Научная статья на тему 'Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие'

Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7869
801
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕКЛАМА / INFORMATION INFRASTRUCTURE / GLOBAL INFORMATION INFRASTRUCTURE / ADVERTIZING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбунова Юлия Игоревна, Горбунова Ольга Николаевна

В статье рассматривается современная информационная инфраструктура, которая определяется состоянием развития таких подотраслей, как связь, средства массовой информации, сетевые СМИ, реклама. Информационное обеспечение необходимо для всех составных частей инфраструктуры: производственной, институциональной и социальной инфраструктуры. При этом определяющими для их функционирования выделены уровени распространения сети Интернет, а также сетевого взаимодействия. Сами подотрасли призваны обеспечить доступ потребителей к информационным продуктам и услугам, а производителей к информационным ресурсам. Уровень распространения и развития информационной инфраструктуры в настоящее время является определяющим и для инновационного развития Российской экономики. Особое внимание уделено рынку рекламы, как составляющей части информационной инфраструктуры. При анализе услуг рекламного рынка определены пути его распространения, а так же выделены направления государственной поддержки становления современной информационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION INFRASTRUCTURE: MODERN ESSENCE, SUBSECTORS OF ITS COMPONENTS

In article the modern information infrastructure which is defined by a condition of development of such subsectors as communication, mass media, network mass media, advertizing is considered. Information support is necessary for all components of infrastructure: production infrastructure, institutional and social. Thus defining for their functioning level of distribution of the Internet, and also network interaction are allocated. Subsectors are urged to provide access of consumers to information products and services, and producers to information resources. Level of distribution and development of information infrastructure is now defining for innovative development of the Russian economy too. The special attention is paid to the advertizing market, as making part of information infrastructure. In the analysis of services of the advertizing market ways of its distribution are defined and directions of the state support of formation of modern information infrastructure are allocated.

Текст научной работы на тему «Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: СОВРЕМЕННАЯ СУЩНОСТЬ, ПОДОТРАСЛИ ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Ю. И. ГОРБУНОВА, О. Н. ГОРБУНОВА

В статье рассматривается современная информационная инфраструктура, которая определяется состоянием развития таких подотраслей, как связь, средства массовой информации, сетевые СМИ, реклама. Информационное обеспечение необходимо для всех составных частей инфраструктуры: производственной, институциональной и социальной инфраструктуры. При этом определяющими для их функционирования выделены уровени распространения сети Интернет, а также сетевого взаимодействия. Сами подотрасли призваны обеспечить доступ потребителей к информационным продуктам и услугам, а производителей к информационным ресурсам. Уровень распространения и развития информационной инфраструктуры в настоящее время является определяющим и для инновационного развития Российской экономики. Особое внимание уделено рынку рекламы, как составляющей части информационной инфраструктуры. При анализе услуг рекламного рынка определены пути его распространения, а так же выделены направления государственной поддержки становления современной информационной инфраструктуры.

Ключевые слова: информационная инфраструктура, глобальная информационная инфраструктура, реклама.

Взаимодействие и функционирование любого сектора экономики невозможно без главного составляющего - без информационной инфраструктуры. Это та неотъемлемая определяющая часть жизнедеятельности общества, современная основа функционирования рынка. Инфраструктурное обеспечение национального рынка, его отдельных отраслей, социальной сферы в целом. В каждой из составных частей инфраструктуры присутствует информационная составляющая, которая определяет, в основном, в современной экономике функционирование экономических агентов, а также вносит определенный порядок в каждую из инфраструктурных составляющих.

Информационное обеспечение необходимо и для производственной инфраструктуры, и для институциональной, и для социальной. Если в первой наиболее важной является информация о состоянии конкурентов, поставщиках, о рынках и каналах сбыта товара, то для институциональной инфраструктуры наиболее важной является информация непосредственно о рынках, их функционировании, состоянии, развитии. Социальная инфраструктура охватывает многочисленные виды информации для обеспечения жизнедеятельности социума, начиная от глобальной и заканчивая локальными интересами отдельного человека. Вне зависимости от степени важности информации для того или иного сектора экономики, она присутствует в каждом из них [11].

При использовании общепринятого подхода под информационной инфраструктурой понимают систему организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Эта система представляет совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. При этом ее функционирование служит обеспечению доступа потребителей к информационным ресурсам.

