Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫХ РЕСУРСАХ INTERNET'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫХ РЕСУРСАХ INTERNET Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
231
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / SOCIAL NETWORK / PRIVACY / INFORMATION SECURITY / SAFETY / INFORMATION WAR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плетнев М.О., Биккуюн А.Н.

Рассматриваются основные аспекты безопасности и соблюдение мер предосторожности в социальных сетях. Приведены примеры защиты информации и сохранения конфиденциальности. Приводится ознакомительная настройка параметров безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY IN SOCIAL MEDIA RESOURCES INTERNET

The paper considers the main aspects of security and compliance with safety measures in social networks. The paper provides examples of information security and confidentiality as well as introductory security parameter settings.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫХ РЕСУРСАХ INTERNET»

УДК 004.056.53

Плетнев М.О. курсант 4 курса, 1 факультет Биккуюн А.Н. курсант 4 курса, 1 факультет Филиал военного учебного научного центра военно-воздушных сил

«военно-воздушная академия» Россия, г. Челябинск

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫХ РЕСУРСАХ INTERNET

Рассматриваются основные аспекты безопасности и соблюдение мер предосторожности в социальных сетях. Приведены примеры защиты информации и сохранения конфиденциальности. Приводится ознакомительная настройка параметров безопасности.

Ключевые слова: социальная сеть, конфиденциальность, защита информации, безопасность, информационная война.

Pletnev M.O. student 4th year, 1st faculty

A BRANCH OF THE MILITARY EDUCATIONAL SCIENTIFIC CENTER AIR FORCE "AIR FORCE ACADEMY»

Russia, Chelyabinsk Bichon A.N. student 4th year, 1st faculty

A BRANCH OF THE MILITARY EDUCATIONAL SCIENTIFIC CENTER AIR FORCE "AIR FORCE ACADEMY»

Russia, Chelyabinsk INFORMATION SECURITY IN SOCIAL MEDIA RESOURCES

INTERNET

The paper considers the main aspects of security and compliance with safety measures in social networks. The paper provides examples of information security and confidentiality as well as introductory security parameter settings.

Keywords: social network, privacy, information security, safety, information

war.

Internet прочно вошёл в жизнь современного человека. Это наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена - сеть сетей. Internet объединяет между собой более чем 12 тысяч сетей. Пользователи сети Internet делятся друг с другом разнообразной информацией, считая, что конфиденциальность соблюдается автоматически. Тем не менее, каждый из поделившихся в сети Internet становится потенциальной жертвой для интернет-мошейников.

Информация, созданная пользователями, распространяется через интернет-сервисы - социальные медиа-ресурсы: социальные сети, блоги и контент-хостинги. В России популярными социальными сетями являются Facebook, Одноклассники, ВКонтакте. На сегодняшний день социальные сети посещают около 75% пользователей Internet.

Контент-хостингами называют следующие интернет-ресурсы: фотосервисы, видеохостинг, хостинг для музыки и документов и т.п. Электронную почту, онлайн игры, ICQ и другие сервисы для личного и группового общения, к социальным медиа не относят.

Социальные сети, форумы, блоги — это среда с высокой скоростью распространения информации и сильным эффектом памяти (содержимое многих социальных ресурсов индексируется и доступно из поисковиков). В последнее время растёт индекс доверия к этим источникам информации.

Изначальная простота доступа в Internet снижает информационную безопасность: приходится делать выбор между защищенностью и доступностью, а значит, и возможностью полезного использования. Иными словами, информация либо недоступна для всех, либо не защищена на сто процентов. Впрочем, система, не обладающая свойством открытости, не может быть использована. Поэтому необходимо говорить не о выборе, а о балансе.

Корпоративные, ведомственные сети и предприятия, использующие технологию intranet (внутренняя частная сеть организации или крупного государственного ведомства), для предотвращения несанкционированного доступа к своим компьютерам, ставят фильтры (firewall - программный или программно-аппаратный элемент компьютерной сети, осуществляющий контроль и фильтрацию проходящего через него сетевого трафика в соответствии с заданными правилами) между внутренней сетью и Internet, что означает фактический выход из единого адресного пространства.

