Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богоудинова Р.З., Бородина С.Д., Мансурова А.Р.

Информационная безопасность как неизбежное следствие информатизации общества становится мировой проблемой. Феномен информационной безопасности, его многокомпонентность и динамичность является объектом исследования целого комплекса научных дисциплин - технических и социально-гуманитарных, включая педагогику. Глобальное информационное пространство не только «дополняет» человека (информацией, знаниями, опытом), но еще и ограничивает, лишая свободы творчества, самопроявления и т.п., ведь «все на свете знания» изложены в источниках, которые нужно лишь найти. Противоречие между накопленной информацией, ее гигантским объемом и возможностями человека по ее освоению получило разрешение в возникновении в теории и практике такой темы, как информационная безопасность. Начиная с XXI века субъектом решения проблемы информационной безопасности становится не только институт (государство, образование, культура), но и личность. Это обстоятельство сразу же кооптировало педагогику как научную и учебную дисциплину в арсенал средств подготовки личности к жизни в глобальном информационном пространстве. В контексте дисциплин философско-культурологического цикла информационная безопасность - это, прежде всего, культивирование преемственности прошлого, настоящего, будущего одновременно и в защите информации, и в защите от информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Богоудинова Р.З., Бородина С.Д., Мансурова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY IN THE MODERN WORLD: METHODOLOGICAL ASPECT

Information security, as an inevitable consequence of the informatization of society, is becoming a global problem. The phenomenon of information security, its multicomponent nature and dynamism is the object of study of a whole complex of scientific disciplines - technical, social and humanitarian, including pedagogy. The global information space not only “supplements” a person (with information, knowledge, experience), but also limits, depriving the freedom of creativity, self-manifestation, etc., because “everything in the world of knowledge” is set out in sources that you just need to find. The contradiction between the accumulated information, its gigantic volume and human capabilities for its development was resolved in the emergence in theory and practice of such a topic as information security. Starting from the 21st century, the subject of solving the problem of information security is not only an institution (state, education, culture), but also a person. This circumstance immediately co-opted pedagogy as a scientific and educational discipline into an arsenal of means of preparing a person for life in the global information space. In the context of the disciplines of the philosophical and cultural cycle, information security is, first of all, the cultivation of the continuity of the past, present, and future at the same time in protecting information and protecting it from information.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

№ 2. - S. 135-141.

3. Kalegina O.A., Kormishina G.M., YAshina N.G. Vzaimodejstvie vuza i rabotodatelya kak osnova podgotov-ki vostrebovannyh specialistov / / Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 4. - S. 149-156.

4. Kuchekeeva L.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov special'nosti zvukorezhissura sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021. - № 1. - S. 167-173.

5. Mishina A.V., YAvgil'dina Z.M., Mishina N.V. Distancionnye tekhnologii v kontekste personalizacii kompe-tentnostnoj podgotovki bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskogo napravleniya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 3. - S. 111-115.

6. Nacional'nyj proekt «Nauka» [Elektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa : http://government.ru/info/35565/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).

7. Prikaz Minkul'tury Rossii ot 25.05.2006 № 229 «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po realizacii voprosov mestnogo znacheniya v sfere kul'tury gorodskih i sel'skih poselenij, municipal'nyh rajonov i Metodi-cheskih rekomendacij po sozdaniyu uslovij dlya razvitiya mestnogo tradicionnogo narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva» [Elektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/902048212 (data obrash-cheniya: 5.11.2022).

8. Profstazhirovki 2.0[Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://onf.ru/profstazhirovki-project/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.02.2016 N 326-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda (s izmeneniyami na 30.03.2018)» [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/420340006?section=status (data obrashcheniya: 5.11.2022).

10. Terekhov P.P. O pedagogicheskoj podgotovke menedzhera v vuze kul'tury // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021. - № 2. - S. 98-104.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohr-aneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Elektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (data obrashcheniya: 10.11.2022).

12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).

13. Federal'nyj zakon ot 09.10.1992 № 3612-1 «Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture» (red. ot 30.04.2021) [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866 (data obrashcheniya: 5.11.2022).

14. Federal'nyj zakon ot 15.04.1998 N 64-FZ «O kul'turnyh cennostyah, peremeshchennyh v Soyuz SSR v re-zul'tate Vtoroj mirovoj vojny i nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii (red. ot 11.06.2021) [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/12111286/#friends (data obrashcheniya: 5.11.2022).

