Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
162
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Афонина И.С., Исаева Т.С., Буйная Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ»

Афонина И.С. студент 4 курса Исаева Т.С. студент 4 курса Буйная Е.В., к.э.н. научный руководитель, доцент

СПД

институт и экономики и управления Кузбасский государственный технический университет

имени Т.Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ На сегодняшний день автоматизированные системы (АС) играют ключевую роль в обеспечении эффективного выполнения бизнес-процессов как коммерческих, так и государственных предприятий. Вместе с тем повсеместное использование АС для хранения, обработки и передачи информации приводит к повышению актуальности проблем, связанных с их защитой. Подтверждением этому служит тот факт, что за последние несколько лет, как в России, так и в ведущих зарубежных странах имеет место тенденция увеличения числа информационных атак, приводящих к значительным финансовым и материальным потерям.

Практически любая АС может выступать в качестве объекта информационной атаки, которая может быть определена как совокупность действий злоумышленника, направленная на нарушение одного из трёх свойств информации - конфиденциальности, целостности или доступности. Рассмотрим эти свойства более подробно. Свойство конфиденциальности позволяет не давать права на доступ к информации или не раскрывать ее неполномочным лицам, логическим объектам или процессам. Характерным примером нарушения конфиденциальности информации является кража из системы секретной информации с целью её дальнейшей перепродажи. Целостность информации подразумевает её способность не подвергаться изменению или уничтожению в результате несанкционированного доступа.

Для реализации информационной атаки нарушителю необходимо активизировать уязвимость АС. Под уязвимостью принято понимать слабое место АС, на основе которого возможна успешная реализация атаки. Примерами уязвимостей АС могут являться: некорректная конфигурация сетевых служб АС, наличие ПО без установленных модулей обновления, использование нестойких к угадыванию паролей, отсутствие необходимых средств защиты информации и др [1].

Уязвимости являются основной причиной возникновения информационных атак. Наличие самих слабых мест в АС может быть обусловлено самыми различными факторами, начиная с простой халатности сотрудников, и заканчивая преднамеренными действиями

злоумышленников.

Уязвимости АС могут быть внесены как на технологическом, так и на эксплуатационном этапах жизненного цикла АС. На технологическом этапе нарушителями могут быть инженерно-технические работники, участвующие в процессе проектирования, разработки, установки и настройки программно-аппаратного обеспечения АС.

Уязвимости могут использоваться злоумышленниками для реализации информационных атак на ресурсы АС. Согласно разработанной классификации любая атака в общем случае может быть разделена на четыре стадии:

• стадия рекогносцировки. На этом этапе нарушитель осуществляет сбор данных об объекте атаки, на основе которых планируются дальнейшие стадии атаки. Примерами такой информации являются: тип и версия операционной системы (ОС), установленной на узлах АС, список пользователей, зарегистрированных в системе, сведения об используемом прикладном ПО и др. При этом в качестве объектов атак могут выступать рабочие станции пользователей, серверы, а также коммуникационное оборудование АС;

• стадия вторжения в АС. На этом этапе нарушитель получает несанкционированный доступ к ресурсам тех узлов АС, по отношению к которым совершается атака;

• стадия атакующего воздействия на АС. Данный этап направлен на достижение нарушителем тех целей, ради которых предпринималась атака. Примерами таких действий могут являться нарушение работоспособности АС, кража конфиденциальной информации, хранимой в системе, удаление или модификация данных системы и др. При этом атакующий может также осуществлять действия, которые могут быть направлены на удаление следов его присутствия в АС;

• стадия дальнейшего развития атаки. На этом этапе выполняются действия, которые направлены на продолжение атаки на ресурсы других узлов АС.

Информационные атаки могут быть классифицированы как внешние или внутренние. Внешние сетевые атаки проводятся извне АС, т.е. с тех узлов, которые не входят в состав системы. Примером внешней сетевой атаки являются вторжение нарушителя в ЛВС из сети Интернет. Внутренние атаки проводятся изнутри АС с одного из её серверов или рабочих станций. В качестве примера такой атаки можно привести действия сотрудника компании, направленные на утечку конфиденциальной информации.

