Научная статья на тему 'Информационная асимметрия в образовании'

Информационная асимметрия в образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1896
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ АССИМЕТРИЯ / INFORMATION ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цветков В. Я.

В статье рассматриваются особенности информационной асимметрии, в сфере образования. Описаны виды асимметрии: по информированности, по информационному обмену, по информационному взаимодействию, по информационной ситуации. Определено понятие информированности. Даны качественные и количественные методы оценки асимметрии. Показаны примеры возникновения асимметрии в образовании и негативные последствия ее появления. Даны рекомендации по ее устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ASYMMETRY IN EDUCATION

The article discusses the features of the information asymmetry in the field of education. Describes the types of asymmetry in knowledge, on information exchange, on information interaction, information on the situation. Defined the concept of awareness. Are qualitative and quantitative methods of evaluation of asymmetry. Shows examples of the emergence of asymmetry in education and the negative consequences of its occurrence. Recommendations for troubleshooting.

Текст научной работы на тему «Информационная асимметрия в образовании»

УДК: 378.1

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Цветков В.Я., д.т.н., профессор, МГТУ МИРЭА, E-mail: [email protected], Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности информационной асимметрии, в сфере образования. Описаны виды асимметрии: по информированности, по информационному обмену, по информационному взаимодействию, по информационной ситуации. Определено понятие информированности. Даны качественные и количественные методы оценки асимметрии. Показаны примеры возникновения асимметрии в образовании и негативные последствия ее появления. Даны рекомендации по ее устранению.

Ключевые слова: информация, образование, информационная асимметрия; информационная ситуация, информационное взаимодействие.

INFORMATION ASYMMETRY IN EDUCATION

Tsvetkov V.Ya., D.Sc.(Tech), Prof., MSTU MIREA, E-mail: [email protected], Moscow, Russia,

Abstract. The article discusses the features of the information asymmetry in the field of education. Describes the types of asymmetry in knowledge, on information exchange, on information interaction, information on the situation. Defined the concept of awareness. Are qualitative and quantitative methods of evaluation of asymmetry. Shows examples of the emergence of asymmetry in education and the negative consequences of its occurrence. Recommendations for troubleshooting.

Keywords: information, education, information asymmetry; information situation, communication

Введение. Информационная асимметрия это такая информационная ситуация, когда один из участников информационного взаимодействия или состояния располагает более качественной информацией или более полезной, чем другой. Исследованием информационной асимметрии занимался Джордж Акерлоф, что принесло ему Нобелевскую премию 2001 г. Следствием информационной асимметрии является тенденция ухудшения качества товара на рынке, которая получила название неблагоприятный отбор (Adverse selection) [1]. Это явление также существует в сфере образования [2] Информационная асимметрия имеет свою специфику в разных сферах и странах.

Основная часть. Первоначально Дж. Акерлоф рассматривал информационную асимметрию как следствие неодинаковой информированности взаимодействующих субъектов. Впоследствии он развил ее применительно к более широкой форме неравенства, такой как расовое неравенство, неравенство в трудоустройстве по половому признаку и пр. При дальнейшем анализе будем использовать понятия «информационное состояние» и «состояние». Информационное состояние это характеристика, описывающая количество и

качество информационных ресурсов, которыми располагает объект или субъект. Хотя в дальнейшем будем употреблять для сокращения термин «информация», но при анализе асимметрии он будет обозначать информационные ресурсы. Неравенство информационных состояний и означает наличие информационной асимметрии.

