Научная статья на тему 'Информатизация высшего образования в России'

Информатизация высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / СЕТЕВАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INFORMATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATION SYSTEM / MANAGEMENT OF FORMATION / NETWORK SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракозов С. Д., Тевс Д. П.

В работе рассматривается основные направления стратегии информатизации высшего профессионального образования Российской Федерации и развитие информационных систем управления образованием, а также процесс подготовки кадров в области информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INFORMATION IN RUSSIA

The work considers the basic directions of strategy of information of the higher vocational training of the Russian Federation and development of information control systems by formation, and also process of a professional training in the field of informationcommunication technologies.

Текст научной работы на тему «Информатизация высшего образования в России»

боте и установки на активное участие в исследовательской деятельности;

• совершенствование научно-исследовательской деятельности через продолжение образования в магистратуре, аспирантуре, а затем и в докторантуре на принципах последовательности, преемственности и фундаментальности, соблюдая непрерывность в подготовке научных кадров;

• использование наиболее эффективных форм и методов подготовки будущих специалистов разных уровней к научно-исследовательской деятельности;

• разработку мониторинга качества научной подготовки и научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов, а также объективных форм и показателей их аттестации.

Вместе с тем в развитии инновационного потенциала научно-исследовательской деятельности существуют определенные проблемы: недостаточность развития ее аналитическо-синтетических механизмов; ограниченность ресурсов проектирования и моделирования (научно-исследовательская деятельность находится преимущественно в стадии осмысления); необходимость обеспечения личностно-ориентированного сопровождения студентов и аспирантов с учетом их индивидуального стиля деятельности; затрудненность выбора и использования студентами и аспирантами технологического инструментария в практической реализации научно-исследовательской деятельности.

Управление развитием инновационного потенциала научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов предполагает, в частности, создание информационной базы инновационной деятельности. Практическая реализация указанного направления предусматривает разработку системы показателей, характеризующих следующие аспекты:

• взаимосвязь между инновационной активностью студентов и аспирантов и возможностями вуза в реализации результатов научно-исследовательской деятельности;

• взаимосвязь между технологической реализацией и инновационными характеристиками научно-исследовательской деятельности (ее новизна, теоретическая и практическая значимость);

• специфика инновационной деятельности педагогического вуза как образовательного учреждения;

• наличие инновационной научно-исследовательской деятельности в региональных структурах.

Таким образом, активизация инновационной научной деятельности, повышение ее эффективности, определение и установление рационального сочетания составляющих инновационные процессы, расширение сферы применения инноваций в вузе и оптимальное планирование предопределяют формирование и развитие инновационного потенциала научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов. Управление формированием и развитием инновационного потенциала научно-исследовательской деятельности аспирантов и студентов позволит обеспечить достижение высокой конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем образовательных рынках и эффективную реализацию Болонского соглашения; обеспечение максимальных темпов обновления инновационной составляющей вуза; достижение высокого технологического уровня реализации образовательного процесса; оптимальное использование научного потенциала студентов и аспирантов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Рособразования в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект №2.2.2.4./1543 «Управление научно-исследовательской деятельностью студентов и аспирантов в системе учебно-научно-педагогического комплекса»

Библиографический список

1. Лузин, А.Е. Повышение восприимчивости к нововведениям // ЭКО. - 1986. - № 7.

2. Прохоров, Ю.А. Проблемы оценки инновационного потенциала организаций // Социологические проблемы интенсификации социальноэкономического развития. - М.: ВНИИСИ, 1987. - Вып.7.

3. Эленурм, Т.А. Исследование проблем внедрения в процессе совершенствования организационных структур // Проблемы инноватики и экс-периментики: тез. сем-pa. - Таллин, 1981.

4. Друкер, П. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика / П. Друкер. - М. : Издательство Вильямс ИД, 2007.

5. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Новая школа, 1993.

6. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. - М., 1995.

7. Лапин, Н.И. Нововведения // Социология: Словарь-справочник. Социальная культура и социальные процессы. - М.: Наука, 1991. - Т. 1.

8. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: Юнити, 1997.

9. Гусаков, М. А. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. - 1999. - № 2.

10. Блинов, Ю.И. Концепция развития северо-западного инновационного центра на 1995-2000 гг. // Красный север. - 1996. - № 62-63.

11. Васильцова, В.М. О механизме маркетинговых исследований при реализации инноваций // Красный север. - 1996. - № 62-63.

12. Митькин, А.А. Принцип самоорганизации систем: критический анализ // Психологический журнал. - 1998. - № 4. - Т. 19.

13. Бестужев-Лада, И.В. «Алгоритм» социального нововведения // СОЦИС. - 1991. - № 9.

14. Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. - М.: «Прометей», 1995.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 378.147

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф., E-mail: ksd@uni-altai.ru; Д.П. Тевс, канд. пед. наук,доц. АлтГПА, г. Барнаул,

E-mail: tews@uni-altai.ru

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В работе рассматривается основные направления стратегии информатизации высшего профессионального образования Российской Федерации и развитие информационных систем управления образованием, а также процесс подготовки кадров в области информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информатизация, электронные образовательные ресурсы, информационная система, управление образованием, сетевая научно-образовательная инфраструктура, профессиональная подготовка.

Современное общество переживает этап перехода от ин- Система высшего образования как институт общества

дустриальной эпохи к новому постиндустриальному обще- выполняет социальный заказ и выступает как объект социаль-ству, которое принято называть информационным [1; 2]. ного управления со стороны государства, которое в рамках

государственных программ определяет ее цели и функции. В

рамках этих программ одним из ведущих направлений развития высшего образования в России стала его информатизация. Под информатизацией образования понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями, через использование в учреждениях системы образования цифровых информационных средств, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [3].

В концепции информатизации высшего образования Российской Федерации [4; 5] было заявлено, что стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования цифровых информационных технологий, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, соответствующего требованиям информационного общества.

Информатизация высшего образования в России прошла несколько структурных этапов: от стихийной информатизации ведущих учебных заведений высшего профессионального образования через «островную» информатизацию в рамках единой методологии к системной информатизации высшего профессионального образования.

Ключевыми направлениями стратегии информатизации высшего профессионального образования Российской Федерации стали: разработка информационных образовательных ресурсов и их размещение в сети Интернет, организация доступа к Интернету образовательных учреждений всех регионов России, развитие и внедрение систем управления отраслью, развитие инфраструктуры информационного образовательного пространства, подготовка педагогических кадров. Эти направления развивались в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» [6].

Полученные в рамках программы результаты, были использованы при формировании Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО), стратегическими задачами которой стали:

- совершенствование содержания и технологий образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

В рамках этой программы информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как один их эффективных механизмов качества реализации задач развития образования, а основными направлениями информатизации были выбраны:

1) развитие информационных (электронных) образовательных ресурсов (ЭОР);

2) развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса;

3) развитие информационных систем управления образованием;

4) развитие сетевой научно-образовательной инфраструктуры;

5) развитие цифровой инфраструктуры отрасли (закупка и поставка аппаратно-программных средств - компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение);

6) подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров;

7) системная информатизация учебных заведений.

Развитие информационных (электронных) образовательных ресурсов (ЭОР)

В рамках этого направления основными задачами являются:

- создание и совершенствование ЭОР для всех уровней образования;

- использование ЭОР при преподавании различных предметов - разработка и апробация методик использования ЭОР;

- повышение эффективности работы с ЭОР - развитие инструментальных средств;

- развитие новых механизмов и сервисов, позволяющих повысить эффективность поиска необходимых ресурсов -создание и развитие каталогов и систем поиска в Интернет;

- повышение эффективности использования ЭОР на всех уровнях образования - создание и развитие новых информационных технологий.

Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса

В рамках этого направления основными задачами осуществляется развитие виртуальных образовательных сред, а также работы по созданию типовых моделей и средств создания и сопровождения региональных сегментов образовательного информационного пространства.

Развитие информационных систем управления образованием

В рамках этого направления осуществляется:

- развитие сетевой и информационной инфраструктуры компьютерной сети образования;

- актуализация баз данных образовательных учреждений всех уровней;

- актуализация единой системы справочников и классификаторов в сфере образования, разработка отраслевого стандарта на информационные системы управления;

- создание комплекса организационно-методических и нормативно-правовых документов, обеспечивающих согласованное и взаимоувязанное развитие информационных систем управления;

- информационно-аналитические системы, поддерживающие процессы оптимизации системы образования;

- создание систем, поддерживающих безопасность информационных ресурсов.

Важным компонентом этого компонента является создание и сопровождение информационно-справочной системы мониторинга и представления данных о системе образования (мониторинг и статистика в сфере образования), включая системы поддержки реализации контрольно-надзорных функций в сфере образования, а также информационной системы мониторинга и оценки качества образования (аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, преподавателей, научных и научно-педагогических работников).

Развитие сетевой научно-образовательной инфраструктуры

В рамках этого направления ведется работа по развитию сетевой научно-образовательной инфраструктуры:

- развитие системы опорных узлов, обеспечивающих подключение новых пользователей;

- создание распределенную систему эффективного доступа к ресурсам (локализация трафика, кэширование, технологии доставки контента и предоставления интеллектуальных сетевых услуг);

- увеличение пропускной способности каналов и дальнейшее развитие системы обмена трафиком со школьным образовательным сегментом;

- развитие системы телекоммуникационных сервисов (корпоративная видеоконференцсвязь, 1Р-телефония, удаленный доступ, распределенные вычисления, хранение, обработка и защита информации, динамическое распределение пропускной способности каналов).

Развитие цифровой инфраструктуры отрасли

В рамках этого направления осуществляется обеспечение мероприятий, обусловленных вступающими в силу требованиями лицензионного законодательства и защиты персональных данных, с целью развития распределенной системы поддержки информационных ресурсов разного уровня, распределенной системы эффективного доступа к этим ресурсам, сис-

темы телекоммуникационных сервисов, региональных сегментов информационного образовательного пространства.

Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров

Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров включает два комплекса проектов: подготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий, а также использование ИКТ при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников образовательных учреждений и государственных служащих органов управления образованием.

Подготовка кадров в области ИКТ [4] направлена на формирование у современного преподавателя знаний и умений, позволяющих:

- пользоваться программными средствами, необходимыми для эффективного применения ЭОР и ИКТ в учебном процессе;

- владеть современными методиками использования ЭОР и ИКТ в учебном процессе;

- знать основные организационные схемы и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса при использовании телекоммуникационных средств в обучении;

- уметь организовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса с учетом профессиональных интересов;

- использовать современные технологии обучения на основе международных стандартов и спецификаций.

Библиографический список

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1994.

2. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., Спб., 1998.

3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 1993. - Т. 1.

4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 3-4.

5. Сухомлин, В. Построение открытой национальной системы ИТ-образования // Открытые системы. - 2004. - №8.

6. Постановлением Правительства Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»: [утвержд. от 28 августа 2001 г.]. - М., 2001. - № 630.

7. Тихонов, А. Время информатизации / А. Тихонов, В. Лобанов, А. Иванников // Высшее образование в России. ции высшего образования Российской Федерации [утвержд. 28 сентября 1993 г.]. - М., 1994.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

19 Концепция информатиза-

УДК 37.02

В.Л. Крайник, д-р. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: spt-sd@uni-altai.ru НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ДЕФИНИЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются сущностные подходы к определению понятия «культура учебной деятельности». Формулируются принципы, раскрывающие механизм диверсификации культурологического компонента учебной деятельности и установления культуросообразной образовательной парадигмы.

Ключевые слова: культура, учебная деятельность, культура учебной деятельности, субъектность, поликультурность, самоопределение, открытость, креативность.

Анализ научной литературы гуманистической направленности показывает, что взаимосвязь культуры и учебной деятельности является наиболее тесной. Это не просто взаи-мообусловливание, это существенная взаимозависимость, проявляющаяся, в частности, в том, что одним из ключевых принципов учебной деятельности выступает культуросооб-разность. Этот принцип, императивно сформулированный ещё А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию учебной деятельности на ценности культуры, на принятие социокультурных норм и включение личности в их дальнейшее развитие. Теоретическое осмысление этих положений обусловливает необходимость и создаёт предпосылки для выделения самостоятельной категории - культуры учебной деятельности, рассматриваемой в качестве неотъемлемой части общей культуры человека, её особой грани.

Необходимо отметить, что, несмотря на неизменную популярность у исследователей категорий «культура» и «учебная деятельность» и доказанность их взаимосвязи, они крайне редко рассматриваются как интегрирующиеся понятия. Проводя ретроспективный анализ, нам удалось найти только несколько диссертаций в формулировке тем, которых есть словосочетание «культура учебной деятельности». Наиболее ранняя работа принадлежит Т.Н. Болдышевой и датируется 1969 годом [1]. По сути дела эта диссертация была первым научноисследовательским трудом, посвящённым реализации преемственности средней и высшей школ и открыла широкое поле проблем адаптации студентов младших курсов к новым условиям обучения. Конечно, текст диссертации выдержан в духе марксистско-ленинской философии, но её основные положения уже тогда обозначили контуры будущих изысканий.

Дальнейшее изучение каталожных архивов показало, что в последующие годы защищено ещё четыре кандидатских диссертации по общей педагогике, заявленная проблематика которых непосредственно касается культуры учебной деятельности [2; 3; 4; 5]. При этом локализация научных интересов авторов различна и каждый из них реализует собственные подходы к решению поставленных задач, однако их объединяет общность трактовки многих аспектов культуры учебной деятельности как педагогического феномена.

Прежде всего, обратимся к тому, как исследователи определяют культуру учебной деятельности, какие её сущностные свойства считаются самыми важными. Ж. О. Каневская под культурой учебной деятельности понимает «...побуждаемые адекватными мотивами (или мотивами собственного роста, собственного совершенствования) совокупность и систему качеств, умений и навыков личности, способствующих свободному ориентированию в учебном материале и успешному овладению им» [5, с. 3]. Обращает на себя внимание нацеленность личности на саморазвитие. Однако сфера личностной реализации, очерченная в данном определении, на наш взгляд, явно заужена. Необходимость ориентации в учебном материале и овладение им указывает только на деятельностный аспект проблемы. Остаётся непонятным, какую роль в данном процессе играет культура.

В трактовке Е.В. Дугиной культура учебной деятельности выступает как «. её качественная характеристика, отражающая степень развития мотивационно-целевого, операционно-деятельностного и результативного компонентов и проявляющаяся в продуктивной активности обучаемого при освоении учебного материала на занятиях, а также в его напряжённом, творческом и эффективном труде в ходе самоподго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.