Научная статья на тему 'Информационная база автоматизированной системы поддержки образовательной программы обучения'

Информационная база автоматизированной системы поддержки образовательной программы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Леонид Александрович, Капнин Алексей Владимирович

Кафедра АСУ Липецкого государственного университета уже несколько лет занимается разработкой и совершенствованием собственной автоматизированной системы поддержки образовательной программы (АСПОП) обучения. АСПОП должна оптимальным образом использовать имеющиеся учебные материалы: с минимальными денежными и трудовыми затратами; в целях эффективного обеспечения всех необходимых для обучающей системы функции. В статье тезисно описана технология обеспечения АСПОП учебными материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная база автоматизированной системы поддержки образовательной программы обучения»

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы курсовая (дипломная) работа выполняется студентами по индивидуальным заданиям, которые связаны с производственным процессом, где студенты проходили практику. Каждая тема имеет индивидуальное задание, составленное с учетом способностей студентов и возможностей предприятия. Здесь учитываются желание и умение одних работать с литературой (расчетно-графические работы и работы реферативного характера), а других - навыки работы в лаборатории (работы экспериментального характера).

Занятия проводятся в форме самостоятельной работы студента, аудиторной и внеаудиторной. Преподаватель выступает в роли наставника, помогает разработать и реализовать план выполнения работы, проводит индивидуальные консультации. Однако нужно, чтобы преподаватель сам владел навыками пользователя компьютера.

Сочетание индивидуальной формы обучения и современных средств обучения позволяет развивать следующие личностные качества студента: творческий подход к решению профессиональных задач, умение четко и организованно планировать свое время, анализировать поток информации, сортировать его и преобразовывать в нужный формат.

Результаты работы оформляются студентом в пояснительную записку, которая сопровождается электронным носителем информации. В электронном виде оформляются результаты работы (графики, схемы, таблицы) и во время защиты проецируются на экран через мультимедийный диапроектор в соответствии с логикой изложения краткого содержания работы. Защита работ проводится на последнем уроке - конференции, перед аудиторией слушателей, и проходит в форме презентации, что способствует развитию у будущих специалистов навыков публичного выступления, умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения. Проведение такой защиты еще и в форме конкурса способствует поддержанию духа соперничества в работе между коллегами, стремлению быть лучшим.

Эта работа интересна студентам, нацеленным на профессиональный успех и творчество. Они могут осознанно применять свои знания в своей будущей профессии.

Применение компьютерных технологий на различных этапах обучения позволяет формировать у студента такие профессионально-важные качества, как умение собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, переносить технологии из одной предметной области в другую, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми, а самое главное - использовать компьютер для приобретения все новых и новых знаний.

=10- Литература

1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1990. 192 с.

2. Специалист: журнал. 2004. № 5.

3. Среднее профессиональное образование: журнал. 2002. № 10.

Информационная база автоматизированной системы

ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Кузнецов Леонид Александрович, Капнин Алексей Владимирович (gert@inbox.ru)

Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ), г. Липецк

Аннотация

Кафедра АСУ Липецкого государственного университета уже несколько лет занимается разработкой и совершенствованием собственной автоматизированной системы поддержки образовательной программы (АСПОП) обучения. АСПОП должна оптимальным образом использовать имеющиеся учебные материалы: с минимальными денежными и трудовыми затратами; в целях эффективного обеспечения всех необходимых для обучающей системы функции. В статье тезисно описана технология обеспечения АСПОП учебными материалами.

Структура учебного материала. В учебном процессе выделяются следующие виды учебных ма-териалов:

1) лекционный курс;

2) задания к лабораторным работам;

110

ИТО Марий Эл -2010

3) задания к практическим занятиям, индивидуальные домашние задания (ИДЗ), курсовые работы и проекты;

4) рабочая программа дисциплин.

Лекционный курс - это главный для автоматизированной системы поддержки образовательной программы обучения (АСПОП) вид учебного материала. Система предоставляет возможности удобного поиска и ориентирования по лекционным материалам, а также, возможность автоматического тестирования обучающихся по заданному лекционному курсу [1]. Все остальные виды материалов являются для системы вспомогательными. АСПОП связывает их с дисциплинами и позволяет получить их при необходимости.

Способ хранения учебных материалов. Большинство имеющихся в электронном виде лекционных материалов находилось в файлах формата программы Microsoft Word (*.doc). Было решено выделить отдельную папку на сервере кафедры АСУ (materials2), предварительно сформировав внутреннюю структуру следующим образом (рис.), и сохранять в соответствующих подпапках в формате *.doc лекционный материалы, структурированные внутри заданным образом [1]. На остальные учебные материалы ограничений на формат и внутреннюю структуру не накладывалось.

