Научная статья на тему 'Информационная безопасность как фактор государственной политики в области семейных отношений'

Информационная безопасность как фактор государственной политики в области семейных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / КРИЗИС СЕМЬИ / ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ / FAMILY LAW / FAMILY CRISIS / LITERACY / ADVOCACY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жевак Ирина Николаевна, Гусев Владимир Геннадьевич

Статья посвящена насущным проблемам семейного права. Авторы предлагают способ обеспечения доступа граждан к последним достижениям психологии в кризисной ситуации, предшествующей распаду семьи. Целью является повышение психологической грамотности населения, сохранение семей, защита интересов детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY AS A FACTOR OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF FAMILY RELATIONS

The article focuses on the pressing issues of family law. The authors offer a way to ensure public access to the latest developments in the psychology of the crisis preceding the dissolution of the family. The aim is to increase the psychological literacy, to prevent family dissolution, to protect the rights of children.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность как фактор государственной политики в области семейных отношений»

УДК 349

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

©Жевак Ирина Николаевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

Ш zhevakirina@rambler.ru

© Гусев Владимир Геннадьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, Саратовская государственная юридическая академия.

И yuectdf@yandex.ru

Статья посвящена насущным проблемам семейного права. Авторы предлагают способ обеспечения доступа граждан к последним достижениям психологии в кризисной ситуации, предшествующей распаду семьи. Целью является повышение психологической грамотности населения, сохранение семей, защита

интересов детей

Ключевые слова: семейное право, кризис семьи, грамотность населения, защита интересов детей.

И

Информационная безопасность - это . состояние защищённости информационной среды. Однако в области семейных отношений информационную безопасность следует рассматривать не только как защищённость от негативного воздействия деструктивных установок, учений, тенденций, но и как укрепление традиционных ценностей, содействующих сохранению семьи и благополучию её членов.

В любом обществе благополучие семьи как института составляет основу устойчивости и преемственности государства. Поэтому протекционистская политика государства по отношению к семье вполне оправдана и необходима для обеспечения достойного уровня жизни.

Брачный союз - регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи. По общему признанию учёных, семья является основным институтом общества [1, с. 52-59]. В свою очередь, к этому понятию относятся и частные, такие как институт брака, родства, материнства и отцовства, собственности, институт социальной защиты детства и опеки и т. д. Исследователи рассматривают семью в трёх различных аспектах:

1) как исторически сложившуюся в данном обществе систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми;

2) как малую группу, структурную единицу общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Этот союз направлен на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей, а также создания условий, благоприятных для развития и самореализации каждого его члена;

3) как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения [2, с. 18].

Семья как социальный институт органически связана с обществом, поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья - это сфера межличностных отношений со своими закономерностями и предназначениями. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого функции семьи можно рассматривать как социальные (ориентированные на общество) и индивидуальные (относительно личности).

Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12)

Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, значение семьи глубоко исторично, отражает социально-экономические условия жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций, иерархия.

Таким образом, имеется взаимное влияние общества, государства и семьи. В этой связи государство может и должно проводить конструктивную политику, направленную на сохранение семьи, устанавливать собственные приоритеты и реализовывать их в области брач-но-семейных отношений.

Времена, когда развод был редкостью и повсеместно осуждался, остались в далеком прошлом. С 70-х гг. ХХ в. количество разводов в России составляет не менее 140 тыс. в год.

Статистика, которая ведётся в ЗАГСах страны, является неутешительной. Год от года в обществе падает популярность зарегистрированного брака. Разница между количеством браков и разводов в России с каждым годом сокращается. В современном обществе в моде гражданский брак. Но многие люди не учитывают того, что гражданский брак не наделяет супругов практически никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Количество разводов в России в 2010 г. составляет 639 321 на 1 215 066 браков [3]. Таким образом, процент расторжения браков в России за 2010 г. составил 52,61%.

Демографы объясняют такую печальную статистику тем, что в 2010 г. наступил брачный возраст юношей и девушек, рождённых в начале 1990-х гг. Этот период отличился крайне низкой рождаемостью, поэтому количество зарегистрированных браков в 2010 г. стало меньше. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными, поэтому уклонялись от рождения детей. Тем не менее это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России распадаются.

Продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в 2010 г. составила около года.

Специалисты-социологи Астраханской области выявили основные причины разводов.

