Научная статья на тему 'Информатизация общества и социальная адаптации личности'

Информатизация общества и социальная адаптации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / ADAPTATION / SOCIETY / INFORMATIZATION / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Олег Анатольевич, Щедрина Елена Владимировна

Приведен анализ различных сторон проблемы социальной адаптации личности в условиях информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михайленко Олег Анатольевич, Щедрина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of society and social adaptation of personality

The analysis of the various sides of the problem of social adaptation of the personality is provided in work in the conditions of society information.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества и социальная адаптации личности»

ку, будучи социально-речевым явлением, требуют от иностранных реципиентов сформированных лингвистической, лингвокультурологической (социокультурной) и коммуникативной компетенций. Причем сформированность указанных компетенций должна быть сопоставима с их сформирован-ностью у носителей русского языка или приближена к ней.

При работе с учащимися-билингвами из стран СНГ предоставляется возможность формирования социокультурной компетенции уже на этапе дополнительной довузовской подготовки. А использование аутентичных материалов позволяет организовывать иные формы обучения: семинары, обсуждения, групповые и индивидуальные презентации, доклады, что в свою очередь помогает подготовить иностранных учащихся к обучению на первом курсе российского вуза.

Список литературы

1. Федюнина, С.М. Дидактические аспекты меж-культурной коммуникации / С.М. Федюнина, Н.А. Ша-

банова // Международное сотрудничество в образовании: сб. материалов 4-й Междунар. конф. — Ч. 1. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — 292 с.

2. Бутырская, О.Г. Формирование социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному / О.Г. Бутырская // Международное сотрудничество в образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции. — Ч. 2. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — 300 с.

3. Арефьев, А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сб. — Вып. 3 / А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги. — М., 2011. — 358 с.

4. Блягоз, З.У. Двуязычие и культура русской речи: пособие для учителей русского языка адыгейской школы / З.У. Блягоз. — Майкоп: Краснодар. кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1977. — 196 с.

5. Трофимова, Г.К. О подходах к обучению русскому языку студентов ближнего зарубежья в техническом вузе / Г.К. Трофимова // Материалы городского научно-методического семинара «Русский язык как иностранный в российских технических вузах». — Вып. 2. — М.: ИЦ МГТУ СТАНКИН, 2005. — С. 182 (171-177).

6. Капитонова, Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. — 2-е изд., перераб. и доп. / Т.И. Капитонова. — М.: Рус. яз., 1987. — 230 с.

УДК 378.004.9

О.А. Михайленко, канд. пед. наук Е.В. Щедрина

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В конце XX века термины «информатизация и информационное общество» заняли прочную позицию в ключевых сферах жизни и деятельности человека. Однако совсем недавно человечество стало осознавать, что информатизация наряду с революционными изменениями в жизни общества обостряет целый ряд социальных проблем, среди которых новый вид социального неравенства, которое специалисты назвали цифровым неравенством. Разная степень доступности и владения информационными и коммуникационными технологиями существенно влияет на социальную адаптацию человека в обществе XXI века, открывая или, наоборот, ограничивая его перспективы личностного развития и самореализации. В силу этого вопрос социальной адаптации личности в условиях информатизации общества становится одним из ключевых для системы образования и требует отдельного анализа.

В России развитие идей информатизации осуществлялось поэтапно. Первоначально происходило формирование содержательных основ информатизации, затем выработка информацион-

ной политики и в настоящее время построение информационного общества. Практические шаги в этом направлении осуществляются в рамках реализации таких проектов, как электронные государственные услуги, российский интернет-портал «Открытое правительство», электронный документооборот в бизнесе и др.

На этом пути много трудностей, так, Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), главным образом направленная на формирование электронного правительства, по итогам 2010 года имела низкие результаты, но уже к концу 2011 года улучшила свои позиции, и в рейтинге стран Россия занимает уже 27-е место1.

Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 № 1815-р имеет главную цель — создать новые возможности для граждан,

1 Интернет в мире и в России. — Режим доступа: [http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21]

111

Теория и методика профессионального образования —

Электронные ресурсы в подсистемах общества

Таблица 1

Подсистемы общества/ Отношения людей Электронные услуги и ресурсы

Экономическая Отношения, в которые вступают люди в сфере материального производства (торговля, купля-продажа, производство, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и др. (издательское дело, киностудии, охотничье хозяйство) Фриланс — это удаленная работа, чаще через сеть Internet

e-Trading — осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет

E-tendering — специализированный интернет-ресурс, предоставляющий пользователям виртуальное информационное пространство для осуществления электронной коммерческой деятельности (электронные аукционы, биржи)

Доставка продуктов питания и готовых обедов: dostavka.ru, utkonos.ru, vkysno.ru, obed.ru

Бронирование и покупка авиа-, ж/д, кино- и других билетов в сети Internet или в электронных киосках: ticketonline.ru, afisha.ru и др.

Оформление путевок на охоту и рыбалку, организация туров: kolkunovo.ru, solncetur.ru

Доставка цветов: dostavka-buketov.ru, Flower-shop.ru и др.

Новостные сайты: lenta.ru, rbk.rrn др.

Электронные госуслуги, электронный документооборот для бизнеса, оплата коммунальных услуг, кредитов: www.gosuslugi.ru,sbrf.ru, intellectmoney.ru, инфоматы-автоматы и др.

Социальная Отношения в социальных общностях, группах, классах, сословиях Социальные сети по разным тематикам: Moikrug.ru, Vkontakte.ru, LinkBook, 100 Друзей, illustrators.ru, В Армии, Дневник.ру и др.

Социальные сервисы: http://flickr.com — главное мировое фотохранилище, http://www.intergu.ru — Интернет-государство учителей, http://youtube. com — Всемирный социальный видеосервис, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей и др.

Блоги: blogs.mail.ru

Система управления электронной очередью в детский сад, ГИБДД, поликлинику, ПФ, налоговую инспекцию, паспортно-визовый центр

Электронная интернет регистратура: http://samosapis.ru

Компьютерные и Internet-игры

Политическая Взаимоотношения гражданского общества и государства, между государством и политическими партиями Правовые порталы (консультации юристов): «ГАРАНТ», «ВНЕШМАРКЕТ», Гильдия российских адвокатов, http://www.pravadetey.ru, ЗонаЗакона.ру

Сайты политических партий: http://er.ru/, ldpr.ru

Духовная Взаимоотношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения духовных ценностей (наука, искусство, религия и др.) Электронные библиотеки: http://www.aselibrary.ru/, diss.rsl.ru

Виртуальные выставки: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt/, ru-expo.ru

Образовательные порталы университетов, ИКОС, ЭУМК, АСУ: elms.msau.ru, http://portal.ufrf.ru

бизнеса и государства с использованием ИКТ — информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни1.

Общество представляет собой сложную систему, внутри которой можно выделить несколько взаимосвязанных подсистем, каждая из которых отражает взаимоотношения между людьми и определяет набор благ, доступных человеку внутри подсистемы [1].

В условиях информатизации многие привычные блага меняют форму, они становятся доступными через электронные услуги и часть из них могут быть материализованы в виде электронного

1 Там же.

ресурса (табл. 1.) В таблице приведен лишь малый перечень известных электронных услуг и соответствующих ресурсов, которые сегодня уже предлагаются для потребления в различных сферах деятельности человека.

Анализ данных табл. 1 подтверждает глобальный охват явлением информатизации всех подсистем общества, поэтому возникают вполне логичные вопросы: готов ли к этому обычный рядовой гражданин РФ и если готов, то в каком возрасте адаптация к новым социальным условиям является наиболее удачной; какие факторы должны способствовать этому, а какие факторы сдерживают социальную адаптацию; в чем может состоять отрицательный эффект этого явления; «какие условия дол-

