Научная статья на тему 'Информатизация образования как фактор интеграции научной и педагогической деятельности аспиранта'

Информатизация образования как фактор интеграции научной и педагогической деятельности аспиранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / THE POST-GRADUATE STUDENT / INFORMATIZATION OF EDUCATION / SCIENTIFIC ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENT TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В статье обсуждаются особенности интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности аспирантов, направленной на развитие информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of education as the factor of integration of scientific and pedagogical activity of the post-graduate student

The feature of integration of educational and research activity of post-graduate students directed on development of informatization of education are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования как фактор интеграции научной и педагогической деятельности аспиранта»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТА

В.В. Гриншкун

Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

В статье обсуждаются особенности интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности аспирантов, направленной на развитие информатизации образования.

Ключевые слова: аспирант, информатизация образования, научная деятельность, учебная деятельность, педагогическая практика.

Определяющим фактором эффективности информатизации отечественной системы образования является способность педагогов осуществлять профессиональную деятельность с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Ввиду того, что информатизация является одним из новых малоисследованных направлений развития образования, на плечи педагогов и ученых ложится не только организация и осуществление обучения и воспитания с применением соответствующих методов и средств, но и формирование научно-методической базы информатизации образования, исследование областей наиболее эффективного использования компьютерной техники в обучении школьников и студентов. Неслучайно передовые позиции в сфере информатизации занимают педагоги, проводящие научные исследования, часто имеющие соответствующие ученые степени и звания. Важной формой подготовки таких педагогов выступает аспирантура, действующая при большинстве вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров.

С учетом этого становится очевидным, что подготовка аспирантов в вузе должна включать в себя их педагогическую подготовку, ориентированную в том числе и на знакомство с наиболее перспективными направлениями информатизации образования. Опыт свидетельствует о необходимости интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности аспирантов, распространяемой и на решение проблем информатизации образования [1].

На сегодняшний день вузами уже накоплен значительный опыт в области организации педагогической практики аспирантов на основе совмещения ими учебной деятельности с научными исследованиями. В большинстве случаев учебные занятия, проводимые аспирантами в вузах и школах, опираются на использование информационных и телекоммуникационных технологий [2].

Совмещение учебной и научной деятельности рекомендуется всем без исключения аспирантам, вне зависимости от профиля и направления их подготовки в вузах. Многие специалисты с высшей квалификацией, в разные годы окончившие аспирантуру различных вузов, так или иначе имеют отношение и к преподавательской деятельности, а следовательно, вопросы информатизации оказываются для них значимыми. Наличие в вузах широкого спектра областей специализации не только предоставляет аспирантам широкие возможности для профессионального выбора, но и служит дополнительным фактором, влияющим на эффективность их подготовки как в научном, так и в педагогическом направлении.

Современный педагог должен иметь основательные методологические и теоретические знания как в области «своей» науки, так и в области смежных дисциплин, обладать творческим мышлением, стремиться внедрять в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии и средства информатизации, постоянно вести научно-исследовательскую работу и привлекать к ней студентов. Наставник молодежи, обучающейся в вузе, должен быть эрудированным, иметь высокие нравственные, эстетические личностные качества, владеть современными информационными технологиями и приемами их использования в педагогической деятельности. Подготовка таких преподавателей должна вестись на научно-практической основе.

Общеизвестно, что составной частью деятельности аспирантов является их практическая подготовка к преподавательской работе. В связи с этим педагогической практике аспирантов необходимо уделять большое внимание. Подготовка аспирантов должна проходить в соответствии с планом работы на текущий учебный год, в котором целесообразно отражать не только мероприятия, касающиеся организации педагогической практики, но и возможный вклад аспиранта в информатизацию учебно-воспитательного процесса в вузе.

В рамках интеграции учебной и исследовательской деятельности аспирантов рекомендуется применять такую форму работы, как аспирантский час. На подобных встречах обсуждаются планы работы, новинки педагогической литературы, периодической прессы, новые информационные технологии и подходы к информатизации, требования к процедуре научно-педагогического исследования и написанию диссертации. Аспиранты выступают с сообщениями по своим темам исследования, заслушиваются доклады о жизни и педагогическом наследии известных педагогов. В рамках таких докладов возможны и отчеты о вкладе аспиранта в информатизацию конкретного учебного заведения.

