Научная статья на тему 'Информационная база поддержки стратегических управленческих решений'

Информационная база поддержки стратегических управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1070
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саранцева Е. Г., Давыдова В. В.

В статье рассматривается необходимость формирования информационной базы поддержки стратегических управленческих решений на предприятии. Отмечается необходимость разработки для предприятия системы показателей, способной достоверно и полно характеризовать экономический потенциал и рыночную ориентацию хозяйствующего субъекта, учитывающую особенности деятельности предприятия и его стратегические цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная база поддержки стратегических управленческих решений»

УДК 336.717

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Е. Г. САРАНЦЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и учета E-mail: Sarantseva@bk. ru В. В. ДАВЫДОВА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и учета E-mail: Sarantseva@bk. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

В статье рассматривается необходимость формирования информационной базы поддержки стратегических управленческих решений на предприятии. Отмечается необходимость разработки для предприятия системы показателей, способной достоверно и полно характеризовать экономический потенциал и рыночную ориентацию хозяйствующего субъекта, учитывающую особенности деятельности предприятия и его стратегические цели.

Ключевые слова: управленческий учет, стратегический управленческий учет, внешняя среда, внутренняя среда, информационное поле.

Управленческий учет в условиях глобализации экономики и акцентированное™ на инновации с целью закрепления на рынке и захвата определенного сегмента рынка должен быть направлен на формирование соответствующей информации, необходимой для принятия обоснованных стратегических управленческих решений.

Цели и задачи стратегического управленческого учета сконцентрированы в определении

понятия «стратегический управленческий учет». У разных авторов эти цели и задачи различны, и содержание понятия «стратегический управленческий учет» при этом неоднозначно.

Несмотря на большое внимание, которое уделяется стратегическому управленческому учету, некоторые вопросы нуждаются в доработке. Одним из них является вопрос информационной поддержки принятия стратегических управленческих решений.

Ряд авторов определяют стратегический управленческий учет как предоставление и анализ информации о рынках, о затратах конкурентов, о структуре затрат и мониторинг стратегии предприятия и стратегий конкурентов на этих рынках в течение ряда периодов, а также предоставление информации, обеспечивающей поддержку принятия решений стратегического характера (Дж. Иннз, М. Бромвич).

Некоторые специалисты связывают определение стратегического управленческого учета с

ориентацией на внешнюю среду. Так, по мнению К. Симмондза, стратегический управленческий учет — это обеспечение и анализ данных управленческого учета о компании, ее конкурентах для использования при разработке и контроле за реализацией экономической стратегии, особенно относительно уровня и тенденций в части реальных затрат и цен, объема, доли рынка, потока денежных средств и требуемой доли общих ресурсов фирмы [11].

К. Уорд определяет стратегический управленческий учет как управленческий учет в контексте бизнес-стратегий, планируемых к внедрению, который должен отражать относительные финансовые результаты, достигнутые бизнесом по сравнению с конкурентами, поставщиками и, возможно, потребителями [7].

Как считают О. Е. Николаева и О. В. Алексеева, стратегический управленческий учет — это комплексное направление управленческого учета, ориентированное на процесс принятия долгосрочных решений, в рамках которого предполагается тщательный анализ внешней бизнес-среды, где предприятие осуществляет свою деятельность [5].

Оксфордский бухгалтерский толковый словарь определяет стратегический управленческий учет как систему, организованную так, чтобы было возможно сформировать информацию, в которой менеджмент нуждается для осуществления долгосрочных стратегических решений в отличие от более традиционного подхода для принятия тактических решений.

К. Друри утверждает, что стратегический управленческий учет обеспечивает информацией о рыночных перспективах существующих продуктов, о цикле долговечности продукта и о портфеле продуктов [2]. При этом он считает необходимым не ограничиваться рамками компании; выявлять преимущества компании по сравнению с конкурентами. Сопоставление с внешними организациями помогает объяснить текущие относительные изменения объемов продаж, прибылей и денежных потоков, а также может способствовать более эффективному принятию финансовых стратегических решений в рамках системы учета затрат.

