Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ELECTRONIC EDUCATIONAL EDITION / COMPUTER TEACHING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко А.Ф.

Реферат. Информационный подход в обучении студентов медицинских вузов остается ведущим и с внедрением в образовательный процесс компьютерных технологий, т.е. большая часть времени уходит на накопление и расширение информации. В этих условиях на первое место в образовании выходит необходимость внедрения новых принципов преподавания, основанных на обучении правилам навигации в океане информации относящейся ко всем учебным дисциплинам. Выделяя в информационно педагогических технологиях обучения два подкласса - электронноеучеб-ное издание и компьютерную обучающую программу, авторы предлагают стандартизировать не только подходы к их созданию, но и видению электронного учебного издания как такового. Приобретение знаний в электронных изданиях предлагается строить по типу «вопрос-ответ», без излишней детализации, что требует более лаконичного изложения материала. Электронное издание более динамично в формировании схем понимания и усвоения знаний. Оно менее связано с печатным словом, а больше со зрительным рядом и образом. Отличительной особенностью компьютерных обучающих программ от электронного учебника является наличие обратной связи и возможности моделирования, т.е. компьютер может проанализировать действия обучаемого, подсказать ему верное решение, добиться от него правильного ответа, проконтролировать знания и дать рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF EDUCATION AS TOOL OF INCREASE QUALITIES OF PREPARATION OF SPECIALISTS ARE IN MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER

Resume. Informative approach in teaching of students of medical universities remains lead and with introduction in the educational process of computer technologies. The most of the time leaves on an accumulation and expansion of information. In these terms into first place the necessity of introduction of new principles of teaching, based on teaching the rules of navigation in the ocean of information related to all of educational disciplines goes out in education. Selecting two subclasses - electronic educational edition and computer teaching program in informatively pedagogical technologies of teaching, authors suggest to standardize not only going near their creation but also to vision of electronic educational edition as such. Acquisition of knowledges in electronic editions it is suggested to build a «question-answer» on a type, without the superfluous working out in detail, that requires more laconic exposition of material. Electronic edition is more dynamically in forming of charts of understanding and mastering of knowledges. It is less related to the printing word, and anymore with a visual row and appearance. The distinctive feature of the computer teaching programs from an electronic textbook is a presence of feed-back and design possibility, I.e. a computer can analyse actions taught, to prompt it a faithful decision, to obtain a right answer from it, control knowledges and give recommendations.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

визуализированных тестовых заданий, предназначенных для всех уровней обучения. В таких заданиях также предлагается клиническая ситуация, прилагаются несколько изображений и ставится некоторое количество вопросов. Каждый вопрос имеет пять вариантов ответов, из которых только один является правильным. При этом тестовые задания формата А, применяемые на лицензионном экзамене, дополняются подачей фрагмента ситуации в виде изображения. Это требует от обучаемого более высокого уровня владения материалом, стимулирует творческую деятельность и повышает его интерес к изучаемому предмету.

Таким образом, применение элементов визуализации клинической картины заболевания позволяет существенно повысить мыслительную и познавательную активность обучающихся, способствует повышению мотивации к обучению. Как показал наш опыт работы, при создании визуализированного учебного материала наблюдается уплотнение учебного времени, вследствие чего появляется возможность передачи гораздо большего объема информации в единицу времени при сохранении высоких требований к качеству знаний по сравнению с традиционными методами работы.

Использование визуальных средств передачи информации в процессе дистанционного образования обладает большим потенциалом в решении вопросов, связанных с управлением временем за-

нятия, что является особенно актуальным в связи с необходимостью интенсификации образовательного процесса.

E.K. Trofimets, S.I. Maksiutenko, E.V. Degtyarenko, ID. Ermakova THE ROLE OF VISUALIZATION FOR IMPROVING OF DENTIST'S DISTANCE EDUCATION

Summary. The article presents the experience of visualized situational problems using in the process of distance education of dentists. Authors describe variants of tasks for different levels of learning and show the role of the visual presentation of information in the intensification of training.

Keywords: Visualizing situational problem, distance education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. 2011. № 6 (39). - С. 322-329.

2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Панюкова. М.: Академия, 2010.- 224 с.

3. Чижевский И.В. Оптимизация преподавания раздела «Заболевания пародонта у детей» студентам стоматологического факультета / И.В.Чижевский, И.Д.Ермакова, Е.В.Дегтяренко [и др.] // Питання експери-ментально'1 та кл^чно!' медицини: Збiрник статей. Вип. 15, Т. 2. Донецьк, 2011.- С. 172-175.

