НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Жеребин В.М., Махрова О.Н.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Цифровой раскол как принцип новой социальной стратификации»)
При изучении социальных отношений в обществе (они же о бщественные отношения), что подчеркивается многими исследователями, во внимание в первую очередь должны приниматься такие его характеристики, как гетерогенность и неравенство. Эти качества и являются главной причиной многообразия и разнохарактерности существующих определений самого понятия социальных отношений.
Социальные отношения
Приведем некоторые определения социальных отношений, которые в наибольшей степени соответствуют теме данного исследования.
Первое из таких определений: «Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители)
социальных общностей и групп. Эти отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии, антипатии и другие личностные факторы» [1].
Еще одно определение: «Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением» [2].
Существуют и более развернутые определения: «Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается
сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями» [3].
Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля. Главным фактором возникновения и существования социальных отношений является социальный статус каждого из индивидов, распределение этих статусов в обществе, в пределах которых и с позиций которых вступают во взаимодействие между собой и с обществом индивиды, наполняя свои отношения реальным содержанием.
Социальная коммуникация
Важнейшей составляющей социального взаимодействия, в которой реализуются социальные отношения, является социальная коммуникация.
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств [4].
Другие авторы отмечают, что коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и осуществляют свои отношения [5].
Кроме всего прочего, можно считать, что коммуникация представляет собой непременное условие жизни человека и поддержания порядка в обществе.
В соответствии с мнением Д. П. Гавра [6] в теории коммуникации можно выделить два основных подхода к ее пониманию:
1) процессно-информационный подход, в рамках которого разрабатывались такие теоретические модели коммуникации, как математическая модель коммуникации К. Шэннона и У. Уивера, социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба, интегральная модель коммуникации Б. Вестли и М. Маклина, тран-сакционная модель коммуникации представителя техасской школы коммуникации А. Тэна;
2) семиотический подход, акцентирующий внимание на знаках и знаковых системах, представлен разработками Ф. де Соссюра, Ч. Пирса, Ч. Морриса, К. Черри.
Различают следующие виды коммуникаций:
• межличностная коммуникация — вид личностно-ориентированно-го общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определенные отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений;
• межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличност-
ных связей и индивидуальных предпочтений;
• публичная коммуникация — вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер;
• массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональный характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории;является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы [7].
Канадский социолог Маршалл Маклюэн в книге «Понимание Медиа» рассматривает такие понятия, как информатизация, коммуникация, культура, медиа, технологии в качестве составляющих единой парадигмы, т.е. в совокупности, как взаимосвязанные и взаимозависимые в своем развитии понятия. Ему принадлежат такие, например, высказывания, как: «господство тех или иных видов коммуникации определяет весь облик культуры» и «коммуникация — это сообщение». Социальные отношения также вполне могут быть отнесены к совокупности этих понятий, как это практически и сделано в книге Маклюэна [8].
Следуя логике М. Маклюэна, который объединенно рассматривал различные стороны социально-информационного развития общества, мы можем представить методологию
исследования воздействия информатизации на социальные отношения как состоящую из двух этапов. Первый этап — анализ возможностей информатизации в совершенствовании процессов социальной коммуникации, и второй этап — исследование влияния прогресса в области коммуникации на отдельные сферы и задачи социального взаимодействия.
Известный французский исследователь Ален Турен в том значении, которое имеет процесс коммуникации в современной социологии, видит отражение того факта, что производство перемещается из сферы материальных благ в сферу символических благ. По его мнению, при этом понятия информации и коммуникации вступают в противоречие. Если информация предполагает манипуляцию средствами информации, распространение сведений о принятии решений, «то коммуникация, напротив, осуществляет обмен сообщениями между акторами, их взаимное согласие в понимании опыта жизненного мира».
Такой приоритет коммуникации по отношению к информации как концентрированной целесообразности Турен считает общим для всех новых социальных движений. По мнению Турена, социальные движения заменяют также классы, становясь социальными акторами современности» [9].
А. Турен также полагает, что все принятые критерии оценки социального статуса уже устарели и предлагает определять социальный статус по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации [10].
Произошли кардинальные перемены в коммуникации на технологическом уровне, в частности в способах
отображения, фиксации и обмена языковой информацией. Запись информации теперь во многих случаях осуществляется с помощью набора на клавиатуре, считывание текста может производиться автоматически, обычные книги во многих случаях заменяются на электронные, стала возможной цифровая запись с голоса.
