Научная статья на тему 'Информатизация образования: от философии к педагогической практике'

Информатизация образования: от философии к педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / ART / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Мария Анатольевна, Романов Константин Владимирович

Статья носит практический характер, где рассматривается понятие «информационные технологии». Приводятся конкретные примеры применения информационных технологий на уроках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF EDUCATION: FROM PHILOSOPHY TO TEACHING PRACTICE

The article is practical in nature, where the concept of “information technology” is considered. Concrete examples of the application of information technology in the art classes are given.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования: от философии к педагогической практике»

УДК 372.874

информатизация образования: от фИлософИИ к педагогической практике

Мухина М.А., Романов К.В.

Статья носит практический характер, где рассматривается понятие «информационные технологии». Приводятся конкретные примеры применения информационных технологий на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: информационные технологии; учебный процесс; изобразительное искусство.

informatization of education: from philosophy to teaching practice

Mukhina M.A., Romanov K.V.

The article is practical in nature, where the concept of "information technology" is considered. Concrete examples of the application of information technology in the art classes are given.

Keywords: information technology; educational process; art.

Текущий процесс информатизации обеспечивает переход общества от постиндустриальной фазы развития к «информационному». Процесс информатизации неразрывно связан с процессом информатизации всей системы образования.

Актуальность масштабного внедрения и применения информационных технологий в образовании определяется основными тенденциями его развития.

Важнейшей задачей современной системы начального и общего образования, положенной в основу образовательных стандартов нового поколения [9], является формирование универсальных учебных действий. При этом одним из важнейших инструментариев формирования у учащихся универсальных учебных действий выступают средства информационных технологий.

В настоящий момент информационные технологии представляют собой:

- средства организации познавательной деятельности учащихся.

- система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённая технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности [1].

Исходя из потребностей курса «Изобразительное искусство» возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют: 1. индивидуализировать учебные занятия (учащиеся могут выполнять задания в соответствии со своими возможностями); 2. грамотно организовать самостоятельную и научно-исследовательскую работу учащихся; 4) разнообразить наглядный метод (графики, таблицы, рисунки, звук, видео и т. д.); 5) использовать информационные сайты и современные аутентичные интернет-ресурсы; 6) развить творческий потенциал учеников; 7) тренировать специальные способности детей (память, внимание, мышление и т. д.); 8) уменьшить разрыв между полученными теоретическими знаниями и практическим применением изученного материала; 9) применить необходимые дополнительные ресурсы как для проведения практических занятий, так и для организации домашней работы; 10) организовать объективный контроль в процессе работы

(пошаговый, текущий, итоговый и т.д.); 11) контролировать процесс обучения; 12) обеспечить непрерывность и преемственность в обучении [8, с. 90].

В настоящий момент учреждения накопили богатый опыт применения в своей деятельности разнообразных информационных технологий (см. таблица 1).

Можно выделить следующие направления деятельности учителя: 1. Применение информационных технологий для поиска и каталогизации учебно-методических материалов курса 2. Применение информационных технологий для создания учебно-методических материалов курса; 3. Применение информационных технологий в качестве сопровождения учебного процесса; 4. Применение информационных технологий для контроля качества и оценки результатов обучения; 5. Применение информационных технологий в повышении профессиональной компетентности учителя и учащихся. Таким образом, к важнейшим профессиональным характеристикам современного учителя изобразительного искусства следует отнести и то, насколько он способен в процессе обучения предмету адаптировать современные информационные и коммуникационные технологии к возрастным возможностям и дидактическим потребностям детей [2].

Таблица 1.

применение информационных технологий в изобразительном искусстве

название описание

Электронные энциклопедии

Энциклопедия изобразительного искусства ИДДК Диск подробно рассказывает об истории живописи и графики. Познакомиться с шедеврами разных времен и народов (начиная с наскальных рисунков и заканчивая работами представителей современных течений) можно с помощью зала виртуального Музея изобразительного искусства. Электронная энциклопедия «История изобразительного искусства» содержит исчерпывающую информацию о 18 основных течениях живописи и обо всех ее стилях и школах. Диск включает около 500 иллюстраций и словарь специальных терминов.

Продолжение табл. 1.

Электронная коллекция «ДИРЕКТМЕДИА» Диски этой серии включают крупнейшие в мире собрания произведений литературы и искусства, составляющие золотой фонд мировой культуры. Электронные издания дают возможность работы с обширной базой данных, мощной системой поиска и удобным программным обеспечением. С помощью этих дисков можно быстро отобрать текстовый и иллюстративный материалы для лекции, доклада или реферата.

