Научная статья на тему 'Информационная компьютерная поддержка управления качеством топлива марки рт для реактивных двигателей'

Информационная компьютерная поддержка управления качеством топлива марки рт для реактивных двигателей Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
79
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / CALS-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Белова Диана Владимировна, Кондрашов Сергей Николаевич

Приведены результаты исследования проблемы качества топлива марки РТ, оценки уровня автоматизации существующего документооборота и основные фрагменты предлагаемой PDM-системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Белова Диана Владимировна, Кондрашов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компьютерная поддержка управления качеством топлива марки рт для реактивных двигателей»

УДК 004.91

Д.В. Белова, С.Н. Кондрашов

Пермский государственный технический университет

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТОПЛИВА МАРКИ РТ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Приведены результаты исследования проблемы качества топлива марки РТ, оценки уровня автоматизации существующего документооборота и основные фрагменты предлагаемой РВЫ-системы.

Цель настоящей работы - информационная компьютерная поддержка управления качеством реактивного топлива марки РТ ГОСТ 10227-86 на нефтеперерабатывающем предприятии.

В процессе выполнения технико-экономического обоснования компьютерной поддержки управления качеством реактивного топлива марки РТ было установлено, что критическим показателем топлива является йодное число (рис. 1). Объем исследованной выборки составил 71 значение при среднем значении показателя 0,272.

Йодное число

Рис. 1. Распределение йодного числа топлива для реактивных двигателей марки РТ

Анализ распределения йодного числа показывает, что разброс значений находится в диапазоне 0,22-0,32; 15,5 % значений лежит в диапазоне 0,22-0,24; 64,79 % - в диапазоне 0,24-0,3; 19,71 % - в диапазоне 0,3-0,32.

Йодное число определяется как свойствами топлива, так и дозировкой присадки «Агидол-1» (2,6-дитретбутил-4-метилфенол). Очевидно, что в условиях глубокой гидроочистки фракции для получения реактивного топлива на установке основным фактором, определяющим йодное число реактивного топлива, будет дозировка присадки. Как видно на рис. l, только в 65 % случаях дозировка присадки находится в оптимальном диапазоне 0,24-0,3, поэтому существует проблема стабилизации йодного числа реактивного топлива марки РТ в этом диапазоне.

Расчет вовлечения присадки «Агидол-1» в настоящее время производится вручную, в результате чего процедура расчета занимает много времени и не выдерживается требуемая точность расчета дозировки присадки. Таким образом, за цель при решении данной проблемы принимается автоматизация расчета вовлечения присадки в топливо.

Для решения задачи стабилизации качества топлива была предложена программа автоматического расчета количества присадки на базе Excel, общий вид программы представлен на рис. 2.

В15 - £ =(ЕЗ*В11 *В13)+(Е6*В11 *В13)

А в С D Е

1 Значения

2 Разность, см Перевод по калибровочным таблицам

3 Полный объем продукта в резервуаре, см 500 400 300

4 Мертвый остаток в резервуаре, см 100

5

6 Полный объем продукта в емкости Е-10,11, см 300 200 100

7 Мертвый остаток в емкости Е-10,11, см 100

8

9 Температура в резервуаре, С 6

10

11 Плотность продукта при 20 С, опред. в лаборатории 0,786

12

13 Поправочный коэффициент 1,0116

14

15 Масса топлива, т 318.04704

16

17 Масса присадки Хайте-580, кг 10,177505

18 Масса присадки Агидол-1, кг 11,131646

Рис. 2. Общий вид программы

Другой важной проблемой при производстве реактивного топлива на нефтеперерабатывающем предприятии является громоздкий документооборот между участниками процесса. Его основные недостатки:

1) длительность;

2) низкая скорость принятия решений, согласования их и утверждения;

3) документы представлены в бумажном виде;

4) согласование действий персонала происходит по телефону, поэтому существует опасность искажения или частичной потери информации.

На основании вышеизложенного была сформулирована проблема совершенствования существующего документооборота.

Для решения этой проблемы в работе были использованы методы функционального моделирования (модели ГОЕБО, описывающие процесс взаимодействия персонала), моделирования потоков данных (модели ОББ, наглядно отображающие потоки данных между подразделениями). Функциональная модель блока присадок представлена на рис. 3. Модель потоков данных представлена на рис. 4.

Рис. 3. Функциональная модель блока присадок

Результаты контроля Рис. 4. Модель потоков данных «как есть»

Разработка фрагмента РБМ-системы производилась на базе программного продукта ЛОЦМАН:РЬМ. Система ЛОЦМАН:РЬМ является центральным компонентом программного комплекса КОМПАС. Она обеспечивает:

1) централизованное хранение и управление технической документацией на изделие;

2) управление информацией о структуре, вариантах конфигурации изделий и входимости компонентов в различные изделия;

3) управление процессом разработки изделия;

4) интеграцию компонентов комплекса - САПР, САПР ТП, корпоративных справочников.

Фрагмент РБМ-системы представлен на рис. 5.

+ Отдел стандартизации, версия 1

Т екнологический отдел, версия 1

Рис. 5. Свернутый вид «дерева» базы данных

Таким образом, в работе предложена информационная поддержка процесса управления качеством топлива марки РТ, которая позволяет быстро, легко и доступно управлять процессом.

База производства, версия 1

Получено 17.06.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.