Научная статья на тему 'Информационная безопасность в деятельности таможенных органов'

Информационная безопасность в деятельности таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2383
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ / CUSTOMS / THE CUSTOMS UNION / INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY AND SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погодина Надежда Александровна

В статье рассмотрены базовые положения информационной безопасности в деятельности таможенных органов. Выявлены основные угрозы безопасности в исследуемой сфере. Уделено внимание информационному взаимодействию таможенных органов в рамках Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY IN ACTIVITY OF CUSTOMS BODIES

In article information security substantive provisions in activity of customs bodies are considered. The basic threats of safety in investigated sphere are revealed. The attention is paid to information interaction of customs bodies within the limits of the Customs union.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность в деятельности таможенных органов»

УДК 351:004.056

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

© Погодина Надежда Александровна

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И ponaal@yandex.ru

В статье рассмотрены базовые положения информационной безопасности в деятельности таможенных органов. Выявлены основные угрозы безопасности в исследуемой сфере. Уделено внимание информационному взаимодействию таможенных органов в рамках Таможенного союза.

Ключевые слова: таможня, Таможенный союз, информационная безопасность, информационные технологии и системы.

Ос

»собенностью современного периода развития России является переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергетические. Термин «информация» (лат. т&гтайо - ознакомление, разъяснение, изложение) применяется весьма широко; сегодня трудно найти область знаний, в которой бы оно так или иначе не использовалось.

В свою очередь информационная среда представляет серьёзную угрозу национальной безопасности государства. Вместе с тем само существование сильного независимого государства неразрывно связанно с обеспечением информационной безопасности в различных сферах его деятельности: в политической, экономической, военной, а также духовной.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [1] информационная безопасность Российской Федерации - это состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Данное определение носит достаточно общий характер, оно включает как защиту информации, так и защиту от информации, а также безопасность информационных сетей и систем, защиту прав и свобод, связанных с информацией, что в свою очередь затрудняет координацию усилий различных органов власти, полномочия которых распространяются на регулирование информационной сферы.

Учитывая, что деятельность таможенной службы направлена на обеспечение национальной и экономической безопасности государства, актуальным становится вопрос об информационной безопасности таможенных органов, поскольку именно последние обладают значительным объёмом информации, связанной с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Как отмечает К. А. Корняков, «.. .сегодня только таможня способна полностью проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует её перемещение через таможенную границу» [4].

Обеспечение информационной безопасности таможенных органов особенно важно на данном этапе - начальном этапе функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Использование информационных технологий не только способствует повышению эффективности таможенного контроля на территории Союза, но и ускоряет информационное взаимодействие между таможенными органами. Эффективное решение интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных участков, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

В государствах - участниках Таможенного союза уже существуют и продолжают развиваться информационные обмены между автоматизированными информационными системами (АИС), входящими в состав автоматизированных информационных сетей таможенных органов, и информационными системами внешних организаций в рамках международных соглашений, поддержка электронного взаимодействия для новых бизнес-процессов с участием внешних организаций и перевод существующих бизнес-процессов на электронный способ взаимодействия (например, электронное представление сведений).

Информация, которой обладают таможенные органы, относится к различным категориям и правовым режимам. Большая её часть из соображений безопасности относится к информации ограниченного доступа, подразделяющейся на конфиденциальную и составляющую государственную тайну. Следовательно, разглашение или утечка подобной информации приводят к нарушению её конфиденциальности, что в свою очередь может существенно подорвать экономическое положение государства. При обеспечении защиты конфиденциальных сведений необходимо иметь в виду, что защите подлежит как информация, обеспечивающая деятельность таможенных органов, так и информация, принадлежащая участникам внешнеэкономической деятельности.

Таможенная служба России активно внедряет технические новшества информационного характера в свою деятельность. В 2002 г. на Каширском таможенном посту Московской южной таможни было впервые применено декларирование товаров в электронной форме [3, с. 40]. На начальном этапе это был эксперимент, который затем был усовершенствован путём определения порядка совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.

В настоящее время Федеральная таможенная служба России (ФТС России) в рамках реализации Концепции переноса таможенного контроля в пограничные регионы [2, ст. 260.] продолжает совершенствование информационных технологий. Основная работа в области разработки и внедрения новых информационных систем и технологий, автоматизирующих ключевые рабочие процессы таможенного дела, - электронное декларирование с использованием Internet.

