру с точки зрения социализации личности, то, по мнению Тычковой Т.В., это специфические качества личности,
дающие человеку возможность отвечать на возросшие требования глобализирующегося информационного общества к знаниям, профессионализму, конкурентоспособности и образующие систему связанных, работающих во взаимодействии, претерпевающих постоянные изменения в связи с трансформациями в обществе качеств личности [7. С. 16].
По определению Э.П. Семенюка, информационная культура — это «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений» [6. С. 7].
Таким образом, процесс развития информационной культуры неразрывно связан с предпосылками появления информационного общества. Так, например, появление письменности привело к развитию информационной культуры в работе с документами, а именно извлечению фиксированного знания, кодированию и фиксации информации. Оперировать информацией стало проще, изменился образ мышления, однако устные формы информационной культуры не потеряли своего значения, а наоборот дополнились системой взаимосвязей с письменными формами.
В качестве ключевых критериев информационной культуры человека можно выделить такие его умения, как:
— четкое определение своей потребности в информации;
— осуществление эффективного поиска необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов;
— качественный отбор и объективная оценка информации;
— усвоение информации и преобразование ее в качественно новую;
— компьютерная грамотность и навыки информационного общения.
Все указанные умения должны основываться на осознании ключевой роли информации в социуме, понимании законов информационной среды и своего места в ней, на способности использовать новые информационно-коммуникационные технологии.
Хочется отметить эмпирическую интерпретацию понятия «информационная культура личности», которая была разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО и выражается в трех уровнях [8]:
1) когнитивный уровень — информационные знания и умения. Сюда относятся интернет-грамотность и навыки обращения с информацией (умение искать и обрабатывать необходимую информацию, умение общаться с другими людьми с помощью современных технических средств);
2) эмоционально-ценностный уровень — установки, оценки, отношения, к которым относится содержание информационных потребностей и интересов, мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания, предпочтительность каналов получения необходимой информации, степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности, отношение к девиантному поведению в Интернете;
3) поведенческий уровень — реальное и потенциальное поведение, а именно способы поиска и каналы получения необходимой информации, интенсивность об-
ращения к различным источникам информации и их характеристика, применение полученной информации в различных сферах своей деятельности, способы распространения новой информации, степень включенности в интернет-сообщество, формы деятельности в Интернете.
Формирование информационной культуры в современном информационном обществе является средством сохранения и развития преемственности культурных традиций в условиях ускорения темпов развития научно-технического знания. Необходимость развития информационной культуры во многом обусловлена противоречивостью современного информационного общества. Информационные технологии, которые окружают человека, осуществляют изменение его среды и программируют его деятельность. «Информационное пространство социума с множеством кодов коммуникации меняется, увеличивается в объеме, преобразуя социальные отношения и человеческую ментальность» [4; 81]. Телевидение, Интернет, радио, СМИ создают новые образы, дающие новые представления о реальности, которые могут расходиться с существующей действительностью. Положительные стороны глобальной информатизации, как и отрицательные, горячо обсуждаются в современных публикациях, что может служить основанием для трансляции социального опыта с учетом технологического характера, развитости информационной деятельности, а главное с учетом уровня информационных потребностей, в результате реализации которых формируется потенциал организационно-психологических взаимодействий внутри социальной системы. В итоге идет ориентация информационной культуры на поддержку и развитие правил и норм поведения, связанных с информационным обменом, в котором социум воссоздает себя не как устойчивая система, опирающаяся на тотальный контроль всех сторон жизнедеятельности, а как система, находящаяся в динамичном развитии. Характер и содержание социальных связей, образующих целостность социальной жизни, становятся более эффективными благодаря признанию социальной значимости непосредственных форм коммуникации в организации процессов обращения со знанием.
Технологические инновации, на базе которых формируется развитие социальной и экономической жизни информационного общества, а также новейшие формы коммуникации являются сегодня проводниками информационного образа жизни. Уровень обеспеченности и доступ к объектам информационной инфраструктуры становятся основными источниками информации, оказывают влияние на развитие характера поведения человека в обществе и участвуют в формировании единого информационного пространства. Это, в свою очередь, воздействует на эволюцию различных типов интеллектуальной и социально-практической деятельности. В данном аспекте компьютеризация, будучи одной из определяющих форм интеракций индивидов в информационном мире, приобретает свои социальные корни в экспансии практического применения научных знаний и в способности создавать и поддерживать должный уровень коммуникативных связей. Это в большей степени выражается в способности индивида целесообразно взаимодействовать с компьютером, в том числе и в освоении компьютерного программного обеспечения. При таком подходе к оценкам возможностей информа-
ционно-коммуникационных технологий, компьютеры и интерактивный потенциал Интернета становятся не только основой формирования уникальной культуры виртуального пространства, но и инструментом развития и совершенствования информационной культуры и информационного образа жизни современного общества.
Что касается особенности формирования информационной культуры в современной России, А.В. Жожиков отмечает: «...ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем Интернет является очень мощным информационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов» [8].
В развитии информационной культуры одну из ключевых ролей играет система образования, которая способна подготавливать специалистов, обладающих необходимыми в информационном обществе навыками и умениями. Высокий уровень информационной культуры способствует всестороннему развитию личных качеств человека, более объективному пониманию индивидом себя, своей роли и своего места в социуме. Стоит, однако, отметить, что отсутствие единой трактовки понятия «информационная культура» и единства среди исследователей в понимании его сущности осложняют разработку и осуществление целенаправленной системы формирования информационной культуры личности в условиях взаимодействия всех социальных институтов, и не позволяют проводить научную оценку ее существующего уровня.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ: Авто-реф. дисс. ... докт. полит. наук. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2005.
[2] Жожиков А.В. Интернет и проблемы информатизации образования. — Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». URL: www.ict.edu.ru/vconf/files/3077.rtf
[3] Игнацкая М.А. Структурно-функциональный анализ новой экономики. — М.: Изд-во РУДН, 2002.
[4] Мальковская И.А. Социологический профиль информационно-коммуникативного общества // М.: Социологические исследования. — 2007. — № 2. URL: http://www.isras.ru/files/ File/Socis/2007-02/Malkovskaya.pdf
[5] Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. — СПб.: Наука, 1994.
[6] Семенюк Э. П. Глобализация и социальная роль информатики // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. — 2003. — № 1.
[7] Тычкова Т.В. Информационная культура как условие социализации личности в современном Российском обществе: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. — Краснодар: Российская академия предпринимательства, 2009.
[8] Эмпирическая интерпретация понятия «информационная культура личности» // ЦРО г. Самара. URL: http://www.edc.samara.ru/~infcult/sxema.htm
INFORMATION CULTURE AS A CRITERION OF INFORMATION SOCIETY FORMATION
V.E. Grevtsov
State and Municipal Administration Chair Social Sciences and Humanities Department Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklai str., 10/1, Moscow, Russia, 117198
The article examines the impact of information culture on the processes of formation and development of information society.
Key words: information society, information culture, information, development, the Internet.