1. Алкоголизм и наркомания. Эта причина является наиболее распространенной и вызывает распад 41% браков.

2. Отсутствие собственного жилья. По этим обстоятельствам разводятся около 26% супружеских пар.

3. Вмешательство родственников в семейную жизнь вызывает около 14% разводов.

4. Невозможность завести ребёнка - 8% прекращения супружества.

5. Длительное раздельное проживание -6% расторгнутых браков.

6. Тюремное заключение - 2% разводов.

7. Длительная болезнь супруга или супруги - 1% от общего количества распада семей [4].

Процедура развода в России является достаточно простой. Супругами либо одним из них пишется заявление на развод. Расторгнуть брак можно в отделении ЗАГСа либо в суде. В ЗАГСе развестись можно лишь при обоюдном желании супругов и в том случае, когда у них нет несовершеннолетних детей. Вместе с заявлением супруги предоставляют в ЗАГС свои паспорта, свидетельство о браке и квитанцию на оплату госпошлины на развод. Оплату госпошлины можно произвести в банке. Через месяц (положенный срок на обдумывание) супруги получают свидетельство о разводе и отметку в паспорте, что брак расторгнут. При наличии несовершеннолетних детей бракоразводный процесс осуществляется только в судебном порядке.

Развод - сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое никогда не проходит для супругов бесследно.

Между тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает всё для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнении о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь.

Следует вспомнить одну мудрую мысль А. Моруа: «Удачный брак - это строение, которое всегда нужно реконструировать». Счастливая семья - это усилия и ещё раз усилия, неустанная работа души и ума, которые необходимо прилагать обоим супругам постоянно, не забывая ни на минуту о том, что вознаграждением за них будут эмоциональное тепло, поддержка, забота и взаимопонимание в семье.

Очень большую роль в жизни ребёнка играет развод родителей. Ребёнок просто ещё не понимает, что человека нельзя винить в утрате любви. Многие дети начинают обвинять себя в том, что родители расходятся. Непонимание зачастую приводит к психологическим травмам на всю жизнь. Другой не менее важной проблемой для ребёнка является выбор того родителя, с которым он хочет остаться.

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разрыву.

Распад семьи тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают своё раздражение более непосредственно. Большинство из них успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение 5-ти лет после развода или ещё дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак.

Кроме этого, определённая доля пар, несмотря на проблемы во взаимоотношениях, решают сохранить семью из-за общности быта, жилплощади либо ради детей. На ребёнка негативное влияние оказывает не столько развод, сколько неблагополучные отношения в семье, и родители, решая сохранить семью, в первую очередь должны направлять свои усилия на разрешение противоречий во взаимоотношениях.

По результатам исследований социологов, можно выделить факторы, при совпадении которых люди склонны сохранять брак независимо от возникающих трудностей и непредвиденных ситуаций:

1) они стали супругами не моложе двад-цати-двадцати одного года;

2) оба выросли в стабильной семье с двумя родителями;

3) хорошо обеспечены и имеют примерно одинаковое образование;

4) имеют хорошую работу и стабильный доход;

5) живут в маленьком городке или на ферме;

6) не имели сожителя и не забеременели до брака;

7) одного вероисповедания [5, с. 87-93; 6, с. 18-19].

Основным же сдерживающим от развода фактором является изначальное отношение каждого из супругов к браку как к «вечному, что будет один на всю жизнь». В противном случае брачный союз воспринимается как временное явление, которое может быть отменено, «если что-либо перестанет устраивать», а такая установка не способствует возникновению у супругов стремления сохранять отношения.

Таким образом, государство в интересах общества в целом и отдельных граждан обязано предпринимать целенаправленные конструктивные усилия с целью предотвращения «поспешных» разводов.

Государство должно обеспечить информационный доступ граждан к достижениям психологии в целях сохранения семьи, особенно в такой кризисной ситуации, которой является разногласия супругов, приводящие к разводу.

Представляется, что в качестве одной из форм протекционистской политики государ-

ства относительно сохранения семьи могут являться следующие мероприятия.

