Научная статья на тему 'Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «Фундаментального цивилизационного сдвига»'

Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «Фундаментального цивилизационного сдвига» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / SOCIETY INFORMATION / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ" / "VIDEO CLIP WAY OF THINKING" / STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткачук Елена Анатольевна

В настоящем обзоре отражены современные аспекты формирования качества образования в условиях информатизации и формирования образа жизни и здоровья с точки зрения «теории поколений». Раскрыты причины фундаментального цивилизационного сдвига, которые заключаются в ускорении темпов жизни, возрастании объема информационного потока, потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления, увеличении разнообразия поступающей информации и количества дел, которыми занят один человек одновременно, росте демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Society informatization as a socio-hygienic factor of "fundamental civilizational shift" formation

This article explores modern aspects of education quality formation in conditions of informatization and health and lifestyle forming shown from the point of view of the Strauss-Howe generational theory. The reasons of fundamental civiliziational shift are found out. They are the acceleration of life rhythm, the increase of informational volume, the need for more actual informational content, routine affairs a person simultaneously deals with, the growth of democracy and dialogism on different levels of a social system.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «Фундаментального цивилизационного сдвига»»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 613.95/96+614 ББК 57.3

Е.А. Ткачук Иркутск, Россия ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ «ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СДВИГА» В настоящем обзоре отражены современные аспекты формирования качества образования в условиях информатизации и формирования образа жизни и здоровья с точки зрения «теории поколений». Раскрыты причины фундаментального цивилизационного сдвига, которые заключаются в ускорении темпов жизни, возрастании объема информационного потока, потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления, увеличении разнообразия поступающей информации и количества дел, которыми занят один человек одновременно, росте демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Ключевые слова: дети, информатизация общества, образ жизни, состояние здоровья, «клиповое мышление»

Е.А. Tkachuk

Irkutsk, Russia

SOCIETY INFORMATIZATION AS A SOCIO-HYGIENIC FACTOR OF "FUNDAMENTAL CIVILIZATIONAL SHIFT" FORMATION This article explores modern aspects of education quality formation in conditions of informatization and health and lifestyle forming shown from the point of view of the Strauss-Howe generational theory. The reasons of fundamental civiliziational shift are found out. They are the acceleration of life rhythm, the increase of

© Ткачук Е.А., 2014

informational volume, the need for more actual informational content, routine affairs a person simultaneously deals with, the growth of democracy and dialogism on different levels of a social system.

Key words: children, society information, lifestyle, state of health, «video clip way of thinking»

По мнению некоторых авторов [Гончаров, 2011, с. 17], биологическая эволюция человечества прекратилась с выделением человека из природы. С тех пор человечество подчиняется социальным, а не биологическим законам. Развитие интеллектуального потенциала осуществляется на основе формирования умений по обработке информации [Коротков, 2007], информатизация общества становится одним из ключевых аспектов его формирования. Информатизация социальной реальности носит при этом не внешний, а сущностный характер [Коротков, 2007].

К.Г. Фрумкин [Фрумкин, 2010] называет это явление фундаментальным цивилизационным сдвигом и выделяет следующие его признаки:

- ускорение темпов жизни, возрастание объема информационного потока, порождающие проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

- ускорение темпов жизни, ведущее к потребности в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

- увеличение разнообразия поступающей информации;

- увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

- диалогичность на разных уровнях социальной системы [Фрумкин, 2010].

Информатизация образования становится самостоятельным условием

учебно-познавательного процесса и обусловливает трансформацию структуры норм, целей образования, изменение содержания, технологий, правил обучения,

что, по нашему мнению, должно сопровождаться изменением гигиенических подходов к образованию [Гончаров, 2011, с. 17].

Процесс информатизации влияет не только на реалии современного общества, но и на способы его понимания, интерпретации, затрагивает различные экономические, социальные, политические, культурологические, философские аспекты. Информационное общество развивается как принципиально новый вид общества, задавая особый характер социальных связей и формирования здоровья населения [Коротков, 2007].

Информатизация общества является объективной реальностью и оказывает существенное влияние на все сферы деятельности общества [Гиренок, 2009], в том числе здоровье, уровень и качество образования. Исследователи в области гигиены детей и подростков отмечают, что за последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья детей. Так, в настоящий момент в России лишь 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональные отклонения, 40% - хронические болезни [Лопатин, 2007].

Современное поколение учащихся живет в двух реальностях: виртуальной и реальной. Причем в виртуальной реальности они осуществляют множество различных функций [Гиренок, 2009].

Каждому индивиду предоставляется возможность инновационного накопления знания, но, с другой стороны, этот процесс становится элементом технической процедуры. В связи с этим обостряется проблема качества образования и отношение к формированию здоровья [Гончаров, 2011, с. 17].

Критики информатизации (Ф. Кумбс, Д. Уэбстер) [Гончаров, 2011, с. 17] указывают, что в результате доступа к информации «посредственность» становится ведущей в образовательном процессе. Происходит девальвация фундаментальных дисциплин, так как информатизация предпочитает «конечный результат» и не зависит от уровня познавательной активности индивида [Гончаров, 2011, с. 17].