Таблица 2

SWOT — анализ социальной адаптации в условиях информатизации общества

Вну- тренняя среда Strengths/Сила Weaknesses/Слабость

Поддержка на государственном уровне (нормативно-правовая база) Рост численности подключенных в России к сети Швтй (1-е место в Европе, 6-е место в мире) Рост web-аудитории России составил 70 млн чел. (все население РФ на 01.12.2011 — 142,9 млн чел.) по данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года Рост дневной интернет-аудитории — 44,3 млн чел. (по материалам от 18.04.2012 на российском интернет-форуме «РИФ+КИБ») Прирост аудитории за счет регионов — 93 % новых пользователей (по сравнению с 2011 г. прирост на 20 %) Взросление аудитории «50+» и «50-» (85 % пользователей электронной почты)* Внедрение проектов в конкретных городах: электронная приемная, электронная карта, Ио^роМ, эксперты (г. Оренбург http://www. admin.orenburg.ru/eprojects/) и др.** Программно-аппаратная поддержка: большое многообразие программных решений (web-платформ, СМ8, LMS, АИС, ИС и др.) Доступность web-сервисов, серверов, хостинга, доменов для реализации стратегий информатизации и др. Нежелание/боязнь населения использовать средства информатизации Низкий уровень компьютерной грамотности среди населения Отсутствие необходимой подготовки преподавателей для работы в электронных образовательных средах Интернет-зависимость (ухудшение здоровья, уход от реальности, изменение высших психических функций, аутизм) Отсутствие материальных источников для покупки компьютерной техники

Внеш- няя среда Opportumties/Возмозность Threats/Угроза

Поддержка в СМИ (разъяснение преимуществ, информационные стенды и табло с инструкциями по пользованию электронными ресурсами в общественных организациях) Помощь консультантов электронных киосков, терминалов в общественных местах (поликлиники, ГИБДД, авиа-, железнодорожные вокзалы и др.) применение теории обучения взрослых, пенсионеров (андрагогика) в области ИКТ повышение квалификации населения через центры занятости, учебные центры, учебные заведения «Утечка» персональных данных Интернет-мошенничество Интернет-преступность Инфицирование персональных компьютеров вредоносным программным обеспечением (Россия занимает IV место в мире по зараженности ПК-вирусами — 40 % на конец 2011 г.)***

* Интернет в мире и в России. — Режим доступа: [http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21]

** Официальный портал город Оренбург. Электронные проекты. — Режим доступа: [http://www.admin.orenburg.ru/eprojects]

*** Интернет в мире и в России. — Режим доступа: [http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21]

жны способствовать адаптации человека к новым условиям жизни и деятельности и многие другие.

Однозначно дать ответ на эти вопросы очень сложно, можно попытаться высказать предположения на основе SWOT-анализа, который позволяет рассмотреть это явление с позиции его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, в условиях внутренней и внешней среды. Результаты проведенного авторами анализа представлены в табл. 2.

Информатизация как процесс открывает широкие возможности для современного общества при условии, что общество социально адаптировано к жизнедеятельности в новых условиях. Даже поверхностный анализ социальной адаптации в условиях информатизации свидетельствует о том, что слабые стороны этого процесса можно сгладить активной реализацией скрытых возможностей внешней среды, а возникающие угрозы регулировать сильными сторонами этого явления. Например, слабую грамотность граждан, или их нежелание работать с современными средствами информатизации можно минимизировать за счет всесторонней поддержки со стороны специалистов этой сферы;

возможные угрозы для общества со стороны интернет-преступности можно регулировать законодательством и применением необходимых программно-аппаратных средств.

Так или иначе общество — это часть живого мира, следовательно, не последнюю роль в процессе социальной адаптации личности в условиях информатизации играет эволюция, для которой фактор времени остается главным. Постепенно общество станет информационным, произойдут необходимые качественные, количественные и структурные изменения в жизни людей, произойдет смена поколений, усовершенствуются технологии, методики и средства достижения поставленных целей, но все это не снизит, а лишь увеличит значение педагогических средств формирования информационных компетенций и информационной культуры человека на всех уровнях его социальной деятельности.

Список литературы

1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. — М.: Высшее образование; ИД «Феникс», 2009. — 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.