При анализе информационной асимметрии будем рассматривать информационную ситуацию, в которой она может появиться. Информационные ситуации в аспекте динамики разделяют на статические и динамические [3]. При рассмотрении статической информационной ситуации возможно неравенство по информационному состоянию. Можно упрощенно обозначить информационную асимметрию знаком «неравенство». Бинарное отношение вида

A(I) >B(I) или A(I)<B(I) (1) Определяет информационную асимметрию между обозначенными объектами или субъектами по информированности (I). Такая информационная асимметрия будет называться информационной «асимметрией по информированности». Эта величина характеризует статическое состояние или статическую информационную ситуацию. Поэтому такая асимметрия называется атрибутивной, поскольку характеризует отдельное свойство такой ситуации. Информированность определим как обладание полезной и качественной информацией, необходимой для достижения поставленных целей. Определим коэффициент информированности Ki как

Ki = If/It (2)

Где IT - количество информации, необходимое для достижения цели, IF - количество информации которым фактически обладает объект или субъект. Этот коэффициент напоминает известную формулу академика Харкевича. Следует также оговорить, что под количеством информации в данном случае понимаем содержательную составляющую, а не объем как у К.Э. Шеннона.

Возможна асимметрия, которая возникает в ходе поступления информационных потоков к разным объектам. Такая ситуация имеет место при динамической информационной ситуации, которая характеризуется наличием разных источников информации и потоками разной интенсивности и качества. Эту информационную ситуацию можно назвать потоковой. Информационные потоки разной интенсивности и качества изменяют информационные позиции объектов.

Fsi ^ Ib > Fs2 ^ Ia (3) Такой процесс интерпретируется следующим образом. Суммарный информационный поток FS1 , направленный к В, превосходит суммарный информационный поток FS2, направленный к A. Такая информационная асимметрия будет называться информационной

«асимметрией по потокам» или информационной «асимметрией по информированию». Эта асимметрия является процессуальной. Определим относительный коэффициент информационного потока KFB к источнику В как

Крв = Fsl/ + Р$2) (4) Определим относительный коэффициент информационного потока Ка к источнику А как Ка = Fs2/ + Fs2) (5)

Простейшим примером потоковой асимметрии может служить ситуация, при которой в одном учебном заведении используют классический метод обучения (аудиоканал), а в другом аудиоканал, мультимедийное обучение и активное виртуальное обучение.

Частным случаем потоковой асимметрии может служить ситуация связанная с информационным обменом между двумя объектами (образовательные организации) или субъектами (дискуссия, защита диссертации). Эта ситуация рассматривается как динамическая информационная ситуация, которая возникает при наличии взаимно разнонаправленных информационных потоков. Эти потоки выполняют пассивную роль информирования объекта, к которому направлены. Эту информационную ситуацию можно назвать обменнопотоковой. Информационный обмен изменяет количество информации объектов.

Fa: 1а ^ 1в > Fв: 1в ^ 1а (6) Такой процесс интерпретируется следующим образом. Информационный поток FA, по направлению от А к В, превосходит информационный поток Fв по направлению от В к А. Такая информационная асимметрия будет называться информационной «асимметрией по потокам обмена» или информационной «асимметрией по взаимному информированию». Эта асимметрия является процессуальной.

Определим коэффициент информационного обмена КАехс от источника А к источнику В как

КАехс = Fa ^в + Fa) (7)

В противоположную сторону

КВехс = Fв/ ^в + Fa) (8) Здесь FА - интенсивность потока от А к В, Fв - интенсивность потока от В к А. Коэффициенты КАехс и КВехс можно сравнивать между собой. Они нормированы от 0 до 1.

Примером такой информационной ситуации может служить обмен книжными фондами между библиотеками разных вузов.

Потоковая информационная ситуация меняет информированность объекта и может привести к асимметрии. Не всякая информационная потоковая ситуация приводит к

информационной асимметрии по информированности. Например, при наличии семантического разрыва [4] направление потока может либо устранять его, либо увеличивать. Следовательно информационная потоковая ситуация может служить средством уменьшения асимметрии. Именно такая потоковая ситуация существует в образовании при передаче информации от преподавателя к учащемуся.

Возможна асимметрия, которая возникает в ходе информационного взаимодействия [5]. Информационная ситуация в этом случае характеризуется активностью информационных потоков которые направлены на изменение состояния противоположной стороны. Она называется информационная ситуация взаимодействия. Взаимодействие в отличие от обмена является активным процессом. Оно заключается в воздействии на объект с целью изменения его общего состояния.