В ходе подготовки аспирантов к педагогической практике и методической работе кафедры отводятся специальные часы. В связи с необходимостью организации практической деятельности аспирантов с учетом интеграции учебного и науч-

Гриншкун В.В. Информатизация образования как фактор интеграции научной и педагогической...

ного компонентов, а также достижения целей информатизации образования задачей педагогической практики является овладение:

— формами и методами обучения на высшей и средней ступенях системы образования;

— знаниями по теории и истории педагогики, знаниями об особенностях воспитательной работы;

— системой знаний в области методологии педагогики;

— практическими приемами обучения и воспитания с использованием новейших средств информатизации образования;

— умениями подготовки лекций и практических занятий по различным дисциплинам;

— элементами педагогического мастерства при проведении лекций и семинарских занятий со студентами с использованием средств информатизации образования;

— приемами проведения научного исследования с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

— навыками использования результатов собственных научных исследований при подготовке обучаемых;

— умениями организовывать научно-исследовательскую работу обучаемых на базе использования средств информатизации;

— приемами организации внеучебной деятельности учащихся и способами использования информационных и телекоммуникационных технологий во вне-учебной деятельности школьников и студентов;

— способами организации и управления образовательной деятельностью в учебном заведении в условиях информатизации образования.

Педагогическую практику целесообразно сделать обязательной для всех аспирантов вне зависимости от формы и направления их подготовки. В нее могли бы войти такие немаловажные мероприятия, как посещение курса лекций и практических занятий по теории обучения и психологии высшей школы, участие в занятиях и других мероприятиях, касающихся современных аспектов информатизации образования, посещение лекций научного руководителя и ведущих преподавателей кафедры по специальным и смежным дисциплинам, проведение семинарских, лабораторных и практических занятий со студентами, чтение лекций по своей специальности, участие в руководстве курсовыми работами студентов, участие в приеме курсовых экзаменов по специальности у студентов, участие в конференциях и других аналогичных мероприятиях, затрагивающих проблемы образования и информатизации. При таком подходе педагогическую практику и мероприятия, связанные с информатизацией, можно было бы предусмотреть в индивидуальном плане работы аспиранта. Контроль и оценку результативности соответствующей деятельности аспиранта мог бы осуществлять научный руководитель.

Значительную теоретическую, методологическую и методическую подготовку аспиранты могут получить при изучении курсов, посвященных педагогике и пси-

хологии высшей школы. В ходе такой подготовки аспиранты готовят пакет методических разработок, в числе которых тексты лекций, планы семинарских и практических занятий, учитывающих современные научные разработки как ведущих ученых, так и самого аспиранта, анализ посещенных занятий, электронные образовательные ресурсы, отобранные или разработанные аспирантом, предложения по информатизации учебно-воспитательного процесса.

Для совершенствования научно-педагогических знаний и умений аспирантов целесообразно организовать посещение занятий научного руководителя, а также ведущих преподавателей кафедры, внедряющих информационные технологии в свою профессиональную деятельность. Одновременно с посещением лекций и семинарских занятий преподавателей аспиранты готовятся к самообразованию в области педагогических дисциплин, обучению и воспитанию с использованием средств информатизации образования, проведению собственных научных исследований. Они анализируют учебную литературу по педагогике, истории педагогики, информатизации образования, знакомятся с трудами профессорско-преподавательского состава кафедры, научно-педагогическим опытом других ученых, осваивают электронные источники информации, анализируют образовательные ресурсы телекоммуникационных сетей [3].

При подготовке и проведении аспирантами занятий в ходе педагогической практики учитывается степень участия аспиранта в научных исследованиях и их результативность, стаж работы аспиранта в вузе, уровень педагогической грамотности, степень овладения информационными технологиями. На таких занятиях присутствуют научный руководитель и другие аспиранты. Учитывая решающую роль научного руководителя в подготовке будущего педагога-ученого, хотелось бы отметить, что уровень интеграции учебной и научной деятельности аспиранта будет выше, если соответствующая деятельность практикуется руководителями. Современные педагоги-наставники, работающие с аспирантами, должны совмещать собственные научные разработки с практикой преподавания, приобщать слушателей к науке, быть в курсе современных научных достижений, использовать в образовательной и научной деятельности современные средства информатизации. Педагогическая практика должна стать своеобразным полигоном, на котором соответствующий опыт передавался бы от научного руководителя к аспиранту.

