Научная статья на тему 'Информационная функция библиотеки: теория и современная практика'

Информационная функция библиотеки: теория и современная практика Текст научной статьи по специальности «Библиотечное дело. Библиотековедение»

2409
253
Поделиться
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Юдина Инна Геннадиевна, Лаврик Ольга Львовна

Исследуются тенденции развития основных функций современной библиотеки. Приводятся результаты анализа количественного соотношения наименований документных, информационных и сервисных услуг и продуктов библиотек различных типов.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Юдина Инна Геннадиевна, Лаврик Ольга Львовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информационная функция библиотеки: теория и современная практика»

Информатика

УДК 021 ББК 78.30

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ: ТЕОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

© И.Г. Юдина, О.Л. Лаврик, 2008

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Исследуются тенденции развития основных функций современной библиотеки. Приводятся результаты анализа количественного соотношения наименований документных, информационных и сервисных услуг и продуктов библиотек различных типов.

Ключевые слова: библиотека, функции библиотеки, классификация услуг.

Деятельность любой современной библиотеки невозможно представить без использования самых разнообразных электронных ресурсов, компьютерной техники и информационнокоммуникационных технологий. Именно эти реалии, в дополнение к сложившимся ранее информационным услугам и продуктам, позволили теоретикам библиотечного дела показать, что информационная функция стала для библиотек ведущей. Тем не менее представляется интересным изучить, как соотносятся и развиваются информационная и библиотечная работа в категорийной паре «библиотекарь - читатель» в библиотеках разного типа.

Любая функция реализуется через деятельность. Результатом деятельности библиотеки является предоставление широкого спектра разнообразных продуктов и услуг. Поэтому было принято решение, что количественное соотношение наименований информационных и библиотечных услуг и создаваемых продуктов поможет более точно определить, какие функции развиваются сейчас активнее в библиотеках различных типов.

Для того чтобы определить, какую услугу (или продукт) считать информационной, а какую - библиотечной (документной), были изучены существующие классификации.

Согласно ГОСТ 7.0-99 [4. - С. 22] различают три вида услуг: информационные, библиотечные и библиографические. Информационная услуга - это предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу. Библиотечная услуга -конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документа, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации

и т. д.). Библиографическая услуга - результат библиографического обслуживания, удовлетворяющий потребности в библиографической информации.

Как оказалось, большинство классификаций продуктов и услуг, предлагаемых библиотеками, специалисты называют «библиотечными», исходя из места оказания услуг, и далее предлагают их систематизацию. Например, С.А. Басов выделял три класса библиотечных услуг: документные (в основе лежит потребность абонента в получении первичного документа или библиографической информации), коммуникативные (в основе -потребность в общении через встречу с писателем, дискуссию и т. д., потребность в улучшении коммуникации с библиотечной системой), услуги библиотечного сервиса, без которых невозможно реализовать документные и коммуникативные услуги [1]. М.Я. Дворкина систематизировала библиотечные услуги на следующие группы: документные услуги (обеспечивающие доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам на разных носителях), справочные (предоставляющие доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных), новостные (предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, о новых изданиях и т. п.), учебно-консультационные, исследовательские, организационно-вспомогательные и комплексные услуги [3. - С. 83-85].

В.В. Брежнева и В.А. Минкина создали классификацию из основных ассортиментных групп, включающих следующие виды информационных продуктов и услуг: 1) информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате документального, библиографического, фактографическо-

го обслуживания; 2) комплексные информационные мероприятия; 3) информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате проведения информационных исследований; 4) консультационные и 5) сервисные услуги. В своей работе авторы предлагают рассматривать продукты (материальная составляющая) и услуги (нематериальная составляющая) как единый сервисный продукт [2].

Таким образом, в рамках библиотечной деятельности (как места оказания услуг) явного деления на библиотечные (документные) и информационные услуги не происходит. Поэтому, предварительно изучив по сайтам перечни предлагаемых библиотеками продуктов и услуг, мы выделили три их группы: документные, информационные и сервисные. В качестве основания для такой классификации был использован характер обработки документа (источника информации) после поступления в фонд и каталогизации, в рамках которого была выделена триада: 1) без обработки; 2) интеллектуальная обработка (аналитико-синтетическая переработка информации или документа); 3) техническая обработка. В результате мы получили следующие рабочие определения услуг, оказываемых библиотеками:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) Документные услуги - услуги по предоставлению документов (первоисточников) в печатной, электронной и другой форме (а также МБА, ЭДД и т. п.).