Последствия, к которым могут привести информационные атаки, могут по-разному рассматриваться исходя из той или иной ситуации. Так, например, одно и тоже последствие атаки может сводиться к искажению системного файла на сервере для системного администратора, в то время как для руководителя компании - приостановкой одного из важнейших бизнес-процессов предприятия. Последствия информационных атак могут

воздействовать на аппаратное, общесистемное или прикладное программное обеспечение, а также на информацию, которая хранится в АС. Так, например, воздействие на аппаратное обеспечение может быть направлено на несанкционированное изменение памяти микросхемы BIOS, расположенной на материнской плате инфицированного компьютера. В результате такой атаки может быть изменён пароль доступа к настройкам BIOS или полностью искажено содержимое памяти BIOS, что приведёт к блокированию возможности загрузки компьютера. Восстановление работоспособности хоста в этом случае может потребовать перепрограммирования памяти BIOS.

В настоящее время существует большое количество организационных и технических мер защиты, которые могут использоваться для защиты от информационных атак. организационные и технические. Организационные средства связаны с разработкой и внедрением на предприятиях нормативно-правовых документов, определяющих требования к информационной безопасности АС. Примерами таких документов являются политика и концепция обеспечения информационной безопасности, должностные инструкции по работе персонала с АС и т.д. Технические же средства защиты АС реализуются при помощи соответствующих программных, аппаратных или программно-аппаратных комплексов.

На сегодняшний день можно выделить следующие основные виды технических средств защиты:

• средства криптографической защиты информации;

• средства разграничения доступа пользователей к ресурсам АС;

• средства межсетевого экранирования;

• средства анализа защищённости АС;

• средства обнаружения атак;

• средства антивирусной защиты;

• средства контентного анализа;

• средства защиты от спама.

Средства разграничения доступа предназначены для защиты от несанкционированного доступа к информационным ресурсам системы. Разграничение доступа реализуется средствами защиты на основе процедур идентификации, аутентификации и авторизации пользователей, претендующих на получение доступа к информационным ресурсам АС.

На этапе собственной идентификации пользователь предоставляет свой идентификатор, в качестве которого, как правило, используется регистрационное имя учётной записи пользователя АС. После представления идентификатора, проводится проверка того, что этот идентификатор действительно принадлежит пользователю, претендующему на получение доступа к информации АС. Для этого выполняется процедура аутентификации, в процессе которой пользователь должен предоставить аутентификационный параметр, при помощи которого подтверждается принадлежность идентификатора пользователю. В качестве параметров

аутентификации могут использоваться сетевые адреса, пароли, симметричные секретные ключи, цифровые сертификаты, биометрические данные (отпечатки пальцев, голосовая информация) и т.д. Необходимо отметить, что процедура идентификации и аутентификации пользователей в большинстве случаев проводится одновременно, т.е. пользователь сразу предъявляет идентификационные и аутентификационные параметры доступа.

В случае успешного завершения процедур идентификации и аутентификации проводится авторизация пользователя, в процессе которой определяется множество информационных ресурсов, с которыми может работать пользователь, а также множество операций которые могут быть выполнены с этими информационными ресурсами АС. Присвоение пользователям идентификационных и аутентификационных параметров, а также определение их прав доступа осуществляется на этапе регистрации пользователей в АС [2].

Средства анализа защищённости выделены в представленной выше классификации в обособленную группу, поскольку предназначены для выявления уязвимостей в программно-аппаратном обеспечении АС. Системы анализа защищённости являются превентивным средством защиты, которое позволяет выявлять уязвимости при помощи анализа исходных текстов ПО АС, анализа исполняемого кода ПО АС или анализа настроек программно-аппаратного обеспечения АС.

Средства антивирусной защиты предназначены для обнаружения и удаления вредоносного ПО, присутствующего в АС. К таким вредоносным программам относятся компьютерные вирусы, а также ПО типа "троянский конь", "spyware" и "adware".