15. Romero-Rodríguez L.M., Contreras-Pulido P., Pérez-Rodríguez M.A. Media competencies of university professors and students. Comparison of levels in Spain, Portugal, Brazil and Venezuela / / Cultura y Educacion. -2019. - Vol. 31. - № 2. - P. 326-368.

УДК 316.77:316.324.8

Р.З. Богоудинова, С.Д. Бородина, А.Р. Мансурова

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Информационная безопасность как неизбежное следствие информатизации общества становится мировой проблемой. Феномен информационной безопасности, его многокомпонентность и динамичность является объектом исследования целого комплекса научных дисциплин - технических и социально-гуманитарных, включая педагогику.

Глобальное информационное пространство не только «дополняет» человека (информацией, знаниями, опытом), но еще и ограничивает, лишая свободы творчества, самопроявления и т.п., ведь «все на свете знания» изложены в источниках, которые нужно лишь найти.

Противоречие между накопленной информацией, ее гигантским объемом и возможностями человека по ее освоению получило разрешение в возникновении в теории и практике такой темы, как информационная безопасность. Начиная с XXI века субъектом решения проблемы информационной безопасности становится не только институт (государство, образование, культура), но и личность. Это обстоятельство сразу же кооптировало педагогику как научную и учебную дисциплину в арсенал средств подготовки личности к жизни в глобальном информационном пространстве.

В контексте дисциплин философско-культурологического цикла информационная безопасность -это, прежде всего, культивирование преемственности прошлого, настоящего, будущего одновременно и в защите информации, и в защите от информации.

Ключевые слова: информатизация, информационная безопасность, информационное манипулирование, информационный суверенитет

Rosa Z. Bogoudinova, Svetlana D. Borodina, Aislu R. Mansurova INFORMATION SECURITY IN THE MODERN WORLD: METHODOLOGICAL ASPECT

Information security, as an inevitable consequence of the informatization of society, is becoming a global problem. The phenomenon of information security, its multicomponent nature and dynamism is the object of study of a whole complex of scientific disciplines - technical, social and humanitarian, including pedagogy.

The global information space not only "supplements" a person (with information, knowledge, experience), but also limits, depriving the freedom of creativity, self-manifestation, etc., because "everything in the world of knowledge" is set out in sources that you just need to find.

The contradiction between the accumulated information, its gigantic volume and human capabilities for its development was resolved in the emergence in theory and practice of such a topic as information security. Starting from the 21st century, the subject of solving the problem of information security is not only an institution (state, education, culture), but also a person. This circumstance immediately co-opted pedagogy as a scientific and educational discipline into an arsenal of means of preparing a person for life in the global information space.

In the context of the disciplines of the philosophical and cultural cycle, information security is, first of all, the cultivation of the continuity of the past, present, and future at the same time in protecting information and protecting it from information.

Key words: informatization, information security, information manipulation, information sovereignty

Введение

Информационное общество коренным образом изменило статус информации, расширило ее потенциал, поначалу воспринимаемый как однозначно позитивный ресурс, по Маклюэну, «расширение» человека», дополнение его возможностей [5, с5]. Информация исторически сопровождала личность, воспринималась и оценивалась как стратегический ресурс ее развития, ив ХХ веке стала средством формирования профессиональной направленности: основой убеждения - для политика, доказательной базой - для юриста, «рабочим материалом» и инструментарием -для исследователя и т.п. Последнее обстоятельство актуализировало проблему качества информации, проявляющуюся в виде ее актуальности, новизны, системности, доступности и др.

В погоне за наращиванием слагаемых качества информации человечество не заметило, как перешагнуло рубеж, при котором налицо дисбаланс потребностей и ресурсов. Например, фонд Российской государственной библиотеки на 1 января 2022 года составил более 48 млн единиц хранения, а на запрос по теме данной статьи РГБ выдает около 87 тыс. документов, что делает проблему качественного отбора нерешаемой.