Акцент на конкурентах делает и Р. Паркер в толковом бухгалтерском словаре, определяя стра-

тегический управленческий учет как сбор и анализ информации о рынках сбыта предприятия, о затратах конкурентов, изучение структуры затрат и мониторинга стратегии фирмы и ее конкурентов на этих рынках.

Ч. Т. Хорнгрен, Дж. К. Шим и Дж. Г. Сигел, В. Ф. Палий и Р. В. Вилл не выделяют стратегический управленческий учет как отдельное направление. Однако Ч. Т. Хорнгрен многие вопросы рассматривает не только в условиях неизменной среды, но и в условиях неопределенности. Говоря о бюджетировании, он дает следующее определение стратегического анализа: стратегический анализ показывает, как организация наилучшим образом может комбинировать свои мощности с возможностями занятого ею рынка. Его результаты используются для решения вопросов: какой рынок занимает продукция предприятия — локальный, региональный, национальный, международный; каковы тенденции на этих рынках; какая организационная и финансовая структура наилучшим образом соответствуют компании; каковы риски альтернативных стратегий [10].

В. Ф. Палий и Р. Вандер Вил используют понятие «стратегические расходы» для определения деятельности, которая ведется в расчете на радикальные изменения в объеме или в типе изделий, методах работы, объеме бизнеса, сегментации рынка, рыночной доли или других показателях конкурентоспособности, которые обеспечивают резкий прорыв, необходимый для роста бизнеса [8].

Анализ различных интерпретаций стратегического управленческого учета показал, что многие авторы, определяя его сущность, основное внимание обращают на его внешнюю направленность. В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные трактовки понятия «стратегический учет».

Так, В. И. Ткач, О. Н. Гончаренко считают, что объектами стратегического учета являются: ситуационные блоки центров ответственности и сегментов деятельности; ситуационные блоки управленческого финансового учета [1].

В. Б. Ивашкевич определяет стратегический учет как интеграцию прогнозных, плановых и учетно-аналитических функций; оценку результатов текущей и будущей деятельности, финансового состояния и производственного потенциала

организации; разработку нескольких вариантов стратегии развития организации и выбор наиболее оптимального из них; учет факторов времени, капитала, доходности и риска. Целью стратегического учета является обеспечение эффективного функционирования, выживаемости организации на сравнительно длительную перспективу [3].

А. М. Карминский утверждает, что стратегический учет — один из источников информации в стратегическом контроллинге [4].

Стратегический управленческий учет обеспечивает информацией о рыночных перспективах существующих продуктов. Данный анализ должен выявлять конкурентные преимущества компании по сравнению с иными компаниями.

Анализируя приведенные определения, можно сделать следующие выводы:

— стратегический управленческий учет является информационной системой;

— стратегический управленческий учет ориентирован на процесс принятия стратегических управленческих решений;

— стратегический управленческий учет не только предоставляет информацию о внутренней среде предприятия, но и уделяет особое внимание информации о внешней среде.

Следовательно, стратегический управленческий учет можно определить как комплексную учетно-аналитическую систему информационного обеспечения процесса стратегического управления предприятием, предназначенную для содействия разработке и реализации стратегии и направленную на принятие стратегических решений.

Стратегический управленческий учет направлен на информационную поддержку принятия стратегических решений, прогнозирование и организацию контроля, поэтому он не сводится только к системе учета, а направлен на:

— учетно-аналитическое обеспечение процесса стратегического управления предприятием;

— достижение поставленных стратегических целей и задач;

— достижение высоких финансовых результатов деятельности предприятия;

— укрепление конкурентной позиции и развитие конкурентных преимуществ предприятия.