Многие ученые отмечают возникновение в конце ХХ в. глобальной информационной инфраструктуры. Под глобальной информационной инфраструктурой мы понимаем такое информационное образование, которое получило начало формирования в последнее десятилетие прошлого века в группе развитых стран. Формирование общемировой информационной сети - это становление глобальной информационной инфраструктуры, которая несет функциональные возможности сети для массового обслуживания населения, общества, в основу которой определена интеграция всех региональных, а также глобальных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем связи: цифрового телевидения,

спутниковых систем и способов и видов информационного обеспечения и связи.

Активное развитие информационной инфраструктуры, которым должно сопровождаться инновационное развитие экономики России, определенной как основной задачей современной экономики, и определяет переход страны на инновационный путь развития.

Для обеспечения условий этого перехода нашей стране необходимо создание такой информационной инфраструктуры, которая может активно развиваться, а, следовательно, этим она и привлекает к себе огромное внимание как ученых, так и практиков. По мнению как ученых в области экономики, так и представителей производственного сектора, информационная инфраструктура России еще не сформирована на таком уровне, который бы обеспечивал информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до ее внедрения в производство, в социум.

В качестве примеров информационной инфраструктуры исследователи приводят такие общеизвестные современные составляющие нашего жизнеобеспечения, как:

- интернет;

- дистанционное образование;

- сетевые СМИ;

- реклама, пиар [12].

Соглашаясь с тем, что они представляют собой основные элементы информационной инфраструктуры современной экономики, мы видим необходимость дополнения их перечня и включения в него связи. ТВ в таком составе инфраструктуры призвана обеспечить создание единого социально-экономического пространства России.

В настоящее время вектор развития современной экономики задает именно информационная инфраструктура. Для России на данном этапе развития чрезвычайно важным фактором структурных преобразований и обеспечения устойчивости является ее укрепление и совершенствование [11].

Итак, информационная инфраструктура являет собой совокупность, комплекс взаимосвязанных видов деятельности как в информационном, так и в неинформационном секторах. Данный комплекс обеспечивает условия современного жизнеобеспечения общества, а также развития, бесперебойного функционирования производства как материального, так и нематериального производства. Информационная инфраструктура для обеспечения современного жизнеобеспечения общества создает условия эффективного решения важных социальных задач его развития. Входя-

щие в информационную инфраструктуру отрасли принимают непосредственное или опосредованное участие в общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта.

Одной из отраслей информационной инфраструктуры, наиболее старшей, считается связь. При этом одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития является инфраструктура связи. Однозначно, что доступность современных услуг связи выступает определяющим фактором темпов экономического роста, формирования качества жизни населения, обеспечения эффективности государственного управления, охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности на всей территории страны. Доступность связи во многом определяет уровень развития всей экономики. Данная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в экономике России в последние десятилетия.

Следующая структура или подотрасль информационной инфраструктуры - это сеть Интернет. Это пространство, где возможен глобальный, локальный и т. д. обмен, распределение и использование информации, а также необходимое производство информационных ресурсов, которые используются в последующем производстве. По данным статистических ежегодников России, число пользователей сети Интернет постоянно растет, число, имевших доступ к Интернет, увеличивается. За период с 2003 по 2006 гг. первый показатель увеличился на 26 %, а доступ в Интернет - более чем в 2,5 раза, численность, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками и потребителями продукции, увеличилась на 33 %. В 2010 г. количество пользователей интернетом в России - до 51 % от общего числа населения [1].

Дистанционное образование - следующая отрасль информационной инфраструктуры в современном социально-экономическом пространстве. Причем дистанционное образование как форма передачи информации, знаний, опыта на современном этапе развития информационно-коммуникативных технологий реализуется посредством социального взаимодействия и мобилизации информационных ресурсов, находящегося в распоряжении владельцев этих ресурсов [11]. Среди образований, имеющих в основе деятельности дистанционные технологии, можно выделить сети знаний, представителями которых являются, прежде всего, интеллектуальные организации. Это современные информационно -аналитические центры, наукограды, объединяю-

щие под своим началом и использующие возможности технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов в развитии сетевых образовательных взаимодействий. Среди успешно функционирующих подобных структур выделяют образовательные и информационно-аналитические структуры Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Тюмени, Нижнего Новгорода. Еще одним примером создания сети знаний в составе информационной инфраструктуры является корпорация «Университетские сети знаний» (ЗАО «УНИКОР»), основанная еще в 1992 г. и «Сети знаний диаспор», преследующие цель воздействовать на международное экономическое сотрудничество [6].

