ББ№ https://elibrary.ru/ZHXRWB Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-2.233
УДК 004.9:614.841.31
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА)
Суриков А.В., Зайнудинова Н.В., Барыш С.В.
Цель. Разработать информационную концептуальную модель профессиональной деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорно-профилактических мероприятий (на примере организации проведения мониторинга).
Методы. Общая методология работы предусматривала использование теоретических методов исследования (анализ и синтез).
Результаты. Проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих контрольную (надзорную) деятельность в Республике Беларусь, применительно к деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора. Представлена информационная концептуальная модель профессиональной деятельности указанных должностных лиц при осуществлении мониторинга.
Область применения исследований. Полученные результаты исследований могут быть применены в образовательном процессе при подготовке работников органов государственного пожарного надзора, а также при разработке имитационных обучающих систем проведения надзорно-профилактических мероприятий с применением данной формы государственного контроля (надзора).
Ключевые слова: государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора, формы государственного контроля (надзора).
(Поступила в редакцию 19 марта 2024 г.)
Введение
Осуществление государственного надзора в различных сферах деятельности является одной из управленческих функций государства. Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС Беларуси (далее - органы ГПН) [1]. Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах, установленных Указом Президента Республики Беларусь [2].
Деятельность по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства о пожарной безопасности предопределяет повышенные требования к квалификации должностных лиц органов ГПН. В свою очередь, большой объем профессионально значимой нормативной информации снижает надежность указанной деятельности. Помимо знаний требований пожарной безопасности должностные лица органов ГПН, безусловно, должны соблюдать законность при осуществлении непосредственно самой контрольной (надзорной) деятельности как при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, так и при ведении административного процесса, проведении проверок информации по пожарам и т.д. Указанное означает, что объем профессионально значимой информации значительно увеличивается.
Очевидно, что наибольшие затруднения в профессиональной деятельности испытывают работники, имеющие небольшой стаж практической деятельности либо не имеющие его вовсе. В данном случае речь прежде всего идет о выпускниках профильных учебных заведений. Это означает, что повышение качества подготовки в период обучения будущих работников органов ГПН является крайне важной задачей, а применяемые методы обучения
требуют постоянного совершенствования, в том числе за счет расширения применения современных информационных технологий.
Модель системы подготовки инженерно-технических работников к нормативно обусловленной деятельности и педагогические условия ее эффективного функционирования приведены в работе [3]. Модель строится на основе концепции деятельности по обеспечению противопожарной защиты и концептуальной модели явления «пожар» с учетом структуры готовности специалиста, ориентировочной основы деятельности, ведущих характеристик усвоения информации. Методика формирования профессиональной компетентности государственных инспекторов по пожарному надзору в системе дополнительного образования взрослых Республики Беларусь рассмотрена в работе [4]. В работе приведено теоретическое обоснование сущности, структуры, содержания и уровней профессиональной компетентности государственных инспекторов по пожарному надзору. Выявлены организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности государственных инспекторов по пожарному надзору, а также предложена методика формирования профессиональной компетентности государственных инспекторов по пожарному надзору.
Большой вклад в создание методик проведения проверок противопожарного состояния объектов и подготовки должностных лиц органов ГПН внесли исследования А.О. Андреева, Н.Н. Брушлинского, В.М. Гаврилея, В.И. Козлачкова, И.А. Лобаева, Е.А. Мешал-кина, А.Ю. Хохловой, Д.Г. Карпенко [5], Е.А. Ягодки [6] и др. Одной из наиболее эффективных методик указанного направления профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН является применение информационной концептуальной модели требований пожарной безопасности, разработанной профессором В.И. Козлачковым [7].
Построение указанной модели основывается на формировании интегральных информационных структур (модулей), содержащих взаимосвязанные принципы деятельности, проявляющие себя в конкретных ситуациях и ситуационно закрепленные в определенных нормативных правовых актах, регламентирующих требования пожарной безопасности. Вместе с тем методики, направленные на повышение эффективности подготовки должностных лиц органов ГПН в сегменте профессиональной деятельности, связанном непосредственно с порядком проведения надзорно-профилактических мероприятий, в доступных источниках отсутствуют.