б) Информационные услуги - услуги по поиску информации в первоисточниках и ее предоставлению, в том числе в переработанном виде (составление справок, подготовка дайджестов, обзоров, указателей, баз данных, проведение поисков, выполнение консультаций и т. д.). Результатом информационной услуги является новый интеллектуальный продукт, подготовленный сотрудником библиотеки.

в) Сервисные услуги - услуги, предоставляемые с использованием различной компьютерной, аудиовизуальной и другой техники (например, предоставление читателю компьютера для работы, ксерокопирование, сканирование и т. п.). При выполнении этого вида услуг не происходит дополнительной интеллектуальной работы с первоисточником.

Для того чтобы выяснить, какие услуги, оказываемые в настоящее время отечественными библиотеками, преобладают, были просмотрены и изучены их перечни, размещенные на сайтах федеральных, областных / краевых, муниципальных, вузовских и библиотек Российской академии наук. В общей сложности было просмотрено 262 сайта. Все собранные наименования услуг были распределены по трем обозначенным выше группам. Затем в каждой группе услуг они были разбиты по принципу условной эквивалентности на ряд под-

групп. Каждой подгруппе было присвоено наиболее общее название. Причем группировка наименований услуг была произведена для всех перечисленных выше типов библиотек. Пример распределения документных, информационных и сервисных услуг на подгруппы приведен в табл. 1.

Фрагмент подгруппы документных услуг, предоставляемых областными и краевыми библиотеками РФ, выглядит следующим образом:

2. Предоставление документов на традиционных и нетрадиционных носителях

• Получение на дом литературы в отделах, работающих в режиме абонемента

• Абонемент выходного дня «Пятница»

• Домашний / ночной абонемент

• Выдача по абонементу «Досуг»

• Платный абонемент литературы повышенного спроса

• Выдача изданий, классифицированных как «Редкий фонд»

• Праздничный абонемент

• Платный абонемент в читальном зале по предварительному заказу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Выдача изданий под денежный залог

• Видеоабонемент

• Прокат видеокассет

• Предоставление в пользование СБ-ИОМ для работы

Фрагмент подгруппы информационных услуг, предоставляемых федеральными библиотеками системы Министерства культуры РФ, библиотеками РАН и другими федеральными библиотеками, выглядит следующим образом:

3. Выполнение библиографических справок

• Адресная справка (на русском или иностранном языке)

• Библиографические справки по генеральному алфавитному каталогу (ГАК), в том числе по электронному каталогу (ЭК) библиотеки

• Предоставление справки о наличии издания в фонде библиотеки и других фондах с библиографической доработкой запроса

• Проверка источника на наличие в библиотеке и простановка шифра

• Библиографические справки по ГАК, в том числе по ЭК

• Тематические справки по подбору информации из разделов генерального систематического каталога (ГСК) с предоставлением материалов для копирования

• Справки по подбору библиографических записей из карточных каталогов библиотеки с предоставлением материалов для копирования

• Выполнение разовых тематических запросов из автоматизированных БД

• Тематический подбор газетных вырезок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 1

Фрагмент перечней подгрупп услуг, предоставляемых федеральными библиотеками системы Министерства культуры РФ, библиотеками РАН и другими федеральными библиотеками

Подгруппы документных услуг Подгруппы информационных услуг Подгруппы сервисных услуг

1. Организация и предоставление открытого доступа к фондам библиотеки 1. Предоставление пользователям информации о документах через систему справочно-поискового аппарата библиотеки, в том числе с помощью электронного каталога 1. Предоставление компьютера для самостоятельной работы

2. Предоставление документов на традиционных и нетрадиционных носителях 2. Осуществление информационного поиска 2. Выполнение ксерокопирования документов

3. Обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА) и международному межбиблиотечному абонементу (ММБА) 3. Выполнение библиографических справок 3. Обеспечение вывода информации на принтер

4. Предоставление документов с помощью электронной доставки документов (ЭДД) 4. Предоставление электронного справочно-библиографического обслуживания 4. Осуществление записи информации на электронные носители (дискету, флэш-карту, СБ-ЯШ, БУБ-ЯШ)

5. Предоставление возможности продления срока пользования документами 5. Организация выставок 5. Выполнение сканирования

6. Предоставление возможности бронирования изданий 6. Осуществление информирования 6. Осуществление набора текста на компьютере

• Тематические справки по подбору оригиналов документов из фондов библиотеки с предоставлением материалов для копирования

• Тематическая справка (на русском или иностранном языке)