Расширились значение и роль социальных сетей, которые получили мощную поддержку и новое воплощение в виде социальных Интернет-сетей. Последние могут иметь общий взаимно-информирующий характер, обладать направленностью по интересам пользователей, быть профессионально ориентированными или просто предназначенными для определенных половозрастных групп. В настоящее время у нас в стране зарегистрировано уже 214 социальных сетей, в том числе четыре-пять из них наиболее популярных: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Tweeter, Мой мир и некоторые другие. В рамках Интернета очень изменило характер телефонии использование программы Skype, которая сделала возможным общение в цветном и видео-режиме. Мощно развилась и широко применяется спутниковая связь, представляющая в первую очередь обширную и разностороннюю территориально-географическую информацию.
Эффективным средством развития и консолидации социальных сообществ явилась выраженная тенденция резкого увеличения мобильности коммуникаций, достигнутого за счет разработки и внедрения в практику новых ИКТ-устройств: смартфонов, планшетных ПК, гибридных устройств этого типа и га-джетов другого рода.
Все эти новые информационные средства и технологии сделали информацию в принципе более доступной, оперативной, достоверной и
легкой для получения и восприятия, и, тем самым, значительно расширили возможности информатизации в развитии социальных отношений.
Формирование новой культуры коммуникации
По мнению М. Маклюэна [8], «господство тех или иных видов коммуникации определяет весь облик культуры». Действительно, широкое использование современных информационных технологий оказывает значительное влияние на характер осуществления большинства процессов обмена информацией между людьми, что позволяет говорить о становлении новой культуры коммуникации. Под культурой коммуникации в данном случае можно подразумевать совокупность принимаемых обществом принципов, способов и правил общения в условиях использования современных информационных технологий вместе с устанавливающимися режимами и этическими нормами реализации такого рода контактов и взаимодействий.
Логическая структура проводимого в этой области исследования содержит в своей основе следующую последовательность:
1) потребности конкретного человека, социальной группы и общества в целом;
2) технический арсенал используемых средств;
3) способы и стили общения, предпочитаемые в современных условиях;
4) изучение культуры взаимодействия и коммуникации в реализации социальных отношений.
Адепты и элементы новой культуры коммуникации
Из всех респондентов — пользователей современных информацион-
ных технологий к числу владеющих новой культурой коммуникации следует отнести тех, кто обладает следующими качествами-признаками.
Признак первый — ощущение респондентом себя «on-line» в техническом отношении: использование для коммуникации мобильного телефона, смартфона, планшета, программы Skype, социальных сетей и блогов, участие в форумах, Интернет-конференциях и опросах.
Признак второй — использование в процессе коммуникации не только традиционных, но и электронных сообщений и текстов (SMS, электронных книг, мониторов мобильника, планшета, ПК).
В качестве показателей оценки уровня освоения новой культуры общения могут использоваться:
• новые формы и технологии коммуникации (оснащенность и использование последних цифровых устройств, мультимедийное и видео-мобильное общение),
• интенсивность общения,
• эффективность и результативность общения,
• тематическое разнообразие общения,
• складывающиеся правила и формирующиеся ценности общения,
• ориентация при общении: не только на свои собственные интересы, но на семью, на коллектив, на поддерживаемое сообщество, на общество в целом,
• изменение отношения ко времени (большая пунктуальность, исчезновение расслабленности, стремление к экономии времени).
Классификация и ранжирование ИКТ и Интернет-пользователей
Реализация функций социальной коммуникации сегодня осуществляется преимущественно пользовате-
лями Интернета и других информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время существуют множество классификаций пользователей сети Интернет, построенных на различных основаниях.
Одна из первых серьезных классификаций, названная «по степени освоения возможностей, предоставляемых сетью Интернет», представлена Е.Ю. Журавлевой в работе [11]. Согласно этой классификации основные категории людей, использующих Интернет, являются пользователями, посредниками и создателями. К ним следует добавить для полноты картины еще исследователей и технических работников (людей, поддерживающих работу сети) [11].
Пользователями среды сети Интернет являются люди, которые используют Интернет в качестве инструмента для решения различных задач (деловых, учебных, развлекательных). Согласно исследованиям маркетинговых агентств и опросу компании «Глас рунета», портрет «среднего» российского пользователя Интернета выглядит примерно так: молодые люди возраста до 35 лет, преимущественно мужчины с образовательным уровнем и уровнем доходов выше среднего. При этом основную массу пользователей Интернета составляют корпоративные сотрудники, их число превышает 75%. Большинство российских пользователей сети не удовлетворены своим социальным положением. В частности, более 54% опрошенных заявили, что имеют доходы ниже среднего. Итоги опроса опровергают мнение о том, что доступ в Интернет однозначно свидетельствует о хорошем уровне доходов. По мере того, как сеть становится все более доступной, социальный портрет Интернет-пользователя все меньше отличается от
портрета среднестатистического россиянина.