По мнению авторов настоящей статьи, технология создания информационной концептуальной модели профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН, использованная профессором В.И. Козлачковым, применима и для решения задачи по повышению эффективности подготовки указанных работников при формировании профессиональных компетенций относительно порядка осуществления надзорно-профилактических мероприятий, а практическая реализация модели, описывающей действия должностных лиц, осуществляющих надзорно-профилактические мероприятия, может быть выполнена с применением современных информационных технологий.
Настоящая работа посвящена разработке информационной концептуальной модели профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН при осуществлении надзорно-профилактических мероприятий (на примере организации проведения мониторинга, как наиболее часто применяемой формы государственного контроля (надзора)), направленной на усовершенствование реализации образовательного процесса при подготовке будущих работников органов ГПН в части реализации законодательства о контрольной (надзорной) деятельности.
Основная часть
Сущность построения информационной концептуальной модели профессиональной деятельности. Как указывалось ранее, разработка информационной концептуальной модели профессиональной деятельности базируется на применении технологии определения интегральных информационных структур (модулей), содержащих ее взаимосвязанные
принципы и сформированных на основе выделения основных элементов информации, содержащей требования к нормативно обусловленной деятельности.
Применение данной технологии приводит к тому, что не требуется хранить всю информацию, а достаточно лишь знать ключевые элементы и принципы их реализации, чтобы построить развернутое информационное сообщение. Такая технология позволяет резко сократить объем циркулирующей информации за счет выделения из нее основных элементов, которые интегрируются в информационные модули (комплексы).
Применение технологии создания информационной концептуальной модели профессиональной деятельности позволяет дополнить всю действующую нормативную базу системой ориентиров, т.е. своеобразным навигатором.
Порядок формирования указанных модулей приведен на рисунке 1.
Рисунок 1. - Порядок формирования информационных модулей
Общий обзор информации позволяет определить ее предметную направленность; круг и характер проблем (задач), которые в ней освещены (решены); структуру; плотность; доступность; объем; новизну; возможность использования в практической деятельности. Такое представление об информации создает возможность рациональной организации ее обработки.
После обзора из общего объема информации выделяется профессионально значимая. При отборе информации необходимо обратить внимание на характер ее включения в общий объем и придаваемое значение. Это впоследствии облегчает поиск существенных признаков изучаемого предмета и позволяет определить значение и возможности использования информации в профессиональной деятельности.
Анализ информации начинается с поиска существенных признаков (опорных сигналов), определяющих смысл информационных сообщений, на которые делится информация. Определение смысла включает уяснение цели, средств и способов решения проблем, отраженных в информации. Выделение ключевых слов (фраз) позволяет сократить информацию и представить ее в виде неструктурированного перечня кратких сообщений.
После того как упрощение произведено, между ключевыми словами устанавливаются отношения. Для этого определяются родовые или видовые признаки, присущие этим элементам, которые необходимы для установления соподчиненности.
После выполнения этих операций (выделение ключевых слов, установление объемных отношений между ними) ключевые сообщения группируются по общим признакам -обобщаются.
Поскольку при анализе информации не только выделяются существенные признаки, но и определяется смысл отдельных сообщений, создается возможность формирования структурных связей между обобщенными группами понятий (синтез), что, в свою очередь, обусловливает усвоение информации на качественно новом уровне [7].
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих контрольную (надзорную) деятельность в Республике Беларусь. Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности в Республике Беларусь включает:
1) государственный пожарный надзор;
2) надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
3) государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в области пожарной безопасности [1].
При осуществлении государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН применяются формы государственного контроля (надзора), установленные законодательством Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности. К указанным формам контроля (надзора) относятся выборочные и внеплановые проверки, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, а также меры профилактического и предупредительного характера [2].
Проверка представляет собой форму контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий [2]. К таким полномочиям, например, относится привлечение лиц, совершивших правонарушение, к административной ответственности. Порядок проведения проверок установлен Указом Президента Республики Беларусь [2].