В настоящее время в таможенных органах России с помощью средств вычислительной техники выполняются многие операции: начиная от таможенного оформления при помощи КАСТО «АИСТ-М» и заканчивая сбором статистических

данных. Таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики руководству страны, уполномоченным государственным органам, в частности Совету безопасности. На основе этой информации осуществляется анализ внешнеэкономической деятельности, выявляются негативные факторы, тенденции, которые могут трансформироваться в угрозы экономической безопасности. Совершенствование таможенных процедур и технологий проводится с акцентом на автоматизированный электронный обмен предварительной таможенной информацией.

К наиболее распространенным угрозам информационной безопасности таможенных органов можно отнести:

а) неправомерные действия сотрудника, непосредственно либо опосредовано влияющие на информационную безопасность;

б) несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области обеспечения информационной безопасности таможенных технологий и систем, а также недостаточный мониторинг правоприменительной практики;

в) ошибки и технические неисправности средств информатизации (например, Таможен-но-банковской системы валютного контроля, предназначенной для контроля достоверности сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации);

г) события, не зависящие от воли человека (например, стихийные бедствия).

С развитием информационных технологий на смену электронному декларированию пришло декларирование посредством Internet, которое позволило существенно уменьшить время таможенного оформления, сократить расходы, увеличить товарооборот. Соответственно использование сети Internet создало ещё одну, достаточно весомую угрозу безопасности информации в таможенных органах, поскольку в результате работы в Глобальной сети возможно:

1) заражение информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов программными вирусами;

2) несанкционированный доступ внешних пользователей к информационно-вычислительным ресурсам таможенных органов (в том числе целенаправленные сетевые атаки);

3) внедрение в автоматизированные информационные системы таможенных органов программных закладок;

4) загрузка трафика нежелательной корреспонденцией (спамом);

5) несанкционированная передача информации ограниченного доступа должностными лицами таможенных органов в сеть Internet;

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

6) блокировка межсетевого взаимодействия с сетью Internet путём нарушения целостности данных о настройках коммуникационного оборудования, обеспечивающего взаимодействие с Сетью;

7) нарушение целостности и достоверности открытых и общедоступных информационных ресурсов таможенных органов, размещаемых в сети Internet.

Решением указанных проблем может послужить повсеместное обеспечение информационной безопасности таможенных органов, позволяющее в условиях роста информационного потока в связи с созданием Таможенного союза более эффективно реагировать на изменения ситуации с обеспечением защиты компьютерной информации.

УДК 316.322

f

Из последних десятилетий ХХ-го в начало ХХ1-го в. переместился ряд глобальных проблем, ставящих под вопрос саму перспективу существования человека. Их обширный список можно с известной долей условности разбить на две категории: 1) проблемы внешней, экологической среды; 2) проблемы внутренней, социальной среды.

Такие известные экологи как Э. Ле-руа (1927), П. Тейяр де Шарден (1430), В. И. Вернадский(1944) связывали будущее развития мира с ноосферой - высшей стадией развития биосферы, на которой произошло возникновение и становление цивилизованного человечества, а его разумная деятельность проявляется как главный определяющий фактор целесообразного развития. Планетарное сознание должно было базироваться на основе

Библиографический список

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв. Президентом РФ 09 сентября 2000 г. № Пр-1895 [Текст] // Российская газета. - 2000. - 28 сент.

2. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 2.

3. Грязнов А. Интернет-декларация - шаг в будущее [Текст] // Таможенное обозрение. -2008. - № 10.

4. Корняков К. А. Новый этап развития таможенного дела в России [Текст] // Законодательство и экономика. - 2003. - № 11.

общечеловеческих ценностей, ответственность перед Природой - возвышаться над социальными противоречиями национального и классового масштабов. С 1960-х гг. в футурологии начал доминировать экологический пессимизм, предрекавший катастрофы планетарного масштаба. К вопросам экологии и проблемам окружающей среды в 1970-е гг. привлекли внимание Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз и Й. Рандерс своим докладом Римскому клубу «Пределы роста».

В научный дискурс вошло понятие «устойчивое развитие», а кризисы и природные катаклизмы стали рассматриваться как последствия неконтролируемого использования экосистемы.

Однако повышенное внимание к вопросам экологии не уберегло мир от крупнейших катастроф: атомных (Россия, 1986 г.; Япония, 2011 г.); разлива нефти (Россия, 1994 г.; Аляска,

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Тараканова Елена Васильевна

кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой профессионального развития кадров, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И Tarakanova@ssea.runnet.ru

В статье рассмотрены основные особенности современного социума, обозначаемого как «общество риска» и предложена возможность минимизации рисков через внедрение компетентности как социальной нормы, определяющей повседневную и профессиональную деятельность человека.

Ключевые слова: риск, компетентность, социальная норма, деятельность.

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.