Несколько иначе обстоит дело с защитой, связанной с утечкой конфиденциальной информации. Использование соцсетей повышает риск утечки: по невнимательности или преднамеренно сотрудник может опубликовать там информацию ограниченного доступа. В соцсетях потенциальные злоумышленники могут неформально общаться с сотрудниками организации на любые темы, что создаёт гораздо больше возможностей для социальной инженерии и получения с ее помощью конфиденциальной информации.

Не меньшее бедствие таит в себе привычка использовать одни и те же имена пользователей, и пароли в корпоративной сети и во внешних социальных ресурсах. В результате взлом такой пользовательской записи соцсети значительно повышает риск проникновения к корпоративным ресурсам от имени одного из сотрудников компании.

С целью безопасности, следует проверять параметры приложений, контролировать активность приложений в хронике и канале новостей с помощью раздела «Приложения параметров конфиденциальности». С

помощью настройки параметров доступа к личной странице производится управление доступом приложений к своим личным данным или их удаление. Отказаться от спонсорской рекламы нельзя, но можно настроить для нее параметры конфиденциальности. Следует запретить сторонним приложениям доступ к учетной записи в социальных сетях.

Основная угроза социальных сетей — это доверие к тем, кто внесен в список «друзей». Вторая угроза — это так называемый маскарад, или возможность подмены личности. Третья угроза связана со взломом пользовательских записей социальных ресурсов.

Таким образом, необходимо помнить, что соцсети — это не только поле для общения, но и поле деятельности с применением методов социальной инженерии на базе фишинга: злоумышленники могут использовать их как для распространения злонамеренного кода, так и для разведки, чтобы затем осуществить направленную атаку; кроме того, рассадники вирусов и троянов.

В настоящее время в информационном пространстве разворачиваются самые настоящие кибервойны. Internet усилил угрозы применения стратегическим противником или мировым терроризмом мер информационного характера, направленные на развитие своего стратегического потенциала в целом, также, при разворачивании отдельных военно-политических операций. Говоря о внешних угрозах (в чистом виде) кибернетической безопасности, прежде всего, необходимо исходить из того, что в настоящее время «в число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса, теперь включается и информационная сфера».

На смену войне горячего типа пришла война гибридного характера. Цель гибридной войны — развитие гражданских войн и создание управляемого информационного хаоса на территории противника. Для этого используются все возможности: от хакерских атак на важнейшие системы жизнеобеспечения государства до целенаправленной работы СМИ. Крайне важным в данной ситуации является обеспечение информационной безопасности вооруженных сил России. Важнейшей задачей, стоящей перед военнослужащими является умение правильно управлять информационными массивами и их использованием.

В случае неспособности отразить атаку противника, могут произойти катастрофические последствия не только для одной структуры, но и в масштабах всей страны. При направленной атаке, противник может полностью дезорганизовать действия не только одного подразделения, но и, возможно, целой армии. Новые технологии полностью изменили характер ведения боевых действий: войны выигрывают техника и технологии; работой ученых обеспечивается победа армии. Однако, возможны неприятные сюрпризы. Например, победа самых примитивных способов ведения войны над самыми изощрёнными.

В современных условиях, характеризующихся высокой динамикой, неопределённостью, важностью последствий принимаемых решений, информационное обеспечение деятельности органов военного управления,

организаций Министерства обороны играет важную роль. Актуальной проблемой является формирование единого информационного пространства Вооруженных Сил. Для повышение уровня управления информационным обеспечением жизнедеятельности Вооруженных Сил страны, Минобороны предприняты важные шаги. Так, издан приказ Министра обороны от 7 июля 2004 г. № 204 «О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" и от 2 июня 2001 г. № 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд"». С 2017 года действуют отряды специалистов по кибербезопасности, действия которых направлены на защиту информационной инфраструктуры Вооруженных сил.

Наиболее активно ведутся работы над проблемами защиты информации (организационные, правовые, технические и технологические), меры по предотвращению и отражению угроз информационным ресурсам и системам, устранению их последствий. Формируется теория защиты информации, также, создаются и активно используются на практике методы и средства защиты информации. Осуществляется подготовка специалистов по ряду специальностей и специализаций. В настоящее время ведется создание киберкомандования — подразделение, деятельность которого направлена на обеспечение информационной безопасности.

