Научная статья на тему 'Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО'

Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Организация ' Институт ЮНЕСКО Объединенных Наций по j по информационным вопросам образования, ] технологиям науки и культуры * в образовании

Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО

Одной из основных задач образования является пропаганда ценностей, жизненных установок и типов поведения, позволяющих учащимся вносить вклад в построение более справедливого, равноправного, мирного и устойчивого общества. Обладая международным мандатом, ЮНЕСКО располагает уникальными возможностями для содействия формированию глобальной гражданственности посредством образования.

Главным приоритетом деятельности ЮНЕСКО в сфере образования является качественное образование для каждого ребенка, молодого человека и взрослого. Эта установка отражена в фундаментальных принципах организации:

• содействовать достижению целей программы «Образование для всех »;

• играть ведущую роль в процессах формирования стратегий развития образования на региональном и глобальном уровнях на основе новых технологий;

• способствовать созданию эффективных систем образования на всех уровнях для обучающихся всех возрастов.

Осуществляя программу своей деятельности, ЮНЕСКО руководствуется основанным на правах человека целостным подходом, нацеленным на реализацию идеи «образование в течение всей жизни » и построение общества знаний.

С распространением цифровых технологий обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. ЮНЕСКО уделяет особое внимание развитию высокотехнологичных учебных компетенций и навыков, востребованных в XXI в., посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий. Выступая на «Всемирном форуме по образованию 2012 г.», Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова отметила, что «технологии могут служить мощным инструментом для образования - при этом они должны быть грамотно встроены в учебный процесс и сопровождаться новыми моделями обучения. Для осуществления этого многим странам требуется переход к более интерактивному и проектному процессу обучения с использованием инноваций и технологических решений».

Рассматривая ИКТ в образовании через призму концепции «Мир без границ», ЮНЕСКО убеждена, что для создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, образование должно опираться на самые современные технологии. Именно поэтому, признавая их огромный потенциал для повышения качества образования и обеспечения его доступности, Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1997 г. приняла решение о создании в Москве Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). Деятельность института

114

Высшее образование в России • № 10, 2014

сфокусирована исключительно на вопросах применения ИКТ в образовании на всех его уровнях.

На вопросы главного редактора журнала «Высшее образование в России» М. Сапунова отвечает исполняющий обязанности директора ИИТО ЮНЕСКО господин Дендев Бадарч1.

- Господин Бадарч, расскажите, пожалуйста, об истории создания института и основных направлениях его деятельности.

- Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, созданный по решению 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1997 г.), расположен в Москве (Российская Федерация) и при этом является структурным подразделением ЮНЕСКО.

ИИТО ЮНЕСКО - уникальный институт, экспертно-аналитические материалы которого в области ИКТ в образовании доступны для всех государств-членов ЮНЕСКО. Его деятельность призвана содействовать поддержанию политического диалога и выработке национальных стратегий в области применения ИКТ в образовании, совершенствованию механизмов взаимодействия глобальных сетей ЮНЕСКО и ее партнеров из частного и государственного секторов для достижения целей программы «Образование для всех», разработке новых подходов к решению проблем повышения качества и доступности образования путем интеграции ИКТ и педагогики, а также через использование открытых образовательных ресурсов и специальных методов инклюзивного обучения. И это далеко не все направления деятельности ИИТО ЮНЕСКО, успешно осуществляемой высокопрофессиональной командой сотрудников и международных экспертов.

Институт является специализированным ресурсным центром, обеспечивающим техническую поддержку и получение знаний по использованию ИКТ в образовании, его работа способствует преодолению цифрового разрыва в образовании и созданию инклюзивных обществ, основанных на знаниях, путем укрепления национального потенциала в сфере развития электронной среды, предлагающей инструменты обучения на протяжении всей жизни.

- Какая миссия возложена на ИИТО и как она реализуется в деятельности Института?

- Миссия ИИТО - служить центром передовых технологий и базой технической поддержки и экспертизы в области использования ИКТ в образовании в целях содействия разработке и реализации программ ЮНЕСКО. Устав определяет следующие функции института:

1) содействовать сбору, анализу, распространению и обмену информацией по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании;

2) по запросу государств-членов ЮНЕСКО предоставлять консультативные услуги и содействовать проведению в этих государствах исследований по применению ИКТ в образовании;

1 Г-н Дендев Бадарч являлся исполняющим обязанности директора ИИТО ЮНЕСКО на протяжении 7 лет, с августа 2014 г. он переведен на работу в Штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже, где продолжает курировать институт. На момент выхода номера журнала временным исполняющим обязанности директора ИИТО ЮНЕСКО назначен профессор А.В. Хорошилов.