( Materials2 ) ^•^"Nq учебного плана )

Наименование дисциплины )

Лекции )

у \ Лабораторные работы )

^Практические занятия, идз, курсовые ) Внутренняя структура папки Materials2

Преподаватели были наделены правами на использование папок дисциплин, к которым они имеют отношение, что позволило им, по мере появления новых учебных материалов, самостоятельно обновлять информационную базу системы.

Повсеместное использование коммерческого продукта Microsoft Word не представлялось возможным в силу его высокой стоимости. Было предложено использовать открытый формат MHTML (*.mht). Данный формат не требует специальных средств для обработки и просмотра (достаточно современного интернет браузера) и, в то же время, позволяет сохранить всю информацию об OLE объектах Microsoft Word (рисунках, таблицах, формулах и др.), что может потребоваться в будущем при их анализе или форматировании. Программа Microsoft Word включает встроенную возможность для экспорта файлов в формат MHTML. Это позволило использовать единственный экземпляр Microsoft Word для разового конвертирования всех лекционных материалов.

Непосредственное использование полученной файловой структуры в АСПОП выявляет ряд недостатков, обнаруживаемых как на уровне операционной системы и вспомогательного программного обеспечения, так и на уровне разработки клиентской части системы (достоинства БД отражают их). В целях адекватного выполнения задачи было решено импортировать лекционные материалы в формате MHTML в базу данных (БД).

Достоинства использования БД:

- упрощает учет пользователей системы и разграничение прав доступа;

- позволяет обеспечить удаленный доступ к информационным ресурсам (например, с помощью web-технологий);

- обеспечивает многопользовательский режим доступа к данным;

- способствует разработке удобного механизма ориентирования и поиска материалов.

Заключение. В результате была спроектирована БД, на основе которой успешно функционирует

АСПОП. Архитектура АСПОП получилась нестандартной (файл-сервер - БД), что, естественно, отразилось и на структуре БД, и на процессе ее заполнения материалами.

Литература

1. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Управление большими системами: сб. трудов V всероссийской школы-семинара молодых ученых. Липецк: ЛГТУ, 2008. Т. 2. С. 135-140.

2. Кузнецов Л.А., Капнин А.В., Тищенко А.Д., Фарафонов А.С. Проект Автоматизированной обучающей системы кафедры АСУ // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университет. Липецк: ЛГТУ, 2009. С. 58-59.

Функции автоматизированной системы поддержки

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Кузнецов Леонид Александрович (kuznetsov@stu.lipetsk.ru), Фарафонов Алексей Сергеевич (shade_fai@lipetsk.ru)

ГОУВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк

Аннотация

В работе описаны функциональные особенности системы поддержки образовательной программы обучения кафедры АСУ Липецкого государственного технического университета (ЛГТУ). Показано, что данную систему можно считать автоматизированной обучающей системой с дополнительными функциями.

Введение. Одним из путей повышения эффективности системы образования становится использование новых информационных технологий, которые значительно облегчают доступ к мощным источникам информации и инструментальным средствам интеллектуальной обработки знаний.

Использование автоматизированной обучающей системы позволит: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью, самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ и облегчить труд преподавателя, освободив его от ведения документации.

Исходя из выше приведенных положительных аспектов, в настоящее время разрабатывается автоматизированная система поддержки образовательной программы обучения (АСПОП) [1] кафедры АСУ ЛГТУ.

Общие требования к АОС. Можно дать общее определение АОС [2] - это инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечение и предназначенный для заполнения знаниями пользователем-непрограммистом в целях создания обучающей системы и, в конечном итоге, реализации автоматизированного обучения.

Основные требования, предъявляемые к АОС, можно условно разбить на две группы:

1. Требования, обусловленные распределенным характером системы:

- организация прозрачного взаимодействия пользователей и системы через вычислительную сеть;

- возможность объединения разнородных программных средств, распределенных в сети, для решения поставленных задач;

- поддержка распределенных данных.

2. Требования, обусловленные функциональным назначением АОС:

- учет цели обучения и задание критерия достижения этой цели;

- возможность заполнения АОС знаниями по предметной области;

- обеспечение канала обратной связи с обучаемым;

- адаптация системы к обучаемому.

Для выполнения этих требований АОС должна:

- иметь средства организации удаленного доступа к системе;

- включать средства межпроцессного взаимодействия;

- содержать инструментарий, позволяющий настроить АОС на предметную область путем внесения в нее прикладных знаний;

- иметь средства предварительного определения уровня подготовки обучаемого и настройки системы на определенный уровень квалификации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.