Научная статья на тему 'Информационная грамотность преподавателей технического вуза в экологической образовательной среде'

Информационная грамотность преподавателей технического вуза в экологической образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАННОСТИ / PRINCIPLE OF AWARENESS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / LEVEL OF CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна, Цыганова Наталья Николаевна

Специфика экологической образовательной среды предполагает быть преподавателю информационно грамотным, способным владеть современными информационными технологиями и уметь их использовать на практике, создавать для студентов условия творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна, Цыганова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information literacy of teachers of technical university in the ecological educational environment

Specifics of the ecological educational environment assume that a teacher is supposed to possess information literacy, capable to use modern information technologies and to be able to implement them in practice, to build up conditions for developing creativity in students.

Текст научной работы на тему «Информационная грамотность преподавателей технического вуза в экологической образовательной среде»

Даниленкова В.А., Цыганова Н.Н.

информационная грамотность преподавателей технического вуза в экологической образовательной среде

Проблема реализации содержания экологических программ с учетом экологических рисков и конфликтов в техническом вузе объясняется недостаточным применением преподавателями информационных технологий, средств, интерактивных методов обучения на каждом этапе проектирования экологической образовательной среды [5, с.511].

Структурно-функциональный анализ экологической образовательной среды позволил определить ее основную проблему: недостаток информационной грамотности преподавателей, коммуникативного взаимодействия (сотрудничества) в системе «администрация - преподаватель - студент».

Таким образом, объектом нашего исследования является экологическая образовательная среда технического вуза, а предметом исследования - информационная грамотность преподавателей в экологической образовательной среде технического вуза через коммуникационное взаимодействие (сотрудничество) в системе "администрация - преподаватель - студент".

Специфика экологической образовательной среды определяется особенностями контингента обучающихся; содержанием образования; методами, средствами, технологиями обучения; определением квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу, к его профессиональным и личностным качествам [6, с.285]. Преподаватели в условиях экологической образовательной среды являются основными субъектами образовательного процесса по отбору содержания экологического образования, обучения, воспитания, с учетом индивидуального подхода каждого студента по усвоению экологических знаний. Проведение диагностики экологических знаний на основе фондов оценочных средств позволяет преподавателю вносить изменения в отбор содержания учебного материала с учетом адаптационных особенностей студента [3, с.38]. Многовариантность педагогических действий зависит от сотрудничества с преподавателями других дисциплин, с администрацией вуза по проектированию моделей экологической образовательной среды [7]. Работа по проектированию моделей экологической образовательной среды предполагает быть преподавателю информационно грамотным, способным владеть современны-

ми информационными технологиями и уметь их использовать на практике [8, с.334]. Преподаватель, владеющей информационной грамотностью создаёт для студентов условия для развития творчества. Внедрение информационных технологий в экологическую образовательную среду технического вуза позволяет решить множество дидактических и воспитательных задач: эффективное усвоение экологического учебного материала; установление взаимодействия между студентами; самостоятельный поиск проблемы и пути её решения; пробуждение интереса студентов к экологическим знаниям и пр. [9]. Информационные технологии - это системный комплексный метод создания, применения и определения процесса преподавания дисциплин, ставящей своей задачей информатизацию экологического обучения [2,с.99]. Г.К. Селевко информационные технологии в педагогике классифицировал по ориентации на личностные структуры [13]. Информационные технологии направлены на пробуждение интереса и познавательную активность студентов к экологическим знаниями, включают содержательную часть экологической образовательной среды, направлены на реализацию структурно-содержательной, качественно-содержательной и структурно-динамической моделей на различных этапах и уровнях в поиске эффективных эко-логоориентированных решений [1,с.7]. Информационные технологии обеспечивают экологическую образовательную среду вуза программным продуктом для создания базы данных [12,с.232], по экологическим ситуациям, формированию экологических задач с учетом рисков и конфликтов; разработки управленческих и технологических решений для воздействия на управление эколого-образова-тельным процессом; обеспечение передачи экологических знаний через методы информационно-образовательной среды (задания, логин, пароль, портфолио, тестирование, контроль и др.).

Таким образом, для реализации проекта «Экологическая образовательная среда вуза» необходимо преподавателям обеспечить подготовку и повышение квалификации по владению и применению информационных технологий [11].