Скачок в развитии систем традиционных средств массовой информации (СМИ) привел к возникновению нового их вида - сетевых СМИ, которую можно считать четвертой составляющей информационной инфраструктуры. Сетевые СМИ новая форма взаимодействия, направленная на удовлетворение нужд различных потребителей и производителей информационных продуктов, услуг и ресурсов. Как отмечают исследователи, сегодня это - общепризнанный факт. Для миллионов людей они уже стали важным источником информации, а поскольку следующее поколение потребителей информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть и именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации, то изучение сетевых СМИ как феномена журналистики приобретает особую значимость [9]. Сегодняшний этап развития и применения Интернета, хоть и имеет отличительные особенности в странах, регионах, отраслях, уже позволяет определить специализированные группы сетевых средств массовой информации, которые представлены сетевыми представительствами традиционных медийных структур, собственно сетевыми структурами. Выделяются их виды, которые представлены сетевыми журналами, газетами, порталами, иными сообществами, списками рассылок и т. п. Особенности развития и применения данных видов информационной инфраструктуры ставят необходимость изучения всех этих явлений и процессов на различных уровнях (от локального до глобального, от уровня исследований до внедрения и практической реализации), для скорейшего выравнивания отраслей, регионов в плане использования возможностей информационной инфраструктуры данной подотрасли в социльно-экономическом взаимодействии.

Еще одной современной составляющей информационной инфраструктуры является та со-

ставная часть, которая призвана доносить до общественности определенные информационные потоки о товарах, услугах, мероприятиях и т. д. до широкой общественности по каналам массовой коммуникации, с возможностью получения обратной связи. Это реклама, пиар, понятия абсолютно разные, но в нашем случае они выполняют почти одинаковые роли в коммуникационно-информационном взаимодействии.

Обозначив одну из подотраслей информационной инфраструктуры - рекламу, рассмотрим региональные особенности ее на примере Тамбовской области.

В научной литературе не встречается определение рынка рекламы. В рамках нашего исследования под региональным рынком рекламы мы понимаем систему социально-экономических отношений между рекламодателями и производителями рекламных товаров и услуг, связанные с их обменом на региональном уровне, в результате которых формируется спрос и предложение, а также стоимость в рамках данного региона.

Рассмотрим некоторые специфические особенности регионального рынка рекламных услуг.

На тамбовском региональном рынке представлены многопрофильные рекламные агентства, предоставляющие широкий спектр услуг по созданию и размещению рекламной продукции. При этом вопрос соотношения цены и качества предлагаемых рекламных продуктов интересует как рекламодателей, так и исполнителей. Ключевыми моментами являются не только разнообразие предоставляемых услуг, но и их должный уровень как по креативности, так и по используемым технологиям.

Рекламные агентства предлагают разнообразные рекламные услуги, стремясь к большему охвату рекламного рынка (табл. 1). Это, с одной стороны, предоставляет более широкие возможности для рекламодателя, а с другой стороны, зачастую приводит к некачественному выполнению задач.

В этой таблице представлены рекламные агентства Тамбова, которые специализируются по строго указанному профилю, работающие без услуг посредников. Конечно, все региональные рекламные агентства, которые предлагают те или иные услуги (а их количество растет, уже насчитывается больше 30) предлагают более широкий спектр услуг, но многие из них не имеют прямого выхода в средства массовой информации, доступа к рекламным площадям и носителям. Тем самым они являются посредниками между рекламодателем и рекламораспространителем. Это приводит к повышению цен на предлагаемые услуги реклам-

ных агентств в среднем на 5-10 % от общей стоимости услуги и не дает возможности контролировать качество предлагаемых видов услуг. Данные

Тамбовский рынок рекламы имеет свои отличительные черты. Одной из таких черт является относительно высокая цена изготовления и распространения рекламы при среднем качестве рекламной продукции. Такая ситуация сложилась из-за монополизации рекламного рынка в Тамбовской области. Рекламу на телевидении предлагают не более трех рекламных агентств, другие же арендуют рекламное пространство у ведущих организаций. Основными долями рекламных поверхностей владеют всего две крупные компании и несколько типографий, обеспечивающих регион печатными материалами, и всего одна из них может предложить услуги по изготовлению сувенирной рекламы. Показателен и тот факт, что рекламные агентства г. Тамбова активно сотрудничают с издательствами Рязани, Воронежа, Липецка. При этом стоимость изготовляемой продукции (с учетом транспортных расходов) ниже, чем в тамбовских издательствах, а качество, как правило, более высокое [2; 7].