По признаку плановости проверки подразделяются на выборочные (проверки, проводимые в плановом порядке) и внеплановые. Выборочные проверки назначаются с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). Внеплановые проверки назначаются при наличии установленных законодательством оснований [2].
Применительно к деятельности органов ГПН мероприятия технического (технологического, поверочного) характера - это действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при осуществлении строительной деятельности (строительства), проектировании и проведении строительно-монтажных работ, включенные в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера [2].
Перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, проводимых органами ГПН, регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь [8], а порядок их проведения - постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [9].
Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность. Вместе с тем при неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством [2].
Периодичность осуществления мероприятий в отношении одного объекта (субъекта) контроля (надзора) установлена [8].
Мониторинг, как разновидность мер профилактического и предупредительного характера, представляет собой форму контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемого контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок [2]. Порядок проведения мониторинга установлен Указом Президента Республики Беларусь [2].
Именно мониторинги являются формой государственного контроля (надзора) наиболее часто применяемой должностными лицами органов ГПН при реализации ими законодательства о контрольной (надзорной) деятельности.
В зависимости от того, в каком из направлений государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН осуществляется надзор, применяется та или иная форма государственного контроля (надзора) [1; 2; 9-11].
Проведенный отбор и обзор нормативных правовых актов [2; 8; 10-12], регламентирующих контрольную (надзорную) деятельность органов ГПН, а также ведомственных документов МЧС Беларуси позволил сформулировать следующие присущие отдельным формам государственного контроля (надзора) ключевые особенности:
1. Цель формы контроля (надзора).
Проверки проводятся в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий, а мониторинги - в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
2. Предмет надзора.
При проведении проверок контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности проверяемого субъекта в соответствии с компетенцией данного органа. При этом при проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера оценивается только соблюдение требований нормативных правовых актов при осуществлении определенной деятельности (например, при проектировании или проведении строительно-монтажных работ).
3. Направленность (характер) формы контроля (надзора).
При проведении проверок контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет соответствующие полномочия, в то время как мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность, а мониторинги и вовсе относятся к мерам профилактического и предупредительного характера.
4. Планирование мероприятий.
Проверки подразделяются на выборочные (т.е. по сути плановые) и внеплановые, в то время как для мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мо-ниторингов законодательно не установлен порядок их планирования. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с ведомственными нормативными документами МЧС установлен порядок планирования указанных надзорно-профилактических мероприятий.
5. Способ проведения мероприятий.
При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления. Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества, изымать у проверяемого субъекта в установленном порядке подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, и т.д.
Применительно к деятельности органов ГПН мероприятия технического (технологического, поверочного) характера проводятся путем рассмотрения и выборочного анализа проектной документации, осмотра строительной площадки, оценки соблюдения законодательства при проведении строительно-монтажных работ, изучения технической и другой документации. Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей.
6. Наличие определенных ограничений полномочий для должностных лиц, осуществляющих мероприятия.
Данная особенность характерна для проведения мониторингов. В частности, это касается ограничения доступа на объект мониторинга. При проведении надзорно-профилак-тического мероприятия в данной форме должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты - с согласия субъекта. При проведении проверок проверяющие вправе при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) в установленном порядке свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для реализации своих полномочий. При проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органам ГПН для выполнения возложенных на них обязанностей предоставлено право доступа на объекты, в отношении которых осуществляются данные мероприятия, независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования при предъявлении служебных удостоверений и решений об осуществлении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а в отношении объектов, доступ на которые ограничен в соответствии с законодательством, - и иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты.
В дополнение законодательством установлено ограничение на использование при проведении мониторингов полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. В первую очередь, с точки зрения деятельности органов ГПН, это накладывает ограничения на получение от субъекта хозяйствования необходимых для мониторинга документов.
7. Применяемые меры реагирования по результатам проведения мероприятий.
При проведении проверок по фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
По результатам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера меры ответственности применяются в установленном законодательством
порядке при неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно.