Средства защиты от спама обеспечивают выявление и фильтрацию незапрошенных почтовых сообщений рекламного характера. В ряде случаев для рассылки спама используется вредоносное программное обеспечение, внедряемое на хосты АС и использующее адресные книги, которые хранятся в почтовых клиентах пользователей. Наличие спама в АС может привести к одному из следующих негативных последствий:

• нарушение работоспособности почтовой системы вследствие большого потока входящих сообщений. При этом может быть нарушена доступность как всего почтового сервера, так и отдельных почтовых ящиков вследствие их переполнения. В результате пользователи АС не смогут отправлять или получать сообщения при помощи почтовой системы организации;

• реализация "phishing"-атак, в результате которых пользователю присылается почтовое сообщение от чужого имени с просьбой выполнить определённые действия. В таком сообщении пользователя могут попросить запустить определённую программу, ввести своё регистрационное имя и пароль или выполнить какие-либо другие действия, которые могу помочь злоумышленнику успешно провести атаку на информационные ресурсы АС

• снижение производительности труда персонала вследствие необходимости ежедневного просмотра и ручного удаления спамовских сообщений из почтовых ящиков.

Системы обнаружения атак представляют собой специализированные программные или программно-аппаратные комплексы, предназначенные для выявления информационных атак на ресурсы АС посредством сбора и анализа данных о событиях, регистрируемых в системе. Система обнаружения атак включает в себя следующие компоненты:

• модули-датчики, предназначенные для сбора необходимой информации о функционировании АС. Иногда датчики также называют сенсорами;

• модуль выявления атак, выполняющий анализ данных, собранных датчиками, с целью обнаружения информационных атак;

• модуль реагирования на обнаруженные атаки;

• модуль хранения данных, в котором содержится вся конфигурационная информация, а также результаты работы средств обнаружения атак;

• модуль управления компонентами средств обнаружения атак.

Комплексный подход к защите от информационных предусматривает

согласованное применение правовых, организационных и программно-технических мер, перекрывающих в совокупности все основные каналы реализации вирусных угроз. В соответствии с этим подходом в организации должен быть реализован следующий комплекс мер:

• меры по выявлению и устранению уязвимостей, на основе которых реализуются угрозы. Это позволит исключить причины возможного возникновения информационных атак;

• меры, направленные на своевременное обнаружение и блокирование информационных атак;

• меры, обеспечивающие выявление и ликвидацию последствий атак. Данный класс мер защиты направлен на минимизацию ущерба, нанесённого в результате реализации угроз безопасности.

Важно понимать, что эффективная реализация вышеперечисленных мер на предприятии возможна только при условии наличия нормативно-методического, технологического и кадрового обеспечения информационной безопасности.

Нормативно-методическое обеспечение информационной

безопасности предполагает создание сбалансированной правовой базы в области защиты от угроз. Для этого в компании должен быть разработан комплекс внутренних нормативных документов и процедур, обеспечивающих процесс эксплуатации системы информационной безопасности. Состав таких документов во многом зависит от размеров самой организации, уровня сложности АС, количества объектов защиты и т.д. Так, например, для крупных организаций основополагающим нормативным документом в области защиты информации должна быть

концепция или политика безопасности. В рамках кадрового обеспечения информационной безопасности в компании должен быть организован процесс обучения сотрудников по вопросам противодействия информационным атакам. В процессе обучения должны рассматриваться как теоретические, так и практические аспекты информационной защиты. При этом программа обучения может составляться в зависимости от должностных обязанностей сотрудника, а также от того к каким информационным ресурсам он имеет доступ [3].

В настоящее время успешная работа предприятий, использующих те или иные информационные системы, зависит от того насколько хорошо они защищены от возможных угроз безопасности. Это позволяет утверждать, что проблема защиты информации является сегодня одной из наиболее злободневных и актуальных. В данной статье были рассмотрены основные понятия информационной безопасности, а также дано общее функциональное назначение основных типов средств защиты, представленных на рынке информационной безопасности.

Использованные источники:

1. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015г.

2. Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность: Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. - М.: Форум, 2015г.

3. Норенков, И.П. Автоматизированные информационные системы: Учебное пособие / И.П. Норенков. - М.: МГТУ им. Баумана, 2015г.

Ахметова Э.Р. старший преподаватель Сафин И.Д. студент 4-го курса экономический факультет Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г. Уфа ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи: рассмотрены плюсы и минусы ЕСХН.

Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость, налоговая система, налоговая ставка, налоговое регулирование, налоговые льготы, налоговый кодекс, налогоплательщики.

Современная российская налоговая система сельского хозяйства сформировалась путем заимствования применяемых в других странах подходов к налогообложению и их совмещения с существующими в плановой экономике.

При этом, вводя основные положения трансформируемой налоговой системы, ее разработчики во многом ориентировались на потребности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.