На рекламном рынке г. Тамбова конкурирует множество рекламных агентств, которые находят все большее количество производственных посредников для изготовления более дешевой, но, в то же время, качественной рекламной продукции [10]. Основными помощниками выступают агентства и типографии в Москве, Воронеже и Липецке. Их более развитый рекламный рынок позволяет внедрять высококачественные технологии производства рекламной продукции, предлагает широкий спектр услуг рекламного характера.

Тамбовский рынок рекламы, тем не менее, не стоит на месте: появляются новые для нашего региона рекламные носители, уже привычные средства рекламы начинают использоваться по-новому. В качестве примеров могут служить услуги, предлагаемые рекламным агентством Альянс медиа-групп - роллерные дисплеи - конструкции, на одной сто-

в обеих таблицах приведены без учета типографий региона, не являющихся рекламными агентствами.

роне которых последовательно демонстрируется рекламные изображения. Остановочные павильоны и билборды сити-формата - это несколько застекленных рекламных площадей формата 3^6 м, расположенных в ряд, в местах большого скопления людей - являются собственностью рекламного агентства Тритон.

Все большее распространение получает транзитная реклама, которую предлагают рекламные агентства «Тритон», «Парадиз», «Эпицентр», рекламное агентство «Сталкер», рекламно-информационное агентство «АИСТ», РА «Стандарт», Тамбов-Реклам-Сервис , рекламное агентство «ЭПИцентр», ООО «Гриф», агентство маркетинговых коммуникаций «^тайВйеБ» [10]. Несмотря на то, что можно брендировать только правые и левые борта автобуса, так как другие виды нанесения рекламного материала запрещены Государственными органами управления дорожного движения, а также ФЗ РФ «О рекламе», она не теряет своей эффективности и не уступает традиционным носителям наружной рекламы.

Реклама на транспорте в нашем регионе применяется не настолько широко. Основным недостатком транзитной рекламы, в частности, автобусных наклеек, является ее неспособность охватить отдельные секторы рынка, например, людей, проживающих в предместьях, пользующихся собственными автомобилями, сельское население, а также бизнесменов и профессионалов, почти не прибегающих к услугам общественного транспорта.

В «часы-пик» затрудняется чтение рекламы; транзитная реклама исключает избирательность, что может не соответствовать нуждам некоторых рекламодателей. Наклейки в автобусах настолько однотипны, что их часто путают друг с другом, окружающая обстановка в общественном транспорте

Таблица 1

Специализация рекламных агентств г. Тамбова по предлагаемым услугам [7]

Наименование услуги Маркетинговые исследования Интернет реклама ТВ реклама Радио реклама Наружная реклама Транзитная реклама Печатная реклама

Рекламные агентства, предоставляющие данную услугу Старт маркетинг; Стандарт Стандарт; БтайВпеГ ВДВ; Полис Альянс медиа групп; ВДВ Альянс медиа групп; Инфо-Ю; Тритон; Арт-Трек Тритон; Парадиз; Эпицентр Тамбов медиа-центр; Тамбов информ; Фиеста; Юлис

может не способствовать престижу рекламируемого товара.

Несмотря на вышеперечисленные недостатки, как показали исследования маркетинговой компании Simmons Market Research, показатель запоминаемости у транзитной рекламы выше 71 % - возможно, благодаря ее динамичности, мобильности по сравнению с рекламными щитами.

Тем не менее, большое количество общественного транспорта (36 % троллейбусов и 65 % автобусов) остается неоформленным. В это число входят наименее популярные маршруты. Это связано с тем, что из-за постоянных колебаний рынка часть рекламодателей уходят в другие сегменты наружной рекламы [15].

Лидирующие позиции по размещению рекламы на транспорте независимо от региона занимают товары категории «Бытовая техника», а также продовольственные товары и напитки [14].

Рекламные агентства «Стандарт» и «Старт маркетинг» предлагают услуги по проведению маркетинговых исследований, то есть сбор, обработку и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия, с целью снижения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Эта услуга помогает при разработке маркетинговой стратегии, что напрямую связано с рекламой. От маркетинговой стратегии зависит то, какие средства распространения рекламы будут задействованы в мероприятиях, проводимых предприятием.