Воздействуя на личность и общество, информация сама поддается «обработке» в зависимости от носителя и каналов коммуникации. Конкуренция в сфере информации, ставшая реальностью, деформирует механизмы коммуникации и может дестабилизировать

основы функционирования как локальных, так и макросистем. В связи с вышеизложенным проблемы информационной безопасности, обеспечения ее достоверности и целостности переходят в практическую плоскость [4]. Наиболее остро эти проблемы проявляются в сфере образования, где исторически интегрированы ценности и технологии.

Материалы и методы

Материалом для написания статьи стали публикации в научных журналах, монографии по проблемам информационной безопасности, материалы, опубликованные в открытом доступе. Были использованы методы анализа документов, контент-анализа, элементы ком-паравистики и др.

Литературный обзор

Проблемы информационной безопасности наиболее активно стали рассматриваться в начале XXI века на фоне резкого увеличения потоков и каналов информации, в том числе «вездесущих» электронных, субъектов информации и мобильных средств доступа к информации.

Общетеоретическую базу исследования составили работы М.Бубера, Э.Левинаса, Ю.Хабермаса, Н.Лумана и др. Методологические основы исследований интернет-пространства, мобильных средств доступа к нему изложены Д.Беллом, Э.Э.Тоффлером, М.Маклюэном. Теория и практика информационного влияния и информационного управления системно исследованы в книге «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства»

Д.А.Губановым, Д.А.Новиковым, А.Г.Чхарти-швили [2].

Результаты

Со второй половины 90-х годов XX века новые информационные и коммуникационные технологии и интернет, в частности, активно внедряются во все сферы жизнедеятельности социума. Поначалу их преимущества, а теперь и последствия, внедрения в экономическую, социальную, культурную подсистемы общества становятся предметом интереса самых разных исследователей - от политологов и юристов до педагогов и искусствоведов.

«Перезагрузка» проблемы информационной безопасности произошла в связи с возникновением информационного пространства планетарного масштаба. 1Т-технологии, нашедшие применение поначалу в профессиональной и учебной деятельности, а с появлением мобильных устройств шагнувшие в сферы хозяйственной, семейно-бытовой и частной жизни, стали неотъемлемой частью того, что прежде именовалось укладом. Этот новый установившийся порядок жизни характеризуется не только невиданным комфортом, но и невиданными противоречиями.

Вызовы, как проявление сущности нового этапа цивилизационного процесса - цифрового, требуют от института образования и его субъектов практически моментальной реакции, о чем мы писали в одной из работ по проблеме. Для обеспечения личности условий полноценного бытия в информационном обществе в социально-экономическом, культурном, мировоззренчески-философском аспектах необходима интеграция воспитательного и образовательного процессов. Востребованы актуальные педагогические дисциплины, располагающие эмпирическим материалом о воздействии избыточной (недостоверной, манипулятивной и т.д.) информации на личность и способные предлагать доступные меры нейтрализации этого влияния. Так, специалисты - психологи, педагоги высшей школы - все чаще говорят о «контентной слепоте» обучаемого, то есть одномерном - чаще всего визуальном - восприятии информации [6]. За рамками внимания остаются целевой, структурно-содержательный и морально-ценностный аспекты преподносимой информации, чему в немалой степени содействует и укоренившаяся практика последних десятилетий, при которой чтение лекций без сопровождения их презентацией считается чем-то архаичным. Между тем, именно аудиальное восприятие информации и необходимость

перевода ее в знак (конспект) - самый надежный способ глубокого погружения в учебный материал. Мелькание же слайдов презентации вызывает непроизвольное раздражение органов зрения, а сам преподносимый преподавателем материал становится фоновым.

В качестве доказательства выступают результаты исследования, проведенного в Казанском научно-исследовательском технологическом университете и Казанском государственном институте культуры «Оценка компонентов цифровой безопасности в образовательном пространстве студентов». Подавляющее большинство опрошенных (77%) не расценивает информационные технологии, используемые в образовательной деятельности, как безопасные. 63% утверждают, что информационные технологии не влияют на их мировоззрение, восприятие мира и убеждения. И при этом 90% респондентов хотели бы повысить свою осведомленность в области цифровой безопасности. Таким образом, ответы на первый и третий вопросы соотносятся друг с другом и свидетельствуют о зрелости студентов, понимании ими необходимости дозированного использования информационных технологий и специальных знаний в этой области. В то же время следует усомниться в реалистичности ответа на вопрос о влиянии информационных технологий на личность. Можно согласиться с тем, что нет прямой зависимости между используемым информационным контентом и мировоззрением, но нельзя отрицать его влияние на восприятие мира, в котором реальностью стало манипулирование информацией и посредством ее - личностью. Крупнейшие транснациональные корпорации предоставили возможность бесплатно пользоваться контентом и общаться, но зато стали торговать метаданными, воздействующими на общественное сознание. Мечта человечества о свободе информации реализовалась в виде «царства» информационной манипуляции.

