ку, будучи социально-речевым явлением, требуют от иностранных реципиентов сформированных лингвистической, лингвокультурологической (социокультурной) и коммуникативной компетенций. Причем сформированность указанных компетенций должна быть сопоставима с их сформирован-ностью у носителей русского языка или приближена к ней.
При работе с учащимися-билингвами из стран СНГ предоставляется возможность формирования социокультурной компетенции уже на этапе дополнительной довузовской подготовки. А использование аутентичных материалов позволяет организовывать иные формы обучения: семинары, обсуждения, групповые и индивидуальные презентации, доклады, что в свою очередь помогает подготовить иностранных учащихся к обучению на первом курсе российского вуза.
Список литературы
1. Федюнина, С.М. Дидактические аспекты меж-культурной коммуникации / С.М. Федюнина, Н.А. Ша-
банова // Международное сотрудничество в образовании: сб. материалов 4-й Междунар. конф. — Ч. 1. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — 292 с.
2. Бутырская, О.Г. Формирование социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному / О.Г. Бутырская // Международное сотрудничество в образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции. — Ч. 2. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — 300 с.
3. Арефьев, А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сб. — Вып. 3 / А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги. — М., 2011. — 358 с.
4. Блягоз, З.У. Двуязычие и культура русской речи: пособие для учителей русского языка адыгейской школы / З.У. Блягоз. — Майкоп: Краснодар. кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1977. — 196 с.
5. Трофимова, Г.К. О подходах к обучению русскому языку студентов ближнего зарубежья в техническом вузе / Г.К. Трофимова // Материалы городского научно-методического семинара «Русский язык как иностранный в российских технических вузах». — Вып. 2. — М.: ИЦ МГТУ СТАНКИН, 2005. — С. 182 (171-177).
6. Капитонова, Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. — 2-е изд., перераб. и доп. / Т.И. Капитонова. — М.: Рус. яз., 1987. — 230 с.
УДК 378.004.9
О.А. Михайленко, канд. пед. наук Е.В. Щедрина
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В конце XX века термины «информатизация и информационное общество» заняли прочную позицию в ключевых сферах жизни и деятельности человека. Однако совсем недавно человечество стало осознавать, что информатизация наряду с революционными изменениями в жизни общества обостряет целый ряд социальных проблем, среди которых новый вид социального неравенства, которое специалисты назвали цифровым неравенством. Разная степень доступности и владения информационными и коммуникационными технологиями существенно влияет на социальную адаптацию человека в обществе XXI века, открывая или, наоборот, ограничивая его перспективы личностного развития и самореализации. В силу этого вопрос социальной адаптации личности в условиях информатизации общества становится одним из ключевых для системы образования и требует отдельного анализа.
В России развитие идей информатизации осуществлялось поэтапно. Первоначально происходило формирование содержательных основ информатизации, затем выработка информацион-
ной политики и в настоящее время построение информационного общества. Практические шаги в этом направлении осуществляются в рамках реализации таких проектов, как электронные государственные услуги, российский интернет-портал «Открытое правительство», электронный документооборот в бизнесе и др.
На этом пути много трудностей, так, Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), главным образом направленная на формирование электронного правительства, по итогам 2010 года имела низкие результаты, но уже к концу 2011 года улучшила свои позиции, и в рейтинге стран Россия занимает уже 27-е место1.
Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 № 1815-р имеет главную цель — создать новые возможности для граждан,
1 Интернет в мире и в России. — Режим доступа: [http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21]
111
Теория и методика профессионального образования —
Электронные ресурсы в подсистемах общества
Таблица 1
Подсистемы общества/ Отношения людей Электронные услуги и ресурсы
Экономическая Отношения, в которые вступают люди в сфере материального производства (торговля, купля-продажа, производство, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и др. (издательское дело, киностудии, охотничье хозяйство) Фриланс — это удаленная работа, чаще через сеть Internet
e-Trading — осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет
E-tendering — специализированный интернет-ресурс, предоставляющий пользователям виртуальное информационное пространство для осуществления электронной коммерческой деятельности (электронные аукционы, биржи)
Доставка продуктов питания и готовых обедов: dostavka.ru, utkonos.ru, vkysno.ru, obed.ru
Бронирование и покупка авиа-, ж/д, кино- и других билетов в сети Internet или в электронных киосках: ticketonline.ru, afisha.ru и др.
Оформление путевок на охоту и рыбалку, организация туров: kolkunovo.ru, solncetur.ru
Доставка цветов: dostavka-buketov.ru, Flower-shop.ru и др.
Новостные сайты: lenta.ru, rbk.rrn др.
Электронные госуслуги, электронный документооборот для бизнеса, оплата коммунальных услуг, кредитов: www.gosuslugi.ru,sbrf.ru, intellectmoney.ru, инфоматы-автоматы и др.
Социальная Отношения в социальных общностях, группах, классах, сословиях Социальные сети по разным тематикам: Moikrug.ru, Vkontakte.ru, LinkBook, 100 Друзей, illustrators.ru, В Армии, Дневник.ру и др.
Социальные сервисы: http://flickr.com — главное мировое фотохранилище, http://www.intergu.ru — Интернет-государство учителей, http://youtube. com — Всемирный социальный видеосервис, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей и др.