В список услуг агентства «Стандарт» входят практически все направления рекламной и PR-деятельности: планирование и проведение рекламных кампаний в Тамбове: медиапланирование, размещение рекламы в СМИ Тамбова и Тамбовской области, а также размещение рекламы в СМИ любых городов, интересующих заказчика; изготовление видео и аудиопродукции, разработка фирменного стиля, проведение BTL-акций, директ-маркетинг, организация специализированных предприятий (открытие магазинов, проведение презентаций).

Телевидение охватывает самую большую аудиторию. Для рекламы по телевидению используются слайды, кино- и видеоролики. Возможна и прямая передача из телестудии или с места события.

Региональная реклама в Тамбове и области транслируется по следующим телеканалам: Первый, РТР, НТВ, СТС - Тамбов, ТНТ - Тамбов, REN TV -Тамбов, Домашний - Тамбов.

Телевизионные объявления включают в себя изображения, звук, движение, цвет и поэтому оказывают на рекламную аудиторию значительно

большее воздействие, чем объявления в других средствах массовой информации. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной, и вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно если основывается на компьютерной графике [15].

Недостаток телерекламы в том, что во время ее трансляции внимание потенциального потребителя должно быть сосредоточено на экране, в ином случае рекламное обращение не будет воспринято. Телевидение дает возможность широкомасштабной рекламы товаров массового потребления, но неэффективно для промышленных товаров [17].

На региональном рынке телевизионной рекламы работают такие агентства, как ООО «Инфо-Ю», Рекламное агентство «Старт Маркетинг», РА «Стандарт», Рекламное агентство «Альянс медиа групп», Рекламное агентство ООО «ПИКСЕЛ», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief», Рекламное агентство «ЭПИцентр», ООО «Медиа Базар -Тамбов», Рекламное агентство «ava studio». Но не стоит забывать, что стоимость размещения рекламы через эти рекламные агентства значительно выше, так как эти рекламные агентства не сами размещают рекламу на телевидении, а являются лишь посредниками и продают услугу с хорошей наценкой. Официальными представителями телевизионной рекламы являются телекомпании «Олимп» и «ВДВ», имеющие возможность прямого выхода в эфир на каналах ТНТ - Тамбов, REN TV -Тамбов, Домашний - Тамбов, СТС - Тамбов, так же имеющие возможность предложить выход рекламы на федеральных каналах Первый, РТР, НТВ.

Основным преимуществом радио-рекламы является возможность 24-часового вещания в регионе и разнообразие программ. Услуги по размещению рекламы на радио представляют ООО «Инфо-Ю», рекламное агентство «Старт Маркетинг»РА, «Стандарт», Альянс медиа групп, «ЭПИцентр», рекламное агентство «ava studio», рекламная группа «ВДВ». И прямые представительства радиостанций, вещающие в Тамбове такие, как Лав радио, Авто радио, Глобл ФМ и т. д. Реклама, заказанная через непосредственных представителей, выйдет опять же дешевле, чем через перечисленные рекламные агентства.

Рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся - на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость [3]. Вместе с тем, в процессе восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через ко-

торое человек получает до 90 % информации. Кроме того, радиореклама усложняет установление двусторонних коммуникаций с потребителем: часто у него нет под рукой ручки, карандаша, бумаги, чтобы записать переданные в объявлении данные.

При динамичном развитии некоторых сегментов рекламного рынка в Тамбовском регионе недостаточно используются возможности сети Интернет как канала распространения рекламы. С каждым днем все большее количество людей становятся пользователями глобальной сети, которая привлекает своей разносторонностью и неограниченностью возможностей.

За несколько последних лет Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что можно смело констатировать: Всемирная паутина изменила коммуникационную среду. Мы стали больше общаться (пусть даже в режиме он-лайн), существенно расширился круг контактов, а распространение информации достигло просто немыслимой скорости. Было бы странным, если бы на эти изменения никак не отреагировали рекламные агентства [4].