Более детально рассмотрим информационную безопасность военнослужащими при использовании социальных медиа-ресурсов Internet.

Использование социальных сетей военнослужащими в России стало значительно активнее. Что провоцирует на ненамеренное размещение информации, не предназначенной для широкой общественности в соцсетях. Так, известен случай, когда 19-летнего матроса, проходившего службу в Калининградской области, осудили за использование социальной сети: он выставил в Сети свой дембельский альбом. И это не первый случай, когда размещенный статус в социальной сети повлиял на дальнейшую судьбу пользователя: агентство «Регнум» опубликовало материал, о призывнике, уклонившемся от службы и обнародовавшем эту информацию в социальной сети. В итоге суд признал молодого человека виновным, постановил выплатить штраф и обязал служить. Также было возбуждено уголовное дело по факту появления в соцсетях видеоролика о подготовке служащих военной полиции, дислоцированных в Чечне, к отправке в Сирию. «Таким образом, была поставлена под угрозу жизнь самих военнослужащих, огласке предали сведения о перемещении подразделений Министерства обороны. По данному факту возбуждено уголовное дело»,— отметил источник агентства.

Используя социальную сеть, российский матрос показал позицию крейсера «Петр Великий», на котором он проходит службу, в Средиземном море, сделав селфи на палубе военного корабля и выложив фотографию в Twitter. В издании The Washington Free Bacon появилась статья, в которой

рассказывается, что с помощью опубликованной российским военным моряком фотографии журналист по имени Ханс де Фрей смог получить определённые геолокационные данные и определить, что на тот момент «Пётр Великий» находился восточнее побережья греческого острова Крит. Речь идёт даже не о секретности/несекретности информации, а об элементарной дисциплине. В 2005 году вышел приказ 010 Минобороны РФ, в котором сообщалось о категорическом запрете на использование мобильных телефонов на территории воинских частей, в дальнейшем требования МО РФ были несколько смягчены и определены отдельные пространства и помещения, где мобильными устройствами пользоваться разрешается.

Информация, размещенная в социальных сетях, военнослужащими России, может быть использованная зарубежным спецслужбам. На популярных российских социальных ресурсах всё чаще можно встретить обозначения военных частей и секретных подразделений (раздел "Военная служба" в соцсети "В Контакте"). С помощью данных о проживании пользователей сервиса вычислить локацию этих стратегически важных точек не так уж и сложно. Собрав эти данные и нанеся их на карту, можно получить полную картину дислокации воинских частей РФ с привязкой ко времени. Кроме того, можно в любой момент выйти на связь с военнослужащим и при необходимости получить какую-либо информацию. Тем не менее, официальных заявлений с призывом быть бдительными при обнародовании информации о своей деятельности, пока сделано не было.

В современной войне, самое главное — владение информацией. В связи с бурным развитием информационных технологий, информационная война захватывает деятельность человека, и в военной области в частности. Обеспечение военной безопасности является важнейшей функцией любого государства. В военных конфликтах предпочтение отдается не военным методам их решения.

С древнейших времен, проведение информационных операций (сбор информации о противнике, и непосредственно разведка) обязательная составляющая любых военных действий. Две тысячи лет назад китайский генерал-философ Сунь Цзы считал, что достоверные знания о противнике можно получить только через живых людей. В век электроники, носителем важной секретной информации выступают электронные машины, базы данных, информационные системы, сети.

Воздействия информационной войны реализуется в двух направлениях: психологическом (воздействует непосредственно через человеческий фактор) и информационно-техническом (воздействует через технические составляющие). Два этих аспекта образуют единое средство борьбы.

Виртуальный характер сетевой войны имеет одну особенность: информационные операции и информационное воздействие направлено на всех: информационные операции ведутся не только против противника, но и против союзников и нейтральных членов. Контролировать надо и союзников, скрывая от них схемы и алгоритмы информационного воздействия. В

информационной войне сегодняшний союзник - это потенциальный завтрашний враг.