• Подбор тематической информации с ретроспективным просмотром (1 год) текущих справочных и библиографических источников из фондов справочно-библиографического бюро библиотеки

• Просмотр по заказанной теме годового комплекта изданий 1 наименования периодического, продолжающегося издания из фондов библиотеки для составления библиографического списка

• Уточняющая справка

• Сверка цитат и библиографических ссылок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Справка с постраничным просмотром документов

• Составление справок по УДК, предметным рубрикам и ГРНТИ на основе каталогов библиотеки

• Предоставление адресной информации о фирмах, научных обществах, организациях, предприятиях (иностранных)

Далее было подсчитано количество подгрупп услуг. Как видно из табл. 2 и рис. 1, их наибольшее совокупное число приходится на библиотеки федерального подчинения, наименьшее - на библиотеки научно-исследовательских институтов и центральные научные библиотеки научных центров (ЦНБ НЦ) РАН.

Т а б л и ц а 2

Количественный состав подгрупп основных групп услуг в библиотеках разных типов

Группы услуг Количество подгрупп услуг в библиотеках

федеральных областных / краевых центральных городских вузов НИИ и ЦНБ НЦ РАН

Документные 12 9 10 13 8

Информационные 35 31 25 25 24

Сервисные 24 26 18 19 14

Всего: 71 66 53 57 46

Б-ки НИИ и ЦНБ НЦ РАН Б-ки вузов Центральные городские б-ки Областные / краевые б-ки Федеральные б-ки

1 1 1 1 /

1 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1111

1 и

1 и

11111

Г 0

111111

1 1 ^^^^^^^

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 1. Количественное соотношение подгрупп услуг в библиотеках разных типов

Как оказалось, во всех типах библиотек преобладает количество подгрупп информационных услуг (рис. 2). Второе место по количеству занимают подгруппы сервисных услуг. Если рассмотреть процентное соотношение подгруппы информаци-

35

30

25

онных услуг с другими услугами, оказываемыми научными библиотеками РАН, то оказывается, что в их деятельности эти услуги занимают более половины, а в библиотеках других типов - почти половину (табл. 3, рис. 3).

□ Документные услуги 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Информационные услуги

□ Сервисные услуги

15

10

Федеральные б-ки Областные / краевые Центральные

б-ки городские б-ки

Б-ки вузов Б-ки НИИ и ЦНБ НЦ

РАН

Рис. 2. Количественное соотношение подгрупп документных, информационных и сервисных услуг, оказываемых библиотеками разных типов и внутри типа библиотеки

5

0

Т а б л и ц а 3

Процентное содержание подгрупп информационных услуг в общем объеме оказываемых услуг

Тип библиотеки Доля подгрупп информационных услуг в общем объеме оказываемых услуг, %

Федеральные 47,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Областные / краевые 46,9

Центральные городские 47,1

Б-ки вузов 43,8

Б-ки НИИ и ЦНБ НЦ РАН 52,1

Таким образом, на основании представленных количественных данных можно сделать предварительный вывод о том, что в современных отечественных библиотеках различных типов преобладают информационные услуги.

В полученные перечни подгрупп услуг вошли как «старые» (традиционные) документные, информационные, сервисные услуги, так и «новые», которые стали развиваться с появлением электронных продуктов, информационных технологий и Интернета. Поэтому следующим шагом стало изучение соотношения старых и новых видов услуг.

Для этого все подгруппы услуг были, в свою очередь, рассортированы:

%

54-і

52-

50-

48-

46-

44

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

38-1

□ Федеральные б-ки

□ Областные / краевые б-ки

□ Центральные городские б-ки

□ Б-ки вузов

□ Б-ки НИИ и ЦНБ НЦ РАН

Подгруппы информационных услуг

Рис. 3. Соотношение подгрупп информационных услуг, оказываемых библиотеками разных типов

• на традиционные (с использованием только ручных технологий);

• комбинированные (с частичным использованием новых технологий);

• электронные (только на базе новых технологий).

Полученные данные были занесены в табл. 4.

Как видно из табл. 4 и рис. 4-6 в подгруппе документных услуг доминируют традиционные услуги (несмотря на бурное развитие ЭДД и полнотекстовых электронных коллекций); в подгруппе

пе информационных услуг - комбинированные, а подгруппа сервисных услуг включает в большинстве своем услуги, основанные на применении новых технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это говорит о том, что в последнее время библиотеки активнее всего развивают сервисные функции. А информационные, несмотря на количественное преобладание, идеологически остаются на уровне 80-90-х гг. XX в., т. е. того времени, когда и было сформулировано, что информационная функция становится в библиотеках ведущей.