Для большинства рекламодателей Интернет стал одним из важных маркетинговых инструментов [8]. Реклама в Сети постепенно укрепляет свои позиции, и это связано с целым набором преимуществ: открытость, доступность информации в течение 24 часов, свободный выбор информации и др. Именно поэтому мы наблюдаем переход компаний от «классического» пиара в пиар «виртуальный» [4; 13]. Создание корпоративных сайтов, баннерная, контекстная и другие виды рекламы в сети Интернет становятся частью рекламного рынка нашего региона. Тем не менее, услуги по созданию и продвижению рекламы в сети интернет предоставляют только два агентства: РА «Стандарт» и Агентство маркетинговых коммуникаций <^тайВпеВ> [2; 7]. Это связано, прежде всего, с относительной новизной данного вида рекламы, да и Интернета вообще. По мере того, как тамбовчане будут все больше привыкать к интернету и становится активными пользователями сетевых ресурсов, спрос на рекламу в Сети будет расти, а, следовательно, увеличится и предложение.

Говоря об интернет-рекламе, нельзя не затронуть новый для тамбовчан и тесно связанный с ней вид рекламы - реклама в sms-сообщениях. В условиях, когда мобильный телефон стал неотьемлимым атрибутом городского жителя, SMS-реклама является эффективным интерактивным средством массовой информации, которое сочетает в себе воздействующую силу телемаркетинга, преимущества цифровой обработки электронной почты и выгоды

локализации, характерные для мобильной коммерции. Возможности точной фокусировки делают SMS-рекламу особенно подходящей для тех условий, в которых важное значение имеют время и место контакта [4].

В целом приемлемость SMS-рекламы составила 44 %. Данное средство массовой информации менее навязчиво, чем, например, традиционный телемаркетинг, так как респонденты могут выбирать, когда им прочесть сообщение, тогда как звонок телефона воспринимается как требовательный вызов и вырабатывает условный рефлекс. SMS-реклама оказывает три разных вида воздействия: отклик, брендинго-вый эффект и влияние на совершение покупок.

Уровень отклика потребителей на sms-рекламу варьируется от 68 % до 3 %, составляя в среднем 31 % [16]. Тем не менее, невзирая на все достоинства данного вида рекламы, не многие тамбовские рекламодатели используют sms-рассылку. В основном этими рекламными услугами пользуются магазины и торговые точки с целью сообщить об обновлении ассортимента товара, новинках. Услуги по предоставлению рекламы в sms-сообщениях предоставляет только одно агентство - это рекламное агентство «Открытые Коммуникации», осуществляющее корпоративную SMS-рассылку с индивидуальным буквенным номером.

Итак, рекламный рынок нашего региона представлен различными агентствами, которые используют разнообразные способы воздействия на потребителя. Но необходимо отметить, что интернет-реклама развита еще слабо, а перспективы применения инструментов сети Интернет велики.

При снижении роли традиционных рекламных носителей можно выделить перспективы дальнейшего использования интернет-рекламы: невысокая стоимость размещения рекламы, интерактивное рекламное средство, возможность оперативного управления ходом рекламной кампании, высокая точность отбора целевой аудитории по заданным параметрам, ненавязчивость потребителям, возможность исследовать эффективность рекламы.

Необходимо отметить и проблемы, связанные с данным направлением развития рекламы, среди них: отсутствие профессиональных кадров; технические возможности Сети, оказавшейся структурно и системно не готовой к большому количеству потребителей; среднестатистический русский плохо владеет английским языком; мало читает; пространство Интернета переполнено открытой и скрытой рекламой низкого качества, бессмысленными и часто непристойными предложениями [5; 6].

Рассматривая перспективы развития региональной Интернет - рекламы, делаем вывод: реклама в сети Интернет на региональном уровне - одно из своевременных и перспективных направлений на современном этапе развития экономики.

Но мы считаем, что использование Интернета позволит решить лишь некоторые проблемы регионального рекламного рынка, например, приведет к доступности рекламы производителям и улучшению ее качества.

Как все новое, информационная инфраструктура с использованием сети Интернет требует документального, информационно-правого сопровождения, механизмов внедрения, обслуживания, межотраслевого взаимодействия. Для решения комплекса проблем развития, расширения и укрепления информационной инфраструктуры возникла необходимость в разработке экономико-правовых основ, сопровождающих эти процессы.

Это надо решать в ближайшее время. Правовое сопровождение должно включать в себя, во-первых, законодательные и нормативные акты, которые определяют права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки; необходимо, во-вторых, определить экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов [11; 12].