УДК 61:378.018.43:004.9

А.Ф. Денисенко

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Реферат. Информационный подход в обучении студентов медицинских вузов остается ведущим и с внедрением в образовательный процесс компьютерных технологий, т.е. большая часть времени уходит на накопление и расширение информации. В этих условиях на первое место в образовании выходит необходимость внедрения новых принципов преподавания, основанных на обучении правилам навигации в океане информации относящейся ко всем учебным дисциплинам. Выделяя в информационно педагогических технологиях обучения два подкласса — электронноеучеб-ное издание и компьютерную обучающую программу, авторы предлагают стандартизировать не только подходы к их созданию, но и видению электронного учебного издания как такового. Приобретение знаний в электронных изданиях предлагается строить по типу «вопрос-ответ», без излишней детализации, что требует более лаконичного изложения материала. Электронное издание более динамично в формировании схем понимания и усвоения знаний. Оно менее связано с печатным словом, а больше со зрительным рядом и образом. Отличительной особенностью компьютерных обучающих программ от электронного учебника является наличие обратной связи и возможности моделирования, т.е. компьютер может проанализировать действия обучаемого, подсказать ему верное решение, добиться от него правильного ответа, проконтролировать знания и дать рекомендации.

Ключевые слова: электронное учебное издание и компьютерная обучающая программа

Образовательный процесс в медицинском вузе специфичен своей целенаправленностью. И в содержательном и в организационном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности, что требует достаточно жесткой технологизации данного процесса. В педагогических технологиях фиксируются оптимальные шаги, этапы, ступени достижения локальных и общих целей медицинского образования в их иерархии и преемственности.

Две основные задачи стоят перед практикующим врачом — распознать заболевание (поставить диагноз) и провести лечение больного. В системе обучения основное внимание уделяется овладению методами, техникой врачебного исследования, знанию признаков болезни и их диагностической ценности, т.е. большая часть времени уходит на накопление и расширение информации. Между тем, конечной целью подготовки специалиста является умение принимать решения в конкретной ситуации, что требует упорядочения и совершенствования мыслительных операций, интуитивного обобщения выявленных признаков болезни. В существующей системе медицинского образования мало времени уделяется обучению методам переработки информации, в частности методам принятия решений.

Университетская клиника Том 11, № 1, 2015

© ДонНМУ

Несмотря на интенсивное внедрение информатики и компьютерной техники в сферу образования, по-прежнему сохраняется информационный подход к пониманию самой сущности процесса обучения. При этом предполагается, что образовательный процесс — это своего рода канал передачи информации от преподавателя или даже заменяющего его компьютера к студенту, являющемуся потребителем этой информации. Отсюда достаточно прочно утвердилось в современной теории образования и в педагогической практике словосочетание — информационная педагогическая технология.

Педагогическая технология — это не только технология информационная, компьютерная, основанная на использовании новейших технических средств. На технологическом, фактически — алгоритмическом, уровне могут и должны решаться самые разные целевые, концептуальные и результативные педагогические проблемы:

• структурирование и конкретизация целей педагогического процесса;

• выбор методов, средств и организационных форм образовательной деятельности, адекватным целям и содержанию образования;

• преобразование системы научных знаний в содержание образования и учебный материал;

• анализ преемственности в образовании межпредметных и внутрипредметных связей.

В настоящее время педагогические приемы, использующие в основном речь, в образовательном процессе отходят на второй план. Сегодня рождаются новые языки, схемы понимания и усвоения знаний, менее связанные со словом, а более со зрительным рядом, образом, формой, цветом [1, 2].

Одним из важных ресурсов педагогики медицинского вуза в аспекте информатизации образования является развитие качественных, интуитивных, образных представлений. Причем, чем больше сложным и специальным является изучаемый курс, тем большую роль играют «наглядно-компьютерные подходы». Неслучайно, такое широкое распространение в европейской и американской медицинских школах получили компьютерные библиотеки медицинской визуализации. Считается, что специалисты, осваивающие в студенческие годы учебный курс «с картинками» и «без картинок», обычно принципиально отличаются друг от друга по стилю мышления в дальнейшем [3, 4].

В современной педагогике получила достаточно широкое распространение гипотеза, что с появлением компьютеров и вследствие этого появлением глобальных компьютерных сетей создаются принципиально новые (в отличие от книги) методы общения и источники приобретения информации [4, 5]. Компьютерная сеть принципиально отличается от рукописи, книги тем, что она скорее не источник, не получатель, не обработчик информации, не хранитель печатных знаков, интерпретируемых нами, а генератор новых форм коммуникативной активности человека, в результате которых инвертируются, выворачиваются процессы понимания — выработки, «вылавливания» понятий, создания схем объяснения учебного материала. Читающий студент постепенно уступает свои позиции в выработке понятий студенту, нажимающему, указывающему щелчком «мыши» на экранную картинку дисплея компьютера. В результате такой работы рождает-

ся новая схема познания и освоения материала, которая коренным образом отличается от схемы чтения текста, слушания или чтения лекции. Жест, указание курсором «мыши» становится смыслоо-бразующим фактором общения, и обучение происходит за счет вырывания текста, «картинки» из библиотечных окон. Читается при этом уже не текст, а гипертекст.

