Научная статья на тему 'Информационная безопасность'

Информационная безопасность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1906
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Метелев И.С. к.э.н Устинов А.Ю.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Информационной безопасности в современной России стоит так же остро, как и вопросы динамичного экономического развития и интеграции в мировое сообщество. Информация, наряду с финансовыми и природными ресурсами, является важнейшим фактором конкурентоспособности страны на международной арене. До недавнего времени проблемам информационной безопасности внутри страны и во внешнем пространстве уделялось крайне мало внимания.

В связи с этим в последние годы органами законодательной и исполнительной власти России были приняты законы и подзаконные акты по вопросам защиты государственной тайны, обеспечение сохранности информационных ресурсов государства, их рационального использования, регламентации международного информационного обмена.

К российским законам, регулирующим информационную безопасность в нашей стране относятся: Конституция Российской федерации, Федеральный закон «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», и т.д.

Особенно следует выделить принятие «Доктрины информационной безопасности РФ», разработанной Советом Безопасности РФ и подписанной президентом РФ В.В. Путиным 9 сентября 2000 года. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также служит основой для формирования государственной политики в области информационной безопасности.

По мнению одних специалистов «информационная безопасность» это:

- состояние защищенности информационного пространства, обеспечивающее его формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства;

- состояние инфраструктуры системы (объекта, государства), при котором информация используется строго по назначению и не оказывает негативного воздействия на систему (объект, государство) при ее использовании;

- состояние информации, при котором исключается или существенно затрудняется нарушение таких ее свойств, как секретность, целостность.

В Доктрине Информационной безопасности РФ сказано, что «под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

В информационной безопасности должны быть четко обозначены два ее составляющих аспекта:

- информационно-технический — защита, контроль и соблюдение законности и правопорядка в телекоммуникационной сфере (защита от: несанкционированного доступа, хакерских взломов компьютерных сетей и сайтов, логических бомб, компьютерных вирусов и вредоносных программ, несанкционированного использования частот, радиоэлектронных атак и пр.);

- информационно-психологический защита психики общества и государства от негативного информационного воздействия.

Другими словами, приоритетной задачей государства в сфере информационной безопасности, является защита информации от несанкционированной обработки с целью влияния на процесс принятия решения отдельной личностью или обществом в целом. К угрозам информационной безопасности следует отнести:

- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

- угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка

в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

- По мнению прогрессивных ученых, исследующих проблемы информационного развития цивилизации, кровопролитные войны вскоре уступят место «информационному противоборству», в котором информация является главным оружием, ресурсом и целью.

Концепция информационной войны предполагает 4 этапа:

1. подавление элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение командных пунктов и системы управления войсками), электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);

2. получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям за счет специально внедренных в помещения технических средств, электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);

3. осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам путем использования программно-аппаратных средств прорыва защитных телекоммуникационных систем противника с последующим искажением, уничтожением, хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем (война «хакеров»);

4. формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям информационного взаимодействия дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война).

Если исключить первый этап, то данная концепция может быть легко применена и в мирное время. По моему мнению, концепция информационной безопасности России должна предусматривать возможность осуществлять подобные действия в отношении потенциальных врагов и умение противостоять таким действиям.

Можно выделить следующие сферы информационного противоборства: политическая, дипломатическая, финансово-экономическая, военная, технологическая, социальная, идеологическая.

Вопросы информационной безопасности являются ключевыми для обеспечения порядка и равноправия в информационном обществе. Само информационное общество необходимо рассматривать как совокупность информационных ресурсов, систему формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

Ещё одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере заключается в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. В этих целях необходимо:

- повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности;

- систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

- интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

- обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Важным направлением развития информационной безопасности должен являться социально психологический аспект. Стратегия обеспечения информационно психологического аспекта безопасности России представляет собой долгосрочную программу действий во внутренней и во

внешней информационной среде, согласованную по целям, задачам, условиям, месту, времени, средствам и ресурсам.

В основу данной концепции должен лечь принцип информация стратегический ресурс, а концепция исходить из следующих постулатов:

- свобода слова, независимость СМИ и свобода печати основа гражданского общества;

- СМИ должны работать на благо своего общества и государства;

- властям следует, в доступной степени, с помощью информационных технологий, управлять СМИ в своей стране, иначе это будут делать другие государства.

Кроме того, важным аспектом информационно-психологической безопасности является защита от скрытого информационного воздействия. Специалисты выделяют здесь два основных метода:

- введение информации в неосознаваемые зоны памяти, используя внушение, разъяснение, обучение в диссоциированном состоянии и т.п;

- обеспечение прямого доступа в память путем либо изменения состояния сознания, либо даже его отключения.

В заключении хотелось бы отметить, что все те проблемы, которые свойственны России в целом, характерны и для её регионов в отдельности. Например, одна из важнейших проблем для российских регионов заключается в самоидентификации, создании собственного имиджа, за исключением, пожалуй, Москвы. Создание привлекательного имиджа необходимо для успешного экономического развития. Например, иностранные инвесторы долгое время не хотели вкладывать деньги в Санкт-Петербург, именуя его «криминальной столицей» России. Руководителям города пришлось приложить немалые усилия, чтобы сформировать новый положительный образ города. Борьба со стереотипами тоже является составной частью информационной безопасности России.

Литература

1. Зульфугарзаде Т.Э., Тамбовцев Е.Е. Современные проблемы квалификации наиболее распространенных интернет-преступлений - Красноярск, 2005. С. 217-221.

2. Соловьев А. А., Метелев С. Е., Федоров А. Э. Защита информации и информационная безопасность. - Омск, 2011.

3. Шарипова Н.А. Интернет как инструмент конкурентной разведки // Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 8. С. 105-108.

4. Шарипова Н.А. Информационное обеспечение направлений маркетинговой деятельности предприятия //Сибирский торгово-экономический журнал. 2012. № 16. С. 83-87.

5. Шарипова Н.А. Информационное обеспечение территориального бренда - В сборнике: Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков (I Манякинские чтения). Омск, 2012. С. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.