Научная статья на тему 'Информатизация образовательного процесса в России'

Информатизация образовательного процесса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕР-НЕТ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова Ирина Алексеевна, Кондратьева Оксана Александровна, Байрамов Алекпер Фарзиханович

В статье рассматривается и анализируется информатизация образовательного процесса. Показано, что ключевым фактором государственной поддержки становятся образование, подготовка профессиональных специалистов, развитие наукоемкого производства, основанного на высоких технологиях. Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке странам необходимо развивать программы образовательных услуг на основе современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образовательного процесса в России»

УДК 37:004

информатизация образовательного процесса в россии

INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIA

Сушкова Ирина Алексеевна

Sushkova Irina Alekseyevna

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: irinasushkova60@mail.ru

Кондратьева оксана Александровна

Kondratieva Oksana Aleksandrovna

преподаватель кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

lecturer of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: zolotko1988@yandex.ru

Байрамов Алекпер Фарзиханович

Bajramov Alekper Farzihanovich

студент факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: bezopasnost2018@yandex.ru

В статье рассматривается и анализируется информатизация образовательного процесса. Показано, что ключевым фактором государственной поддержки становятся образование, подготовка профессиональных специалистов, развитие наукоемкого производства, основанного на высоких технологиях. Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке странам необходимо развивать программы образовательных услуг на основе современных информационных технологий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, глобализация, информатизация, интернет, кластер.

The article examines and analyzes informatization of the educational process. It is revealed that the key factor of state support is education, training of professionals, and boosting technology-intensive industries. The authors

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

conclude that in order to increase competitiveness in the world market countries need to develop educational programs that involve modern information technologies.

Keywords: competitiveness, education, globalization, informatization, Internet, cluster.

Образование в современной мировой экономике не ограничивается только своим прямым предназначением. Оно распространяется на многие процессы и явления, такие как социально-культурное воспроизводство, экономическое развитие, демография. Назначение системы образования в современном мире определяется явными функциями: обучение знаниям, навыкам, обмен опытом. Многими исследователями отмечаются и такие латентные функции, как образование асимметрии на рынке образовательных ресурсов, усиление расслоения общества.

В связи с этим выделим принципы образовательного процесса:

- междисциплинарность;

- глобальная конкурентоспособность.

Следует заметить, что стали возрастать расходы на образование в ведущих западных странах. Очевидно, что в целом это только укрепляет конкуренцию на рынке образования. Работник все больше чувствует свою индивидуальность и многообразие предоставляемых возможностей для саморазвития. Например, нужно понять, как пользоваться новыми цифровыми технологиями, как обучить людей максимально пользоваться технологиями.

Отметим, что финансирование инновационных разработок, особенно в образовательный процесс, будет сдерживаться до тех пор, пока представление о современном рынке как о рынке ценовом будет сохраняться. Российский рынок инноваций обладает научно-техническим потенциалом. Но все же здесь есть ряд препятствий: например, бюрократия, слабое финансирование, не на должном уровне подготовка специалистов в области коммерциализации идей. Так, по мнению А.Н. Неверова, «основной проблемой развития науки и технологии выступает неадекватное финансирование научной и технологической сферы, приводящее к вымыванию кадров из научной деятельности и нарушению механизмов их воспроизводства, а не качество высшего образования» [7].

Следует отметить, что в последние годы со стороны Министерства образования и науки было много нововведений. Для каждого из них имелись свои основания, и поэтому многое было реализовано качественно, на системной основе [3].

Подключение школ к интернету - одно из нововведений программы усовершенство-

вания системы общего образования. Так, по данным статистики, 98 % школ имеют устойчивый выход в интернет. По нашему мнению, нужно немного сместить приоритеты в сторону школ в малонаселенных пунктах.

Эта услуга скоростная, потребует немало денежных вливаний, но в течение достаточно короткого времени необходимо разработать и предоставить доступ к широкополосному интернету всем населенным пунктам страны с населением от 250 жителей.

Также одним из инновационных направлений подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена является дуальная система профессионального образования. Ее основные характеристики: подготовка рабочих кадров осуществляется по заказу предприятия, образовательные программы согласуются с работодателем, учебно-производственные мастерские находятся на территории завода, учебная практика проводится в цехах предприятия, в качестве наставников выступают высококвалифицированные специалисты [1].

Государство в последнее время активно поддерживает инновационные процессы, связанные с информатизацией образования, участвует в решении актуальных проблем образования, связанных с материальными и финансовыми ресурсами. В образовательных учреждениях района внедряются и развиваются эффективные системы управления образовательным процессом. Идёт позитивный процесс по изменению содержания и структуры образования практически во всех образовательных учреждениях. Активно ведётся методическая работа с педагогическими работниками по повышению их профессиональной компетентности. Осуществляется информационная поддержка творчества учителей и учащихся [4].

Анализ финансовой деятельности образовательного учреждения - это анализ через призму экономических отношений. Производительность учебного заведения должна соответствовать существующему экономическому механизму, только в этом случае можно добиться лучших экономических результатов.