Гигантскими фабриками манипуляции информацией стали социальные сети, под видом которых действуют так называемые «фабрики троллей», призванные манипулировать общественным сознанием в соответствии с требованиями заинтересованной стороны. На сегодняшний день подобные организации распространены по всему миру и широко используются как государствами, так и корпорациями, компаниями, и в отдельных случаях частными лицами. Они ведут оживлённые дискуссии в сообществах, пишут статьи и по-

сты с целью придать определённую окраску тому или иному событию, новости, личности человека [3, с.3].

Манипуляции информацией способствуют факторы, характерные для современной социокультурной действительности: установка на тотальное самовыражение, особенно в молодежной среде; обилие информационных гетто, сформированных по вкусовым предпочтениям; провокативные технологии с целью возбуждения в интересах манипуляторов состояния тревожности, массовой истерии и т.п. [1]

Обсуждение

Социокультурный потенциал образования с его исторической миссией заботы о личностном развитии студентов, культуросбере-жении и культуросозидании, формировании новых социальных отношений является ключевым моментом профилактики и нейтрализации последствий цифровых угроз. Только гражданское общество с поддержкой государства как гаранта информационной безопасности способно обеспечить сбалансированное развитие информационной индустрии - институтов, занятых активизацией, воспроизводством и развитием общественно-полезного информационного ресурса в виде социальной памяти, социального интеллекта и общественного мнения. Отвечают за это такие институты, как семья, государство, образование, религия и др., поручившие конкретные обязанности социальным учреждениям в виде семьи, церкви, школы, библиотеки и т.п. Для научных дисциплин «слабой версии» (то есть с очень сложным динамичным стохастическим объектом - педагогика, культурология и т.п.) средством реализации информационной безопасности служит преемственность прошлого, настоящего, будущего одновременно и в защите информации, и в защите от информации.

Драматизм для нашей страны XX века заключается еще и в том, что трижды за столетие происходил культурный разлом - игнорирование традиций, смена ценностей, да и самого уклада жизни - в 1917, 1941 и 1991 годах. Радикальная ревизия статуса прошлого нарушила механизмы обеспечения преемственности между поколениями, эпохами, цивилизациями, не создав механизмов преодоления травмирующих разрывов между модусами времени [8]. Последствия данного темпорального разрыва оценить пока не представляется возможным, однако, в литературе, научной и художественной, мы находим дан-

ные, как губительно на физической и духовной конституции человека сказывалась потеря связи с прошлым, например, дети, эвакуированные в годы Великой отечественной войны сначала в Ростов, а через год в Ташкент, выживали с трудом, и чем меньше был их возраст, тем фатальнее последствия. Сегодня, хотя сравнивать эти вещи сложно, происходит быстрая смена стилей в культуре, тенденций в образовании, кумиров в спорте и массовой культуре и т.п. Получается, что человек формируется при доминировании одного стиля, взрослеет при другом, выходит на культурную арену - при третьем. Стоит ли удивляться при этом атомарности российского общества, низкой гражданской активности его членов и т.п.

Для сферы общего образования информационная безопасность трансформируется в проблему снижения познавательной активности обучаемых и качества усвоения информации, трудности установления логических связей внутри текста, да и просто способности осознавать, что массив найденной информации достаточен, и поиск необходимо прекратить. На следующем этапе, в период профессионального образования, обучаемые ориентированы на констатирующий, а не дискурсивный (рассуждающий) стиль мышления, что отчасти вызвано небольшим запасом твердо усвоенных знаний, ибо практически постоянная возможность подключения к информационным сервисам продуцирует привычку запоминать не информацию в виде фактов, дат, событий, а, в лучшем случае, траекторию доступа к ней.