Интернационализация образования

115

3) оказывать техническое содействие в разработке учебных программ и курсов по применению ИКТ в образовании на основе результатов научных исследований;

4) проводить подготовку и повышение квалификации работников образования (в первую очередь - из развивающихся стран и стран с переходной экономикой) по вопросам применения ИКТ, включая открытое и дистанционное обучение;

5) содействовать разработке региональных программ ЮНЕСКО по применению ИКТ в образовании для всех государств-членов.

Управление Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании осуществляет Совет управляющих в составе 11 членов, которые назначаются Генеральным директором ЮНЕСКО из числа всемирно признанных экспертов. Совет формируется на основе максимально широкого и справедливого географического распределения, что позволяет экспертам делиться специфическим видением вопросов интеграции прогрессивных технологий в систему образования и способствует аккумулированию различных примеров наиболее удачного использования ИКТ по всему миру. Члены Совета отбираются с учетом их заслуг в области применения ИКТ в образовании и лично участвуют в его работе. Совет собирается не реже одного раза в год, а также когда это необходимо для деятельности института. Для обеспечения непрерывности в работе избирается Исполнительный комитет. Совет ежегодно оценивает результаты деятельности института и утверждает план работы на следующий год. Все члены Совета управляющих активно вовлечены в процесс разработки стратегии ИИТО ЮНЕСКО, в реализацию проектов и инициатив, а также в проведение оценки и мониторинга его программной деятельности.

- Господин Бадарч, пожалуйста, сообщите нашим читателям, как связана деятельность Института с основными направлениями деятельности ЮНЕСКО в образовании в целом?

- Анализ политики и проведение исследований - главные компоненты деятельности Сектора образования ЮНЕСКО. Именно поэтому усилия ИИТО сфокусированы на организации и поддержании политического диалога, предоставлении консультативных услуг и проведении качественных аналитических исследований. Институт участвует в формулировании, анализе и внедрении правовых, административных, педагогических, психологических и этических принципов формирования образовательной среды, основанной на использовании ИКТ. Основными видами деятельности ИИТО по данному направлению являются:

116

Высшее образование в России • № 10, 2014

• организация и проведение встреч на высшем уровне по вопросам политики использования ИКТ в образовании;

• проведение форумов по обсуждению политики применения ИКТ в образовании;

• анализ передового опыта использования ИКТ в образовании;

• сравнительные исследования по использованию ИКТ в профессионально-техническом образовании в странах СНГ;

• подготовка и публикация концептуальных документов и аналитических записок.

Программы и проекты, направленные на наращивание потенциала образовательных учреждений в использовании передовых информационных и коммуникационных технологий, также являются важнейшим приоритетом в деятельности ИИТО ЮНЕСКО.

Другим важным направлением деятельности института являются сбор, обработка и распространение информации по использованию средств электронного обучения и открытых образовательных ресурсов, разработка электронных курсов для учителей и других работников образования и их внедрение в систему дистанционного обучения ИИТО, поддержка и развитие информационной системы, библиотеки и информационно-образовательного портала, реализация специализированных образовательных программ для людей с ограниченными возможностями, а также подготовка и распространение публикаций по различным аспектам применения ИКТ в образовании и формирования открытых учебных курсов.

Деятельность ИИТО способствует достижению результатов, сформулированных в концепции ЮНЕСКО «Образование для всех» (Дакар, 2000 г.) и в докладе Организации Объединенных Наций (2013 г.) «Цели развития тысячелетия», выполнению «Плана действий ООН для Десятилетия грамотности» (20032012 гг.), международной схемы по реализации Декады образования в интересах устойчивого развития ООН (2005-2014 гг.), Глобальной инициативы ООН «Образование в первую очередь» (2012 г.), а также других международных обязательств, таких как Боннская декларация, принятая в рамках Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.), Коммюнике по итогам Всемирной конференции по высшему образованию (2009 г.), Московский рамочный план действий по вопросам дошкольного образования до 2015 года (2010 г.), Парижская декларация ЮНЕСКО по открытым образовательным ресурсам (2012 г.) и Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (2012 г.).

Программы и мероприятия ИИТО затрагивают все вопросы, связанные с применением ИКТ на всех этапах образования - от дошкольного до высшего. Институт публикует аналитические записки, аналитические обзоры и учебные курсы для преподавателей и руководителей образовательных учреждений. Он содействует интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему образования на основе использования ИКТ. Выступая в качестве информационного центра, ИИТО продолжает разрабатывать, публиковать и распространять учебные материалы, руководства и пособия для подготовки учителей и преподавателей и проводить исследования новых методов обучения. ИКТ расширяют возможности равноправного доступа к образованию, способствуют повышению

Интернационализация образования

117

качества обучения и преподавания, являются инструментом профессионального развития учителей и помогают улучшить управление учебными заведениями.