Одним из принципов экологической образовательной среды является информированность, которая осуществляется путем соблюдения следующих правил экологического обучения: формирование информационной баз данных; создания телекоммуникационной сети поддержки образования для решения экологических проблем; организация обмена опытом и взаимодействия между преподавателями, включая: проведение конференций; осуществление совместных национальных и международных проектов; установление горизонтальных связей; применение интерактивных форм обучения, информационных технологий для обеспечения экологии среды и обучающихся; информированность студентов о состоянии экологической образовательной среды, о мерах по предотвращению экологических рисков и конфликтов; проведение мониторинга экологической образовательной среды, выявление экологических рисков и конфликтов. [7]. Принцип информационности предполагает информационную грамотность преподавателей технического вуза.

Сущность информационной грамотности преподавателей технического

вуза заключается в его способности пользоваться интернет-технологиями, ре-ализовывать информационные проекты, разрабатывать электронные пособия [10].

Система показателей информационной грамотности преподавателей в экологической образовательной среде включает в себя: восприимчивость и отношение преподавателя к информационным технологиям, подготовленность к применению их в педагогической практике, уровень информационной грамотности, уровень творческой активности, развитость их сотрудничества с администрацией - студентами - преподавателями смежных дисциплин [14,15,16].

С целью выявления уровня информационной грамотности в экологической образовательной среде был разработан и апробирован комплекс тестовых вопросов [17,18].

Анкета №1

Восприимчивость и отношение преподавателя к информационным технологиям в экологической образовательной среде.

вы постоянно следите за информационными изменениями в экологической образовательной среде, в методике преподавания дисциплин, в использовании современных средств обучения и т.д.?

Вы используете в своей деятельности Интернет-ресурсы?

Вы придерживаетесь идей информатизации экологической образовательной среды (создание электронных здоровьесберегающих пособий, учебников, портфолио студентов и т.д.)?

Вы разрабатываете контрольные тесты для оценки экологических знаний студентов с использованием ЭВМ?

Есть ли у Вас разработанные практические занятия или лабораторные работы по экологии среды с использованием эВМ?

Вы сотрудничаете с программистами по разработке обучающих экологических программ?

Оценочная шкала: "да" - 5 баллов; "частично" - 3 балла, "затрудняюсь ответить" - 1 балл.

Уровень восприимчивости преподавателя к информационным экологическим технологиям определяется:

!Кфакт - фактическая сумма баллов, по результатам анкетирования К - 30 (6 вопросов по 5 баллов)

max 4 А '

К - уровень восприимчивости экологической образовательной среды

критический уровень К<0.45 низкий уровень 0.45<К<0.65 допустимый уровень 0.65<К<0.85 высокий уровень К>0.85

Анкета №2

Информационная грамотность преподавателя в экологической образовательной среде:

Источники, из которых преподаватель получает экологическую информацию:

- совещания, семинары;

- обязательная и дополнительная литература в библиотеке;

- из взаимного сотрудничества администрации - студента - преподавателя смежных дисциплин по вопросам экологии качества обучения;

- из международных и межвузовских конференций;

- из стажировок;

- из обмена преподавателями с другими вузами;

- из сети Internet.

Оценочная шкала: "да" - 1 балл; "нет" - 0 баллов.

Уровень информационной грамотности в экологической образовательной среде определяется по формуле:

К = 7 баллов

max

К. - фактическое количество баллов

факт А

критический уровень К<0.45 низкий уровень 0.45<К<0.65 допустимый уровень 0.65<К<0.85 высокий уровень К>0.85

Анкета №3

Творческая активность преподавателя в экологической образовательной среде:

Осознание недостаточных экологических знаний по Internet-ресурсам. Потребность в информационных здоровьесберегающих технологиях с целью их использования в экологической образовательной среде.

Желание создать студентам доступную информационную среду. Потребность в сотрудничестве по разработке и использованию экологических программ в учебном процессе.

Потребность в экологических электронных пособиях для студентов.

Потребность в повышении квалификации в области информационных здо-ровьесберегающих технологий.

Потребность в самосовершенствовании, "идти в ногу со временем" в создании среды комфортной для работы в условиях экологической образовательной среды.

Желание использовать в практике тестовую оценку экологических знаний.

Желание пройти аттестацию для работы в условиях экологической образовательной среды.

Потребность в новых экологических знаниях и их использовании в экологической образовательной среде.

Стремление к оценке своих профессиональных качеств для работы в экологической образовательной среде.

Чем выше творческая активность преподавателя, тем выше его уровень для работы в экологической образовательной среде.