Для информационной поддержки принятия

управленческих решений необходим экономический анализ, базой которого являются управленческий учет и отчетность. Содержание отчетных таблиц о предприятии должно отражать основные показатели, дающие возможность характеризовать результат работы хозяйствующего субъекта и определить факторы, предопределявшие этот результат, для ответа на центральные вопросы производственной структуры: что производить, каковы потребности рынка в этих продуктах (услугах, работах) и соотношение затрат и цен на товары. Для принятия стратегических решений нужна информационная база о состоянии внутренней и внешней среды. Модель взаимосвязи информационной базы внешней и внутренней среды предприятия представлена на рис. 1.

Для решения этих проблем нужны конкретные показатели. Их выбор зависит от целей и задач, которые ставит аналитик, но основные группы показателей, характеризующих экономический потенциал и рыночную ориентацию хозяйствующего субъекта, необходимо отражать во внутренней отчетности.

Основная особенность формирования системы стратегического управленческого учета и анализа на предприятии заключается в информационной поддержке стратегических решений на основе информационной инфраструктуры, которая должна обеспечивать руководство предприятия соответствующими показателями, отражающими результативность и эффективность деятельности предприятия. Информационная база при принятии стратегических управленческих решений представлена на рис. 2.

Информационное обеспечение является необходимым компонентом для принятия стратегических управленческих решений. Для его реализации требуется решение следующих задач:

— определение необходимой информации;

— создание системы сбора информации;

— структурирование информации.

В системе стратегического управленческого учета и анализа предприятия выделяются несколько направлений сбора информации: о внутреннем состоянии предприятия, о рынках, конкурентах, технологиях, т. е. информация о внутренней и внешней среде предприятия. Создание сбалансированной системы показателей эффективности

Рис. 1. Модель информационного поля внешней и внутренней среды

позволит увязать стратегические цели предприятия с оперативными планами предприятия.

Основа построения системы сбалансированных показателей была предложена Р. С. Капланом и Д. П. Нортоном и описана В. П. Суйцем [6]. При определении системы сбалансированных показателей следует учитывать качественные и количественные показатели. При этом экстенсивными факторами целесообразно считать объемы собственных и вовлеченных финансовых ресурсов. Интенсивность будут характеризовать показатели использования финансовых ресурсов: количество оборотов оборотных средств, рентабельность собственного капитала и др. Экономический анализ в системе стратегического управленческого учета позволит сформировать и проанализировать финансовые коэффициенты и показатели, определить результативность работы предприятия с целью принятия эффективных управленческих решений. В процессе анализа сравнение показателей производится по трем направлениям:

— сравнение фактических показателей предприятия текущего периода с предыдущими

периодами;

— сравнение показателей предприятия с конкурентами;

— сравнение показателей структурных подразделений предприятия между собой.

Анализ показателей по данным направлениям позволит сформировать полную картину вероятности достижения предприятием стратегического и конкурентного преимущества.

Показатели, входящие в систему сбалансированных показателей, могут классифицироваться по разным признакам, и их набор может варьироваться и зависеть от целей управления. В зависимости от целей управления их можно разделить на стратегические, оперативные, тактические показатели. Также показатели могут группироваться, исходя из значимости для принятия управленческих решений как наиболее значимые показатели для реализации стратегии предприятия и показатели частных процессов.

Основной проблемой является разработка для каждого предприятия такой системы показателей, которая способна достоверно и полно характе-

Рис. 2. Информационная база при принятии стратегических управленческих решений

ризовать экономический потенциал и рыночную ориентацию данного хозяйствующего субъекта, учитывающую особенности деятельности предприятия и его стратегические цели.

Особый интерес представляют показа -тели, отражающие цели в области финансов предприятия. Такими целями могут выступать увеличение инвестиционного потенциала предприятия, повышение доходности, ликвидности. Для оценки данной сферы деятельности целесообразно рассчитывать показатели, характеризующие прибыльность, ликвидность, затраты, структуру и оборачиваемость капитала, т. е. показатели, которые свидетельствуют

о росте потенциала предприятия, позволяют сопоставить прибыль предприятия с капиталом, отражают способность предприятия платить по своим обязательствам.