Гражданин, состоящий в зарегистрированном браке и желающий развестись, прежде, чем подать заявление о расторжении брака в суд, или супруги прежде, чем подать заявление о расторжении брака в ЗАГС, обязаны оплатить и прослушать специальный курс лекций о психологии брачно-семейных отношений. Любой добросовестный психолог, специализирующийся на семейных взаимоотношениях, найдёт, что сказать по этой теме. Содержание курса должно включать классические, признанные концепции, а также новейшие достижения психологии. Необходимо донести до слушателей печальную статистику запоздалых сожалений бывших супругов о разводах, привести примеры кратких и долгосрочных последствий развода для психики детей (как младенцев, так и подростков), поднять слушателей над сиюминутными ощущениями оскорблённого самолюбия. Очевидно, что психолог, проводящий занятия, должен учитывать национальные особенности характера слушателей, модели семьи, религиозные взгляды слушателей. Целесообразно на официальном уровне согласовать содержание данного курса, подготовить методические пособия, снять фильмы на данную тематику. Необходимо дать возможность слушателям задавать вопросы и предоставлять им углублённые консультации по интересующим их проблемам.

Предоставление услуг психолога в данном направлении возможно либо путём лицензирования тех или иных организаций, оказывающих услуги психолога, либо посредством размещения государственного или муниципального заказа, либо путём набора в штат ЗАГСа психологов.

Необходим строжайший государственный надзор с тем, чтобы обязанность прослушивания курса лекций не превращалась в профанацию, в формальную оплату курса как ещё одной «госпошлины» при намерении расторгнуть брак. Недопустимы уклонения лиц, намеревающихся развестись, от прослушивания спецкурса. Компетентные органы под угрозой лишения лицензии, прекращения контракта, увольнения психолога за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей отвечают за качество лекций и посещение их гражданами, намеревающимися развестись.

Позитивным результатом от введения данного обязательного курса лекций будет не только увеличение числа рабочих мест, но в первую очередь - сохранение сотен и тысяч семей. Узнав, что их проблемы не являются неразрешимыми, новыми или оригинальными, а в новом браке они возникнут вновь в той или иной форме, что существуют способы их разре-

Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12)

шения и над любыми человеческими отношениями необходимо трудиться, многие супруги найдут выход из казавшейся им ранее безвыходной ситуации, силы и способы примириться,

сохранить семью, улучшить психологический климат в собственном доме.

Материалы поступили в редакцию 11.04.2012 г.

Библиографический список (References)

1. Райгородский Д. Я. Психология семьи [Текст]. - Самара : Бахрах-М, 2002. - ISBN

5-94648-005-7.

2. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики [Текст]. - М. : Наука, 1989.

3. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/population/demography/# (дата обращения: 10.02.2012).

4. Региональный интернет-портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asip.ru/page. php?id=6110 (дата обращения: 10.02.2012).

5. Радугин А. А. Социология [Текст] : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - М. : Библионика. - 2004. - ISBN 5-98685-002-5.

6. Пахомова Е. И. Можно ли говорить о кризисе семьи? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2006. - № 1 (77). - ISSN 1815-8617.

1. Rajgorodskij D. Ja. Psihologija sem'i. Samara . Bahrah-M, 2002. ISBN 5-94648-005-7.

2. Mackovskij M. S. Sociologija sem'i. Problemy teorii, metodologii i metodiki. M. Nauka, 1989.

3. Sajt federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ population/demography/# (data obrashhenija: 10.02.2012).

4. Regional'nyj internet-portal [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.asip.ru/page.php?id=6110 (data obrashhenija: 10.02.2012).

5. Radugin A A., Radugin K. A. Sociologija : kurs lekcij. M. Biblionika. 2004. ISBN 5-98685-002-5.

6. Pahomova E. I. Mozhno li govorit' o krizise sem'i? Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2006. № 1 (77). ISSN 1815-8617.

УДК 316.354:351/354

ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ОБМЕН В ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Кузнецов Андрей Геннадиевич

доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук, профессор кафедры социальных коммуникаций, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХ и ГС.

И strekozzzzza@mail.ru

В работе рассматриваются социологические аспекты интерпретации механизмов власти и социального обмена, анализируются перспективы их исследования в контексте становления и развития теории информационного общества.

Ключевые слова: социология, теория информационного общества, культура, информация, власть, социальный обмен, социальные явления и процессы, социальное поведение, социальная структура, социальное взаимодействие.

Вначале XX в. в научный оборот вошла и стала популярным инструментом социологического анализа теория информационного общества, рассматривающая средства

информации в качестве основополагающего стимула и источника социального развития [1, с. 217]. Несмотря на свою популярность и эвристическую ценность, как отмечают эксперты,

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.