Научная статья на тему 'Информационная безопасность как территория ответственности библиотек: социальный аспект'

Информационная безопасность как территория ответственности библиотек: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1196
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИО ТЕК / THE ACTIVITY OF THE LIBRARIES / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / БИБЛИОТЕЧНЫЙ СЕРВИС / LIBRARY SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парамонов Роман Владимирович

Информация в XXI веке является мощнейшим средством манипулирования общественного сознания, как на персональном, так и на коллективном уровнях, поэтому крайне важно как можно быстрее научиться «правильно» ориентироваться в информационном пространстве. Библиотеки, обладающие колоссальным опытом и знаниями, на наш взгляд, должны стать именно такой площадкой, где любой пользователь сможет получить достаточные и необходимые навыки информационной грамотности. Но готовы ли на данный момент современные библиотеки справиться с такой задачей?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY AS AN AREA OF RESPONSIBILITY LIBRARIES: THE SOCIAL ASPECT

In 21 centure information has become the most powerful weapon to manipulation of the public conscience, both on a personal and collective levels, so it is very important, as quickly as possible to find the right way to Orient in the information space. In our opinion, libraries, which have huge experience and knowledge, should become a platform where anyone can obtain sufficient and necessary information literacy skills. Do currently modern library cope with this challenge?

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность как территория ответственности библиотек: социальный аспект»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

3. Spravochnik bibliotekarja [Reference librarian], ed. by A. N. Vaneev. St. Petersburg, Professija Publ. [Profession Publ.], 2010. 640 p.

4. Nguen Hyu Hung. Nekotorye voprosy o politike razrabotki produktov i in-formacionnyh uslug vo V'etname [Some questions on the policy of development of products and in-formation services in Vietnam]. Zhurnal informacija i dokumentacii [Journal of information and documents wherever it appears], 2008, № 2, pp. 1—6.

5. Chan Man' Tuan. Informacionnye produkty i uslugi v bibliotekah [Information products and services in libraries]. Hanoi, 1998. 96 p.

НФОРМА ЦИОННАЯ БЕЗО ПАС НОСТЬ КАК ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕК:

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

УДК 021+004.056.5 Р. В. Парамонов

Московский государственный университет культуры и искусств

Информация в XXI веке является мощнейшим средством манипулирования общественного сознания, как на персональном, так и на коллективном уровнях, поэтому крайне важно как можно быстрее научиться «правильно» ориентироваться в информационном пространстве. Библиотеки, обладающие колоссальным опытом и знаниями, на наш взгляд, должны стать именно такой площадкой, где любой пользователь сможет получить достаточные и необходимые навыки информационной грамотности. Но готовы ли на данный момент современные библиотеки справиться с такой задачей?

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная грамотность, деятельность библио тек, потребитель, библио теч ный сервис.

R. V. Paramonov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

INFORMATION SECURITY AS AN AREA OF RESPONSIBILITY LIBRARIES: THE SOCIAL ASPECT

In 21 centure information has become the most powerful weapon to manipulation ofthe public conscience, both on a personal and collective levels, so it is very important, as quickly as possible to find the right way to Orient in the information space. In our opinion, libraries, which have huge experience and knowledge, should become a platform where anyone can obtain sufficient and necessary information literacy skills. Do currently modern library cope with this challenge?

Keywords: information security, information literacy, the activity of the libraries, the consumer, library services.

ПАРАМОНОВ РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ — аспирант кафедры информатизации культуры Мос-178 ковского государственного университета культуры и искусств

PARAMONOV ROMAN VLADIMIROVICH — doctoral student of Department of Culture Informatization, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: ropad@yandex.ru © Парамонов Р. В., 2014

^ Библиотечно-информационная деятельность

Ф

Стремительное развитие и распространение информационных технологий привело к тому, что потребитель информации в современном обществе становиться уязвим перед различными информационными угрозами, как на персональном, так и на коллективном уровне. На данный момент крайне важно создать и внедрить необходимый комплекс мер по защите потребителя от негативной информации и информационных угроз. Иными словами, создать развитую инфраструктуру информационной безопасности в образовательных, воспитательных, культурных и информационных учреждениях, так как именно в этих социальных ин-сти ту тах про ис ходит хра не ние и массо вое распространение социально важной, культур ной и иной по лез ной ин фор ма ции.