В. П. Суйц дает характеристику особенностей стратегического управленческого учета и, опираясь на разработки Р. С. Каплана и Д. П. Нортона, показывает систему сбалансированных показателей, которая охватывает и отражает все основные направления анализа деятельности хозяйствующего субъекта для выработки и принятия управленческих решений [6]. Однако методика и методы расчета показателей должны носить адресный характер для формирования

Таблица 1

Макроэкономические показатели развития внешней среды

Показатель Источник информации

Рост валового внутреннего продукта Статистические справочники

Рост доходов на душу населения в стране в целом и по сегментам рынка Статистические справочники

Темпы роста импорта и экспорта товаров данного назначения Статистические справочники, маркетинговые исследования

Стабильность налоговых ставок Статистические справочники

Темпы роста занятости населения в стране и конкретном регионе (по сегментам рынка данных товаров, работ и услуг) Статистические справочники

Таблица 2

Основные показатели развития предприятия

Показатель Источник информации

Основные средства, тыс. руб. Бухгалтерский баланс

Результаты исследований и разработок, тыс. руб. Бухгалтерский баланс

Запасы, тыс. руб. Бухгалтерский баланс

Численность персонала, чел. Статистическая отчетность

В том числе численность рабочих, чел.

Износ основных средств, % Статистическая отчетность, бухгалтерский баланс

Выручка от продажи продукции, тыс. руб. Отчет о финансовых результатах

Прибыль от продаж, тыс. руб. Отчет о финансовых результатах

Чистая прибыль, тыс. руб. Отчет о финансовых результатах

Активы, тыс. руб. В том числе оборотные, тыс. руб. Бухгалтерский баланс

Нераспределенная прибыль Бухгалтерский баланс

Чистые активы, тыс. руб. Бухгалтерский баланс

информации. Кроме того, система сформированных индикаторов, т. е. их выбор из показателей и методов, используемых в экономическом анализе деятельности хозяйствующего субъекта, зависит от решаемых задач.

На наш взгляд, основными являются показатели и их информационная база, приведенные в табл. 1.

В процессе анализа рекомендуется проследить темп изменения предложенных макроэкономических показателей развития внешней среды в динамике за 5 лет.

Потенциальные возможности развития хозяйствующего субъекта характеризуются динамикой (трендовый анализ) следующих показателей, представленных в табл. 2.

Целесообразно выделить и конкретизировать абсолютные и относительные показатели деятельности предприятия. В качестве абсолютных выступают выручка от продажи продукции, затраты на производство и реализацию продукции, прибыль от продажи, общая сумма активов, в том числе внеоборотные и оборотные, общая сумма

пассивов, в том числе собственный и заемный капитал предприятия, и т. д.

Расчет относительных показателей деятельности предприятия целесообразно проводить в рамках следующих основных показателей, приведенных в табл. 3. Целесообразно проследить динамику основных показателей деятельности предприятия за 5 лет.

Стратегия предприятия выражается в разработанных планах на перспективу и разработке «...ряда прогнозных документов — проектов будущего отчета о прибылях и убытках и баланса. Прогнозный отчет о прибылях и убытках представляет собой рабочий план для всей фирмы в целом, а прогнозный баланс отражает суммарное влияние предполагаемых будущих решений на финансовое состояние фирмы» [9].

Методика составления прогнозных планов и отчетов достаточно хорошо представлена в литературных источниках (В. П. Суйц и др.). Однако, на наш взгляд, для разработки качественных документов недостаточно информации по абсолютным значениям индикаторов. Необхо-

Таблица 3

Относительные показатели деятельности предприятия

Показатель Расчет

Фондоотдача Стоимость выпущенной продукции / Среднегодовая стоимость основных средств

Фондовооруженность Среднегодовая стоимость основных средств / Средняя списочная численность

Производительность труда Стоимость выпущенной продукции / Средняя списочная численность

Ставка доходности продаж Прибыль до налогообложения / Объем реализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставка доходности активов Прибыль до налогообложения / Актив баланса

Ставка доходности собственного капитала Прибыль до налогообложения / Собственный капитал

Оборачиваемость капитала Выручка от продажи / Валюта баланса

Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Собственные оборотные средства / Оборотные активы

димо рассчитывать динамику по относительным показателям. Для этого следует выбрать и рассчитать ключевые показатели (коэффициенты), ориентируясь на которые можно строить прогноз, стратегию (табл. 4).

