Научная статья на тему 'Информационная культура и информационная безопасность в скандинавских библиотеках: анализ практического опыта'

Информационная культура и информационная безопасность в скандинавских библиотеках: анализ практического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонов Р.В.

Статья посвящена проблемам формирования информационной культуры в современном мире. Анализируются возможности библиотеки в формировании информационно-компьютерной грамотности. Опыт библиотек Дании, Норвегии, Финляндии сравнивается с современными проектами российских библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и информационная безопасность в скандинавских библиотеках: анализ практического опыта»

Р.В. ПАРАМОНОВ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СКАНДИНАВСКИХ БИБЛИОТЕКАХ: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Статья посвящена проблемам формирования информационной культуры в современном мире. Анализируются возможности библиотеки в формировании информационно-компьютерной грамотности. Опыт библиотек Дании, Норвегии, Финляндии сравнивается с современными проектами российских библиотек.

Ключевые слова: информационная культура, информационная безопасность.

Библиотеки и образовательные учреждения Скандинавских стран одни из первых в Европе приложили совместные усилия по формированию у пользователей знаний и умений по работе с информацией, что включает навыки «правильного» нахождения в сети Интернет [1], которое мы определяем как комфортное и безопасное сетевое взаимодействие между пользователями. Подобные действия можно характеризовать как формирование и повышение информационной культуры, а более частной задачей - повышение информационно-компьютерной грамотности. Эта задача приобретает особую актуальность в современной социально-политической ситуации. [13]

Движению по распространению информационной грамотности в Скандинавских странах, как и в других странах мирах, предшествовало библиотечно-библиографическое обучение пользователей. В первую очередь, акцент делался на использовании информации и информационный поиск учащимися. Как показала практика, именно действия школьников в процессе информационного поиска во многих отношениях оставляют желать лучшего. Отметим, что обучение информационной грамотности не сводится только к задаче обучения информационному поиску, оно требует кропотливых усилий по развитию навыков критического мышления, умению формировать исследовательские запросы, анализировать и оценивать информацию.

Российские библиотеки только начали сотрудничать с образовательными учреждениями в вопросах информационной грамотности и информационной безопасности. Предлагаем ознакомиться с опытом скандинавских коллег по вопросам взаимодействия с образовательными учреждениями на предмет формирования компетенции в сфере информационной безопасности личности.

В Дании публичные библиотеки всё больше включаются в процесс обучения школьников навыкам информационной грамотности в сотрудничестве со школами. Одна из таких программ называется «Pulling together» («Совместное сотрудничество»). Целевой задачей данного проекта было предложено вести курс обучения информационной грамотности по инициативе Публичной библиотеки г. Оттеруп и гимназии Нордфинса [9]. Главная цель этого проекта - создать интеллектуальное окружение с целью повышения компетентности школьников в процессе учебы, «подключить» публичную библиотеку к процессу обучения. Для получения максимально высоких результатов особое внимание уделяется обратной связи: учащимся предлагается высказать свое мнение о данной программе.

Информационный проект, инициированный Датской публичной библиотекой и начальной школой округа Хернинг, ставит целью - повышение личной заинтересованности учащихся в обучении основам грамотного использования интернет-ресурсов и сервисов и углублении уже имеющихся знаний. В ходе обучения используются новые формы обучения. [1].

Датские библиотеки активно сотрудничают с высшими образовательными заведениями. Исследовательский проект «MILE» [5] - цель проекта создать и протестировать модели обучения пользователей навыкам информационной грамотности. Модели обучения основаны на передовых педагогических методах и информационно-коммуникационных технологиях. Данный проект представляет собой электронный дистанционный учебный курс, инициатором данного проекта стала библиотека университета Ольборг.

Отдельного внимания заслуживает уникальный проект «SWIM» (streaming webbased information modules - веб-ориентированные информационные потоковые модули) университетской библиотеки

г. Ольборг. Этот проект, направленный на создание интерактивного курса информационного поиска, использует технологию потоковой передачи данных, которая позволяет студентам выбирать самостоятельно поисковую стратегию и пут её решения. [2]. Цель проекта -совершенствование навыков поиска информации необходимой для выполнения студенческих курсовых работ в рамках проблемно-ориентированного обучения. Проект направлен на развитие информационной грамотности в студенческой среде в целом и в частности с использованием веб-ориентированных потоковых ресурсов. Проект развивается как комплекс простых для обучения программ, модули которых могут быть размещены в непосредственной близости к соответствующим информационным ресурсам, благодаря чему пользователи могут получить руководство по использованию конкретного информационного ресурса.