По результатам мониторинга меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц применяются в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
8. Урегулирование споров между сторонами.
Порядок проведения проверок предусматривает представление проверяемым субъектом в контролирующий (надзорный) орган возражений по акту (справке) проверки. Каждое лицо имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы. При этом жалоба может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд.
При проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера предписания и требования, вынесенные должностными лицами органов ГПН по результатам обследования объектов строительства и оценки проектной документации, также могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу.
Вместе с тем действующим законодательством о контрольной (надзорной) деятельности не предусмотрено обжалование решений контролирующих (надзорных) органов, принимаемых по результатам проведения мониторинга.
Одновременно с выявленными особенностями различных форм государственного контроля (надзора) были установлены общие принципы организации их проведения. Следует отметить, что далее рассмотрена только реализация надзорно-профилактических мероприятий, проводимых на плановой основе. Указанные принципы можно представить в виде достаточно простой последовательности основных операций (рис. 2).
Планирование мероприятий »
Подготовка к мероприятию *
Проведение мероприятия
Оформление и принятие решений по результатам проведения мероприятия
*
Контроль исполнения принятых решений
Принятие решений по результатам контроля
Рисунок 2. - Основные операции при реализации различных форм государственного контроля (надзора)
Фактически представленная на рисунке 2 последовательность действий представляет собой не что иное, как совокупность интегральных информационных структур (модулей), содержащих взаимосвязанные принципы осуществления надзорно-профилактических мероприятий и являющихся основой для разработки информационной концептуальной модели профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН в данном сегменте.
Разработка информационной концептуальной модели профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН при осуществлении надзорно-профилактических мероприятий. Исходя из проведенного анализа нормативных правовых актов, была
разработана информационная концептуальная модель профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН при осуществлении надзорно-профилактических мероприятий в форме проведения мониторинга (табл. 1).
Таблица 1. - Информационная концептуальная модель профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН при проведении мониторинга__
Действия Требования нормативных правовых актов и ведомственных документов
Планирование мероприятий
Отбор субъектов (отдельных объектов) в план мониторингов [12, п. 52, 53]
Подготовка к мероприятию
Подготовка уведомления о проведении мониторинга [12, п. 55]
Подготовка решения о проведении мониторинга Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь [2] (далее - Положение о мониторинге): п. 4
Регистрация решения в журнале учета мониторингов [12, п. 55]
Внесение сведений о решении в интегрированную автоматизированную систему контрольной надзорной деятельности в Республике Беларусь (далее - ИАС КНД) Регламент функционирования новой версии ИАС КНД, утвержденный приказом Министерства связи и информатизации [13] (далее - Регламент функционирования ИАС КНД): гл. 5
Проведение мероприятия
Получение согласия представителя субъекта в допуске на территорию и (или) объекты (в здания, сооружения, помещения), не являющиеся общедоступными Положение о мониторинге: п. 3
Внесение записи о согласии предоставления допуска на территорию и (или) объекты (в здания, сооружения, помещения), не являющиеся общедоступными, в решение о проведении мониторинга [12, п. 56]
Получение согласия представителя субъекта в представлении документов и иных материалов, необходимых для проведения мониторинга [12, п. 56]
Внесение записи о согласии представления документов и иных материалов, необходимых для проведения мониторинга, в решение о проведении мониторинга [12, п. 56]
Оценка фактического состояния объекта и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства Положение о мониторинге: п. 3
Оформление и принятие решений по результатам проведения мероприятия
Подготовка аналитической (информационной) записки Положение о мониторинге: п. 8
Подготовка информации при выявлении продукции без документов об оценке ее соответствия установленным требованиям [12, п. 57]
Вынесение предложения о приостановлении деятельности либо требования (предписания) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств при обнаружении нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде Положение о мониторинге: п. 7
Вручение (направление) субъекту мониторинга рекомендаций по устранению выявленных нарушений Положение о мониторинге: п. 5
Внесение сведений о результатах мониторинга в журнал учета мониторингов [12, п. 62]
Внесение сведений о результатах мониторинга в ИАС КНД Регламент функционирования ИАС КНД: гл. 5
Продолжение таблицы 1
Действия Требования нормативных правовых актов и ведомственных документов
Контроль исполнения принятых решений
Определение необходимости проведения контрольного мероприятия для подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе мониторинга, с выходом на место [12, п. 60]
Проведение контрольного мероприятия для подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе мониторинга, с выходом на место [12, п. 61]
Внесение сведений о результатах мероприятия по контролю за устранением нарушений в журнал учета мониторингов [12, п. 62]
Принятие решений по результатам контроля
Принятие решения о применении в установленном законодательством порядке мер ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) Положение о мониторинге: п. 8
Внесение сведений о реализации материалов мониторинга в ИАС КНД Регламент функционирования ИАС КНД: гл. 5
Разработанная модель позволяет сформировать полноценную ориентировочную основу профессиональной деятельности обучающихся при изучении порядка осуществления мониторингов, а также оперативно реагировать на изменения законодательства о контрольной (надзорной) деятельности в данном сегменте.