В этих условиях на первое место в образовании выходит необходимость внедрения новых принципов преподавания, основанных на обучении правилам навигации в огромном океане информации относящейся ко всем учебным дисциплинам.

Целью работы должна быть не компьютеризация, а информатизация образования, когда обучаемому становятся доступными огромные объемы информации недоступные ранее.

В настоящее время перспективные модели образования базируются на широком использовании новых информационных технологий, в частности электронных учебников. Приобретение знаний в электронных изданиях строится обычно по типу «вопрос-ответ», без излишней детализации, отступлений, описаний нескольких теорий развития того или иного процесса. Данное обстоятельство требует более лаконичного изложения материала. На наш взгляд «бумажный» вариант учебника всегда был и будет более обстоятельным и даже консервативным в изложении материала. Электронное издание более динамично в формировании схем понимания и усвоения знаний, менее связано с печатным словом и более связано со зрительным рядом, образом.

Многие медицинские вузы не только активно внедряют в процесс обучения электронные издания, но уже накопили достаточный опыт их использования [4, 5]. Основными их достоинствами являются дешевизна, возможность обучения на рабочем месте, свобода обучения. Если знания и опыт лучших клиницистов записать, к примеру, на CD-ROM и разослать по клиникам областей, районов, то все, у кого такой CD-ROM есть, оказываются в равных условиях.

Электронные учебники, имеющиеся сегодня на ранке медицинской учебной литературы, представляют собой практически полный аналог своего бумажного варианта. Включение в него большего количества иллюстраций, наличие аудио- и видеофрагментов, безусловно, повышают его образовательную роль в сравнение с бумажным вариантом. Однако прочитать многостраничное руководство с экрана дисплея, также задача не из легких.

На наш взгляд назрела настоятельная необходимость стандартизации подходов к созданию и видению электронного учебного издания как такового. Объединив присущие только электронным изданиям достоинства с некоторыми особенностями их технологии представления информации можно предложить следующие требования при их подготовке:

• гораздо более выраженная структуризация оглавления, организованная по типу гипертекстовых ссылок для быстрой навигации по тексту;

• наличие гипертекстовых ссылок в основном тексте издания, помогающих при необходимости, раскрыть сущность того или иного термина, синдрома, явления и в то же время не перегружать информацией более подготовленного студента;

• возможность подстраиваться под индивидуальные учебные задачи самому обучаемому: из меню курса выбираются необходимые разделы, а уже изученные — пропускаются;

• наличие системы поиска по ключевым словам, фразам;

• возможность организации работы с созданным учебным курсом в режиме справочника;

• организация самоконтроля знаний — в виде тестов для самопроверки.

Однако, если вспомнить знаменитую педагогическую триаду «знания — умение — навык», то имеющиеся электронные учебные издания безусловно полезны на этапе приобретения знаний, частично могут применяться для отработки умений и не позволяют выработать практические навыки. А как же способствовать формированию клинического мышления, как реализации высшей формы отражательной деятельности мозга, человеческого познания, мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и различение, суждения и умозаключения, абстракции, обобщения и др.) применительно к задачам медицинской диагностики, прогностики и тактики лечения.

На наш взгляд это позволяют реализовать компьютерные обучающие программы или обучающие среды, отличительной особенностью которых от электронного учебника является обратная связь. «Компьютер» может проанализировать действия обучаемого, подсказать ему верное решение, добиться от него правильного ответа, проконтролировать знания и дать рекомендации. Процесс обучения ведется от понимания простых структур, к различению более сложных структур и процессов. Причем, на любом этапе обучения, программа, контролируя процесс усвоения материала, не просто отмечает «правильно-неправильно», а задавая дополнительные, более простые вопросы или объясняя суть наблюдаемых явлений, способствует формированию суждений и умозаключений у студента и вновь возвращает его к проблеме неразрешенного вопроса на основе теперь уже его собственных обобщений.

Другим, более значимым, отличием компьютерной обучающей программы от электронного учебника, является возможность моделирования. В данном случае, имеется в виду не строгая математическая модель формирования патологического процесса, а логическая, основанная на экспертных оценках искусственная среда

В последние годы все большее практическое значение приобретают программные средства, искусственно смоделированная или созданная виртуальная реальность — модель существования. Наиболее часто эта модель реализуется в тренажерах. Обучаемый, на модели, например, может отработать тактику ведения развивающегося во времени инфаркта миокарда, или развития астматического статуса — введение того или иного лекарственного вещества, изменение его дозировки, в зависимости от постоянно меняющихся объективных и субъективных проявлений заболевания. В более простом понимании, модель заболевания — виртуальная компьютерная обучающая медицинская игра, где студент, применяя любые доступные силы и средства, пытается, как можно дольше сохранить жизнь, или вывести из

критического состояния «виртуального» больного. Однако, реализация самой модели протекания заболевания представляет, в настоящее время, значительные затруднения. Хотя решение подобных виртуальных задач позволит отработать на модели, прежде всего, критические и угрожающие состояния у больного, а затем с большей степенью уверенности в своих действиях подойти к настоящему страждущему.