Экономическая безопасность, экономический суверенитет страны формируются за школьной партой - старая, но непреложная истина. Если задачей системы общего образования станет не подготовка к ЕГЭ, а раскрытие внутренней мотивации, потенциала личности, то наладить производство всего необходимого не составит труда. Тем более при решении еще одной основополагающей задачи - возможности контроля за интеллектуальной индустрией. Только в этом случае страна сможет осуществлять культурную экспансию в виде ценностей, мировоззрения, идеалов, станет признанным лидером в сфере гуманизации общественных отношений в глобальном масштабе.

Заключение

Противодействие информационному манипулированию, понимаемое сегодня как условие суверенитета страны, тем не менее не

может произойти извне. Только личность с В части прикладных целей в контексте за-адекватным мироощущением, сформирован- явленной темы видится необходимость про-ным гуманной средой и системой образова- фессионализации педагогического сообщения, способна противостоять информацион- ства в сфере цифровой безопасности и разви-ным вызовам. Построение гуманного обще- тие его исследовательских компетенций, ства требует от институтов образования направленных на умение интерпретировать трансляции феноменов, которые только на проблемы практики в содержание образова-первый взгляд кажутся новыми: ценностей ния и воспитания, а также прогнозировать коллективизма, примата общественного бла- характер доминирующих тенденций в инга над личным (сегодня это чаще называется формационном мире. трансперсонализмом) [7].

Литература:

1. Артемов А.В. Информационная безопасность. - Б.м., 2022.- 256с.

2. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. - Москва, 2010.- 228 с.

3. Евграфов, А. А. Манипуляции общественным сознанием в Интернете // Управленческие механизмы противодействия идеологии экстремизма и терроризма : материалы научно-практической конференции, Магнитогорск, 20-21 дек. 2018 г. / под общ. ред. Н.Р.Балынской. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. - С. 14-17.

4. Логинова Т. Д. К вопросу о понятии «информационная безопасность» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2016. - №. 1. - С. 78-80.

5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / пер. И.О.Тюриной. -Москва : Академич. проект: Фонд "Мир", 2005. - 496 с.

6. Роберт И. В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - №. 4 (30). - С. 65-71.

7. Целищева З. А., Кузнецова Е. В. Информационные войны и информационная безопасность в современном мире // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Чебоксары, 2022. - С. 83-92.

8. Шуб М. Л. Актуальность в зеркале минувшего: основные содержательные черты современного образа прошлого // Вестник культуры и искусств. - 2020. - №. 1 (61). - С. 45-52.

References:

1. Artemov A.V. Informacionnaya bezopasnost'. - B.m., 2022.- 256s.

2. Gubanov D. A., Novikov D. A., CHkhartishvili A. G. Social'nye seti: modeli informacionnogo vliyaniya, up-ravleniya i protivoborstva. - Moskva, 2010.- 228 s.

3. Evgrafov, A. A. Manipulyacii obshchestvennym soznaniem v Internete // Upravlencheskie mekhanizmy protivodejstviya ideologii ekstremizma i terrorizma : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, Magnitogorsk, 20-21 dek. 2018 g. / pod obshch. red. N.R.Balynskoj. - Magnitogorsk: Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G.I. Nosova, 2018. - S. 14-17.

4. Loginova T. D. K voprosu o ponyatii «informacionnaya bezopasnost'» // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - №. 1. - S. 78-80.

5. Maklyuen M. Galaktika Guttenberga: Stanovlenie cheloveka pechatayushchego / per. I.O.Tyurinoj. -Moskva : Akademich. proekt: Fond "Mir", 2005. - 496 s.

6. Robert I. V. Razvitie informatizacii obrazovaniya na osnove cifTovyh tekhnologij: intellektualizaciya processa obucheniya, vozmozhnye negativnye posledstviya // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. -2017. - №. 4 (30). - S. 65-71.

7. Celishcheva Z. A., Kuznecova E. V. Informacionnye vojny i informacionnaya bezopasnost' v sovremen-nom mire // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovanij: perspektivy razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / CHuvashskij gos. un-t im. I.N. Ul'yanova. - CHeboksary, 2022. - S. 83-92.

8. SHub M. L. Aktual'nost' v zerkale minuvshego: osnovnye soderzhatel'nye cherty sovremennogo obraza proshlogo // Vestnik kul'tury i iskusstv. - 2020. - №. 1 (61). - S. 45-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.