Ярким примером информационного противоборства в Internet является грузино-югоосетинский конфликт, сопровождающийся информационной активностью в виртуально-социальных сетях. В статье «Россия - Грузия: сетевая война» дано описание нового явления - онлайновые стычки. Британский сайт о международной политике и культуре «Open Democracy»: «эта информационная война - первый воистину глобальный user-generated конфликт: профессиональные телерепортажи отошли на второй план, а ведущую роль играют блоги и комментарии». В информационной войне национальные интересы отстаивали российские пользователи Интернет и блогеры. Пользователи Internet всегда находятся на передовой, создавая благоприятную почву для событий в виртуальном и реальном пространстве, что позволяет влиять на общественное мнение и взгляды оперативно.

Угрозой, относящейся не столько к информационной, является компрометирующее поведение военнослужащих: в соцсетях зачастую ведут себя совсем не так, как ожидает общество. Эпатирующие публикации и грубые реплики могут нанести определенный репутационный ущерб Вооруженным Силам.

В заключении, рассмотрев влияние социально-медийных ресурсов сети Internet на Вооруженные Силы Российской Федерации, можно сказать следующее: информация, необдуманно выложенная в социальных ресурсах, может привести к разглашению государственной тайны; информация в социально-медийных ресурсах сети Internet может использоваться против имиджа Вооруженных Сил, а также в противоправных действиях; активное использование социальных сетей позволяет оперативно влиять не только на мнение, но и поведение людей.

Защита информации должна носить комплексный характер и обеспечивать: равноправную защиту информации на всех этапах её накопления, обработки, хранения и передачи по каналам связи; гарантированную защиту информации в каналах связи с обязательным применением криптографических методов (обеспечение

конфиденциальности информации); целостность и подлинность информации на всех этапах её хранения, имитозащита; аутентификацию сторон, обменивающихся информацией (использование электронной цифровой подзаписи); контроль за доступом к информационным системам и базам данных; защиту программных продуктов средств вычислительной техники информационных систем от внедрения программных "вирусов"и закладок.

Использованные источники:

1. Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. - М.: Вита-пресс, 2001. - 280 с.;

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 9 сент. 2000 г., № Пр-1895: ст. 1 // Рос. газ. -2000 г. - 28 сент.

3. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). - М.: Военный университет, 2004. - 240с.

4. http://mid-journal.ru/upload/iblock/08f/32_35.pdf

5. http://www.rosbalt.ru/moscow/2016/12/13/1575337.html

6.http://edu.tltsu.ru/sites/sites content/site216/html/media67139/teor611. pdf

7.https://topwar.m/64555-cifrovaya-agressiya-ssha-ob-ispolzovanii-gosdepartamentom-seti-internet.html

8.https://research-iournal.org/psycologY/socialnye-seti-v-internete-kak-sredstvo-reanzacn-operacii-informacionno-psixologicheskoi-voiny/

9. http://www.scienceforum.ru/2015/808/8493

УДК 339.138.

Плотникова А.Г. студент магистрант направление: 38.04.02 Менеджмент Высшая школа брендинга: Бренд-дизайн АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Россия, г. Москва ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ, КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ

РЕГИОНОВ РОССИИ Аннотация: В данной статье рассматривается проблема необходимости создания и развития территориального брендинга, как способа борьбы с униформизацией регионов и, как следствие, с превращением уникальных локальных ресурсов в глобальные. Проанализированы характерные особенности регионального брендинга в России и за рубежом. Выявлены основные векторы усовершенствования территориального брендинга в нашей стране.

Ключевые слова: Территориальный и региональный брендинг, маркетинг мест, развитие регионов.

Plotnikova A. Master's student Institut of business and design 38.04.02 Management High School of Branding: Brand-design

Russia, Moscow

TERRITORIAL BRANDING AS A DRIVER FOR REGIONAL DEVELOPMENT IN RUSSIA.

Abstract: The article is about the problem of need of creation and development of territorial branding as way of fight against uniformization of regions and, as a result, with transformation of unique local resources into global is considered. Characteristics of regional branding in Russia are analysed. The main vectors of improvement of territorial branding in our country have been

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.