Так, несмотря на возрастающую учебную нагрузку [Кучма, 2001], качество российского образования стремительно ухудшается [Азаренок, 2009; Мазаева, 2012]. Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники каждые три года проходят специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития. Цель данных исследований -мониторинг «человеческого капитала» страны. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах [Азаренок, 2009; Мазаева, 2012].

Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, естественнонаучная и математическая грамотность. Так, в 2000 году в тестировании умений чтения и понимания текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место. Уже к 2003 г. наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники заняли 41-е место из 65 [Азаренок, 2009; Мазаева, 2012].

Негативные проявления информатизации многообразны. Сторонники сдерживания информатизации считают [Гончаров, 2011, с. 17], что:

- она снижает возможности преобразования информации в знание, что может привести к разрушению фундаментальности, качества и функциональности образования;

- негативно влияет на социализирующую функцию образования и формирования индивидуального здоровья;

- приводит к резкому увеличению информационного потока;

- снижает численность квалифицированных специалистов, занятых в производстве, и перемещает работников в сферу услуг [Гончаров, 2011, с. 17].

В условиях всеобщей информатизации общества и снижения уровня здоровья детского населения социологи отмечают изменение структуры

ценностей и моделей поведения, которое проявляет свою сущность во всех сферах жизни, и особенно в формировании здорового образа жизни. Так, один из трендов информатизации под названием «смещение поколений» [Гаврилюк, 2007] показывает изменение ценностей здоровья и мотиваций по формированию здорового образа жизни.

Так называемая теория поколений, которая во многом объясняет влияние информатизации на становление социальных связей, образа жизни, здоровье и представлений о здоровом образе жизни, была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Авторы теории проанализировали всю историю США и выявили определенные периоды, когда большинство людей обладают сходными ценностями. Теория поколений применима и для России, имеются лишь различия ценностных установок [Гребняк, 2000].

В соответствии с данной теорией выделяется несколько поколений. В настоящий момент можно наблюдать всего 4 поколения: беби-бумеры (ВВ), поколение X, поколение Y, поколение Ъ [Гаврилюк, 2007].

Поколение беби-бумеров (ВВ), или поколение демографического взрыва, годы рождения - 1943-1963. Ценности этого поколения формировались до появления информационных средств связи (до 1973 года), а на мировоззрение оказали события советской «оттепели», покорение космоса, СССР - единые стандарты обучения в школах, гарантированность медицинского обслуживания, конспекты при обучении, плохая ориентация в информационной среде, при освоении новой техники, как правило, требуется инструкция. Их ценности: оптимизм, заинтересованность в стабильности и материальном благополучии, командный дух, дружба, честность, уверенность в собственных силах, осторожность и культ молодости. Представление о ценностях здоровья как необходимом условии для выполнения трудовых обязанностей [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008].

Поколение Х (годы рождения - 1963-1983) формировалось до 1993 года в период продолжения «холодной войны», перестройки, войны в Афганистане,

появления СПИДа, наркотиков и первых персональных компьютеров и мобильных телефонов [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008]. Ценности этого поколения: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, стремление к лидерству, равноправие полов, уверенность в себе [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008].

У воспитанного за «железным занавесом» поколения Х ослаблено понятие патриотизма. Родина для этих людей - это семья, близкие, дети. Они много работают, уверенно чувствуют себя в информационном пространстве, однако сетевое пространство не родная их стихия, а место обучения и работы [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008].

Поколение Y (или поколение Сети), годы рождения - 1983-2003. Ценности людей, принадлежащих к этому поколению, продолжают формироваться и сейчас, однако основные события, которые сформировали поколение Y, -распад СССР, теракты, развитие цифровых технологий. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение выросло хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. При этом долг и мораль в их системе ценностей занимают гораздо больше места, чем у их предшественников [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008].

Мобильные телефоны и интернет - их привычная действительность, а информационное пространство - их родная стихия. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно. Реальный мир все более сменяется гипперреальным миром, где основу реальности уже составляет не труд, способности людей, технологическая мощь производителя, а символы. Стираются различия между полами, профессиями [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008].

Поколение Ъ (годы рождения - 2003-2023) - современные дошкольники и младшие школьники. Они появились на свет, когда в семье уже был компьютер и сотовый телефон. Информационное пространство для них понятно на интуитивном уровне [Валеева, 2007; Осипова, 2011], компьютерная техника -неотъемлемая часть окружающего мира, дисграфия и дислексия - их объективная реальность [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008]. Дети поколения Ъ склонны к аутизации. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути - способ десоциализации [Сетко, 2008].

Поколение Ъ - дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Этим детям трудно длительное время оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. У таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости.

Существует миф, что поколение Ъ - «дети индиго», якобы особые, одаренные дети, «люди будущего». Реальность такова, что у «детей индиго» есть определенные проблемы медико-психологического характера. Недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь с матерью, и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы, почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны [Валеева, 2007; Осипова, 2011; Чумаков, 2008; Сетко, 2008].

