Научная статья на тему 'Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности'

Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
319
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / информационная безопасность несовершеннолетних / информационно-психологическое воздействие / маргинальные сообщества / информационная война / national security / information security of minors / information-psychological impact on marginalized communities / information warfare

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суслова Е. А.

в современном мире большое значение отводится информационной безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности государства. В статье рассматривается проблема индуцированния различных негативных социальных явлений агрессивным информационно-психологическим воздействием маргинальных экстремистских группировок на процесс самоидентификации несовершеннолетних. Особое внимание уделено вопросам использования эффективных психотехнологий манипулирования через формирование виртуальной среды (сообщества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF MINORS AS PART OF THE NATIONAL SECURITY

In today's world great importance is given to information security as a critical component of national security. In the article the problem induzirovanny various negative social phenomena aggressive information-psychological influence of extremist groups marginal to the process of self-identification of minors. Special attention is paid to the use of effective psycho-manipulation through the formation of a virtual environment (community).

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности»

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОАЗИАТСКОГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА»

Суслова Е.А.

ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ЧАСТЬ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: в современном мире большое значение отводится информационной безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности государства. В статье рассматривается проблема индуцированния различных негативных социальных явлений агрессивным информационно-психологическим воздействием маргинальных экстремистских группировок на процесс самоидентификации несовершеннолетних. Особое внимание уделено вопросам использования эффективных психотехнологий манипулирования через формирование виртуальной среды (сообщества).

Ключевые слова: национальная безопасность, информационная безопасность несовершеннолетних, информационно-психологическое воздействие, маргинальные сообщества, информационная война.

С началом ХХ1 в. современное российское общество обретает черты постиндустриального, где одним из основных факторов развития стала информация. Безграничное использование информационных технологий в кризисах и конфликтах по всему миру свидетельствует о смещении военных опасностей в информационное пространство, а обеспечение информационной безопасности с каждым годом становится все более и более актуальным вызовом современности. Целью настоящей работы является изучение механизмов индуцирования и формирования массовых психических фобий в среде несовершеннолетних.

Основным инструментом угроз стало информационно-психологическое воздействие (ИПВ), а способ управления человеческим сознанием путем духовного (коммерческого, наркотического, политического и симбиотического) воздействия через программирование его поведения получил название манипуляция. Иными словами, под ИПВ понимается применение информационно-психологических средств влияния на психику человека с целью ее модификации в нужном для воздействия направлении. Манипуляция традиционно изучается психологией, но ее причины и последствия всегда лежат в социальном поле, которое обеспечивает необходимые для данного явления коммуникацию и среду. В конечном счете, не психика и не социальная среда в отдельности не формируют технологию ИПВ. Только запрос конкретных структур на определенные общественные отношения образовывают всю цепочку.

В реальной жизни такое комплексное использование социально психологических приемов, методов и способов воздействия на социальную среду с целью формирования устойчивых каналов вовлечения в преступную (экстремистскую и террористическую) деятельность через управление реальной или виртуальной сетевой структурой требует серьезного понимания методов ИПВ и приемов манипуляции. Данные знания нужны для грамотного использования огромного практического опыта при проведении мероприятий по противодействию современным вызовам и угрозам, в том числе и при обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних. С одной стороны, научные доктрины, сложившиеся в XX в., рассматривают формирование каналов вовлечения несовершеннолетних в маргинальные сообщества в социо-психологическом, социокультурном, социо-политическом, социально-философском подходах. С другой, созданная и построенная как сетевая структура, Интернет стал основным источником

31

получения такой информации, которая формирует по ряду психологических и физиологических особенностей психики несовершеннолетних специфическую систему духовно-нравственных представлений о мире. Тем самым, всплывает проблема опасных сообществ, распространяющих свою идеологию на несовершеннолетних через социальные сети. Особо необходимо подчеркнуть, что сами приемы, методы и способы, составляющие содержание манипуляция - это технология власти, а не воздействие на поведение, при этом она не только побуждает объект делать то, что желает инициатор, но и заставляет желать его хотеть это сделать. Такое воздействие направлено на духовные структуры личности; осуществляется скрыто персоналом, специально обученным таким приемам; решает задачи изменения мнений, побуждений и целей в заданном экстремистскими и террористическими организациями направлении.

