Т.П. Петухова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
В данной статье информационная культура рассматривается как один из значимых факторов повышения конкурентоспособности выпускника вУза в условиях постиндустриального общества, как путь универсализации его профессиональных качеств. Такая постановка проблемы обусловлена тем, что в настоящее время происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, информационно-коммуникационные технологии из технологического фактора превращаются в элемент функционирования современного общества.
Ключевая проблема наступившего века -возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний и информации в развитии общества. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к впечатляющему рывку вперед в сфере образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в неистощимый глобальный ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху освоения этого информационного ресурса.
Действенное влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на общество обусловлено следующими их особенностями:
■ ИКТ - вспомогательные технологии, которые применяются практически везде и способствуют повышению производительности;
■ технические возможности ИКТ растут экспоненциально, и пока не наблюдается замедления темпов их роста;
■ соотношение стоимость/производительность ИКТ устойчиво снижается.
Сочетание этих трех факторов приводит к тому, что ИКТ порождают новый длительный цикл экономического развития, приводящий в социальном плане к информационному обществу /1/, для которого характерно то, что:
■ информация используется как экономический ресурс во все больших масштабах с целью увеличения эффективности, стимулирования инноваций, укрепления конкурентоспособности;
■ информация становится предметом массового потребления у населения;
■ происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.
Мировой опыт свидетельствует, что вполне возможно обеспечить 30-50 процентов вало-
вого внутреннего продукта за счет развития сферы ИКТ. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии из технологического фактора превращаются в элемент функционирования современного общества. От них зависит не только технологический, но и социальный прогресс, экономическая конкурентоспособность страны в целом, ее место в мировой экономике, роль в международном разделении труда, способность развивать демократические институты, рост числа новых рабочих мест и т. п.
Следует заметить, что многие международные организации при определении конкурентоспособности стран наряду с другими факторами учитывают три группы факторов, непосредственно связанных с качеством образования /2/:
■ качество менеджмента;
■ научно-технический потенциал;
■ качество человеческих ресурсов.
Образование призвано выполнять социо-
строительную функцию. Оно производит уникальный ресурс - человеческий капитал, который определяется способностью людей к производству материальных и духовных образцов поведения (культур), к производству новых знаний, мировоззрений, товаров и услуг. Уникальность человеческого капитала выражается в том, что он безграничен (нет пределов его развития), универсален (соединяется со всеми другими ресурсами для производства социальных благ), вариативен (нет и не бывает жестких технологий его опредмечивания, его использование всегда не определено), воспроизводим (не складируем, всегда стремится проявить себя в актуальной социальной практике).
Важнейшим условием развития и воспроизводства человеческого капитала является его востребованность. В этих условиях высшее учебное заведение становится субъектом рынка услуг.
Применительно к вузу отношения «поставщик - потребитель» обычно рассматриваются
на двух уровнях - внешнем и внутреннем. На внешнем уровне данные отношения могут присутствовать в двух следующих аспектах:
■ «вуз - предприятие (организация)», где продуктом выступает специалист (выпускник вуза);
■ «вуз - специалист». Здесь продукт - знания, умения, навыки и иные характеристики студента, которые в первом случае являются критериями качества выпускника, рассматриваемого в категории «продукт».
Социальная среда, в которую сегодня попадает выпускник университета, отличается жесткостью, напряженностью и повышенной конкуренцией участников. При этом рыночная система отношений, с одной стороны, резко подняла уровень профессиональных требований к специалистам, а с другой - обусловила необходимость их готовности к смене объекта деятельности.
Возможный диапазон ролей выпускника вуза в социальной среде существенно расширился. Успеваемость студента играет решающую роль в том случае, когда он продолжает образование, поступая в аспирантуру. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник должен обладать /3/:
■ уникальными, по сравнению с другими конкурентами, качествами;
■ улучшенными характеристиками;
■ повышенными «потребительскими» свойствами.
Учитывая состояние рынка труда и перспективы его развития, к уникальным качествам выпускника, в первую очередь, следует отнести такие, как:
■ высокий уровень развития интеллекта;
■ способность к инновациям;
■ творческий потенциал;
■ навыки стратегического мышления, планирования и управления;
■ компетентность в смежных областях;
■ профессиональное использование информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств;
■ наработанную коммуникационную среду;
■ умение искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания;
■ умение быстро и эффективно принимать решения.
К «потребительским» свойствам выпускника относятся, прежде всего, полученные знания,
умения, степень профессионализма, узкая специализация в предметно ориентировонной сфере.
Сегодня при обучении специалиста возникает проблема выбора соотношения между фундаментальной и специализированной подготовкой. Фундаментальное образование дает его обладателю широкие возможности выбора областей дальнейшей специализации и диверсификации видов деятельности на протяжении жизненного пути. Специализированная подготовка повышает востребованность специалиста труда в данный конкретный и достаточно узкий интервал времени. Вместе с тем наличие у выпускника соответствующего информационного образования позволит сократить период его адаптации к профессиональной деятельности и в том, и в другом случае.
Информационная культура выступает в постиндустриальном обществе как интегрированная качественная характеристика личности. Она способствует развитию профессиональной культуры специалиста, побуждая пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, заставляя соотносить модели знаний и информации, завершающиеся получением нового знания и его практическим использованием.
В отличие от США, где предпочтение при построении информационного общества отдается технологическим аспектам информационной супермагистрали, в Европе большее внимание уделяется социальному измерению, что отмечено в труде «Работа и жизнь в информационном обществе», подготовленном Европейской комиссией /4/.