Посредниками в сети Интернет являются преимущественно специалисты по информационному поиску. Целью функционирования посредников в среде сети является правильно организованная работа с поисковыми машинами и продуктивный поиск заданной информации. По эмпирическим данным, пользователь в сети 43% времени тратит на поиск. Главной проблемой сети Интернет является правильная организация информационных массивов. По сути дела, посредник — это такой же пользователь, но с более широким набором знаний, умений и навыков о работе в сети.
Создатели — это люди, которые заполняют сеть содержанием (тексты, программные файлы, музыка, графика, мультимедиа, видео, виртуальная реальность) и формами (сайтами, порталами), разрабатывают сценарии развития сети. «Предоставление возможности творить является принципиальной чертой среды сети Интернет. Как соотносится творчество в виртуальном мире с миром реальным? Очевидно, что плоды виртуальной деятельности имеют не только виртуальную ценность. В качестве примера, можно привести программистов-профессионалов, получающих за свои виртуальные творения вполне реальную зарплату» [11].
Исследователи — представители различных научных специальностей (социологи, психологи, философы, политологи и т. д.), главной целью их пребывания в среде сети Интернет является изучение ее свойств, закономерностей, функций, проблем и перспектив становления и развития среды. Нужно отметить, что исследователи рассматривают среду сети Интернет не только изнутри (практически), но извне (теоретически, через обобщения, написание и пуб-
ликацию аналитических обзоров, статей, монографий в традиционной печати).
Техническим обеспечением в основном занимаются следующие категории специалистов: провайдеры, системные программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры [11].
Показатели активности использования возможностей Интернета и ИКТ в целом в современных условиях можно рассматривать в качестве признаков (прямых или косвенных) обладания определенным объемом социального капитала. К подобным показателям могут быть отнесены:
• число контактов в сутки (с разными абонентами) по одному или нескольким видам связи: по телефону, по «мобильнику», смартфону, планшету, по электронной почте, по программе Бкуре (здесь могут быть применены экспертные оценки по десяти балльной шкале: 30 и более контактов в сутки — 10 баллов, 20-30 — 8 баллов, 10-20 — 6 баллов, 5-10 — 4 балла, 1-5 — 2 балла;
• использование: социальных сетей, блогов, персональных сайтов. В случае использования названных ресурсов всех видов оценка — 10, двух видов — 8, одного вида — 6 баллов. По числу названий используемых социальных сетей: четырех и более — 8, двух-трех — 6, одной сети — 4 балла. Отдельную задачу составляет классификация пользователей по их общей готовности к информационному обществу. Для получения полной картины цифровой дифференциации пользователей, включая данные по их подготовленности к информационному обществу, вовлеченности в цифровую среду и их активности в этой среде, при их опросе может быть использован предлагаемый ниже оценочно-квалификационный шаблон (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценочно-квалификационный шаблон для ранжирования пользователей ИКТ
Показатель информационной активности Наличие — отсутствие, возможности, функции или качества Диапазоны значений для каждого показателя Балльные оценки по показателям Рейтинг пользователя (по сумме баллов)
Выход в Интернет ДА-НЕТ ДА-10; НЕТ-0 5. Мастер — 90-100% суммы баллов (высший уровень) 4. Продвинутый пользователь — 70-90%. 3. Квалифицированный пользователь — 50-70%. 2. Грамотный пользователь — 30-50%. 1. Начинающий пользователь — от 1 до 30%. 0. Непользователь — 0%.