Итак, рассмотрев перспективные направления развития и становления подотраслей информационной инфраструктуры, а также региональные особенности одной из подотрасли (рынка рекламы), приходим к выводу, что одним из участников процесса развития информационной инфраструктуры обязательно должно быть государство, обеспечивающее регулирование развития информационной инфраструктуры.

С учетом этого можно выделить основные направления государственного регулирование развития информационной инфраструктуры на разных уровнях, это - осуществление бюджетного финансирования информационных систем, которые являются социально значимыми; образование, наука, органы государственного управления и обеспечения правопорядка, предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями. Второе направление должно включать создание комплекса экономико-правовых условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг производству, сфере обслуживания, населению. Полномасштабная реализация основ формирования системы предоставления электронных услуг населению, от государственных

до доступности электронной торговли, информатизации быта и досуга.

Для поддержки развития сетевой подотрасли информационной инфраструктуры роль государства определяется в стимулировании создания, становления и повсеместного развития национальных корпоративных сетей, а также различных коммерческих систем, способствующих внедрению информационных услуг во все сферы экономики и общества, в реализации на основе положений государственной информационной политики концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей. При этом нельзя забывать о том, что повсеместное распространение информации, информационных услуг требует контроля государства защиты прав граждан на личную жизнь, на защиту доступа к личной информации.

Литература

1. Болотов К. ВЦИОМ посчитал пользователей Интернета в России // Люди. Идеи. Технологии. 2011. URL: http://www.membrana.ru

2. Горбунова Ю. И., Прохоров А. В. Особенности регионального рынка рекламы (на примере г. Тамбова) // XV Державинские чтения. Академия экономики и предпринимательства: мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. февр. 2008 г. Тамбов, 2009.

3. Дунаев Р. Б. Управление рекламным процессом как формой коммуникации в коммерческой сфере: автореф. дис....канд. социол. наук. Казань, 2007.

4. Замарацкая С. П. Интернет как современный и очень действенный инструмент PR // Реклама. Теория и практика. 2007. № 6.

5. Карпова С. В. Рекламное дело: учеб.-метод. пособие и практикум. М., 2007.

6. Колокольцева О. В. Социальные основы ин-ституционализации рекламного бизнеса: автореф. дис....канд. социол. наук. Саратов, 2001.

7. Комарова И. А. Специфика регионального рынка рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2010. № 1.

8. Конева А. Интернет реклама в регионах: стратегия и оценка эффективности. URL: www.sostav.ru

9. Наука о рекламе. URL: http:// www.advertology.ru

10. Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл монография / колл авт. /под ред. Г. В. Козловой. Тамбов, 2010.

11. Овсяникова И. В. Воспроизводство информационных ресурсов в современной экономике России: автороеф. дис. ... канд. экон. наук. URL: http:// www.infeconomy.ru

12. Поросятникова Н. А. Информационно-методическое обеспечение развития инновационной инфраструктуры на мезоуровне (на примере Саратовской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2011.

13. Реклама зависла в Интернете // Российская газета. Федер. Выпуск. от 11 февр. 2010. № 5107 (28).

14. Саркисян О. А. Реклама на транспорте: обзор и анализ российского рынка, мировой опыт // Реклама теория и практика. 2007. № 6.

15. События, прогнозы, ожидания Broadcasting (ВС № 1). URL: http://new.groteck.ru

16. Умаров М. Новая реклама. Реклама в блого-сфере: плюсы и минусы // Реклама теория и практика. № 1. 2010.

17. Чепурова И. Ф. Маркетинговые решения как фактор механизма развития малого бизнеса // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 3.

* * *

INFORMATION INFRASTRUCTURE: MODERN ESSENCE, SUBSECTORS OF ITS COMPONENTS

Yu. I. Gorbunova, O. N. Gorbunova

In article the modern information infrastructure which is defined by a condition of development of such subsectors as communication, mass media, network mass media, advertizing is considered. Information support is necessary for all components of infrastructure: production infrastructure, institutional and social. Thus defining for their functioning level of distribution of the Internet, and also network interaction are allocated. Subsec-tors are urged to provide access of consumers to information products and services, and producers to information resources. Level of distribution and development of information infrastructure is now defining for innovative development of the Russian economy too. The special attention is paid to the advertizing market, as making part of information infrastructure. In the analysis of services of the advertizing market ways of its distribution are defined and directions of the state support of formation of modern information infrastructure are allocated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: information infrastructure, global information infrastructure, advertizing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.