УДК 374.897
Турахонова Н. учительница
промышленный и сервисный колледж Чирчик
Узбекистан, г. Ташкент ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Аннотация: В этой статье обсуждается информационная компетентность как педагогическая категория
Ключевые слова: метод, методология, педагогика, компетентность, информация
To'raxonova N.
Teacher of Chirchik Vocational college of Industry and Service
Uzbekistan, Tashkent city INFORMATION COMPETENCE AS A PEDAGOGICAL
CATEGORY
Abstract: This article discusses information competence as a pedagogical category
Keywords: method, methodology, pedagogy, competence, information
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с нашей точки зрения, является понятие «информация». В философском энциклопедическом словаре понятие «информация» (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом:
сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;
сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
В структуре категории «информационная компетентность» мы выделяем компоненты:
когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);
ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению старшеклассника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;
технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий);
коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);
рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.
Свойствами категории «информационная компетентность» являются следующие:
дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;
относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;
структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;
селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - аккумуляции, становятся шире, глубже,
объёмнее;
самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний.
Функциями категории «информационная компетентность» являются: познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;
адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
6) интерактиавная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.
Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний учащихся. Уточнение категории «информационная компетентность» позволяет разработать технологию развития информационной компетентности старшеклассника.
Использованные источники: 1. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.