Мышление детей поколения Ъ ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями - это так называемое «клиповое мышление». Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, тексты, которые помещаются на один экран. И «переваривать» информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями. А это означает поверхностный подход к

анализу информации и к принятию решений [Сетко, 2008].

Впервые термин «клиповое мышление» появился в работах американского футуролога Э. Тоффлера [Тоффлер, 2002] как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего [Фаустов,2000]. В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок [Гиренок, 2009; Фридман, 2007].

«Клиповое мышление» - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [Фаустов, 2000; Фридман, 2007].

Сильная сторона «клипового мышления» - возросшая способность к многозадачности. Однако платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Суть «клипового мышления» - умение быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» - большая скорость обработки информации. Другая его особенность - предпочтение нетекстовой, образной информации, неспособность к восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста [Новикова, 2006]. Обладатель «клипового мышления» оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности, что проявляется в неспособности длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации и снижении способности к анализу. «Клиповое мышление» прежде всего влияет на успешность учебы, снижение коэффициента усвоения знаний. Другая сторона «клипового мышления» - ослабление чувства сопереживания, ответственности [Шевченко, 2013].

Таким образом, информатизация общества становится основным фактором фундаментального цивилизационного сдвига, а сама информация - не только ресурсом, но и фактором социогенеза. Накопленный фактический материал позволяет судить о необходимости разработки новых педагогических, психологических, гигиенических подходов в формировании интеллектуального потенциала и образа жизни современного поколения [Баранская, 2008].

Библиографический список

1. Баранская Л.Т. Влияние неблагоприятных экологических условий на состояние высших психических функций дошкольников / Л.Т. Баранская, О.В. Темнова // Образование и наука. 2008. № 9 (57). С. 76-82.

2. Валеева Э.Р. Гигиеническое обоснование приоритетных задач по охране здоровья школьников: автореф. дис. ... докт. мед. наук: 14.02.01. / Э.Р. Валеева. Казань, 2007. 43 с.

3. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. 2007. № 12. С. 9-11.

4. Гиренок Ф.И. Философия антропологии / Ф.И. Гиренок // Философский факультет МГУ. 2009. URL: http://filosfak.ru/lekz. (дата обращения: 12.01.2013).

5. Гончаров В.Н. Информатизация российского образования как форма социально-культурной деятельности / В.Н. Гончаров // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 17-21.

6. Гребняк Н.П. Санитарно-эпидемиологические характеристики среды детских дошкольных учреждений / Н.П. Гребняк, Л.Д. Агаркова //Гигиена и санитария. 2000. № 6. С. 46-48.

7. Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / А.В. Коротков, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов. М.: ООО «Трейн», 2007. 472 с.

8. Кучма В.Р. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Медицина труда и промышленная экология. 2001. № 8. С. 32-37.

9. Лопатин В.Н. О проекте федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» / В.Н. Лопатин, О.В. Пристанская // Информационное право. 2007. № 4 (11). С. 7-13.

10. Мазаева Д. Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников: Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей / Д. Мазаева // Известия. 18 октября 2012. URL: http://izvestia.ru/news/537919#ixzz2VuDo9s4o. (дата обращения: 07.01.2013).

11. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. Психология человека в современном мире Н.В. Азаренок // Материалы научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна [ред.] А.Л. Журавлев. М: Институт психологии РАН, 2009. Т. 5. С. 110-112.

12. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: автореф. дис. ... докт. мед. наук: 14.00.07/ И.И. Новикова. Омск, 2006. 46 с.

13. Осипова С.И. Информатизация образования как объект педагогического анализа / С.И. Осипова, И.А. Баранова, В.А. Игнатова // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (Ч. 3). С. 506-510.

14. Сетко Н.П. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний / Н.П. Сетко, Е.А. Володина // Гигиена и санитария. 2008. № 1. С. 58-60.

15. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер; пер. с англ. Е. Руднева и др. М: АСТ, 2002. 557 с.

16. Фаустов А.С. Изменения функционального состояния нервной

системы студентов во время учебы / А.С. Фаустов, Ю.В. Щербатых //Гигиена и санитария. 2000. № 2. С. 33-35.

17. Фридман, О. Клиповое мышление. Что это такое? / О. Фридман // Школа Жизни.ру. 2007. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8011/ (дата обращения: 12 01 2013).

18. Хамаганова Т.Г. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников образования / Т.Г. Хамаганова, Д.Н. Крылов, О.В. Даниленко, С.Б. Семке // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 71-73.

19. Шевченко Д.А. Теория поколений в маркетинге: «беми-бумерс»; Х; Y и Z: / Д.А. Шевченко // Реклама, маркетинг, PR в образовании. URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html. (дата обращения: 07.01.2013).

20. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Nounivers. 2010. URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm. (дата обращения: 07.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.