Научная статья на тему 'Информатизация высшей школы: социально-информационные детерминанты'

Информатизация высшей школы: социально-информационные детерминанты Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ЭКОСИСТЕМА ВУЗА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Иванченко Дмитрий Алексеевич

В статье рассматриваются некоторые специфические аспекты формирования современного социально-информационного пространства; предложены направления развития процессов информатизации высшей школы в ближайшие годы; представлено авторское понимание экосистемы современного вуза, построенной с применением ряда ролевых моделей (образовательной, компетентностной, ресурсной, информационной, инвестиционной, инновационной и сервисной).

Informatization of higher school: socially-information determinants and development trends

The paper deals with some specific aspects of the formation of modern socially-informationspace. It also suggests the lines of development of informatization processes in higher school in the medium term. The author introduces his conception of modern higher school ecosystem,built with a number of role models (educational, competence, resource, information, investment, innovation and service).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информатизация высшей школы: социально-информационные детерминанты»

Д.А. ИВАНЧЕНКО, канд. социол. наук

ООО «IBS» (Информационные Бизнес-Системы), Москва

Информатизация высшей школы: социально-информационные детерминанты

В статье рассматриваются некоторые специфические аспекты формирования современного социально-информационного пространства; предложены направления развития процессов информатизации высшей школы в ближайшие годы; представлено авторское понимание экосистемы современного вуза, построенной с применением ряда ролевых моделей (образовательной, компетентностной, ресурсной, информационной, инвестиционной, инновационной и сервисной).

Ключевые слова: информатизация образования, социально-информационное пространство вуза, экосистема вуза

Современные исследователи российской высшей школы в своей практике все чаще используют методы форсайта для выявления проблем модернизации системы образования [1], определения сценариев развития [2], построения дорожных карт [3], актуализации научно-технологических и инновационных направлений деятельности [4] и т.д. При этом делаются достаточно долгосрочные прогнозы и строятся модели на длительную перспективу. Принимая во внимание темпы, масштабы и характер технологического развития, целесообразно уменьшить горизонт планирования процессов информатизации высшей школы с десяти -пятнадцати до четырех - пяти лет и актуализировать каждые два - три года.

Анализ современного состояния процессов информатизации высшей школы позволяет выявить противоречие между возможностями, предоставляемыми новыми информационными технологиями, и практическим уровнем ихосвоения. Сфера образования, обладающая большой инертностью, отстает в своем стремлении использовать современные информационные инструменты от объективной необходимости по их применению, диктуемой как результатами научно-технического прогресса, так и потребностями субъектов информатизации. В этих условиях перед высшей школой и другими образовательными институ-

тами остро встает вопрос переосмысления своей роли и места не только в сфере образования, но и в жизни общества.

На практике в большинстве вузов России информатизация образования понимается лишь как обеспечение учебного процесса компьютерной и оргтехникой, средствами мультимедиа и предоставлением доступа в Интернет, что, в целом, не меняет ни характера обучения, ни процессов, связанных с организацией и управлением учебной и научной деятельностью. Это приводит к увеличению расходов, связанных с заработной платой высококвалифицированных специалистов, обслуживанием и ремонтом дорогостоящей техники, с приобретением и настройкой лицензионного программного обеспечения, обеспечением безопасности, охранных услуг, и в конечном счете - к несоответствию затраченных ресурсов полученным результатам.

Анализ зарубежной и российской практики информатизации различных сфер жизнедеятельности, изучение трендов и направлений развития информационных технологий, а также многолетний опыт автора по построению информационных систем для сферы образования позволили сформулировать и обосновать ряд суждений, отражающих направленность и специфику развития процессов информатизации высшей школы в ближайшие годы.

Обсуждаем проблему

87

В качестве наиболее актуальных инфраструктурных решений для учреждений высшей школы выделим:

■ построение стратегии информатизации, ориентированной на применение подходов BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси свое собственное устройство») и GYOD (Give me your own device — «Дай мне свое устройство »), подразумевающих использование персональных мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков, нетбуков, электронных книг и др.) для доступа к общесетевым и специализированным ресурсам и сервисам учебного заведения [5];

■ организацию облачной инфраструктуры образовательного и научно-исследовательского пространства (для функционирования коммуникационных сервисов, организации хранилища контента, виртуализации образовательных ресурсов, выполнения высокопроизводительных вычислений и пр.); использование сервисных моделей (PaaS, IaaS, SaaS) [6];

■ создание единой интегрированной точки входа средства с использованием персонального мобильного устройства (смарт-карты) как средства идентификации и платежного инструмента (для организации учета, управления финансами, контроля и управления доступом и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ применение энергоемких, энергосберегающих и экологически чистых технологий, интеллектуальное управление потреблением энергетических ресурсов.

Реализация данных предложений, несмотря на необходимость инвестиций в первоначальную модернизацию инфраструктуры и бизнес-процессов, приведет к сокращению расходов на закупку и обслуживание компьютерной техники, содержание IT-инфраструктуры и штата высококвалифицированных специалистов, на приобретение и разработку специализированного программного обеспечения и др., что в результате снизит совокупную стоимость владения IT-ресурсами и увеличит эконо-

мическую эффективность от применения информационных технологий.