Время пребывания в Интернете От 10 минут до 16 часов
5-й уровень От 8 до 16 часов 10
4-й уровень От 4 до 8 часов 8
3-й уровень От 2 до 4 часов 6
2-й уровень От 10 минут до 2 часов 4
1-й уровень От 1 до 10 минут 2
Использование устройств, технологий и программ:
ПК ДА-НЕТ ДА-6; НЕТ-0
мобильного телефона с Интернетом или смартфона ДА-НЕТ ДА-6; НЕТ-0
планшета, ДА-НЕТ ДА-4; НЕТ-0
электронной почты, ДА-НЕТ ДА-4; НЕТ-0
СМС, ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
ММС, ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
программы 5куре, ДА-НЕТ ДА-4; НЕТ-0
Использование социальных сетей:
1) не используется НЕТ 0
2) одна сеть ДА 2
З) 2-4 сети ДА 4
4) более 4 сетей ДА 6
Ведение блогов ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
Участие в форумах и конференциях ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
владение собственными сайтами ДА-НЕТ ДА-4; НЕТ-0
Основные цели и задачи комм уникации:
общение с родными, друзьями и знакомыми, ДА-НЕТ ДА-3; НЕТ-0
выход на властные структуры ДА-НЕТ ДА-3; НЕТ-0
общение по работе и учебе, ДА-НЕТ ДА-3; НЕТ-0
чтение электронных изданий, ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
прослушивание музыки ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
просмотр видео-программ ДА-НЕТ ДА-2; НЕТ-0
Максимально возможная сумма баллов 77 баллов
Суммы балов по категориям пользователей (от пятой до нулевой) 5. Мастера 69-77 баллов
4. Продвинутые пользователи 54-69 баллов
3. Квалифицированные пользователи 38,5-54 баллов
2. Грамотные пользователи 23-38,5 баллов
1. Начинающие пользователи; 0. Непользователи 0-23 баллов; 0 баллов
Используя этот шаблон в качестве вопросника, интервьюер может составить информационно-цифровой портрет респондента и получить его рейтинг, т.е. отнести его к одной из пяти категорий пользователей: мастерам, профессионалам, продвинутым пользователям, грамотным или начинающим пользователям. Суммы баллов, набираемых каждым респондентом, представляют его индекс информационно-цифровой готовности, и соответствуют отдельным категориям или уровням пользователей.
Характеристики информационной активности пользователей могут быть уточнены по данным детализирующих сопоставлений, в которых основные используемые ресурсы — «мобильники», смартфоны, Интернет в целом, Бкуре, социальные сети, соотносятся с показателями их использования. Показатели использования ресурсов — это число контактов или сообщений, в сутки, в том числе интерактивных, сходящих, входящих; времени на них в сутки (в часах); времени прослушивания аудио-передач, просмотра видео-передач, скачивания материалов.
Феномен цифрового раскола
Весьма показательным примером воздействия информатизации на социальные отношения может служить феномен цифрового раскола [12].
Термин «цифровой раскол» был введен в середине 90-х годов прошлого столетия в США политическими деятелями, которые были обеспокоены ростом социального значения информатизации и связанным с этим дальнейшим расколом общества, который существовал между богатыми и бедными. Предполагалось, что богатые имеют преимущественные возможности в приобретении и ис-
пользовании информационной цифровой аппаратуры и технологий по сравнению с бедными. Этот термин был принят и введен в практику специалистами в США и в Европе и, как говорят лингвисты, стал фактом языка. Однако вскоре после этого стало выясняться, что процесс информатизации столь скоротечен, что производители информационного оборудования и программного обеспечения весьма быстро наладили их массовый выпуск, постоянно совершенствуя свою продукцию. Эти обстоятельства привели к неуклонному снижению цен на информационно-цифровые средства, что, в свою очередь, стало в значительной мере выравнивать возможности богатых и бедных слоев населения в использовании преимуществ информатизации. Хотя, с другой стороны, наблюдая дифференциацию общества, в частности, населения, по другим разрезам, в первую очередь, таким, как половозрастной состав, и можно видеть значительные различия в области вовлеченности в процессы информатизации, которые, как в случае соотношения молодого и старшего поколения, могут быть определены как информационно-цифровой раскол или разрыв между поколениями.
Расширение понятия социального капитала
Отдельного рассмотрения заслуживают оценка последствий влияния информатизации на социальный капитал.
Активное использование пользователями современных средств и технологий ИКТ для реализации широких, оперативных и своевременных социальных контактов создает для них дополнительные возможности в отношении создания, наращивания и поддержания социального капитала.
Поскольку молодежь обладает лучшей способностью адаптации к условиям цифровой информационной среды, она обладает здесь большими преимуществами по сравнению с другими возрастными группами населения. Это обстоятельство выравнивает положение молодежи как обладателя социального капитала.
Представленная этими показателями составная часть и разновидность социального капитала может быть определена также как коммуникационный капитал.
Заключение
Под влиянием информатизации, так ли иначе, усиливается поляризация общества (состоятельные люди имеют больше возможностей использовать в свою пользу возможности ИКТ и СМИ).
Но, с другой стороны, информатизация совместно с другими передовыми технологиями облегчая труд и повышая его производительность, значительно снижают остроту противоречий между трудом и капиталом, сохранившихся после индустриального общества.