В библиотеке норвежского университета науки и технологии «NTNU», [6] в г. Тронхейме началась реализация проекта VIKO («Путь к информационной грамотности»). Цель - разработать обучающую программу, которая помогла бы студентам-новичкам овладеть навыками

информационной грамотности. В основе проекта представлена обширная база данных, из которой пользователь может получить необходимую ему информацию. Отзывы студентов и преподавателей подтверждают, что существует реальная потребность в обучении основам поиска информации, ее критической оценки и использовании при выполнении учебных занятий, что доказывает целесообразность и полезность VIKO.

В свою очередь, публичная библиотека Бергена (Норвегия) [10] предлагает своим пользователям программу для обучения информационной грамотности с учетом информационных потребностей студентов уже последних курсов. Библиотека предоставляет доступ к значительному количеству печатных и электронных документов, включая электронные книги и периодику. Также в библиотеке реализуется проект Demoteket, где каждый из пользователей может передать библиотеке свое мультимедийное произведение (рассказ, фильм, музыку), предварительно заключив с библиотекой договор.

По состоянию на 2004 год [1] из всех Скандинавских стран только Финляндия имела детально разработанную национальную политику по информационной грамотности и безопасности.

В Финляндии успешно реализуется уникальный проект «E-Tampere» города Тампере с населением 200 тыс. человек [12]. Городские власти переоборудовали старый автобус в «интернет-автобус». Городская библиотека назвала её «Нетти-Ниссе». Это было сделано для привлечения внимания жителей города к вопросам активного и, главное, безопасного использования компьютерных технологий и ресурсов Интернет. Для этого в случае необходимости предоставляется вводная инструкция, облегчающая знакомство пользователя с условиями и возможностями информационного пространства. Данный проект существует и на сегодняшний день и развивается достаточно успешно.

Несомненно, приведенные примеры оказывают значительное влияние на уровень просвещения общества как отдельной личности, так и всего государства. А значит и всего мирового сообщества.

Не стоит забывать, что сотрудничество публичных библиотек с образовательными учреждениями, такими как школы, гимназии, колледжи, университеты, требуют обоюдных усилий, человеческих затрат, высочайших профессиональных компетенций, понимания специфики обучения, культуры и традиций.

Следует отметить, что проектами, в чьем поле ответственности лежит формирование информационной грамотности личности, а значит и информационной безопасности в России, занимается доктор педагогических наук, профессор Гендина Наталья Ивановна, автор многих публикаций в данной сфере. В декабре 2012 года состоялась встреча стратегического комитета русской школьной библиотечной ассоциации и специалистов компании «Google Россия» [11].

Школьные библиотеки на ней рассматривались в качестве территории, на которой можно гарантировать безопасность детей в Интернете. Но для реализации данного проекта необходимо предпринимать конкретные и оперативные действия. На наш взгляд, одних рекомендаций учителям, родителям по «безопасному» нахождению детей в Интернете недостаточно, необходимо внедрять социально-образовательные программы в практику внеучебной деятельности школьников.

В ходе нашего исследования нами был тщательно проанализирован каталог библиотечных сайтов Library.ru [4]. Мы пришли к выводу, что в России не хватает библиотечных проектов по информационной грамотности и безопасности. В Сети достаточно информационно-образовательных проектов, но тематика таких проектов относится к краеведческой сфере и рекомендательным обзорам детской и юношеской литературы.

Необходимо осуществить общероссийский проект, ориентированный на развитие информационной грамотности читателей. Опыт ведения больших проектов у российских библиотек имеется, например, существует общероссийский информационно-методический ресурс «Экокультура» [8], созданный Российской государственной библиотекой для молодежи. Данный проект оказывает информационно-аналитическую поддержку экологическому просвещению, образованию и воспитанию молодежи. На портале библиотеки проводятся всероссийские конкурсы, формируется информационно-методический ресурс в помощь экологическому просвещению.

В заключение стоит сказать, что проекты по информационной безопасности и грамотности в России представлены фрагментарно, они инициированы не библиотеками, а другими учреждениями.

Например, проект «Безопасный и полезный Интернет», созданный одним из ведущих телекоммуникационных операторов России, компанией «МТС» совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фондом Развития Интернет. Данный проект рассчитан на учащихся 2-4 классов [7]. Цель — информирование детей, родителей и учителей о потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Сети для образования, развития, общения и досуга.

Также существует информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» [3]. Здесь публикуются статьи о новых видах интернет-угроз и новых способах борьбы с ними, о работе официальных властей и общественных организаций в области безопасности в Сети, ведется мониторинг преступлений и наказаний в данной сфере, представлена законодательная база, определяющая правовые вопросы взаимодействия в Сети. Материалы ориентированы не только на специалистов, но и на широкий круг читателей. Для юных пользователей существует отдельный раздел.

Хочется верить, что в скором времени совместные усилия российских библиотек и других социально значимых институтов будут системно представлены, заданы общие траектории деятельности, что повлечет к формированию глобального национального проекта, посвященного информационной безопасности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.