К наиболее востребованным инструментам для организации поддержки педагогической деятельности отнесем:

■ мультимедийные и интерактивные технологии для моделирования и прогнозирования изучаемых процессов и явлений, проведения исследований в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента (тренажеры, телеприсутствие, виртуальные лаборатории, виртуальная реальность, дополненная реальность и пр.);

■ возможности социальных медиа для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной работы; использование игровых методик и эвристических методов в обучении,органи-зации проектной деятельности;

■ геймификацию (gamification) образовательного и исследовательского процесса с использованием подходов и методов, характерных для компьютерных игр, применяемых с учетом специфики игрового мышления в неигровом пространстве (данный подход позволяет обеспечивать поэтапное погружение в процесс обучения; получать измеримую обратную связь; обеспечивать динамическую корректировку поведения учащегося и т.д.);

■ развитие подходов m-Learning [7; 8] и m-Science [9], позволяющих использовать беспроводные мобильные приложения и интерфейсы для удаленного доступа к корпоративным информационным ресурсам и сервисам и тем самым реализовывать более свободные формы учебной и самостоятельной работы.

На наш взгляд, использование мобильных и беспроводных технологий в сочетании с принципами e-Leaming дает возможность организовать для учащихся и педагогов своего рода электронный образовательный офис, виртуальный кампус и за счет этого повысить академическую мобильность, индивидуализировать и дифферен-

цировать процесс обучения; осуществлять контроль за обучением с диагностикой ошибок и с обратной связью; предоставляет учащимся возможности обмена информацией друг с другом для само- и взаимообучения, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.

Для организации учебно-методической и информационной поддержки образовательной деятельности и управления учебным контентом целесообразно внедрять в инфраструктуру образовательного и исследовательского процесса следующие подходы:

■ эксплуатация мобильных устройств в качестве персональной библиотеки учебных, методических и справочных материалов; плеера - для записи и прослушивания аудиолекций; мультимедийного гида - в музеях и галереях; фотоаппарата и видеокамеры - для фиксирования визуальной информации в цифровом виде и пр.;

■ предоставление доступа к магазинам приложений и учебному контенту (Apple AppStore, Google Play и т.п.), обеспечивающих возможность загрузки, воспроизведения, рейтингования, редактирования электронных образовательных и научных ресурсов, а также комментирования, обмена опытом и др.;

■ разработка и применение средств компьютерной лингвистики с технологией искусственного интеллекта (синтез и распознавание речи; голосовой поиск; автоматический перевод текстовой и речевой информации);

■ использование инструментов мобильной навигации и геопозиционирования (определение местоположения; поиск географических объектов; получение справочной картографической информации; построение треков передвижения и пр.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с обозначенными ожиданиями и прогнозами следует обратить внимание на сложности, которые возникают в процессе информатизации высшей школы.

Так, ориентация на использование электронных образовательных ресурсов и воз-

можностей мульти- и социальных медиа сопряжена с комплексом проблем, затрагивающих развитие кадрового потенциала высшей школы, повышение уровня информационной и компьютерной грамотности, формирование информационной культуры в российском образовательном пространстве. В этих условиях особое внимание должно уделяться массовому пользователю как новому актору информационной деятельности, его роли в социальном регулировании процессами информатизации [10]. Другими словами, необходимо систематическое повышение уровня медиа-компетентности [11] аудитории высшей школы. Удовлетворить эти потребности невозможно без изменения государственных образовательных стандартов, разработки учебных программ и изменения квалификационных требований к выпускникам, направленных на формирование информационных компетенций участников образовательного процесса.

Одновременно необходимо скорректировать подходы при формировании социально-информационной инфраструктуры вузов, которые выступают в качестве системообразующих для высшей школы (в первую очередь - федеральных и научно-исследовательских университетов). На наш взгляд, экосистема современного высшего учебного заведения с точки зрения его информатизации должна включать в себя следующие паттерны:

■ образовательный центр (формирование культуры познавательной деятельности; развитие профессиональных компетенций; синергия интеллектуального потенциала);

■ центр знаний и компетенций (извлечение скрытых знаний; источник генерации компетенций; агрегация и актуализация информационных ресурсов);

■ ресурсный центр (обеспечение трудовыми ресурсами; накопление интеллектуального капитала; доступ к информационным ресурсам);

Обсуждаем проблему

89

■ центр информационных технологий (развитие и поддержка информационных систем и единой среды коммуникаций; организация персонального информационного пространства; обеспечение информационной безопасности);

■ центр социальных инвестиций (социальная ответственность; умножение социального, культурного, гражданского капитала; социальная адаптация и реабилитация);

■ центр предпринимательства и инноваций (коммерциализация и трансфер технологий; привлечение инвестиций; поддержка электронной коммерции);

■ провайдер информационных сервисов и услуг (1Т-аутсорсинг; аутсорсинг бизнес-процессов; аутсорсинг управления знаниями).

