Научная статья на тему 'Информационная компетентность личности как условие развития современного общества'

Информационная компетентность личности как условие развития современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
475
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дука С. И.

Статья посвящена анализу феномена информационной компетентности личности в современном обществе. Важными составными частями информационной компетентности являются: умение обобщать большие массивы несистематизированной информации, умение принимать самостоятельные решения и противостоять манипуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дука С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность личности как условие развития современного общества»

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

Информационная компетентность личности

как условие развития современного общества

С. И. Дука

д. с. н., профессор кафедры социологии и управления персоналом МАТИ РГТУ, советник отдела Департамента государственной политики в образовании

Минобрнауки России

Duka@mon.gov.ru

Статья посвящена анализу феномена информационной компетентности личности в современном обществе. Важными составными частями информационной компетентности являются: умение обобщать большие массивы несистематизированной информации, умение принимать самостоятельные решения и противостоять манипуляции.

Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, обобщение информации, образование, креативность, манипуляции.

Интенсивные информационные и коммуникационные потоки, повышенная социальная и профессиональная мобильность предъявляют к личности новые требования, которые ранее к обычному человеку никогда не предъявлялись. Современная технологическая среда устроена таким образом, что от действий любого человека могут зависеть здоровье и жизни многих людей. В связи с этим человек обязан быть компетентным в различных сферах.

Компетентность «формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в общественную деятельность. Важнейшими факторами компетентности индивида являются качественное образование, накопленный опыт, умение профессионально применять знания. В последнее время возрастают требования не только к обычной профессиональной компетентности индивидов, но и к постоянному ее повышению посредством расширения научного кругозора, самообразования, умения применять знания на практике, владения Интернетом, иностранными языками» [1, с. 461] и т. п.

Человек должен уметь принимать самостоятельные решения на основе анализа информации, то есть обладать таким качеством как информационная компетентность. Информационная компетентность в современном обществе, прежде всего — это умение работать с большими объемами информации, как специализированной, так и с тем несистематизированным потоком, который ежедневно обрушивается на человека через СМИ.

Современная информационная цивилизация предъявляет повышенные требования к информационной компетентности личности. Зачастую под информационной компетентностью понимается способность работать с компьютерными технологиями. Вместе с тем, очевидно, что данная проблема значительно шире. Современному человеку необходимо

не только адаптироваться к постоянно меняющемуся информационному и коммуникационному потоку, но и самому активно воздействовать на социальное окружение, создавать новую информацию, принимать участие в сфере информационного производства.

Как видим, компетентность в широком смысле связана с образованием, активным взаимодействием человека с социальным окружением, с современными коммуникациями и СМИ.

Недостатками современных СМИ, которые негативно сказываются на личности и на образовании, по мнению В.И. Добренькова и В.Я. Нечаева, являются:

— «поверхностный характер информации, преобладание эмоционального над рациональным способом ее подачи и восприятия, слишком слабые основания для обобщений, структуризации опыта; размытость дисциплинарной структуры информации, неустойчивость оснований ее восприятия, понимания, области интерпретации, что ограничивает ее образовательные возможности;

— о граниченность обратной связи коммуникатора и реципиента, ослабление контроля, коррекции их общения, иллюзорное замещение личной связи, размытость адресности информации, ее мани-пулятивный характер;

— преобладание репродуктивного характера деятельности по восприятию информации (пассивного восприятия); складывается тип культуры, в которой осведомленность, эрудиция вытесняют ассоциирование, творчество» [2, с. 257]. Информационный прессинг современной цивилизации таков, и «разнообразие становится настолько широким, что человек теряется в информационном пространстве, оказывается неспособным отстаивать самостоятельную позицию. Свобода оказывается иллюзорной, поскольку выбор в таком случае происходит чаще не на основе личной мотивации, а обусловлен случайными факторами. Жизнь

представляется человеку как цепь неуправляемых им ситуаций» [4, с. 259].

Тогда как умение упорядочивать информацию и делать самостоятельные выводы — это жизненно необходимое качество современного человека.

Возникает вопрос, помогает ли современная система образования справиться с этой задачей. В современной системе образования учебный процесс развивается экстенсивно — идет количественный прирост учебных дисциплин, при этом увеличивается их объем. Суть учебного процесса сводится к тому, чтобы передать учащимся как можно более полный объем знаний. Появившиеся в последнее время гимназии, специализированные школы и частные вузы, которые, казалось бы, внесли разнообразие в учебный процесс, в реальности повторили и во многом усугубили имеющиеся недостатки типовой общеобразовательной школы. Новые виды образовательных учреждений пошли по пути увеличения числа учебных дисциплин и их объема, количества изучаемых иностранных языков при использовании старых наработанных десятилетиями учебных приемов. В результате выпускники таких учебных заведений оказываются зачастую менее подготовленными, чем выпускники обычных школ, к тому же зачастую хуже ориентируются в большом массиве информации. Избыточная, плохо систематизированная, информация приводит к плохому усвоению даже небольшого ее объема. Преподавателями всех уровней не ставится под сомнение необходимость имеющегося набора учебных дисциплин в существующем ныне объеме, и их, как правило, не заботит тот факт, что ученики (студенты) после экзамена мало что помнят из сданного материала. Образовательный информационный поток обрушивается на учащегося наряду с другими, также весьма интенсивными информационными потоками СМИ, Интернета, массовой культуры. Не удивительно, что значительная часть учащихся стремится по возможности не погружаться в образовательные массивы информации.