Информационным источником для расчета данных показателей выступает статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.

После расчета показателей, характеризующих и другие сферы деятельности предприятия, а именно деятельность их клиентов, конкурентов,

потенциал, производится интегральная оценка деятельности предприятия. Для расчета данных показателей необходима информация, которая может быть получена из развитой системы стратегического управленческого учета, поскольку именно она может интегрировать данные из внешнего информационного поля, а именно о конкурентах, клиентах, инфраструктуре.

Внутреннее развитие хозяйствующего субъекта во многом определяется состоянием внешней среды. Поэтому при разработке стратегий необхо-

Показатель Расчет

Индекс роста фондоотдачи Фондоотдача текущего периода / Фондоотдача прошлого периода

Индекс роста фондовооруженности Фондовооруженность текущего периода / Фондовооруженность прошлого периода

Индекс роста производительности труда Производительность труда текущего периода / Производительность труда прошлого периода

Индекс роста объема продаж в расчете на 1 руб. активов Рост объема продаж в расчете на 1 руб. активов текущего периода / Рост объема продаж в расчете на 1 руб. активов прошлого периода

Индекс роста доходности активов Рентабельность общих активов текущего периода / Рентабельность общих активов прошлого периода

Индекс роста доходности чистых активов Рентабельность чистых активов текущего периода / Рентабельность чистых активов прошлого периода

Индекс роста доходности собственного капитала Рентабельность собственного капитала текущего периода / Рентабельность собственного капитала прошлого периода

Индекс роста доходности продаж Рентабельность продаж текущего периода / Рентабельность продаж прошлого периода

Индекс роста коэффициента обеспеченности собственными средствами Коэффициент обеспеченности собственными средствами текущего периода / . Коэффициент обеспеченности собственными средствами прошлого периода

Индекс роста коэффициента текущей ликвидности Коэффициент текущей ликвидности текущего периода / Коэффициент текущей ликвидности прошлого периода

Индекс роста оборачиваемости активов Оборачиваемость активов текущего периода / Оборачиваемость активов прошлого периода

Таблица 4

Показатели изменения основных качественных характеристик деятельности предприятия

дима информация о состоянии экономики (стагнация, экономический рост, рецессия), социальной политике государства (рост заработной платы, пенсий, пособий и т. д.), развитии рыночной системы, росте внутреннего рынка, условиях участия в общем рынке и локальных рынках.

Таким образом, стратегический управленческий учет, дополняя и обогащая управленческий учет, выводит его на новый этап. Основными чертами стратегического управленческого учета являются стратегическая направленность, ориентация на достижение цели, максимальная информатизация, использование современных учетных технологий для отражения процессов, явлений, факторов внешней среды.

Список литературы

1. Гончаренко О. Н., Ткач В. И. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов. М.: ИКЦ МарТ, 2004. 160 с.

2. ДруриК. Управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 1401 с.

3. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. М.: Юристъ, 2003. 618 с.

4. Карминский А.М., Фалько С. Г., Жева-га А. А., ИвановаН.Ю. Контроллинг: учебник. 2-е изд., дораб. М. : Финансы и статистика, 2011. 334 с.

5. Николаева О. Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. М.: ЛКИ, 2008. 304 с.

6. Суйц В. П. Управленческий учет: учебник. М.: Высшее образование, 2007. 371 с.

7. Уорд К. Стратегический управленческий учет. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 448 с.

8. Управленческий учет / под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997. 480 с.

9. Хелферт Э. Техника финансового анализа. СПб.: Питер, 2003. 640 с.

10. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет. СПб.: Питер, 2007. 1008 с.

11. Simmonds K. Strategic management accounting // CIMA Technical Symposium. 1981. January.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-ной скидкой.

(495) 989-96-10 podpiska@ffin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.