Информационная безопасность представляет собой определённую информационную систему. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в ин-форма цион ной сфере, опре де ляющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [6].

Ин фор ма цион ная безопас ность как феномен базируется на определённых положениях, категориях, которые должны быть реализованы на следующих принципах системного подхода: восхождении от абстрактного к конкретному;единстве анализа и синтеза; единстве логического и исторического; выявлении в объекте разнокачественных связей и взаимодействий; синтезе структурно-функ циональных, генетических представлений и др. Информационная безопас ность долж на включать не только комплекс технологических мер безопасности (к таким стоит отнести Антивирусное ПО, ПО верификации данных, защитных фильтров при построении локальных компьютерных сетей и др.), но и воспитательные, образовательные, профилактические меры по предотвращению и информирова-

нию потребителя информации о существующих угрозах.

Если исходить из проекта «Концепции развития библио теч ного дела в Российской Федерации до 2015 года», библиотеки рассматриваются как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий государ-ст вен ные ре формы, ак тивно влияющий на процессы науки, образования, социального развития, экономики, культуры. Также, согласно дан ной кон цеп ции, библио теки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из ба зо вых эле мен тов культур ной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны [9].

На наш взгляд, библиотеки должны стать одной из тех площадок, где может быть создана инфраструктура информационной безопас ности.

Должны ли библиотеки участвовать в решении проблемы информационной безопасности потребителя? Данный вопрос разделил российских библио тековедов на два лагеря. Я. Л. Шрайберг, М. Я. Дворкина, В. М. Красильникова и другие авторы выдвигают в качестве миссии библиотеки обеспечение свободного доступа пользователям ко всем потокам информации (так называемая информационная парадигма библиотеки) [4]. Несколько иное мнение о миссии библиотеки содержится в работах А. Н. Ванеева, А. И. Пашина, Н. С. Карташова, А. С. Чачко, в которых отстаивается точка зрения, что социальное предназначение библиотеки, то есть её миссия, заключается в содействии просвещению, формированию ценностных ори ен та ций чи тате ля, его ду хов но-нрав ст-венному развитию [7].

Ю. Н. Столяров и А. В. Соколов в 1970— 1980 годах предложили изучать социальные функции библиотеки с научных, а не с идеологических позиций, что позволило им сформировать принципиально новый перечень социальных функ ций библио тек. Ис-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

ходя из определений социальной функции библиотеки следует, что библиотека должна распространять в пространстве и времени социально значимые документы с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей, а также использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач.

Обеспечение информационной безопасности в современном обществе — одна из текущих задач на сегодня. И крайне важно уже сейчас заниматься вопросом информационной безопасности, потому что в дальней шем есть боль шая ве роят ность того, что пред прини мае мые действия по пре дотвра-щению информационных угроз станут неэффективны.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на необходимость построения системы информационной безопасности в библиотеках, стал Л. И. Алешин [3]. В своём учебно-методическом пособии «Безопасность в библиотеке» он поднимает проблемы, ак ту аль ные не только для библио тек, но и для всех информационных и культурных учреждений страны. В данном пособии Алешин рассматривает основные теоретические и практические аспекты сетевых информационных технологий Интернет: структуры, провайдеров и сервисы, системы адресации ресурсов, использование информационных служб, безопасность в Сети и др. Но, на наш взгляд, как уже было сказано выше, технологической безопасности недостаточно для обеспечения информационного комфорта потребителя библиотечных услуг. И в этом ас пек те важ но вы явить все воз мож ные коммуникации, реализуемые в библиотеке, так как в современных библиотеках реализованы практически все виды коммуникаций — уст ные, доку мент ные, электронные.

Библиотека, формируя книжные коллекции, накапливая информационные ресурсы, рас ши ряя дос туп к но вым ин фор ма ци он ным технологиям, должна не только участвовать в процессе освоения культурного наследия, но и вовлекать читателей в активное осмыс-

ление окружающей действительности путём создания возможности общения на всех уров нях и с мак си маль ным ис поль зо ва нием всех видов коммуникации [5].