Влияние сети Интернет не имеет исторических аналогов. Глобальная сеть не только связывает все крупные научные и правительственные организации, корпорации, информационные агентства, учебные и медицинские заведения, создавая огромнейшее хранилище информации по всем отраслям человеческого знания, но и содержит информацию, доступ к которой нежелателен для несовершеннолетних. Это, прежде всего, порнография, пропаганда насилия и наркотиков, а также ресурсы, содержащие нецензурную брань, призывы к свержению государственного строя, пропаганду нацизма, экстремизма, терроризма.

Ярким примером стала ситуация с сообществом «Синие киты»: сотни подростков по всей стране попали в социальные группы, создатели которых распространяют идеи суицида. Подросток получает приглашение «поиграть»: выдаются задания с тематическими картинками, с «ореолом» секретности, исключительности и превосходства. Итогом такой игры становится выбор способа и точное время суицида. Только в 2016 г. более 60 российских подростков, состоявших в «группах смерти», разными способами покончили жизнь самоубийством.

Еще один аспект этого явления состоит в том, что подросток, попав в сложную жизненную ситуацию, не идет на поиск выхода из него в реальной жизни, а наивно полагаясь на совет различных интернет ресурсов, попадает в сеть маргинальной группы. В ее основе -агрессивное использование выявленных и давно изученных законов человеческого взаимодействия в целях не только информационного противоборства (информационной, гибридной войны), но и разноплановых террористических и экстремистских группировок. При этом речь идет не о каких-то экзотических, неизвестно откуда взятых приемах и методах ИПВ, а об экспансивном, целенаправленном и последовательном применении знаний социальной психологии и психологии маркетинга.

Появление быстродействующих средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет), несоответствие представлений разных слоев населения по самым разнообразным вопросам социально-политической жизни реальному положению дел подтолкнуло представителей экстремистских и террористических групп к агрессивному использованию ИПВ в своих целях.

Главная задача всех действий - подрыв взглядов и мировоззрения несовершеннолетних с разрушением социума (устойчивых социальных связей и социальных институтов), сковывание готовности социальных групп к конструктивному диалогу, погружение человека в состояние социального кризиса, характеризующегося невозможность самореализации в существующем обществе.

Первое правило ведения современных информационных компаний лежит в лидерстве, которое обеспечивается откровенно агрессивным поведением в информационном пространстве и отбором соответствующих информационных поводов. Такой подход, сам по себе, может быть отнесен к экстремизму. Иными словами, воздействие, оказываемое на психику человека в процессе его вовлечения (морально-идеологического, эмоционального и т.п.) в деятельность экстремистских группировок является по своей сути психологическим насилием.

При этом становится понятно, что психологическое насилие - это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека не только путем запугивания, угроз, но и любым другим способом с тем, чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов, с целью установления власти и тотального контроля не только над его поведением, но и сознанием (лишения критического осмысления, как самого себя, так и происходящего с потерпевшим). Насилие, примененное по отношению к подростку ни им, ни близким окружением не воспринимается как насилие, ведь человеку предлагается решение возникших жизненных проблем, путем тотального контроля над личностью.

Явления, которые произошли на Украине в последние годы, хорошо иллюстрируют современные технологии влияния и контроля над сознанием человека. Важнейший упор ИПВ в украинских СМИ с 1992 по 2012 гг. приходился на радикальную националистическую составляющую в истории территорию, которая в настоящее время носит название Украина. Этот ресурс максимально использовался в среде несовершеннолетних подростков. Анализ школьных и вузовских учебников истории Украины доказывает, что основной акцент этих изданий делается на негативном, враждебном восприятии России и ее роли на протяжении нескольких веков, и уж затем - на патриотическом воспитании украинца. Для этого использовались методы манипуляции, фальсификации, различные способы фальсификации истории, открытие памятников «героям - националистам», название в их честь улиц и площадей (25 городов), открытие музеев (5 музеев). Эти методы были спрогнозированы, подготовлены и разработаны профессионалами высокого уровня, хорошо спонсировались и в результате оказались очень эффективными.