Выделяя в информационно педагогических технологиях обучения два подкласса — электронное учебное издание и компьютерную обучающую программу (или среду) необходимо решить вопрос о выборе программного средства, на котором будет вестись разработка. Особенно это актуально для компьютерных обучающих программ. Не отдавая явных преимуществ появившимся для этих целей инструментальным системам необходимо уделить внимание простоте ее освоения и использования, прежде всего преподавателем, а не профессиональным программистом. Пользователь не должен осваивать какой-либо язык программирования для того, чтобы создать учебный курс. Даже самые сложные анимационные схемы и алгоритмы обработки ответов должны строиться без программирования. В этом случае инструментальное средство будет доступно любому педагогу, который хотя бы немного знаком с компьютером. Необходим также удобный и простой в использовании интерфейс пользователя.

Электронное учебное издание или компьютерная обучающая программа — это лишь первый этап организации курса дистанционного обучения. Дистанционное обучение через Интернет имеет два важных преимущества перед другими методами: это интерактивность и моделирование. Подключение к образовательному серверу в режиме реального времени позволяет вести живой диалог между преподавателем и студентом, помогает легче усваивать знания. Развитие сети Интернет открывает новые перспективы дистанционного образования, которые имеют все преимущества очного обучения, а также целый ряд дополнительных, возникших благодаря развитию современных информационных технологий. Дистанционное образование дает уникальную возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, получать образование непрерывно и по личному учебному плану. Оно действительно реализует право человека на непрерывное образование и получение информации.

Таким образом, внедрение электронных учебников и компьютерных обучающих программ является необходимым элементом не только системы беспрерывного медицинского образования, но и эффективным средством оптимизации качества подготовки специалиста в медицинском вузе. Их использование на додипломном и последипломном уровнях обучения открывает новые горизонты в системе высшего медицинского образования, позволит реализовать основной профессиональ-но-деятельностный принцип обучения, способствует его оптимизации, повышению качества подготовки специалистов.

А.F. Denisenko

INFORMATIZATION OF EDUCATION AS TOOL OF INCREASE QUALITIES OF PREPARATION OF SPECIALISTS ARE IN MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER

Resume. Informative approach in teaching of students of medical universities remains lead and with introduction in the educational process of computer technologies. The most of the time leaves on an accumulation and expansion of information. In these terms into first place the necessity of introduction of new principles of teaching, based on teaching the rules of navigation in the ocean of information related to all of educational disciplines goes out in education. Selecting two subclasses — electronic educational edition and computer teaching program in informatively pedagogical technologies of teaching, authors suggest to standardize not only going near their creation but also to vision of electronic educational edition as such. Acquisition of knowledges in electronic editions it is suggested to build a «question-answer» on a type, without the superfluous working out in detail, that requires more laconic exposition of material. Electronic edition is more dynamically in forming of charts of understanding and mastering of knowledges. It is less related to the printing word, and anymore with a visual row and appearance. The distinctive feature of the computer teaching programs from an electronic textbook is a presence of feed-back and design

possibility, I.e. a computer can analyse actions taught, to prompt it a faithful decision, to obtain a right answer from it, control knowledges and give recommendations.

Keywords: electronic educational edition, computer teaching

program

ЛИТЕРАТУРА

1. Деревнина А.Ю., Кошелев М.Б., Семикин В.А. Принципы создания электронных учебников / Открытое образование: проектирование учебников. 2010.-№2.

2. Петрова Н.Е. Новые технологии образования // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда.-1996.-№1.-С.154-162.

3. Мшцер О.П. Погляд у завтрашнш день: як виршити проблему кадрiв для комп'ютеризацп галузi? // Охо-рона здоров'я Укра1ни.-2001-№2(2)-С.23-28.

4. Ковальчук Л.Я. Впровадження сучасних техноло-гш в навчальний процес // Медична освт.-2000-№1.-С.18-20.

5. Казаков В.М., Талалаенко О.М., Борисова Т.П., Денисенко О.П. Адоньева Н.М. Електронний пщручник i комп'ютерна навчаюча програма як необхщш еле-менти оптимiзацil навчання в медичному вузi // Медична освгга.-2003-№2-С.123-125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.