для решения проблем в области образования нужно выбрать такие новые подходы, как:

- вмешательство государства в развитие отраслей социальной инфраструктуры. Наибольшую активность государство должно проявить в развитии образования;

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

- постепенное выравнивание прав государственных и частных учебных заведений с государственной аккредитацией;

- договорные формы отношений с государственными и частными клиентами, в том числе прямых бенефициаров образовательных услуг;

- государственная аккредитация и государственная система контроля качества государственного образования;

- переход от выплаты расходов на финансирование бюджетной классификации по одному показателю;

- предоставление учебным заведениям права управлять финансовыми ресурсами (например, общее образование с участием попечительских школьных советов);

- предоставление образовательным учреждениям права на самоопределение;

- прозрачность и доступность для общественно-государственного контроля финансовой деятельности всех образовательных организаций, в том числе в области разработки общих форм отчетности и ежегодной публикации финансовой отчетности;

- создавать унифицированые и четкие процедуры предоставления средств на основе конкурсного отбора поставщиков товаров, работ и услуг;

- эффективное использование недвижимого имущества, переданного собственником учреждения для уставных целей.

Очень большой потенциал, на наш взгляд, есть у российских вузов. В их составе действует множество научных лабораторий, где занимаются талантливые студенты и преподаватели, рождаются новые перспективные идеи. Но им «не потянуть» большого количества инновационных разработок и выпуска новых продуктов. Для этих целей российским вузам необходима поддержка. Зачастую, многие промышленные предприятия сотрудничают с высшими учебными заведениями и оказывают поддержку юным инноваторам. Студенты и молодые ученые получают возможность применить свои знания на практике [5].

Инновационные технологии многих российских компаний востребованы не только в России, но и за рубежом. Однако основная проблема в том, что российские инноваторы

не всегда четко понимают, как им действовать, как строится работа по коммерциализации идей. Кроме того, очень высока цена выхода на мировой рынок, например, на получение сертификатов и лицензий [6].

Обеспечение конкурентоспособности российской экономики, переход от сырьевой модели развития к организации высокотехнологических производств определены в качестве важнейших государственных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020».

Если говорить про Саратовскую область, то в области активно развивается инновационная инфраструктура:

- технопарки при четырех ведущих вузах города, инновационно-технологические, информационные и контактные центры;

- сеть бизнес-инкубаторов, центры трансферта технологий.

В настоящее время идет формирование высокотехнологичных кластеров по прорывным направлениям: нано-, био-, лазерных, 1Т-технологий, которые призваны решить основные задачи кластерной политики, главная задача которой - обеспечение непрерывности цикла «исследования - разработки - технологии - производство - рыночная реализация».

Так, М.И. Воейков констатирует, что «инновационные проекты, ставшие победителями российских инновационных форумов получили свое дальнейшее развитие в практической деятельности на российских предприятиях» [2].

Согласованные действия власти, бизнеса, науки, образования, финансовых институтов и средств массовой информации, направленных на сохранение и дальнейшее укрепление инноваций и промышленного потенциала региона, повышения степени его влияния на эффективность производства, стали наиболее эффективным механизмом стимулирования развития инноваций в России [8]. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости развития в стране и формирование «умной» экономики, создание уникальных знаний, обеспечение передачи новых технологий и инновационных продуктов в бизнесе.

Библиографический список (References)

1. Бузгалин А.В. Что есть Россия? // Альтернативы. 2010. № 3. Buzgalin A.V. (2010) Chto yest' Rossiya? [what is Russia?] // Al'ternativy. № 3.

2. Воейков М.И. Трансформационная Россия: поиск адекватной теории. М., 2003.

Voyeykov M.I. (2003) Transformatsionnaya Rossiya: poisk adekvatnoy teorii [Russia in transition: the search for an adequate theory]. Moscow.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

3. Мамаева Л.Н. Образовательный дизайн на предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 16-18.

Mamayeva L.N. (2015) Obrazovatel'nyy dizayn na predpriyatiyakh [Educational design at enterprises] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (55). P. 16-18.

4. Мамаева Л.Н. Инновации в образовании // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1 (40). С. 37-39.

Mamayeva L.N. (2012) Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (40). P. 37-39.

5. Мамаева Л.Н. Новые горизонты образования и бизнеса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 16-18.

Mamayeva L.N. (2015) Novyye gorizonty obrazovaniya i biznesa [New horizons for education and business] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (55). P. 16 - 18.

6. Манахова И.В. Информационное государство благосостояния: инновации для человека и общества // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14).

Manakhova I.V. (2014) Informatsionnoye gosudarstvo blagosostoyaniya: innovatsii dlya cheloveka i obshchestva [Information welfare state: innovations for an individual and society] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (14).

7. Неверов А.Н. Теория ноосферной эволюции социально-экономических систем : дис. д-ра экон. наук. Саратов, 2011.

Neverov A.N. (2011) Teoriya noosfernoy evolyutsii sotsial'no-ekonomicheskikh sistem : dis. d-ra ekon. nauk [The theory of noospheric evolution of socio-economic systems: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Science in Economics]. Saratov.

8. Сушкова И.А. Инновационное воспроизводство как объективная необходимость неоиндустриализации экономики России // Информационная безопасность регионов. 2014. № 4 (17). С. 86-91.

Sushkova I.A. (2014) Innovatsionnoye vosproizvodstvo kak ob»yektivnaya neobkhodimost' neoindustrializatsii ekonomiki Rossii [Innovative reproduction as an urgent requirement for neoindustrialization of the Russian economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 4 (17). P. 86-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.