Представленная информационная концептуальная модель профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН при осуществлении мониторинга в дальнейшем может быть использована при разработке имитационных обучающих систем проведения надзорно-профилактических мероприятий с применением данной формы государственного контроля (надзора).
Заключение
На основании анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих надзорную деятельность органов ГПН в Республике Беларусь, установлено, что вне зависимости от применяемой формы государственного контроля (надзора) все действия должностных лиц, осуществляющих надзорно-профилактические мероприятия, как правило, представляют собой единую модель профессиональной деятельности: планирование мероприятий ^ подготовка к мероприятию ^ проведение мероприятия ^ принятие решений по результатам проведения мероприятия ^ контроль исполнения принятых решений ^ принятие решений по результатам контроля. Каждый компонент модели включает выполнение различных действий в зависимости от формы контроля, действий проверяемого субъекта и т.д.
С учетом проведенного анализа разработана информационная концептуальная модель профессиональной деятельности должностных лиц органов ГПН при осуществлении надзорно-профилактических мероприятий в форме мониторинга. Указанная модель позволяет сформировать полноценную ориентировочную основу будущей профессиональной деятельности обучающихся в части порядка осуществления данной формы государственного контроля (надзора). Относительно порядка осуществления проверок и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера соответствующие модели могут быть разработаны в перспективе.
Разработанная модель может стать основой для разработки алгоритмов работы интерактивной имитационной обучающей системы проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Последнее позволит расширить применяемый при подготовке должностных
лиц органов ГПН педагогический инструментарий путем расширения спектра используемых
современных информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 1993 г., № 2403-XII // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19302403. - Дата доступа: 04.03.2024.
2. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 04.03.2024.
3. Бариев, Э.Р. Педагогические условия совершенствования подготовки инженерно-технических работников к нормативно обусловленной профессиональной деятельности (на примере подготовки к обеспечению пожарной безопасности): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Э.Р. Бариев; Нац. ин-т образования. - Минск, 1997. - 18 с.
4. Маковчик, А.В. Формирование профессиональной компетентности государственных инспекторов по пожарному надзору (в учреждении дополнительного образования взрослых): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Маковчик; Академия последипломного обр-ния. - Минск, 2013. - 23 с.
5. Карпенко, Д.Г. Организация проверок противопожарного состояния объектов при осуществлении государственного пожарного надзора: дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / Д.Г. Карпенко; Академия Государственной противопожарной службы МЧС России. - М., 2007. - 373 л.
6. Ягодка, Е.А. Поддержка принятия управленческих решений о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Е.А. Ягодка; Академия Государственной противопожарной службы МЧС России. - М., 2014. -26 с.
7. Козлачков, В.И. Типовая и риск-ориентированная модели надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Сравнительный анализ: монография / В.И. Козлачков. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. - 328 с.
8. Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 нояб. 2012 г., № 1105 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 04.03.2024.
