(аналитический обзор) / В.Г. Булыгина, А.С.Петелина // Российский психиатрический журнал. - 2013. - № 6.- С. 24-30
5. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека/ Н.Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2011 - С.38-50.
6. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Москва: Юрайт, 2017. - 343 с.
7. Коклубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Коклубовская // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 75-81
8. Козлова Т. В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т. В. Козлова, Т. А. Саблина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 10 (21). - С. 323-327.
9. Ларенцова Л. И. Феномен психологического выгорания специалиста и пути предотвращения появления феномена / Л.И. Ларенцова // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 4. - С.52-70
10. Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов, стоматологов/ Л.И. Ларенцова. - М.: Медицинская книга, 2006. - 148 с.
11. Орел В.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников / В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. - 2005. - № 3. - С. 40-43.
12. Миков Д.Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара/ Д.Р. Миков, А.М. Кулеш // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. - Вып. 1. - С. 88-97
13. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. - Т.18 - Вып.4 - 2013. - С. 1337-1341
14. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов/ Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2015. - № 2. - С. 307-318.
15.Пащенко, М. В. К проблеме эмоционального выгорания у врачей / М. В. Пащенко, В. А. Куташов. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 368-370.
16. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. - 2003. - № 1. - С. 82-86.
17. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. - Киев: Сфера, 2004. - 272 с.
18. Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/
© Савинская Е.С., Харькова О.А., 2020
УДК 159.99
Суворова В.А.,
магистрант факультета психологии и педагогики ОмГПУ Научный руководитель: Асриев А.Ю.,
кандидат педагогических наук, доцент ОмГПУ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры обучающегося как компонента общей культуры.
Ключевые слова:
информационная культура, образование, личность.
Использование современных информационных технологий-важнейшее условие конкурентоспособности любого государства в мировом масштабе. Уже сегодня ни одна из отраслей экономики не обходится без современных компьютерных технологий. Не является исключением и образование, где с информатизацией связан инновационный вариант развития.
Информационные технологии способны качественно изменять процесс образования: традиционная передача знаний постепенно переходит в творческий процесс с элементами конструирования и построения своего индивидуального пространства, соединяющего реальные и виртуальные окружения.
Вхождение общества в информационное пространство дает новые возможности для раскрытия и формирования интеллектуальных возможностей личности путем доступных и безграничных коммуникаций. Как показало время, информатизация породила мощные социальные эффекты, что повлекло за собой право говорить об информационном обществе и информационной культуре личности. В свою очередь всеобщая информатизация имеет и отрицательный фактор. Самое сложное для гуманитарных наук-понять трансформации личности и личностных отношений. Всеобщая цифровизация населения таит в себе серьезные проблемы для молодого поколения, такие как: обесценивание знаний, манипулирование сознанием растущей личности и как следствие-становление ненасытного и бездумного потребителя информации. Сегодня становится жизненно необходимым сохранить в информационном человеке понимающую и думающую личность, способную к самостоятельному развитию. И решать эти задачи в первую очередь, системе образования.
Осуществляя переход от информационного обучения к информационной культуре, не следует забывать о необходимости информационного воспитания. На данный момент данный термин в образовательных стандартах пока отсутствует. Это тот редкий случай, где обучение почти оторвано от воспитания.
Думается, проблема формирования информационной культуры на ступени начального образования стоит особенно остро. Дело в том, что формирование информационной культуры в школе имеет узкую направленность, в рамках курса информатики и то, начиная только с седьмого класса. С введением новых образовательных стандартов предмет информатика был исключен из учебного плана начальной школы. В связи с чем, была потеряна преемственность начальной и основной ступени образования.
Анализируя образовательную деятельность школы по формированию информационной культуры обучающихся, выявлены противоречия между:
- задачей педагога по развитию всесторонне развитой личности и узкой направленностью на формирование информационной культуры обучающихся в рамках курса информатики с 7 класса (1 час в неделю);
- необходимостью раннего информационного обучения обучающихся и низкой информационной компетентностью педагогов;
- обучающимися и информационными возможностями школьного образования и их отсутствием в начальной школе;
- активным использованием ИКТ-средств в обучении и недостаточной психолого-педагогической обоснованностью компьютерных программ;
- желанием педагога контролировать учебную информацию и расширением информационного пространства.
На основе вышеперечисленных противоречий можно утверждать, что информационную культуру необходимо рассматривать как составляющую общей культуры качественного образования и формирования личности обучающегося, свободно владеющего знаниями, умениями информационных технологий, способного ориентироваться в море информационных потоков.
Информационная культура включает в себя умение обучающегося адекватно формулировать свою
~ 181 ~
потребность в получении необходимой информации, эффективно вести её поиск, осознанно отбирать и оценивать информацию, а также быть способным к информационному общению с соблюдением сетевого этикета, иметь компьютерную грамотность.
Введение информационных технологий в начальных классах положит начало перехода от «технологии запоминания» к «технологии деятельного мышления» и сократит разрыв между словесным и деятельностным обучением. Воплотит в образовательный процесс педагогические концепции теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и интеллектуального развития с опорой на переходные объекты Ж. Пиаже.
Дело в том, что для детей младшего школьного возраста характерно наглядно-действенного восприятие в учебной деятельности, оно невозможно без познавательной активности. В данном случае применение информационных технологий обеспечат игровую, предметно-манипулятивную и моделирующую деятельности на учебных занятиях.
Возможности информационных технологий в начальных классах: расширение границ учебной информации; повышение учебной мотивации; эффективное вовлечение обучающихся в учебный процесс; расширение методических приемов; выход контроля за деятельностью обучающихся на новый уровень; сформированность рефлексивной позиции.
Выпускник школы, владеющий основами информационной культуры, уверенно вступающий в жизнь, представляет социальный заказ современного информационного общества. Таким образом, сегодня информационная культура стала одним из главных показателей общей культуры личности.
Необходимо отметить, что информационная культура предполагает наличие у обучающихся таких качеств, как: информационная грамотность; осознанная мотивация, направленная на удовлетворение информационных потребностей; повышение общекультурного, образовательного и профессионального уровня; развитие способностей информационной деятельности и общения посредством телекоммуникационных технологий; формирование креативного и самостоятельного стиля мышления.
Именно предмет информатики поможет развивать психические функции информационной и алгоритмической деятельности школьника, мотивацию к овладению информационной компетентностью, способность к самостоятельной деятельности.
Информационную культуру обучающихся можно рассматривать и как средство самореализации, способствующее профессиональному самоопределению выпускников школы.
Для формирования информационной культуры обучающихся необходима доступность к современным ресурсам информации. В настоящее время в школах широко используются планшеты, компьютеры содержащие учебный материал, задания и упражнения, используются как станция связи через Internet или как тетрадь. Другими словами - это портфель обучающегося с необходимыми учебниками примерный вес которого составляет около двух килограмм. Хочется верить, что пройдет не много времени и такие «портфели» будут иметь все школьники.
Резюмируя, необходимо отметить, что достижения новых целей формирования информационной культуры личности должна стать ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых через повышение информационной культуры.
© Суворова В.А., 2020