- Господин Бадарч, как Вам удается поддерживать в своей работе высокие стандарты качества, соответствующие международным нормам?

- В 2012 г. служба внутреннего надзора ЮНЕСКО провела проверку деятельности ИИТО и предложила ряд ценных рекомендаций. В соответствии с ними и планом модернизации института ИИТО приступил к реализации мер, направленных на оптимизацию его деятельности. Для повышения эффективности была проведена реорганизация ИИТО и определены два ключевых программных направления: а) профессиональное развитие педагогических работников и сетевое взаимодействие, б) цифровая педагогика и учебные материалы.

Первое направление включает содействие использованию ИКТ для профессионального развития педагогических работников в различных секторах и на различных уровнях образования, сотрудничество с глобальными и региональными сетями ЮНЕСКО, а также с партнерами из государственного и частного секторов. Деятельность соответствующего отдела института направлена на поддержку в государствах-членах ЮНЕСКО работ по созданию национальных стандартов ИКТ-компетентности в сфере образования и инструментов, обеспечивающих ее формирование и развитие, координацию и поддержку деятельности глобальных и региональных сетей ЮНЕСКО, а также расширение партнерства с государственными и частными структурами.

Работа отдела цифровой педагогики и учебных материалов направлена на содействие применению ИКТ в целях расширения доступа к образованию и повышения качества образования путем использования открытых образовательных ресурсов. Данное направление предполагает реализацию инициатив, нацеленных на развитие открытых образовательных ресурсов и повышение медиа- и информационной грамотности. Продвижение цифровой педагогики способствует разработке инновационных педагогических технологий, новых подходов к определению целей, содержания и оценки обучения.

Деятельность ИИТО востребована на всех континентах. Так, на 3-й Международной конференции по программномуобеспечению, организованной Нигерийским Институтом по использованию программного обеспечения (ISPON) в городе Тинаба (Нигерия) и проходившей 22-23 октября 2013 г., ИИТО был награжден Призом «За выдающиеся заслуги в поддержке инициатив по разработке программного обеспечения и деятельности ISPON в Африке ».

В ближайшие годы Институт продолжит реализацию плана модернизации. Особые усилия будут направлены на управление и планирование, ориентированные на результат, на мониторинг и отчетность, а также на дальнейшее расширение сотрудничества с подразделениями и институтами ЮНЕСКО, отделами и секциями Секретариата ЮНЕСКО.

- Дендев, спасибо за исчерпывающую информацию. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество институтов ЮНЕСКО и журнала «Высшее образование в России» и в будущем.

- Пользуясь возможностью, я хотел бы выразить благодарность прежде всего Правительству Российской Федерации как принимающей страны за финансовую поддержку и предоставление помещения для ИИТО, а также поблагодарить правительства государств-членов ЮНЕСКО и организации, оказывающие интеллектуальную и финансовую поддержку деятельности ИИТО.

118

Высшее образование в России • № 10, 2014

Мне также хотелось бы адресовать слова благодарности всем, чья поддержка была исключительно важна для ИИТО: коллегам из штаб-квартиры ЮНЕСКО и офисов в различных частях мира, Генеральному директору ЮНЕСКО г-же Ирине Боковой, заместителю Генерального директора по вопросам образования Цянь Тан и заместителю Генерального директора по вопросам коммуникации и информации Янису Карклиншу.

Мы глубоко признательны партнерам из частного и государственного секторов, наше сотрудничество позволило увеличить бюджет института. Наконец, я хотел бы выразить свою искреннюю признательность всем членам Совета управляющих ИИТО: Фатме Абдуллазаде (Азербайджан), Тапио Варису (Финляндия), Стояну Денчеву (Болгария), Ивану Калашу (Словакия), Дональду Кнежеку (США), Диане Лориллард (Великобритания), Инне Малюковой (Украина), Евгению Угриновичу (Россия), Дэ Джун Хван (Республика Корея), Цзяньчжун Ча (Китай) и лично г-ну Бернару Корню (Франция), который был председателем Совета управляющих ИИТО с 2009 г. Все эти авторитетные ученые и педагоги в течение последних лет обеспечивали надежную политическую, научно-методологическую и экспертно-консультационную поддержку ИИТО ЮНЕСКО, благодаря чему институт достиг важных результатов, многие из которых описаны в предлагаемых ниже публикациях.

Более полную информацию о деятельности ИИТО в России и в мире можно получить на сайте института (iite.unesco.org).

Совет управляющих Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.