«Русская культура X - начала XXI века», Ю.С. Рябцев издательство «АстраМедиа» Мультимедийное наглядное пособие для образовательных учреждений на 4 компакт-дисках. Каждый из 4 дисков содержит около 1000 слайдов с портретами деятелей культуры, фотографиями памятников архитектуры, скульптуры, живописи, графики, интерьеров жилища, изображениями сцен повседневной и праздничной жизни, видов городов и т. п. Все они сгруппированы по разделам и темам с авторскими комментариями.

Популярная художественная энциклопедия Автор: Гл. ред. В.М. Полевой Издательство: Новый Диск Разработчик: ДиректМедиа Основная его задача - познакомить читателя с крупнейшими явлениями всемирной истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, с выдающимися представителями отечественного и зарубежного искусства и архитектуры, а также с основной терминологией искусствознания и архитектуроведения, наиболее распространенными понятиями теории и истории искусства. Всего в издание включено около 4 тысяч статей.

Санкт-Петербург -культурная столица. История. Памятники. Известные люди Издательство: 1С-Паблишинг Разработчик: Издательство Год издания: 2010 Энциклопедия рассказывает о самых значительных достопримечательностях Санкт-Петербурга, о выдающихся архитектурных ансамблях, истории их создания, о знаменитых людях, связанных с Санкт-Петербургом. Текст сопровождают многочисленные иллюстрации. В отдельный раздел вынесены старинные карты и планы города.

Онлайн энциклопедии

Мировая цифровая библиотека (WDL) Режим доступа: https:// www.wdl.org/ru/ Библиотека предоставляет бесплатный доступ в сети Интернет в многоязычном формате к большому количеству материалов, представляющих культуры разных стран мира, сокровищ Мировой культуры, которые рассказывают и подчеркивают достижения всех стран и культур

Продолжение табл. 1.

Великие Мастера. Всемирная энциклопедия классического искусства Режим доступа: http://www.rubricon. com/gm_1.asp Содержит статьи о жизни и творчестве выдающихся художников, скульпторов, архитекторов с древних времен до начала XX века, о произведениях жанрах и видах искусства: архитектуры, живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, справочную информацию о крупнейших музеях мира.

Интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга» Режим доступа: http:// www.encspb.ru Универсальный городской справочник, всесторонне отражающий прошлое и настоящее города. Справочник имеет гуманитарный характер, акцент в подборе статей сделан на культуре, науке, образовании. Большинство статей сопровождается краткими библиографическими справками.

«Искусство и архитектура Русского зарубежья» Режим доступа: http://www. artrz.ru Аккумулирует в энциклопедической форме и распространяет научные знания о художественной культуре российской эмиграции первой половины ХХ века

Онлайн-энциклопедия русского авангарда Режим доступа: http://rusavangard.ru/ online/ База знаний по русскому авангарду, его персоналиям, понятиям и течениям. Статьи о ключевых направлениях и художниках авангарда - в свободном доступе. Полный доступ ко всем материалам энциклопедии и регулярно добавляемые дополнительные возможности - по платной подписке.

Большая Энциклопедия Карикатуры Режим доступа: http:// cartoonia.ru/ru/ Проект задуман как источник знаний по всем вопросам искусства карикатуры для профессионалов, любителей и коллекционеров. Здесь находятся биографии и работы известных карикатуристов, понятия и термины, воспоминания и фотографии, теоретические материалы и критика, клубное движение и музеи, выставки и конкурсы, возможность общения и пр.

Виртуальные музеи

Государственный Эрмитаж Режим доступа: http://www. hermitagemuseum.org/ wps/portal/hermitage/ panorama Виртуальная коллекция монументальных масштабов, как и сам музей. Доступна она как на сайте, так и в приложениях (iOS, Android). Все произведения искусства сопровождаются описаниями исторического характера.

Продолжение табл. 1.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Режим доступа: http://www.virtual.arts-museum.ru/ Виртуальные панорамы экспозиций Главного здания, Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, Отдела личных, Учебно-художественного музея им. И.В. Цветаева и Мемориальной квартиры Святослава Рихтера доступны в двух режимах просмотра: высококачественная фотопанорама с интерактивным вызовом экспонатов, снабженная аудиогидами и текстовыми пояснениями к залам и экспонатам; 3D-версия прогулок для мобильного просмотра с помощью очков VR (виртуальной реальности) с эффектом погружения и аудиогидами.

Лувр: Режим доступа: http://musee. louvre. fr/visite-louvre/index. html?lang=FRA На своем сайте музей позволяет прогуляться по нескольким залам. Подножия стен королевского дворца на первом этаже музея, зал с реликвиями античности и Древнего Египта можно увидеть в виде виртуальной панорамы.