9. Об осуществлении органами государственного пожарного надзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера [Электронный ресурс]: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 19 февр. 2019 г., № 24 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 04.03.2024.
10. О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 9 окт. 2014 г., № 193-3 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 04.03.2024.
11. О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 февр. 2015 г., № 48 // Онлайн-сервис готовых правовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by. - Дата доступа: 04.03.2024.
12. Методические рекомендации по осуществлению государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности / МЧС Респ. Беларусь. - Минск, 2023. - 75 с.
13. Об утверждении документов: приказ Министерства связи и информатизации Респ. Беларусь, 16 марта 2023 г., № 57 / Министерство связи и информатизации Респ. Беларусь. - Минск, 2023. -58 с.
Информационная концептуальная модель профессиональной деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорно-профилактических мероприятий (на примере организации проведения мониторинга)
Information conceptual model of professional activity of officials of state fire supervision when implementing supervision and prevention measures (based on the example of organizing monitoring)
Суриков Андрей Валерьевич
кандидат технических наук, доцент
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра организации надзорной и профилактической деятельности, начальник кафедры
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: [email protected] SPIN-код: 1163-6294
Зайнудинова Наталья Владимировна
кандидат технических наук, доцент
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра промышленной безопасности, доцент
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: [email protected] SPIN-код: 3032-4413
Барыш Степан Анатольевич
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», факультет предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, курсант
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: [email protected]
Andrey V. Surikov
PhD in Technical Sciences, Associate Professor
State Educational Establishment «University
of Civil Protection of the Ministry for Emergency
Situations of the Republic of Belarus»,
Chair of Organization of Supervisory
and Preventive Activities,
Head of the Chair
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus Email: [email protected] ORCID: 0000-0002-3659-7297
Natal'ya V. Zaynudinova
PhD in Technical Sciences, доцент
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Industrial Safety, Associate Professor
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus Email: [email protected] ORCID: 0000-0003-1848-1562
Stepan A. Barysh
State Educational Establishment «University of Qvil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Faculty of Emergency Prevention and Elimination, cadet
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus Email: [email protected]
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-2.233 EDN: https://elibrary.ru/ZHXRWB
INFORMATION CONCEPTUAL MODEL OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF OFFICIALS OF STATE FIRE SUPERVISION WHEN IMPLEMENTING SUPERVISION AND PREVENTION MEASURES (BASED ON THE EXAMPLE OF ORGANIZING MONITORING)
Surikov A.V., Zaynudinova N.V., Barysh S.A.
Purpose. To develop an information conceptual model of the professional activities of officials of state fire supervision authorities while implementing supervisory and preventive measures (using the example of organizing monitoring).
Methods. The general methodology of the work included the use of theoretical research methods (analysis and synthesis).
Findings. An analysis of regulatory legal acts regulating control (supervisory) activities in the Republic of Belarus was carried out in relation to the activities of officials of state fire supervision authorities. An information conceptual model of the professional activities of these officials during monitoring is presented.
Application field of research. The obtained research results can be applied in educational process in the training of employees of state fire supervision authorities, as well as in the development of simulation training systems for conducting supervisory and preventive measures using this form of state control (supervision).
Keywords: state supervision in the field of fire safety, state fire supervision authorities, forms of state control (supervision).
(The date of submitting: March 19, 2024) REFERENCES
1. O pozharnoy bezopasnosti [About fire safety]: Law of the Republic of Belarus, June 15, 1993, No. 2403-XII. National legal Internet portal of the Republic of Belarus, available at: https://pravo.by/ document/?guid=3871 &p0=v19302403 (accessed: March 4, 2024). (rus)
2. O sovershenstvovanii kontrol'noy (nadzornoy) deyatel'nosti v Respublike Belarus' [On the improvement of control (supervisory) activities in the Republic of Belarus]: Decree of the President of the Republic of Belarus, October 16, 2009, No. 510. Online service of ready-made legal solutions ilex. OOO «Yur-Spektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, available at: https://ilex-private.ilex.by (accessed: March 4, 2024). (rus)
3. Bariev E.R. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya podgotovki inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov k normativno obuslovlennoy professional'noy deyatel'nosti (na primere podgotovki k obespecheniyu pozharnoy bezopasnosti) [Pedagogical conditions for improving training of engineering specialists' for their professional activity stipulated by the norms and regulations (on the example of fire safety training)]. PhD ped. sci. diss. Synopsis: 13.00.01. National Institute of Education. Minsk, 1997. 18 p. (rus)
4. Makovchik A.V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti gosudarstvennykh inspektorov po pozharnomu nadzoru (v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslykh) [Formation of professional competence of state fire inspectors (in the establishment of additional adult education)]. PhD ped. sci. diss. Synopsis: 13.00.08. Academy of postgraduate education. Minsk, 2013. 23 p. (rus).