Ыа: 1А ^ Ь > Ша: Ь ^ 1А (9)

Такой процесс интерпретируется следующим образом. Информационное воздействие 1ПА субъекта или объекта А, превосходит информационное воздействие Мв субъекта или объекта В. Такая информационная асимметрия будет называться информационной «асимметрией по взаимодействию». Эта асимметрия является процессуальной. Сама по себе информационная ситуация по взаимодействию может быть сбалансированной и не приводить к асимметрии. В этом случае говорят о информационной согласованности или информационном соответствии объектов А и В [6].

Определим коэффициент информационного взаимодействия Кшт от источника А к источнику В как

КАшт = шА / (1ПА + ыв) (10) Более общей является ситуация информационного воздействия, при которой разные объекты независимо воздействуют на А и В, что приводит к изменению их информационного состояния. Эта модель асимметрии, при односторонних внешних воздействиях (ЕхА) на объекты с целью изменения их состояний, имеет следующий вид.

ЕхА1 ^ 1в > ЕхА2 ^ 1А (11) Выражение (11) интерпретируется так: внешнее информационное воздействие ЕхА1 на объект В создает его информированность 1в и превосходит внешнее информационное воздействие ЕхА2на объект А.

Определим коэффициент относительного информационного воздействия КАА на объект А как

КАА = ЕхА2 / (ЕхА2 + ЕхАО (12) Определим коэффициент относительного информационного воздействия КВА на объект В как

КВа = ЕхА1 / (ЕхА2 + ЕхА1) (13)

Возможна асимметрия, которая возникает в ходе ситуационного анализа. Допустим объект А находится в ситуации Б1, которая характеризуется набором параметров Р1. Объект В находится в ситуации Б2, которая характеризуется набором параметров Р2. Используя теорию предпочтений [7] или иной критерий [8] можно придти к выводу, что Р1 предпочтительнее Р2,

Р1 ^ Р2 (14)

следовательно предпочтительнее Б2, что влечет наличие асимметрии в ситуации между А и В. Такая информационная ситуация также является статической и называется обобщенной информационной параметрической ситуацией. Обобщенной она называется потому, что отдельные параметры могут характеризовать динамику. Поэтому такая информационная ситуация может называться квазидинамической.

Такая информационная асимметрия будет называться информационной «асимметрией по ситуации». Эта асимметрия является субстанциональной.

Следует отметить, что выражения (1), (3), (6), (9), (11), (14)основаны на качественно -количественных оценках. Они требуют экспертных оценок. Выражения (2), (4), (5), (7), (8), (10), (12), (13) используют количественные меры, что дает возможность получения объективной оценки.

В работе [9] выделены две причины асимметрии применительно к образованию по информированности и по информационной ситуации. В асимметрию по ситуации вкладывается несколько иная трактовка, чем в данной работе. Но идея близка - оценка ситуации по параметрам.

Для того чтобы оценить влияние информационной асимметрии на качество образования необходимо принять во внимание наличие двух видов качества в вузе [10]: внутреннего (нормативного) и внешнего (рыночного).

Нормативное качество определяется совокупностью требований, которые выдвигает национальная система образования, для того чтобы знания, получаемые на основе образовательных услуг, обеспечивали возможность удовлетворять минимальные потребности потребителей. Это качество определяется мерой соответствия учебным нормативам, принятым в данной стране и вузе. Оно оценивается в период обучения.

Эта характеристика качества имеет статистический характер, поскольку не учитывает изменение требований рынка труда, интеллектуальный капитал вуза, бренд вуза и личные способности обучаемого.

Рыночное качество определяется совокупностью требований, которые выдвигает национальный и международный рынок труда. Оно определяется на основе сравнения

между выпускниками вузов и по этой причине его называют "сравнительное качество" [10].

Это качество определяется мерой конкурентоспособности специалистов на рынке труда и их сравнительной активностью в профессиональной деятельности и карьерном росте [11]. Эта характеристика качества имеет и статистический, и индивидуальный характер. Оно оценивается после периода обучения. Это качество определяется результатом применения полученных знаний и квалификации специалиста для продвижения в служебной и карьерной деятельности и его личными качествами как специалиста и личности. Наличие информационной асимметрии между этими видами качества является характеристикой негативной ситуации в образовании.