Государственный Русский музей Режим доступа: http://virtual. rusmuseumvrm.ru/ Портал позволяет получить доступ к коллекции Русского музея, совершить прогулку по залам музея, посетить реальные и виртуальные выставки, а также познакомиться с инновационными проектами музея: Центром мультимедиа в Западной кордегардии Михайловского замка, online-лекторием, проектом для мобильных устройств «Дополненная реальность» и мобильными приложениями, проектом преобразования Михайловского замка «Театр российской истории. Дом Романовых - факты, мифы и легенды. Сага о Династии».

Третьяковская галерея Режим доступа: http:// old.tretyakovgallery.ru/ ru/exhibitions/virt/ ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: Арт-проект «Музеи мира», совместно с Google Третьяковская галерея на портале культурного наследия России Третьяковская галерея в цифровой библиотеке Europeana Владимир Лукич Боровиковский. Интернет-экскурсия Императрица Елизавета Петровна и Москва. Интернет-экскурсия Сайт «Константин Коровин. Живопись. Театр» Сайт «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» Выставка А.С.Голубкиной 1944 года «Трепет жизни». Интернет-экскурсия Айвазовский крупным планом. Исследовательский проект Михаил Ларионов. Начало пути. К 135-летию со дня рождения

Продолжение табл. 1.

Обучающие программы

«Фантазеры. МУЛЬ-ТИтворчество» Программно-методический комплекс Программа состоит из пяти интерактивных мастерских (Сказки природы; Цветочная фантазия; Строитель-Архитектор; Художник; Театр из бумаги), каждая из которых представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, в которой ребенок может фантазировать и воплощать, задумывать и создавать. Мастерские содержат предметные элементы разной тематики и интерактивный инструментарий для конструирования, моделирования, рисования и дизайна, выполнения проектной работы.

Азбука искусства. Программно-методический комплекс Программно-методический комплекс «Азбука искусства» знакомит учащихся с основами языка изобразительного искусства, учит анализировать творения художника, погружает в исследование замысла создателя картины через ее композицию, графику и элементы формы, знакомит с разными художественными стилями и направлениями. Оригинальная форма подачи теоретического материала с органично встроенными элементами игры, разнообразные интерактивные задания, богатый аудиовизуальный ряд - все это и многое другое поддерживает интерес учащегося к изучению предмета. Кроме того, продуманная композиция уроков, высокая степень наглядности и содержательности учебного курса делают его незаменимым помощником для учителя.

СЕКРЕТЫ ЖИВОПИСИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ХУДОЖНИКОВ («Форма», «Фактура», «Уроки графики в стране Вообразилии», «Волшебные превращения», «Веселая каллиграфия») Диски знакомят с основными понятиями изобразительного искусства, учат вычленять главное в художественном замысле, определять этапы его воплощения и импровизировать, способствуют развитию воображения, художественных способностей и эстетического вкуса. Особенности программ серий: •Анимированные уроки и упражнения для закрепления и повторения пройденного • Соблюдение принципа последовательного обучения - от простого к сложному • Оригинальные авторские иллюстрации, снабженные озвученными комментариями • Рекомендации по оформлению работ «Форма», «Фактура» .

Продолжение табл. 1.

Мышка Мия. Юный дизайнер Игра адресована детям младшего и среднего школьного возраста. Выполнять задания можно по ходу сюжета игры или непосредственно войдя в соответствующие разделы прямо из главного меню. Игры озвучены профессиональными актерами детских театров. Программа познакомит ребят с набором графических средств и научит их рисовать и разукрашивать.

Графический редактор GIMP GIMP - это полностью бесплатный и набирающий популярность кроссплатформенный графический редактор. Он может быть использован как простое средство для рисования, или же, как программа для проведения профессиональной ретуши цифровых фотографий высокого класса. Помимо этого есть возможности пакетной обработки изображений и система публикации, а так же преобразование изображений из одного графического формата в другой. GIMP поддерживает различные плагины и расширения, поэтому ее функционал может быть существенно расширен для удовлетворения любых нужд. Помимо этого пользователям предоставлены широкие возможности для скриптинга, которые позволяет автоматизировать задачи от самых простых до невероятно сложных.

Включение современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, широкое использование мировых информационных ресурсов создает возможности повышения качества образовательных услуг, но, в то же время, требует изменения содержания и методов обучения [6, с. 110].

Подводя итоги, можно сказать, что информатизация образования - это новый инструмент, одно из средств развития интеллектуальных способностей ученика, который не может стать самоцелью и подменить общекультурное развитие личности.