5. Karpenko D.G. Organizatsiyaproverokprotivopozharnogo sostoyaniya ob"ektovpri osushchestvlenii gosudarstvennogo pozharnogo nadzora [Organization of fire safety inspections of objects during the implementation of state fire supervision]. PhD tech. sci. diss.: 05.13.10. State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Moscow, 2007. 373 p. (rus).
6. Yagodka E.A. Podderzhka prinyatiya upravlencheskikh resheniy o sootvetstvii ob"ekta zashchity obyazatel'nym trebovaniyam pozharnoy bezopasnosti [Support for making management decisions on the compliance of the protected object with mandatory fire safety requirements]. PhD ped. sci. diss. Synopsis: 05.13.10. State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Moscow, 2014. 26 p. (rus).
7. Kozlachkov V.I. Tipovaya i risk-orientirovannaya modeli nadzornoy deyatel'nosti v oblasti obespech-eniya pozharnoy bezopasnosti. sravnitel'nyy analiz [Typical and risk-oriented models of supervisory
activities in the field of fire safety. Comparative analysis]: monograph. Moscow: State Fire Academy of EMERCOM of Russia, 2016. 328 p. (rus).
8. Ob utverzhdenii perechnya meropriyatiy tekhnicheskogo (tekhnologicheskogo, poverochnogo) kharak-tera [On approval of the list of technical (technological, verification) measures] : Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, November 30, 2012, No. 1105. Online service of ready-made legal solutions ilex. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, available at: https://ilex-private.ilex.by (accessed: March 4, 2024). (rus)
9. Ob osushchestvlenii organami gosudarstvennogo pozharnogo nadzora meropriyatiy tekhnicheskogo (tekhnologicheskogo, poverochnogo) kharaktera [On the implementation of technical (technological, verification) measures by state fire supervision bodies] : Resolution of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus, February 19, 2019, No. 24. Online service of ready-made legal solutions ilex. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, available at: https://ilex-private.ilex.by (accessed: March 4, 2024). (rus)
10. O ratifikatsii Dogovora o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [On ratification of the Treaty on the Eurasian Economic Union]: Law of the Republic of Belarus, October 09, 2014, No. 193-Z. Online service of ready-made legal solutions ilex. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, available at: https://ilex-private.ilex.by (accessed: March 4, 2024). (rus)
11. O merakh po obespecheniyu gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) za soblyudeniem trebovaniy tekhnicheskikh reglamentov [On measures to ensure state control (supervision) over compliance with the requirements of technical regulations]: Decree of the President of the Republic ofBelarus, February 09, 2015, No. 48. Online service of ready-made legal solutions ilex. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, available at: https://ilex-private.ilex.by (accessed: March 4, 2024). (rus)
12. Metodicheskie rekomendatsiipo osushchestvleniyu gosudarstvennogo nadzora v oblasti obespecheniya pozharnoy bezopasnosti [Methodological recommendations for the implementation of state supervision in the field of fire safety]. The Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus. Minsk, 2023. 75 p. (rus)
13. Ob utverzhdenii dokumentov [On approval of documents]: Order of the Ministry of Communications and Informatization of the Republic of Belarus, March 16, 2023, No. 57. The Ministry of Communications and Informatization of the Republic of Belarus. Minsk, 2023. 58 p. (rus)