Информационная асимметрия «по информированности» возникает у лиц, собирающихся поступать в вуз. Причина такой асимметрии в недостаточной информированности о данном вузе. Этот тип асимметрии устраняется днем «открытых дверей», наличием у вуза собственного портала и маркетингом образовательных услуг [15]. При этом на портале должна быть информация:

1. Об особенностях и характере обучения в вузе.

2. О наличии научных или технологических школ и традиций вуза

3. О трудоустройстве и карьерах наиболее успешных выпускников.

Если последняя информация отсутствует, то данный вуз можно рассматривать чаще всего как непрестижный или как вуз, искусственно создающий асимметрию. Существенным для вузов является тип информационной асимметрии, которое Дж. Аккерлоф называет «Проблемой царя Соломона». Это состояние асимметрии, при которой менее квалифицированный руководитель пытается оценить работу квалифицированного специалиста. В этом случае имеет место попытка создать только нормативный контроль за деятельностью преподавателей. При этом руководитель выносит суждение о работе квалифицированных специалистов не по их достижениям, а по степени соответствия или несоответствия отдельных формальных параметров из работы.

Борьбой с такой асимметрией является создание «портфолио», в которой отражается вся деятельность преподавателя. Развитием этой асимметрии является неравномерная нагрузка преподавателей разной квалификации различными неоплачиваемыми работами. Как правило, квалифицированный преподаватель лучше составит рабочую программу или учебный план. Поэтому ему безо всякой оплаты поручают больше таких работ, пользоваться плодами которых будут менее квалифицированные сотрудники.

Эта асимметрия «по ситуации» приводит к асимметрии в мотивациях сотрудников. Квалифицированные преподаватели не заинтересованы делать качественные пособия и

планы, поскольку их все равно используют другие без какой либо компенсации затраченного труда. Менее квалифицированные преподаватели не заинтересованы в создании качественных пособий и иных методических работ, поскольку им проще все переписать у других. В результате возникает классическая ситуация «неблагоприятного отбора» [1], которая ухудшает качество методических материалов и в итоге качество образования.

Борьбой с такой асимметрией является материальная оценка руководством не только количества, но и качества методических работ в вузе. Для оценки необходимо привлечение экспертов сторонних организаций. В качестве механики распределения вознаграждения можно использовать коэффициент трудового участия

Еще одним видом такой же «Проблемы царя Соломона» является оценка студентами преподавателя. Есть вузы, в которых студенты ставят оценки преподавателям не в аспекте их профессиональной деятельности, а на основе личных симпатий. Можно вспомнить опыт преподавания Л.Д. Ландау, который в Харьковском университете поставил 183 двойки по квантовой механике. Студент - не специалист, и он не в состоянии оценить профессиональную деятельность специалиста.

Очевидно, что качество образования определяется наличием кадрового состава и его внутренним распределением и мотивацией преподавателей. Часто имеет место асимметрия «по ситуации» между факультетами, обусловленная интересами факультетов, которые идут в разрез с общими интересами вуза. Эта асимметрия обусловлена существующей в вузах практикой закрепления дисциплин по факультетам и кафедрам безотносительно к наличию и динамики преподавательских кадров.

В свою очередь эта асимметрия приводит к асимметрии в подготовке студентов. На разных потоках один и тот же предмет читают разные преподаватели, имеющие существенно различную квалификацию в данной области. В результате эта асимметрия «по ситуации» переносится на подготовку студентов и создает асимметрию «по информированности». Студенты, прошедшие один предмет у преподавателей разной квалификации, имеют существенно разный уровень знаний. Как правило, эта асимметрия скрывается за формальными оценками, которые слабый преподаватель завышает, а требовательный ставить объективно. Борьба с такой асимметрией - независимое тестирование третьими лицами знаний студентов.

