Научная статья на тему 'Информационная культура как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза'

Информационная культура как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза»

Т.П. Петухова

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

В данной статье информационная культура рассматривается как один из значимых факторов повышения конкурентоспособности выпускника вУза в условиях постиндустриального общества, как путь универсализации его профессиональных качеств. Такая постановка проблемы обусловлена тем, что в настоящее время происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, информационно-коммуникационные технологии из технологического фактора превращаются в элемент функционирования современного общества.

Ключевая проблема наступившего века -возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний и информации в развитии общества. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к впечатляющему рывку вперед в сфере образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в неистощимый глобальный ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху освоения этого информационного ресурса.

Действенное влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на общество обусловлено следующими их особенностями:

■ ИКТ - вспомогательные технологии, которые применяются практически везде и способствуют повышению производительности;

■ технические возможности ИКТ растут экспоненциально, и пока не наблюдается замедления темпов их роста;

■ соотношение стоимость/производительность ИКТ устойчиво снижается.

Сочетание этих трех факторов приводит к тому, что ИКТ порождают новый длительный цикл экономического развития, приводящий в социальном плане к информационному обществу /1/, для которого характерно то, что:

■ информация используется как экономический ресурс во все больших масштабах с целью увеличения эффективности, стимулирования инноваций, укрепления конкурентоспособности;

■ информация становится предметом массового потребления у населения;

■ происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Мировой опыт свидетельствует, что вполне возможно обеспечить 30-50 процентов вало-

вого внутреннего продукта за счет развития сферы ИКТ. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии из технологического фактора превращаются в элемент функционирования современного общества. От них зависит не только технологический, но и социальный прогресс, экономическая конкурентоспособность страны в целом, ее место в мировой экономике, роль в международном разделении труда, способность развивать демократические институты, рост числа новых рабочих мест и т. п.

Следует заметить, что многие международные организации при определении конкурентоспособности стран наряду с другими факторами учитывают три группы факторов, непосредственно связанных с качеством образования /2/:

■ качество менеджмента;

■ научно-технический потенциал;

■ качество человеческих ресурсов.

Образование призвано выполнять социо-

строительную функцию. Оно производит уникальный ресурс - человеческий капитал, который определяется способностью людей к производству материальных и духовных образцов поведения (культур), к производству новых знаний, мировоззрений, товаров и услуг. Уникальность человеческого капитала выражается в том, что он безграничен (нет пределов его развития), универсален (соединяется со всеми другими ресурсами для производства социальных благ), вариативен (нет и не бывает жестких технологий его опредмечивания, его использование всегда не определено), воспроизводим (не складируем, всегда стремится проявить себя в актуальной социальной практике).

Важнейшим условием развития и воспроизводства человеческого капитала является его востребованность. В этих условиях высшее учебное заведение становится субъектом рынка услуг.

Применительно к вузу отношения «поставщик - потребитель» обычно рассматриваются

на двух уровнях - внешнем и внутреннем. На внешнем уровне данные отношения могут присутствовать в двух следующих аспектах:

■ «вуз - предприятие (организация)», где продуктом выступает специалист (выпускник вуза);

■ «вуз - специалист». Здесь продукт - знания, умения, навыки и иные характеристики студента, которые в первом случае являются критериями качества выпускника, рассматриваемого в категории «продукт».

Социальная среда, в которую сегодня попадает выпускник университета, отличается жесткостью, напряженностью и повышенной конкуренцией участников. При этом рыночная система отношений, с одной стороны, резко подняла уровень профессиональных требований к специалистам, а с другой - обусловила необходимость их готовности к смене объекта деятельности.

Возможный диапазон ролей выпускника вуза в социальной среде существенно расширился. Успеваемость студента играет решающую роль в том случае, когда он продолжает образование, поступая в аспирантуру. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник должен обладать /3/:

■ уникальными, по сравнению с другими конкурентами, качествами;

■ улучшенными характеристиками;

■ повышенными «потребительскими» свойствами.

Учитывая состояние рынка труда и перспективы его развития, к уникальным качествам выпускника, в первую очередь, следует отнести такие, как:

■ высокий уровень развития интеллекта;

■ способность к инновациям;

■ творческий потенциал;

■ навыки стратегического мышления, планирования и управления;

■ компетентность в смежных областях;

■ профессиональное использование информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств;

■ наработанную коммуникационную среду;

■ умение искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания;

■ умение быстро и эффективно принимать решения.

К «потребительским» свойствам выпускника относятся, прежде всего, полученные знания,

умения, степень профессионализма, узкая специализация в предметно ориентировонной сфере.

Сегодня при обучении специалиста возникает проблема выбора соотношения между фундаментальной и специализированной подготовкой. Фундаментальное образование дает его обладателю широкие возможности выбора областей дальнейшей специализации и диверсификации видов деятельности на протяжении жизненного пути. Специализированная подготовка повышает востребованность специалиста труда в данный конкретный и достаточно узкий интервал времени. Вместе с тем наличие у выпускника соответствующего информационного образования позволит сократить период его адаптации к профессиональной деятельности и в том, и в другом случае.

Информационная культура выступает в постиндустриальном обществе как интегрированная качественная характеристика личности. Она способствует развитию профессиональной культуры специалиста, побуждая пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, заставляя соотносить модели знаний и информации, завершающиеся получением нового знания и его практическим использованием.

В отличие от США, где предпочтение при построении информационного общества отдается технологическим аспектам информационной супермагистрали, в Европе большее внимание уделяется социальному измерению, что отмечено в труде «Работа и жизнь в информационном обществе», подготовленном Европейской комиссией /4/.