Т а б л и ц а 4

Количество «новых» и «старых» подгрупп документных, информационных и сервисных услуг

в библиотеках разных типов

Тип библиотек Группы услуг

документные информационные сервисные

Количество подгрупп услуг

традици- онных комбини- рованных электрон- ных традици- онных комбини- рованных электрон- ных традици- онных комбини- рованных электрон- ных

Федеральные 7 3 2 1 28 6 0 5 19

Областные / краевые 5 3 1 3 25 3 0 4 22

Центральные городские 7 2 1 2 21 2 0 4 14

Б-ки вузов 6 3 4 3 19 3 0 3 16

Б-ки НИИ и ЦНБ НЦ РАН 4 3 1 2 19 3 0 3 11

Всего: 29 14 9 11 112 17 0 19 82

17%-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58%

□ Традиционные

□ Комбинированные

□ Электронные

17%'

25%

3%

80%

□ Традиционные

□ Комбинированные П Электронные

Рис. 4. Соотношение «новых» и «старых» подгрупп документных услуг в библиотеках разных типов

Рис. 5. Соотношение «новых» и «старых» подгрупп информационных услуг в библиотеках разных типов

□ Комбинированные

□ Электронные

Рис. 6. Соотношение «новых» и «старых» подгрупп сервисных услуг в библиотеках разных типов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Басов, С. А. Методологическое значение категории цели в исследованиях библиотечной деятельности //

Вопросы управления библиотечными системами. -Л., 1986. - С. 46-64.

2. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусства. - СПб., 2004. - 304 с. - (Серия «Библиотека»).

3. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. - М., 2001. - 111 с.

4. Стандарты по библиотечному делу : сборник / сост. Т. В. Захарчук [и др.]. - СПб., 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

Материал поступил в редакцию 17.09.2008 г.

Сведения об авторах: Юдина Инна Геннадиевна - научный сотрудник,

тел.: (383) 330-17-60, e-mail: inna@prometeus.nsc.ru,

Лаврик Ольга Львовна - доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе, тел.: (383) 266-29-89, e-mail: lisa@spsl.nsc.ru

Информация

СИБИРСКИИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ библиотечныи центр НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПНТБ СО РАН

Продолжение. Начало на с. 21

11. «Инновационные методы обслуживания читателей». Цель: курс предполагает изучение тем: библиотека в информационном обществе; внешняя среда и миссия библиотеки; библиотека как единый организм, взаимосвязь систем формирования фондов, библиотечного обслуживания, информационной деятельности библиотеки; продвижение чтения в обществе; социология чтения; приоритеты в обслуживании пользователей; механизм внедрения новых услуг; изменение роли библиотекаря в новых условиях, обеспечивающего поиск информации и доступ к ней; изучение удовлетворенности пользователей качеством деятельности и услуг библиотеки; стратегия универсальной библиотеки; воздействие результатов научных исследований на процесс совершенствования библиотечного обслуживания; развитие системы обслуживания в условиях расширяющейся электронной среды; правовые и экономические аспекты библиотечной деятельности в области формирования фондов и их использования; применение маркетинговых методов в библиотечной работе. Преподаватели: канд. пед. наук Н.И. Подкорытова, канд пед. наук Д.М. Цукерблат (отдел комплектования отечественной литературой; отдел обслуживания читателей).

12. «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании». Семинар предназначен для биб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

библиотекарей, библиографов. Цель: формирование у слушателей представлений о глобальной информационной сети, обучение приемам поиска информации, ознакомление с видами библиотечно-библиографических ресурсов Интернета. Преподаватель:

С.К. Канн (Отделение ГПНТБ СО РАН).

13. «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных условиях». Цель: формирование у слушателей представлений о библиотечно-библиографической деятельности в современных условиях и ознакомление с системой электронных информационных ресурсов (электронных изданий и баз данных), организацией справочно-библиографического обслуживания с их использованием. Преподаватель: канд. пед. наук В.Г. Свирюкова (справочнобиблиографический отдел).

14. «Электронные коллекции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению». Цель: ознакомление слушателей с базами данных по библиотековедению, библиографоведению, книговедению (библиографическими, полнотекстовыми, фактографическими), генерируемыми ГПНТБ СО РАН; обучение практической работе по поиску информации в них. Преподаватели: канд. пед. наук Е.Б. Артемьева, И.Н. Калугина (отдел научно-исследовательской и методической работы).

продолжение на с. 45