Анкета №4

Сотрудничество и взаимодействие администрации - преподавателя - студента (с учетом сотрудничества с преподавателями смежных дисциплин) в экологической образовательной среде технического вуза:

Слабая информированность преподавателя об информационной экологической образовательной среде вуза.

Слабая информационная отдача администрации об экологической образовательной среде.

Недостаточная информатизация вуза (отсутствие действующей информационной экологической образовательной среды вуза).

Отсутствие взаимопомощи преподавателей междисциплинарных дисциплин в акценте на экологические знания.

Низкая активность студентов в использовании информационных здоро-вьесберегающих технологий, разработанных преподавателями.

Большая учебная нагрузка мешает сотрудничеству и взаимодействию в условиях экологической образовательной среды.

Отсутствие материальных стимулов осваивать информационные технологии.

Разногласия и конфликты в коллективе из-за отсутствия единых сдоро-вьесберегающих проектов "Информационная образовательная среда", "экологическая образовательная среда".

Иные причины (указать).

Чем меньше информационных барьеров у преподавателей, тем выше уровень их сотрудничества и взаимодействия в условиях экологической образовательной среды технического вуза.

Для повышения информационной грамотности преподавателей для реализации проекта экологической образовательной среды необходимо создать усло-

вия: для информатизации вуза с использованием программного обеспечения; для принятия эффективных управленческих экологических решений, зависящих от количества и качества экологической информации, возможностей администрации вуз с учетом организационных, кадровых, материально-технических, финансовых, экологических ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова С. В., Бахвалова С. Б., Багмет С. А. Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 6-8.

2. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогические в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании 2004 №6 С. 98 - 113.

3. Бугакова Н.Ю. Проектирование фондов оценочных средств как элемент гарантии качества при подготовке бакалавров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2012. - №4(23). - С.36-38

4. Головлева С. М., 2015 С. М. Головлева Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса //Ярославский педагогический вестник - 2015 - № 4 С.18-22

5. Даниленкова В. А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый. — 2015.

— №2. — С. 510-513.

6. Даниленкова В. А. Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

— С. 285-286.

7. Даниленкова В.А., Самсонова Н.В. Экологические риски в образовательной среде современного технического университета // Известия БГАРФ №3/33.

— 2015.

8. Даниленкова В.А. Современный технический вуз и его экологическая среда.// Молодой ученый (ежемесячный научный журнал №16) / под ред. д-ра философ. наук Г. Д. Ахметова. - Казань: «Издательство Молодой учёный», 2014. С. 334-336.

9. Касаткина Н. Э., Градусова Т. К., Жукова Т. А. и др.Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Касаткина Н. Э., Градусова Т. К., Жукова Т. А., Кагакина Е. А., Колупа-ева О. М., Солодова Г. Г., Тимонина И. В.; отв. ред. Касаткина Н. Э. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. - 237 с.

10. Кузмина С.А., Бельцева Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования информационной грамотности подростков [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/site/6667-2014-12-10-06-49-23.pdf (дата обращения 17.02.2017)

11. Рудинский И.Д., Войцеховский И.С. Информационная образовательная среда кафедры вуза на базе свободного программного обеспечения // Известия БГАРФ №1/31. - 2015.

12. Рудинский И.Д., Терещенко А.С. Ре-инжениринг информационных образовательных процессов //Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 1. 318 С. 231234.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school16.obrblag.info/wp-content/uploads/sites/54/2015/01/Selevko-Ped.tehnologiii-1.pdf (дата обращения 17.02.2017)

14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib. cspu.ru/xmlui/bitstream/handle ( дата обращения 07.02.2017)

15. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

17. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. - Access mode: httphttp://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006.pdf.

18. UNESCO. Information for All Programme (IFAP). Towards Information Literacy Indicators. Conceptual framework paper prepared by Ralph Catts and Jesus Lau. Edited by the Information Society Division, Communication and Information Sector, UNESCO: Paris, 2008. - 44 p.

Пирметова С.Я., Абдусаламов P.A.

формирование информационной компетентности у студентов специальности «судебная экспертиза»

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов специальности «Судебная экспертиза».

Предмет исследования - формирование информационной компетентности в высшем профессиональном образовании.

Цель исследования - анализ формирования информационной компетентности у студентов специальности «Судебная экспертиза».

Новизна исследования. Определена сущность информационной компетент-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.