Блоги: blogs.mail.ru
Система управления электронной очередью в детский сад, ГИБДД, поликлинику, ПФ, налоговую инспекцию, паспортно-визовый центр
Электронная интернет регистратура: http://samosapis.ru
Компьютерные и Internet-игры
Политическая Взаимоотношения гражданского общества и государства, между государством и политическими партиями Правовые порталы (консультации юристов): «ГАРАНТ», «ВНЕШМАРКЕТ», Гильдия российских адвокатов, http://www.pravadetey.ru, ЗонаЗакона.ру
Сайты политических партий: http://er.ru/, ldpr.ru
Духовная Взаимоотношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения духовных ценностей (наука, искусство, религия и др.) Электронные библиотеки: http://www.aselibrary.ru/, diss.rsl.ru
Виртуальные выставки: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt/, ru-expo.ru
Образовательные порталы университетов, ИКОС, ЭУМК, АСУ: elms.msau.ru, http://portal.ufrf.ru
бизнеса и государства с использованием ИКТ — информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни1.
Общество представляет собой сложную систему, внутри которой можно выделить несколько взаимосвязанных подсистем, каждая из которых отражает взаимоотношения между людьми и определяет набор благ, доступных человеку внутри подсистемы [1].
В условиях информатизации многие привычные блага меняют форму, они становятся доступными через электронные услуги и часть из них могут быть материализованы в виде электронного
1 Там же.
ресурса (табл. 1.) В таблице приведен лишь малый перечень известных электронных услуг и соответствующих ресурсов, которые сегодня уже предлагаются для потребления в различных сферах деятельности человека.
Анализ данных табл. 1 подтверждает глобальный охват явлением информатизации всех подсистем общества, поэтому возникают вполне логичные вопросы: готов ли к этому обычный рядовой гражданин РФ и если готов, то в каком возрасте адаптация к новым социальным условиям является наиболее удачной; какие факторы должны способствовать этому, а какие факторы сдерживают социальную адаптацию; в чем может состоять отрицательный эффект этого явления; «какие условия дол-
Таблица 2
SWOT — анализ социальной адаптации в условиях информатизации общества
Вну- тренняя среда Strengths/Сила Weaknesses/Слабость
Поддержка на государственном уровне (нормативно-правовая база) Рост численности подключенных в России к сети Швтй (1-е место в Европе, 6-е место в мире) Рост web-аудитории России составил 70 млн чел. (все население РФ на 01.12.2011 — 142,9 млн чел.) по данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года Рост дневной интернет-аудитории — 44,3 млн чел. (по материалам от 18.04.2012 на российском интернет-форуме «РИФ+КИБ») Прирост аудитории за счет регионов — 93 % новых пользователей (по сравнению с 2011 г. прирост на 20 %) Взросление аудитории «50+» и «50-» (85 % пользователей электронной почты)* Внедрение проектов в конкретных городах: электронная приемная, электронная карта, Ио^роМ, эксперты (г. Оренбург http://www. admin.orenburg.ru/eprojects/) и др.** Программно-аппаратная поддержка: большое многообразие программных решений (web-платформ, СМ8, LMS, АИС, ИС и др.) Доступность web-сервисов, серверов, хостинга, доменов для реализации стратегий информатизации и др. Нежелание/боязнь населения использовать средства информатизации Низкий уровень компьютерной грамотности среди населения Отсутствие необходимой подготовки преподавателей для работы в электронных образовательных средах Интернет-зависимость (ухудшение здоровья, уход от реальности, изменение высших психических функций, аутизм) Отсутствие материальных источников для покупки компьютерной техники
Внеш- няя среда Opportumties/Возмозность Threats/Угроза
Поддержка в СМИ (разъяснение преимуществ, информационные стенды и табло с инструкциями по пользованию электронными ресурсами в общественных организациях) Помощь консультантов электронных киосков, терминалов в общественных местах (поликлиники, ГИБДД, авиа-, железнодорожные вокзалы и др.) применение теории обучения взрослых, пенсионеров (андрагогика) в области ИКТ повышение квалификации населения через центры занятости, учебные центры, учебные заведения «Утечка» персональных данных Интернет-мошенничество Интернет-преступность Инфицирование персональных компьютеров вредоносным программным обеспечением (Россия занимает IV место в мире по зараженности ПК-вирусами — 40 % на конец 2011 г.)***
* Интернет в мире и в России. — Режим доступа: [http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21]
** Официальный портал город Оренбург. Электронные проекты. — Режим доступа: [http://www.admin.orenburg.ru/eprojects]
*** Интернет в мире и в России. — Режим доступа: [http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21]
жны способствовать адаптации человека к новым условиям жизни и деятельности и многие другие.
Однозначно дать ответ на эти вопросы очень сложно, можно попытаться высказать предположения на основе SWOT-анализа, который позволяет рассмотреть это явление с позиции его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, в условиях внутренней и внешней среды. Результаты проведенного авторами анализа представлены в табл. 2.
Информатизация как процесс открывает широкие возможности для современного общества при условии, что общество социально адаптировано к жизнедеятельности в новых условиях. Даже поверхностный анализ социальной адаптации в условиях информатизации свидетельствует о том, что слабые стороны этого процесса можно сгладить активной реализацией скрытых возможностей внешней среды, а возникающие угрозы регулировать сильными сторонами этого явления. Например, слабую грамотность граждан, или их нежелание работать с современными средствами информатизации можно минимизировать за счет всесторонней поддержки со стороны специалистов этой сферы;
возможные угрозы для общества со стороны интернет-преступности можно регулировать законодательством и применением необходимых программно-аппаратных средств.
Так или иначе общество — это часть живого мира, следовательно, не последнюю роль в процессе социальной адаптации личности в условиях информатизации играет эволюция, для которой фактор времени остается главным. Постепенно общество станет информационным, произойдут необходимые качественные, количественные и структурные изменения в жизни людей, произойдет смена поколений, усовершенствуются технологии, методики и средства достижения поставленных целей, но все это не снизит, а лишь увеличит значение педагогических средств формирования информационных компетенций и информационной культуры человека на всех уровнях его социальной деятельности.
Список литературы
1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. — М.: Высшее образование; ИД «Феникс», 2009. — 576 с.