Методология работы современной биб-лио теки долж на превратиться в сложную автоматизированную систему, с тем чтобы достичь хороших результатов в глобальном информационном пространстве. Обязательными условиями её функционирования должны стать модернизация и информатизация [2].

Для обеспечения соответствия библиотечного сервиса и ожиданиям современного пользователя в библиотеках должны быть созданы досуговые центры, мультимедийные клубы, центры непрерывного образования. И всё это необходимо реализовывать в условиях комплексной информационной безопасности пользователя, как со стороны внешней среды, так и внутри контура биб-лио теки.

На наш взгляд, для того чтобы построить инфраструктуру информационной безопасности в библиотеках, также необходимо обучить методам обеспечения информационной безопасности библио теч ный персонал. Библиотечные работники должны понимать, какая информация нужна читателю с учётом возрастных, социальных, образовательных и т.п. характеристик, а также уметь ограждать читателей от негативной информационной среды, повышать уровень ком пью тер ной ком пе тен ции.

В процесс повышения квалификации биб-лио теч ных работ ников долж ны быть вовлечены образовательные учреждения, имеющие опыт дея тель но сти в дан ной от рас ли. Так, например, на базе факультета дополнительного профессионального образования Чувашского государственного института культуры и искусств регулярно организовываются курсы повышения квалификации для библиотечных работников, где одной из ключевых позиций в обучении является проблема безопасности детей в Интернете — одних из самых уязвимых

Ф

^ Библиотечно-информационная деятельность

Ф

потребителей информации [1]. Это, несомненно, более широкая задача, чем просто обеспечение безаварийной работы технико-технологического арсенала библиотечной службы.

В целом необходимо отметить, что в решение проблемы детской безопасности в Интернете и создание развитой инфраструктуры информационной безопасности вовлекаются всё больше библиотек. В качестве примера приведём московские библиотеки, большинство которых ориентированы не только на воспитательную деятельность, но и на обеспечение защиты детей от «негативной» информации в Сети. Так, Централизованная библиотечная система № 1 СЗАО г. Москвы включает в себя 19 библиотек (http://cbs1szao.su/). В неё входят 8 детских библиотек, в каждой из которой организованы кружки компьютерной грамотности, где дети и подростки учатся «правильно» вести себя в сети Интернет.

В декабре 2012 года Стратегический комитет Русской школьной библиотечной ассоциации встретился со специалистами компании «Google Россия», которые предложили материалы, направленные на обеспечение безопасности детей в Интернете [10]. В этих рекомендациях содержатся ответы на вопросы: «Как помочь ребёнку избежать столкновения с нежелательным контентом?», «Как научить ребёнка быть осто-рож ным при зна ком ст ве с новы ми людьми в Интернете?», «Как научить ребёнка быть осторожным в Сети и не стать жертвой ин-тернет-мошен ни ков» и многие дру гие, акту-аль ные на се годняш ний день вопро сы.

Омские муниципальные библиотеки накопили опыт использования такого вида социального проектирования, как создание це левых ком плекс ных про грамм. С помощью создания и реализации программ библиотеки пытаются решить наиболее акту аль ные про бле мы: раз ви тие инфор ма ци-онной деятельности библиотек, сохранение культурных и исторических традиций, просвещение потребителя в области инфор-

мационной безопасности [1]. Реализованы та кие про грам мы, как про све ти тель ский проект «Книга + компьютер» (2009—2013), проект «Школа безопасности» и др. (http:// www.lib.omsk.ru/csmb.php?page=pp) [8].

Не только в России озадачены вопросом информационной безопасности в библиотеках, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, на XIX Международной конференции «Крым-2012» был представлен подход к обеспечению безопасно сти де тей в Ин тер нет, реа ли зуе мый в библиотеках Украины. Ярким примером в работе библиотек Украины является проект Государственной библиотеки Украины для юношества — «Безопасное и приветливое веб-пространст во», который был посвя щён веб-общению и нетикету. Кроме понимания технических аспектов работы в Интернете, стратегий поиска информации, в ходе его реализации поднимались чрезвычайно важные вопросы этики и безопасности. Библиотека разработала и проводит тренинги по формированию сетевой культуры для специалистов (библиотечные сотрудники, педагоги), родителей, подростков и молодёжи [5].

