Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова В.А.

В статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры обучающегося как компонента общей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

(аналитический обзор) / В.Г. Булыгина, А.С.Петелина // Российский психиатрический журнал. - 2013. - № 6.- С. 24-30

5. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека/ Н.Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2011 - С.38-50.

6. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Москва: Юрайт, 2017. - 343 с.

7. Коклубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Коклубовская // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 75-81

8. Козлова Т. В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т. В. Козлова, Т. А. Саблина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 10 (21). - С. 323-327.

9. Ларенцова Л. И. Феномен психологического выгорания специалиста и пути предотвращения появления феномена / Л.И. Ларенцова // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 4. - С.52-70

10. Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов, стоматологов/ Л.И. Ларенцова. - М.: Медицинская книга, 2006. - 148 с.

11. Орел В.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников / В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. - 2005. - № 3. - С. 40-43.

12. Миков Д.Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара/ Д.Р. Миков, А.М. Кулеш // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. - Вып. 1. - С. 88-97

13. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. - Т.18 - Вып.4 - 2013. - С. 1337-1341

14. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов/ Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2015. - № 2. - С. 307-318.

15.Пащенко, М. В. К проблеме эмоционального выгорания у врачей / М. В. Пащенко, В. А. Куташов. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 368-370.

16. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. - 2003. - № 1. - С. 82-86.

17. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. - Киев: Сфера, 2004. - 272 с.

18. Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/

© Савинская Е.С., Харькова О.А., 2020

УДК 159.99

Суворова В.А.,

магистрант факультета психологии и педагогики ОмГПУ Научный руководитель: Асриев А.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент ОмГПУ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры обучающегося как компонента общей культуры.

Ключевые слова:

информационная культура, образование, личность.

Использование современных информационных технологий-важнейшее условие конкурентоспособности любого государства в мировом масштабе. Уже сегодня ни одна из отраслей экономики не обходится без современных компьютерных технологий. Не является исключением и образование, где с информатизацией связан инновационный вариант развития.

Информационные технологии способны качественно изменять процесс образования: традиционная передача знаний постепенно переходит в творческий процесс с элементами конструирования и построения своего индивидуального пространства, соединяющего реальные и виртуальные окружения.

Вхождение общества в информационное пространство дает новые возможности для раскрытия и формирования интеллектуальных возможностей личности путем доступных и безграничных коммуникаций. Как показало время, информатизация породила мощные социальные эффекты, что повлекло за собой право говорить об информационном обществе и информационной культуре личности. В свою очередь всеобщая информатизация имеет и отрицательный фактор. Самое сложное для гуманитарных наук-понять трансформации личности и личностных отношений. Всеобщая цифровизация населения таит в себе серьезные проблемы для молодого поколения, такие как: обесценивание знаний, манипулирование сознанием растущей личности и как следствие-становление ненасытного и бездумного потребителя информации. Сегодня становится жизненно необходимым сохранить в информационном человеке понимающую и думающую личность, способную к самостоятельному развитию. И решать эти задачи в первую очередь, системе образования.

Осуществляя переход от информационного обучения к информационной культуре, не следует забывать о необходимости информационного воспитания. На данный момент данный термин в образовательных стандартах пока отсутствует. Это тот редкий случай, где обучение почти оторвано от воспитания.

Думается, проблема формирования информационной культуры на ступени начального образования стоит особенно остро. Дело в том, что формирование информационной культуры в школе имеет узкую направленность, в рамках курса информатики и то, начиная только с седьмого класса. С введением новых образовательных стандартов предмет информатика был исключен из учебного плана начальной школы. В связи с чем, была потеряна преемственность начальной и основной ступени образования.

Анализируя образовательную деятельность школы по формированию информационной культуры обучающихся, выявлены противоречия между:

- задачей педагога по развитию всесторонне развитой личности и узкой направленностью на формирование информационной культуры обучающихся в рамках курса информатики с 7 класса (1 час в неделю);

- необходимостью раннего информационного обучения обучающихся и низкой информационной компетентностью педагогов;

- обучающимися и информационными возможностями школьного образования и их отсутствием в начальной школе;

- активным использованием ИКТ-средств в обучении и недостаточной психолого-педагогической обоснованностью компьютерных программ;

- желанием педагога контролировать учебную информацию и расширением информационного пространства.

На основе вышеперечисленных противоречий можно утверждать, что информационную культуру необходимо рассматривать как составляющую общей культуры качественного образования и формирования личности обучающегося, свободно владеющего знаниями, умениями информационных технологий, способного ориентироваться в море информационных потоков.

Информационная культура включает в себя умение обучающегося адекватно формулировать свою

~ 181 ~

потребность в получении необходимой информации, эффективно вести её поиск, осознанно отбирать и оценивать информацию, а также быть способным к информационному общению с соблюдением сетевого этикета, иметь компьютерную грамотность.

Введение информационных технологий в начальных классах положит начало перехода от «технологии запоминания» к «технологии деятельного мышления» и сократит разрыв между словесным и деятельностным обучением. Воплотит в образовательный процесс педагогические концепции теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и интеллектуального развития с опорой на переходные объекты Ж. Пиаже.

Дело в том, что для детей младшего школьного возраста характерно наглядно-действенного восприятие в учебной деятельности, оно невозможно без познавательной активности. В данном случае применение информационных технологий обеспечат игровую, предметно-манипулятивную и моделирующую деятельности на учебных занятиях.

Возможности информационных технологий в начальных классах: расширение границ учебной информации; повышение учебной мотивации; эффективное вовлечение обучающихся в учебный процесс; расширение методических приемов; выход контроля за деятельностью обучающихся на новый уровень; сформированность рефлексивной позиции.

Выпускник школы, владеющий основами информационной культуры, уверенно вступающий в жизнь, представляет социальный заказ современного информационного общества. Таким образом, сегодня информационная культура стала одним из главных показателей общей культуры личности.

Необходимо отметить, что информационная культура предполагает наличие у обучающихся таких качеств, как: информационная грамотность; осознанная мотивация, направленная на удовлетворение информационных потребностей; повышение общекультурного, образовательного и профессионального уровня; развитие способностей информационной деятельности и общения посредством телекоммуникационных технологий; формирование креативного и самостоятельного стиля мышления.

Именно предмет информатики поможет развивать психические функции информационной и алгоритмической деятельности школьника, мотивацию к овладению информационной компетентностью, способность к самостоятельной деятельности.

Информационную культуру обучающихся можно рассматривать и как средство самореализации, способствующее профессиональному самоопределению выпускников школы.

Для формирования информационной культуры обучающихся необходима доступность к современным ресурсам информации. В настоящее время в школах широко используются планшеты, компьютеры содержащие учебный материал, задания и упражнения, используются как станция связи через Internet или как тетрадь. Другими словами - это портфель обучающегося с необходимыми учебниками примерный вес которого составляет около двух килограмм. Хочется верить, что пройдет не много времени и такие «портфели» будут иметь все школьники.

Резюмируя, необходимо отметить, что достижения новых целей формирования информационной культуры личности должна стать ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых через повышение информационной культуры.

© Суворова В.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.