Конструирование такой экосистемы позволит более эффективно использовать программно-целевые методы при планировании и управлении процессами информатизации вуза (административная и финансовая политика; человеческие и интеллектуальные ресурсы; организационная и корпоративная культура; подходы, формы и методы обучения; приоритетные исследовательские направления и школы; информационно-коммуникационная инфраструктура и пр.) с учетом его региональной и отраслевой специфики и в соответствии с решаемыми задачами.

Резюмируя, отметим, что социально-информационные детерминанты, определяющие направленность и особенности развития процессов информатизации образовательного пространства, оказывают влияние не только на виды и темпы коммуникации и доступность информационных ресурсов, но и на появление новых форм и методов организации педагогического и исследовательских процессов. Это обусловливает необходимость в более глубоком изучении феноменов информатизации с различных исследовательских позиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Добрина О.А. Проблемы и перспективы мо-

дернизации российского образования: оценки экспертов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 36-39.

2. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Дадашева

В.А. Форсайт высшей школы России: Новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 13-48.

3. Образование 2030: Дорожные карты буду-

щего // Метавер. Образование будущего. URL: http://metaver.ru/2011/edu2030

4. Разгуляев К.А, Хан Д.В. Форсайт и опыт

прогнозирования научно-технологических направлений деятельности вуза // Информационные системы для научных исследований: Сб. науч. ст. Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». Санкт-Петербург, 10-12 октября 2012 г. СПб., 2012. С. 160-166.

5. Иванченко Д.А, Хмельков И.А. Перспек-

тивы применения подходов BYOD в высшем образовании // Инновационные информационные технологии: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.У. Увайсова. М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. Т. 1. С. 505-509.

6. Иванченко Д.А. Построение информаци-

онной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 11-12.

7. Кувшинов С.В. М-learning - новая реаль-

ность образования // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 75-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tremblay E. Educating the Mobile Generation

- using personal cell phones as audience response systems in post-secondary science teaching // Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching. 2010. № 29 (2). P. 217-227.

9. Canessa E, Zennaro M. A Mobile Science

Index for Development // International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM). 2012. Vol 6. № 1. Р. 4-6.

10. Лопатина Н.В. Информационные специалисты XXI века: новые тенденции в профессии и профессиональном образовании // Информационные ресурсы России. М.:

Российское энергетическое агентство ности: от терминологии к показателям //

Минэнерго РФ, 2010. Вып. 2. С. 26-30. Телекоммуникации и информатизация

11. Федоров А.В. Медиакомпетентность лич- образования. 2007. № 3. С. 26-54.

В.В. лобанов, доцент Историзм в педагогических

Томский государственный дисциплинах высшей

педагогический университет школы

В статье представлен опыт работы автора по формированию содержания и коррекции методов преподавания общепедагогических дисциплин на основе углубленного изучения историко-педагогического материала1. Приобщение студентов к историческому знанию, необходимому для понимания сущности инноваций в современной российской педагогике, рассмотрено как условие повышения качества высшего педагогического образования.

Ключевые слова: история педагогики, высшее педагогическое образование, преподавание педагогических дисциплин, педагогика дополнительного образования, традиции и инновации в образовании

В современной России существует «мода » на инноватику, а точнее - на употребление данного термина по любому поводу. И ничего необычного в этом нет. В недавнем прошлом аналогичные процессы наблюдались применительно к проектной работе, когда даже банальный сбор макулатуры становился «экологическим проектом образовательно-воспитательной направленности ». Сегодня же к этому громоздкому описанию неизменно добавляется характеристика инновационности, а «обычных» проектов становится всё меньше. В этой связи закономерно возникает вопрос: все ли проекты, программы и концепции, называющиеся инновационными, являются таковыми? Очевидно, что нет, но государство поставило педагогов в такие условия, когда просто честно трудиться на ниве образования уже недостаточно. Учитель, не определяющий свою деятельность какинновационную, рискует остаться, как минимум, без выплат из стимулирующего фонда. Вполне понятно, что в этом случае массовая «инноватизация» на деле может

обернуться профанацией самой идеи модернизации образования, заменой реальных инноваций мнимыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если вспомнить о том, что инновации являются лишь средством повышения качества образования, а не самоцелью, то обычный здравый смысл подсказывает необходимость обращения к опыту прошлого, «рестайлинг» которого часто выдаётся за действительное новшество. Экстраполяция исторического опыта на современную практику образования требует серьезных знаний по истории педагогики, которая в настоящее время преподается, к сожалению, лишь в немногих российских педвузах в качестве скромной дисциплины по выбору. При этом сложно спорить с тем, что недостаточная историко-педагогичес-кая компетентность как педагогов-практиков, так и управленцев в области образования может привести в лучшем случае к изобретению многочисленных «велосипедов », а в худшем - к повторному «наступа-нию» на педагогические «грабли». В отношении высшей школы это утверждение ак-

1 Исследования ведутся в рамках финансируемого научного проекта РФФИ 11-06-00160а.