Основную часть протестующих на «Майдане» составляла молодежь. Не вызывает сомнения тот факт, что в период начала самостоятельной жизни у подростка любое действие сопровождается множеством раздумий и сомнений, которые мешают активной деятельности. На эту благодатную почву неокрепшей психики несовершеннолетних, переживающих кризис национальной идентичности упали семена ИПВ. Этот кризис особенно остро переживается в группах несовершеннолетних, которые начинают дифференцировать себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. К проявлениям кризиса национальной идентичности среди несовершеннолетних можно отнести разочарование в государственных ценностях и в историческом прошлом своего государства, недоверие к государственной власти и нежелание следовать общепринятым традициям. Таким образом, происходит почти неуправляемое и бесконтрольное приобщение несовершеннолетнего к образу жизни, представлениям, убеждениям и ценностям, неподкрепленным реально существующим социумом, его исторической памятью и далекого от повседневных забот обычного человека. Искусственность такой подмены формирует ряд явлений, угрожающих безопасности государства.

Было бы ошибкой полагать, что проблема ИПВ на несовершеннолетних проста, а поэтому может быть решена раз и навсегда в ближайшее время. К сожалению, комплексный подход к феномену экстремизма и терроризма только формируется. И связано это с тем, что основной точкой приложения информационного воздействия является человек или группа людей, а основными технологиями всего процесса - технологии политической манипуляции - приемы и способы воздействия на общественное мнение, формирование электоральных предпочтений, которые являются проявлением информационной войны как особого вида реальности на длительную перспективу. При этом необходимо правоохранительным органам разработать и определить способы участия в ней и потребность не только в средствах защиты, но и в упреждающих действиях, а так же готовность к противостоянию новым вызовам и угрозам безопасности несовершеннолетних.

Литература

1. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления// Социологические исследования, 2008. № 5. С. 37-47.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. — 832 с.

3. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.

4. Мохаддам Ф.М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию/ Пер. В.А. Соснина. М.: Форум, 2011. 288 с.

5. Ромашкина Н.П. Информационно-психологическое воздействие в период кризиса на Украине: уроки для России// Информационные войны, 2016. № 1 (37). С. 42-54.

6. Хассен С.X. Освобождение от психологического насилия. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 400 с.

References:

1. Zubok Iu.A. Molodezhnyi ekstremizm. Sushchnost' i osobennosti proiavleniia// Sotsiologicheskie issledovaniia, 2008. № 5. S. 37-47.

2. Kara-Murza S.G. Manipuliatsiia soznaniem. — M.: Izd-vo: Eksmo, 2005. — 832 s.

3. Malkina-Pykh I.G. Psikhologicheskaia pomoshch' v krizisnykh situatsiiakh. - M.: Izd-vo Eksmo, 2005. - 960 s.

4. Mokhaddam F.M. Terrorizm s tochki zreniia terroristov: chto oni perezhivaiut i dumaiut i pochemu obrashchaiutsia k nasiliiu/ Per. V.A. Sosnina. M.: Forum, 2011. 288 s.

5. RomashkinaN.P. Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie v period krizisa na Ukraine: uroki dlia Rossii// Informatsionnye voiny, 2016. № 1 (37). S. 42-54.

6. Khassen S.X. Osvobozhdenie ot psikhologicheskogo nasiliia. — SPb.: Praim-EVROZNAK, 2001. - 400 s.

INFORMATION SECURITY OF MINORS AS PART OF THE NATIONAL SECURITY

Suslova E.A.

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Abstract: In today's world great importance is given to information security as a critical component of national security. In the article the problem induzirovanny various negative social phenomena aggressive information-psychological influence of extremist groups marginal to the process of self-identification of minors. Special attention is paid to the use of effective psycho-manipulation through the formation of a virtual environment (community).

Key words: national security, information security of minors, information-psychological impact on marginalized communities, information warfare

Для цитирования: СусловаЕ.А. Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности// Архонт, 2017. № 3. С. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.