В этой «Зеленой книге» подчеркивается, что мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличат ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодыми и пожилыми, теми, кто умеет с ними обращаться, и теми, кто их не знает?

Специфика переживаемого момента в том, что эти изменения происходят в исторически сжатые сроки, на глазах одного поколения. Сле-

206 ВЕСТНИК ОГУ 22002

Т.П. Петухова Информационная культура как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза

дует заметить, что в настоящее время в России предпринимаются попытки построения целостной государственной политики информационного образования и формирования информационной культуры всех возрастных групп и социальных категорий. В этом направлении работают федеральные целевые программы «Электронная Россия» /5/ и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» /6/.

В качестве одного из факторов, создающих искусственные препятствия для ускорения информатизации, для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, в «Электронной России» называется узкотехническое понимание роли и возможностей информационно-коммуникационных технологий, низкая культура работы с ними. Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования /6/. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.

В связи с этим в последние годы в научно-педагогических исследованиях и практике обучения существенно возрос интерес к понятию «информационная культура». Однако, несмотря на широкое распространение данного понятия, отсутствует его общепринятое толкование. В контексте рассматриваемого вопроса будем придерживаться определения, приведенного в работе /7/, где информационная культура понимается как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче и практическом использовании.

Современная информационная культура включает в себя все свои предшествующие формы, соединяя их в единое целое. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражая характер и уровень практической деятельности людей. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание современных информационно-коммуникационных технологий и умение их приме-

нять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Поэтому значимыми в настоящее время являются такие аспекты проявления информационной культуры, как:

■ конкретные навыки личности по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

■ способность личности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

■ умение личности извлекать информацию из различных источников, включая электронные коммуникации, представлять ее в понятном виде, уметь структурировать, оценивать и эффективно использовать;

■ владение специалистом основами аналитической переработки информации;

■ знание специалистом особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Выпускник университета, прежде всего, должен иметь определенное фундаментальное информационное образование, что даст ему дополнительную мобильность, возможность быстрее ориентироваться и перестраиваться в информационной составляющей своей профессиональной деятельности. На потребности экономики, которые заявят о себе через 5-15 лет, система образования должна отреагировать сейчас. С другой стороны, информационная подготовка студента обязательно должна включать в себя хорошо отработанный комплекс знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий в предметно ориентированной сфере, что позволит выпускнику иметь уникальные по сравнению с другими претендентами профессиональные качества.

Для того чтобы студент овладел достаточным уровнем информационной культуры, он должен быть «погружен» в образовательную информационную среду. Необходимыми условиями формирования его информационной культуры, очевидно, следует считать такие, как:

■ освоение студентами определенного набора дисциплин информационного направления, включая начала теоретической информатики, техническую базу информационных технологий, системное и прикладное программное обеспече-

ние, компьютерное моделирование в своей профессиональной области, экономико-правовые аспекты рынка программного обеспечения;

■ использование соответствующей технологии преподавания этих дисциплин, отвечающей современному представлению об информатике и учитывающей перспективы развития ИКТ;

■ наличие современной технической базы обучения;

■ реализация непрерывного информационно-компьютерного образования;

■ наличие информационной культуры у профессорско-преподавательского коллектива.

В плане непрерывного информационного образования заслуживает внимания подход разработки внутривузовских программ исполь-

зования информационно-коммуникационных технологий в различных дисциплинах учебного плана с учетом модели будущей профессиональной деятельности выпускника. Это создает дополнительные условия для совершенствования методики обучения дисциплинам учебного плана, позволит активизировать познавательную деятельность студентов, сместить их работу в сторону самостоятельной, что соответствует образовательным стандартам второго поколения.

Овладение студентом информационной культурой следует рассматривать как путь универсализации его профессиональных качеств, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли как специалиста.

Список использованной литературы:

1. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: МГУ, 1999. - 208 с.

2. Антонов И.В. Качество образования как фактор конкурентоспособности // Качество образования: достижения, проблемы. Education Quality EQ. - 2001.

Материалы IV Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2001, с. 95-96.

3. Горелов Б.А., Кармазинский А.Н., Клыгина И.Ю. Дифференциация, специализация и интеграция - средства повышения конкурентоспособности выпускников технического университета // Труды XXVII Международной конференции «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе». Запорожье: ЗГУ, 2000, с. 79-81.

4. Green Paper. Living and Working in the Information Society: People First. European Comission. Belgium, 1996.

5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 - 2010 годы» - htth://www.hse.ru/~erussia

6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005) годы». -htth://www.informika.ru/text/goscom

7. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Серия 1, №7, 1994, с. 3.

8. Петухова Т. П. О подходе к преподаванию информатики в университете // Информационные технологии в образовании. VIII Международная конференция-выставка. - М.: МИФИ, 1998.-с.89-90

9. Петухова Т. П. О содержании курса информатики на инженерных специальностях университета // Регинформ-99. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». Часть 2.- Пермь: ПРИПИТ,1999. - с. 64-66.

10. Петухова Т. П. О путях повышения эффективности преподавания информатики на непрофильных специальностях // Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. Сборник трудов. Часть II. - М.: МИФИ, 1999, с. 179 - 181.

11. Петухова Т. П. Условия формирования информационной культуры студентов инженерных специальностей // Профессионально-педагогическая культура как основополагающий фактор технологии обучения. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Оренбург: ОГУ, 1999.- с. 27-28.

208 вестник огу 22002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.