К асимметрии «по ситуации» относятся многочисленные нарушения авторских прав, практикуемые а Российских вузах. Простейшее нарушение обусловлено отсутствием контроля за материалами в методических указаниях и учебных пособиях выпускаемых преподавателями вуза. Это имеет место как внутри вуза, так и между вузами. Молодые

преподаватели, часто переписывают фрагменты работ своих старших коллег и компилируют свое пособие по материалам чужих. Устранение такой асимметрии возможно путем создания специального органа или службы в вузе по контролю за авторскими правами. Устранение такой асимметрии возможно за счет применения методов исследования мотиваций, например коррелятивного метода [12].

Информационная асимметрия может возникать при неодинаковой трактовке преподавателями понятий, терминов и введения новых понятий [13]. Она может быть обусловлена нарушением терминологических отношений [14] в семантическом поле понятий. Эта асимметрия устраняется применением стандартизованных терминов и понятий.

Информационная асимметрия может возникать при наборе студентов в вуз. Она обусловлена недостаточной информированностью выпускников школ о содержании обучения в данном вузе. Такая асимметрия устраняется за счет маркетинга образовательных услуг [15]

Заключение. Информационная асимметрия может быть характеристикой ситуации или информационного состояния при сравнении с чем-то иным. Информационная асимметрия может быть естественной и искусственной. Естественная информационная асимметрия характерна для всех учащихся. При поступлении на учебу они находятся в состоянии информационной асимметрии между знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности и теми, которые они имеют. Потоковое действие и информационное взаимодействие между преподавателем и учеником устраняет эту асимметрию. В этом случае осознание асимметрии мотивирует субъект к ее устранению. В других случаях информационная асимметрия в образовании играет негативную роль. Например, асимметрия в уровне первоначальной подготовки студентов одной специальности и группы требует от преподавателя дополнительных усилии по ее устранению и выравниванию уровня подготовки студентов. В целом информационная асимметрия устраняется мерами стимулирующего характера.

Список литературы

1. Greenwald B. C. Adverse selection in the labour market //The Review of Economic Studies. - 1986. - Т. 53. - №. 3. - р.325-347.

2. Кулагин В.П. Качество образовательных услуг и «ухудшающий отбор» / в сб. Математические методы и модели анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов черноморского побережья Болгарии: Материалы Международной научно-практической конференции - Поморие, Болгария: 2012. с20-24

3. Цветков В.Я., Шорыгин С.М. Динамическая информационная ситуация преодоления противоракетной обороны // Вестник МГТУ МИРЭА «MSTU MIREA HERALD» 2014 - № 3 (4) - с. 85-100

4. V. Уа. Tsvetkov. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4-1, p.782- 786.

5. Shedroff N. Information interaction design: A unified field theory of design //Information design. - 1999. - р.267-292.

6. Mikkelsen G., Aasly J. Concordance of information in parallel electronic and paper based patient records //International journal of medical informatics. - 2001. - Т. 63. - №. 3. - р.123-131.

7. Цветков В.Я. Основы теории предпочтений.- М. : Макс Пресс 2004 - 48с.

8. Саати Т. Принятие решений //Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь. - 1993. -

298с.

9. Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - №6. - с. 123 - 124.

10. Сахарчук Е. И. Внутривузовская система управления качеством: опыт реализации / сб. Межд. науч.-практ. конф. Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров:Минск, 6-7 июня 2007 г. - Мн.: БГУ, 2007. -с.86-89.

11. Цветков В.Я., Пушкарева К.А. Компетенции и конкурентоспособность персонала // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010.- №1 . - с. 85-86.

12. Цветков В.Я., Оболяева Н.М. Использование коррелятивного подхода для управления персоналом учебного заведения // Дистанционное и виртуальное обучение. -№8 (50). - 2011. - с.4- 9.

13. Савиных В.П. О терминологии в области геодезии // Международный научно-технический и производственный журнал «НАУКИ О ЗЕМЛЕ». - №4-2012.- с34-36.

14. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования. -2009. - № 5. - с.146- 148.

15. Савиных В.П., Цветков В.Я. Маркетинг образовательных услуг//Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. -2007. -№ 4. -с.169-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.