Список литературы 1. Акимов С.С. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей [Текст] / С.С. Акимов, Н.С. Андреева, М.А. Коровина // Педагогическое мастерство (II):

материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М., 2012. С. 153-157.

2. Зайцева С.А. Возможности информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания курса «Изобразительное искусство» // Современные исследования социальных проблем, №3(11). Красноярск: ООО НИЦ, 2012.

3. Компания «Новый Диск» [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.nd.ru, без регистрации - Дата обновления: 15.05.2018 г. Текст HTML - Заглавие с экрана.

4. Кондрухова О.В. Использование QR-кодов в образовании [Электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/02/19/ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazovanii#, без регистрации - Дата обновления: 15.05.2018 г. Текст HTML - Заглавие с экрана.

5. Лаборатория TinEye от MulticolorEngine [Электронный ресурс], режим доступа: http://labs.tineye.com/color/, без регистрации - Дата обновления: 15.05.2018 г. Текст HTML - Заглавие с экранаю

6. Парфёнова А.С. Информационные технологии в обучении студентов вуза [Текст] // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. №2. М.: Научно-издательский центр МИГУП, 2011. С. 40-44;

7. Сетевой программный комплекс «ЗНАК» Научно-производственное предприятие «ИНИС-СОФТ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inissoft.by/products_ut.shtml, свободный - Дата обновления: 2011 г. Текст HTML - Заглавие с экрана.

8. Толстоухова И.В. Мобильные информационно-коммуникативные технологии обучения в профессиональной подготовке инженеров // Вестник Томского государственного педагогического университета. №9 (174). Томск, 2016. С. 89-92.

9. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, опубликовано 1 марта 2012 года, [Электронный ресурс], режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/документы/336, без регистрации - Дата обновления: 15.05.2018 г. Текст HTML - Заглавие с экрана.

References

1. Akimov S.S., Andreeva N.S., Korovin M.A. Pedagogicheskoe masterstvo (II): materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr'2012 g.) [Pedagogical excellence (II): international materials. extramural scientific conf. (Moscow, December 2012)]. M., 2012, рр. 153-157.

2. Zaitseva S.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem [Modern Studies of Social Problems], No. 3 (11). Krasnoyarsk, 2012.

3. The company "New Disk" [Electronic resource], access mode: http:// www.nd.ru

4. Kondrukhova O.V. Ispol'zovanie QR-kodovv obrazovanii [The use of QR codes in education], access mode: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/02/19/ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazovanii#

5. Laboratoriya TinEye ot MulticolorEngine [TinEye Laboratory by MulticolorEngine], access mode: http://labs.tineye.com/color/

6. Parfyonova A.S. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii: pedagogika, psikhologiya, ekonomika [Scientific research in education: pedagogy, psychology, economics]. No. 2. M.: Scientific and Publishing Center MIGUP, 2011, рр. 40-44.

7. Setevoy programmnyy kompleks «ZNAK» Nauchno-proizvodstvennoe predpriyatie «INIS-SOFT» [Network program complex "ZNAK" Research and Production Enterprise "INIS-SOFT"] Access mode: http://www. inissoft.by/products_ut.shtml

8. Tolstoukhova I.V. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. No. 9 (174). Tomsk, 2016, рр. 89-92.

9. Federal'nye Gosudarstvennye Obrazovatel'nye Standarty, opublikovano 1 marta 2012 goda [Federal State Educational Standards, published March 1, 2012], access mode: https://minobrnauki.rf/documents/336

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Мухина Мария Анатольевна, аспирант, учитель изобразительного искусства

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская Ака-

демия постдипломного педагогического образования; Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, 191002, Российская Федерация; ул. Литераторов, 9/11А, г. Санкт-Петербург, 197022, Российская Федерация xrew@mail.ru

Романов Константин Владимирович, заведующий кафедры философии образования, доктор философских наук, доцент Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, 191002, Российская Федерация romanov1kv@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Mukhina Maria Anatolyevna, graduate student, teacher of fine art

State budgetary institution of additional professional education St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education; State budgetary educational institution gymnasium No. 70 of the Petrograd district of St. Petersburg

11-13, Lomonosov Str., St. Petersburg, 191002, Russian Federation; 9/11A, Literatorov Str., St. Petersburg, 197022, Russian Federation xrew@mail.ru

Romanov Konstantin Vladimirovich, Head of the Department of Education Philosophy, Doctor of Philosophy, Associate Professor

State budgetary institution of additional professional education St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education 11-13, Lomonosov St., St. Petersburg, 191002, Russian Federation romanov1kv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.