Значительно возросшие благодаря Интернету возможности связи способствовали максимально допустимому замещению в экономике и производстве энергетических процессов, связанных с перемещением материальных объектов, процессами обмена информацией.
Становление информационного общества принесло с собой и другие серьезные изменения в социальные отношения. Основной средой воплощения социальных отношений является среда информационного обмена, сегодня — цифровая информационная среда. В связи с этим, можно утверждать, что формирование ин-
формационного общества — это, кроме всего прочего, становление новых форм социальных отношений. Новые формы коммуникации и информирования заметно интенсифицировали жизнь, заставили значительно больше времени уделять коммуникации, более внимательно и экономно относиться ко времени, детально рассматривать свои планы и распределение своих действий во времени.
Как показывает опыт исследований влияния информатизации на социальные отношения, воздействие информационно-цифровых технологий на общественные процессы должно оцениваться одновременно на всех уровнях, включая восприятие, хранение, обработку, представление и тиражирование информации. Сюда же следует отнести, пользуясь семиотической терминологией - семантический, синтактический и прагматический уровни восприятия и анализа информации. При этом интегральный эффект такого воздействия информационно-цифровых технологий на социальные отношения может быть оценен лишь при рассмотрении этого процесса в аспекте коммуникации.
Исследования такого плана представляются необходимыми, поскольку эффективность применения новых, в частности, информационных технологий зависит не только и не столько от заложенных в них свойств и возможностей, сколько от наших способностей и квалификации, как пользователей, к использованию этих средств.
Кроме того, в конечном счете, многое здесь будет зависеть не только от нашей подготовленности к владению цифровыми технологиями, но также и от уровня наших представлений о социальных последствиях, к которым приводит их применение.
Литература
1. Общественные отношения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic. academic.ru> Общественные отношения
2. Социальные взаимодействия и отношения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-vzaimodeystviya-i-otnosheniya.html
3. Социальные связи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://knowledge. allbest.ru/sociology/2c0b65635a3bd68b5d43b89421216d27_0.html
4. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 14
5. Baxter L.A. (2004). Relationships as dialogues. Personal Relationships, 11, 1-22.
6. Гавр Д. П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. — СПб.: Питер, 2011.
7. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. — С. 10-134.
8. Маршалл Маклюэн. Понимание Медиа/ Mduhan Marshall. Understanding Media. — Москва — Жуковский: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. — 464 с.
9. Турен А. [Электронный..ресурс]. — Режим доступа: http://.grandars.ru/college/ sociologiya/sociologiya-turena.html
10. Социальная стратификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. stud-files.ru/preview/825630/
11. Журавлева Е.Ю. Интернет-конференция. Социология и интернет: перспективные направления исследования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ecsocman.hse.ru/text/16216454/#_ednref1
12. Вершинская О.Н. Цифровой раскол. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=637647
Bibliography
1. Obshchestvennyye otnosheniya. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru> Obshchestvennyye otnosheniya.
2. Sotsial'nyye vzaimodeystviya i otnosheniya. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-vzaimodeystviya-i-otnosheniya.html.
3. Sotsial'nyye svyazi. [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0b65635a3bd68b5d43b89421216d27_0.html.
4. Borisnov S.V. Sotsiologiya kommunikatsii: Ucheb. posobiye dlya vuzov. M.: YUNITI-DANA, 2003. S. 14.
5. Baxter, L.A. (2004). Relationships as dialogues. Personal Relationships, 11, 1-22.
6. Gavr D.P. Osnovy teorii kommunikatsii. 1-ye izd. SPb.: Piter, 2011.
7. Andrianov M.S. Neverbal'naya kommunikatsiya: psikhologiya i pravo. M.: Institut Ob-shchegumanitarnykh Issledovaniy, 2007. S. 10-134.
8. Marshall Maklyuen. Ponimaniye Media / Mduhan Marshall. Understanding Media. Moskva-Zhukovskiy, 2003. 464 s.
9. Turen A. [Elektronnyy..resurs]. Rezhim dostupa: http://.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-turena.html.
10. Sotsial'naya stratifikatsiya [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.studfiles.ru/preview/825630/.
11. Zhuravleva Ye.YU. Internet-konferentsiya. Sotsiologiya i internet: perspektivnyye naprav-leniya issledovaniya. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://ecsocman.hse.ru/text/16216454/#_ednref1.
12. Vershinskaya O.N. Tsifrovoy raskol. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://viperson.ru/wind.php?ID=637647