В этой «Зеленой книге» подчеркивается, что мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличат ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодыми и пожилыми, теми, кто умеет с ними обращаться, и теми, кто их не знает?
Специфика переживаемого момента в том, что эти изменения происходят в исторически сжатые сроки, на глазах одного поколения. Сле-
206 ВЕСТНИК ОГУ 22002
Т.П. Петухова Информационная культура как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза
дует заметить, что в настоящее время в России предпринимаются попытки построения целостной государственной политики информационного образования и формирования информационной культуры всех возрастных групп и социальных категорий. В этом направлении работают федеральные целевые программы «Электронная Россия» /5/ и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» /6/.
В качестве одного из факторов, создающих искусственные препятствия для ускорения информатизации, для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, в «Электронной России» называется узкотехническое понимание роли и возможностей информационно-коммуникационных технологий, низкая культура работы с ними. Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования /6/. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
В связи с этим в последние годы в научно-педагогических исследованиях и практике обучения существенно возрос интерес к понятию «информационная культура». Однако, несмотря на широкое распространение данного понятия, отсутствует его общепринятое толкование. В контексте рассматриваемого вопроса будем придерживаться определения, приведенного в работе /7/, где информационная культура понимается как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче и практическом использовании.
Современная информационная культура включает в себя все свои предшествующие формы, соединяя их в единое целое. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражая характер и уровень практической деятельности людей. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание современных информационно-коммуникационных технологий и умение их приме-
нять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Поэтому значимыми в настоящее время являются такие аспекты проявления информационной культуры, как:
■ конкретные навыки личности по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
■ способность личности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
■ умение личности извлекать информацию из различных источников, включая электронные коммуникации, представлять ее в понятном виде, уметь структурировать, оценивать и эффективно использовать;
■ владение специалистом основами аналитической переработки информации;
■ знание специалистом особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Выпускник университета, прежде всего, должен иметь определенное фундаментальное информационное образование, что даст ему дополнительную мобильность, возможность быстрее ориентироваться и перестраиваться в информационной составляющей своей профессиональной деятельности. На потребности экономики, которые заявят о себе через 5-15 лет, система образования должна отреагировать сейчас. С другой стороны, информационная подготовка студента обязательно должна включать в себя хорошо отработанный комплекс знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий в предметно ориентированной сфере, что позволит выпускнику иметь уникальные по сравнению с другими претендентами профессиональные качества.
Для того чтобы студент овладел достаточным уровнем информационной культуры, он должен быть «погружен» в образовательную информационную среду. Необходимыми условиями формирования его информационной культуры, очевидно, следует считать такие, как:
■ освоение студентами определенного набора дисциплин информационного направления, включая начала теоретической информатики, техническую базу информационных технологий, системное и прикладное программное обеспече-
ние, компьютерное моделирование в своей профессиональной области, экономико-правовые аспекты рынка программного обеспечения;
■ использование соответствующей технологии преподавания этих дисциплин, отвечающей современному представлению об информатике и учитывающей перспективы развития ИКТ;
■ наличие современной технической базы обучения;
■ реализация непрерывного информационно-компьютерного образования;
■ наличие информационной культуры у профессорско-преподавательского коллектива.
В плане непрерывного информационного образования заслуживает внимания подход разработки внутривузовских программ исполь-
зования информационно-коммуникационных технологий в различных дисциплинах учебного плана с учетом модели будущей профессиональной деятельности выпускника. Это создает дополнительные условия для совершенствования методики обучения дисциплинам учебного плана, позволит активизировать познавательную деятельность студентов, сместить их работу в сторону самостоятельной, что соответствует образовательным стандартам второго поколения.
Овладение студентом информационной культурой следует рассматривать как путь универсализации его профессиональных качеств, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли как специалиста.
Список использованной литературы:
1. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: МГУ, 1999. - 208 с.
2. Антонов И.В. Качество образования как фактор конкурентоспособности // Качество образования: достижения, проблемы. Education Quality EQ. - 2001.
Материалы IV Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2001, с. 95-96.
3. Горелов Б.А., Кармазинский А.Н., Клыгина И.Ю. Дифференциация, специализация и интеграция - средства повышения конкурентоспособности выпускников технического университета // Труды XXVII Международной конференции «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе». Запорожье: ЗГУ, 2000, с. 79-81.
4. Green Paper. Living and Working in the Information Society: People First. European Comission. Belgium, 1996.
5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 - 2010 годы» - htth://www.hse.ru/~erussia
6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005) годы». -htth://www.informika.ru/text/goscom
7. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Серия 1, №7, 1994, с. 3.
8. Петухова Т. П. О подходе к преподаванию информатики в университете // Информационные технологии в образовании. VIII Международная конференция-выставка. - М.: МИФИ, 1998.-с.89-90
9. Петухова Т. П. О содержании курса информатики на инженерных специальностях университета // Регинформ-99. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». Часть 2.- Пермь: ПРИПИТ,1999. - с. 64-66.
10. Петухова Т. П. О путях повышения эффективности преподавания информатики на непрофильных специальностях // Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. Сборник трудов. Часть II. - М.: МИФИ, 1999, с. 179 - 181.
11. Петухова Т. П. Условия формирования информационной культуры студентов инженерных специальностей // Профессионально-педагогическая культура как основополагающий фактор технологии обучения. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Оренбург: ОГУ, 1999.- с. 27-28.
208 вестник огу 22002