На ос но ве про ве дён ного ана ли за сле дует отме тить сле дующее:

1. Деятельность библиотек в сфере информационной безопасности будет неэффективна без объединённых усилий государственных и некоммерческих организаций, роди те лей и учи те лей, при влечения специалистов по информационным технологи ям.

2. Необходимо достаточное финансиро-ва ние биб лио тек как для реа ли за ции ин-форма цион ных про ек тов, так и для тех но-логического оснащения.

3. В рамках проектов повышения информационной культуры собственно пользователей библиотек необходимо сформировать соответствующие требования к знаниям и умениям библиотечного персонала и повышать их информационно-технологическую компетентность.

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Примечания

1. Авторский блог «Идеи простых решений» [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: ideafor.info (дата обращения 20.05.2013)

2. Александрийский манифест о библиотеках. Информационное общество в действии / ИФЛА// Информационный бюллетень РБА. 2006. № 37. С. 46—48.

3. Алешин Л. И. Безопасность в библиотеке : учебно-методическое пособие. Москва : Либерея-Би-бинформ, 2005. 248 с.

4. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание : Новая реальность. Москва, 2001. С. 6—8.

5. Дзюба Н. И., Красножан В. М. Дети и Интернет: украинский подход к безопасному киберпро-странству [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/ disk/proceeding.html

6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895 // Российская газета. 2003. 4 октября.

7. Леончиков В. Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект // Науч. и техн. б-ки. 2008. № 12.

8. Официальный сайт омской муниципальной библиотеки [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://www.lib.omsk.ru (дата обращения 20.05.2013)

9. Проект «Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года» [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: www.eos.ru (дата обращения 19.05.2013)

10. Школьная библиотека как пространство безопасного Интернета. Аналитическая статья [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://imc.glazov-edu.ru (дата обращения 25.05.2013)

References

1. Avtorskiy blog «Idei prostyh resheniy» [Author's blog «The Idea of simple solutions»]. Available at: ideafor.info (accessed 20.05.2013)

2. Aleksandriiskii manifest o bibliotekah. Informacionnoe obchestvo v deystvii [Alexandria Manifesto on libraries. The information society in action]. Informacionnyi byulleten9 RBA [Information Bulletin of RLA],

Ф 2006, № 37, pp. 46—48. ф

3. Aleshin L. I. Bezopasnost9 v biblioteke [Security in the library]. Moscow, Libereya-Bibinform Publ., 2005. 248 p.

4. Dvorkina M. Ya. Bibliotechnoe obslujivanie: Novaya reaVnost9 [Library services: the New reality], Moscow, 2001.

5. Dzyuba N. I., Krasnojon V. M. Deti i Internet: ukrainskii podhod k bezopasnomu kiberprostranstvu [Children and the Internet: Ukrainian approach to secure cyberspace]. Available at: http://www.gpntb.ru/win/ inter-events/crimea2012/disk/proceeding.html

6. Doktrina informacionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federacii ot 9 sentyabrya 2000 g. N PR-1895 [Information security doctrine of the Russian Federation, September 9, 2000 N CR-1895]. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper], 2004, October, 4.

7. Leonchikov V. E. Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti: bibliotekovedcheskiy aspect [Information and psychological security of the person: bibliotekovedcheskiy aspect]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries]., 2008, № 12.

8. OficiaVnyi sait omskoi municipaVnoi biblioteki [Official site of the Omsk municipal library]. Available at: http://www.lib.omsk.ru. (accessed 20.05.2013]

9. Proekt «Koncepciya razvitiya bibliotechnogo dela v Rossiiskoi Federacii do 2015 goda» [The project «Concept of development of libraries in the Russian Federation till 2015»]. Available at: www.eos.ru (accessed 19.05.2013)

10. ShkoVnaya biblioteka kak prostranstvo bezopasnogo Interneta. Analiticheskaya stat'ya [The school library as a space of the safe Internet. Analytical article]. Available at: http://imc.glazov-edu.ru (accessed 25.05.2013)

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.