Студентка пятого курса в ответ на вопрос об одном заметном политическом событии написала: «Я практически не смотрю телевизор. В Интернете я стараюсь «закрывать глаза» на рекламные, новостные блоки. Я боюсь, что если буду обращать на них внимание, то есть просто прочитывать заголовки всех новостей, я сойду с ума от обилия информации». Страх больших информационных потоков, стремление спрятаться от них — распространенное явление в современном обществе.

Возможно, впервые в истории объемы информации по всем отраслям человеческой деятельности стали настолько велики, что превосходят личностные возможности ее качественного усвоения. Эту новую ситуацию необходимо осмыслить и действовать в соответствии с ней. Умение выделять главное, важное, ценное, качественное необходимо воспитывать с первых классов школы и постоянно тренировать и совершенствовать в вузах.

Парадокс современной системы образования, помимо прочего, состоит в том, что оно продолжает в основном информировать обучаемых, тогда как в нынешних условиях требуются навыки, позволяющие работать с уже имеющимися знаниями. Плохо систематизированная, информация приводит к плохому усвоению даже небольшого ее объема.

Важнейшей составной частью информационной компетентности личности является способность к обобщению информации. Данная способность формируется на основе действительно научного характера получаемого образования. В случае обладания данной способностью человек не загромождает память ненужной информацией, что дает возможность анализировать поступающую информацию, оценивать и обрабатывать ее с тем, чтобы в последующем воспользоваться обобщенным материалом. Обобщенное знание более глубоко отражает действительность, проясняет сущность рассматриваемого предмета. Человек, привыкший обобщать массивы информации, делает обоснованные и логические выводы из фактов, событий и явлений.

Если у человека не развит навык обобщения информации, то он предпочитает пользоваться готовыми ментальными конструкциями и объяснениями, повторять чужие мнения и некритично относиться к чужим оценкам.

Часто приходится слышать, что современный человек должен быть готов учиться всю жизнь в связи с быстрыми изменениями на рынке труда и устареванием учебного материала. Вместе с тем поглощение учебной информации — это сугубо пассивный нетворческий процесс.

Современный специалист должен активно воздействовать на информационное и культурное пространство, развивать науку, совершенствовать технологии, внедрять инновации, воспитывать новых компетентных членов общества. Исключительно на готовом информационном багаже с подобными задачами не справиться. Таким образом, важнейшим личностным качеством современного общества становится креативность. Это качество можно охарактеризовать как интегративное свойство личности, включающее в себя способность к самостоятельному поиску решений научной либо практической проблемы, учет возникающих при этом обстоятельств. Креативность связана с активным преодолением сложившихся в определенной сфере стереотипов. Человек склонен в изменившихся социальных условиях действовать по наработанной схеме, однако в условиях быстрых социальных изменений необходимо находить нестереотипные и нестандартные решения.

Информационная компетентность дает возможность и стремление противостоять манипуляциям, которыми так богато современное информационное пространство. Маркетинг, политика, СМИ, реклама полны манипулятивными технологиями.

Нельзя не согласиться с мнением С.Г. Кара-Мурзы: «Для успешной манипуляции необходима

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

достаточно глубокая дерационализация мышления, снижение способности граждан к логическим умозаключениям и внедрение в массовое сознание упрощенных стереотипов. Именно этим, а не низким культурным уровнем руководства телевидением объясняется заполнение его программ самой низкопробной продукцией массовой культуры... — при почти полном устранении просветительского научного дискурса» [3, с. 360]. Добычей манипуляторов легко становятся образованные люди, имеющие немалый багаж знаний, но не готовые к критическому анализу и этого багажа, и новой поступающей информации. Большие потоки информации в обществе и система современного образования, также представляющая собой информационный поток большого объема, воспитывают пассивное и некритическое отношение к информации. Люди с таким отношением легко открываются для чужих влияний. Вместе с тем, многие из манипулятивных уловок бессильны против информационно компетентной личности.

Исходя из этого, система образования не должна гнаться за «рынком», а, возможно, напротив, ей

следует стать более консервативной. Школа в широком смысле слова может выйти на новый качественный уровень, для этого она должна, как минимум переключиться с суммы знаний, которую усваивают учащиеся, на развитие их способностей, на развитие навыков самостоятельной интеллектуальной работы, умения свободно ориентироваться в информационных потоках.

Индустриальное общество требовало грамотного, умеющего читать и писать работника. Постиндустриальное общество предполагает хороший образовательный и научно-интеллектуальный уровень каждой личности, информационная компетентность которой позволяет поддерживать и развивать современную цивилизацию.

Литература

1. Развитие информационного общества в России. В 2-х т. / Под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е. Хохлова. СПб: Изд. СПбГУ, 2001.

2. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М.: Алгоритм, 2005.

Information competence personality as a condition for the development of modern society

S.I. Duca, Doctor of sociology, professor of chair of sociology and management of Russian technology university by K. Tsiolkovsky (MATI)

This article is about information competence of personality. Information competence is not only a computer competence, but it are ability to generalize a big amount of information, ability to accept independence decision and ability to opposite of manipulations.

Key words: competence, informational competence, synthesis of information, education, creativity, manipulation.

ПОДПИСКА - 2011 на январь-июнь по Объединенному каталогу «Пресса России»

На почте с сентября 2010 г. проводится подписная кампания журнал «ИННОВАЦИИ» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2011, первое полугодие»

по индексу 42228.

Условия оформления подписки (аннотация, индекс, стоимость) вы найдете в I томе каталога на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях каталога.

ТРЕБУЙТЕ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.