После занятия, проведенного аспирантом, целесообразно провести его анализ, включающий обсуждение эффективности и уместности использования информационных и телекоммуникационных технологий. Выступления аспиранта, научного руководителя и присутствующих протоколируются, удачные тексты лекций, методические разработки и электронные ресурсы включаются в методический фонд кафедры, на которой осуществляется подготовка аспиранта.

В рамках работ по информатизации образования целесообразно привлекать аспирантов к руководству курсовыми работами студентов, а также к подготовке докладов для научных студенческих конференций. Тематика работ студентов может согласовываться с темами научных исследований аспирантов, а также тема-

Гриншкун В.В. Информатизация образования как фактор интеграции научной и педагогической...

тикой, относимой к области информатизации образования. В этом случае достигается двойной положительный эффект: интеграция научной и учебной деятельности, также как и информатизация, охватывает как самих аспирантов, так и работающих с ними студентов.

Нередки случаи, когда научные знания и опыт использования информационных технологий аспирантов оказываются полезными в ходе неявного педагогического процесса, происходящего во внеучебной деятельности. В связи с этим аспирантам следует рекомендовать активное участие в подготовке и проведении кафедрой внеучебных мероприятий со студентами, в ходе которых аспиранты активно общаются со студентами, развивают свое творчество, оригинальность мышления, расширяют имеющийся у них опыт в области информатизации образования.

В рамках предлагаемых подходов научные руководители должны оценивать степень готовности аспирантов к преподавательской работе, отмечать наряду с основными исследовательскими и педагогическими достижениями аспиранта его результаты в области создания и использования средств информатизации образования. Результаты педагогической практики (количество проведенных учебных часов, тексты лекций, методические разработки, созданные образовательные электронные издания или ресурсы, степень описываемой интеграции учебной и научной деятельности, эффективность занятий, проведенных с использованием средств информатизации образования), учитываются комиссией при ежегодной аттестации аспиранта.

Существующий опыт привлечения аспирантов к информатизации обучения и проведению учебных занятий со студентами и школьниками свидетельствует, что такая работа не только не отвлекает слушателей аспирантуры от научно-исследовательской работы, но и наоборот, способствует качественной и своевременной подготовке диссертации за счет совмещения научных исследований с практической педагогической деятельностью.

Таким образом, совместное проведение научных исследований и реализация учебно-воспитательной деятельности на базе использования информационных и телекоммуникационных технологий имеет явные преимущества, способствует повышению результативности и эффективности подготовки аспирантов в вузе. В этой связи можно выделить создание принципиально новых интегративных учебных курсов, новых специальностей и специализаций, таких, например, как математическая физика, математические методы в экономике, экологический менеджмент, информатизация образования и др. Кроме того, совершенствуется содержание подготовки, в котором любое понятие представляется аспиранту настолько целостно, насколько это возможно. Происходит оптимизация приемов управления мыслительной деятельностью аспиранта, поскольку интегрированное представление информации, осуществляемое с использованием средств информатизации, в силу ее структуризации и обобщения выступает эффективным инструментом рационализации внимания, понимания и запоминания. И, наконец, происходит сочетание педагогических и информационных технологий, с помощью которых создается специфическая среда подготовки аспирантов, при которой изучение ин-

тегрированного содержания профильных дисциплин или исследовательская деятельность направляются содержанием общечеловеческих ценностей, необходимых в последующей педагогической деятельности аспиранта. Организация подготовки аспирантов должна предусматривать целенаправленное формирование у них потребности в совершенствовании своей профессионально-педагогической деятельности. В рамках этого направления развития аспирантуры информационные и телекоммуникационные технологии смогли бы сыграть существенную роль.

Очевидно, что переход к обновленной методической системе подготовки кадров в аспирантуре, требует времени и значительных усилий со стороны научных руководителей аспирантов, других педагогов, сотрудников отделов аспирантуры вузов. Трудности такого перехода связаны в первую очередь с незначительным количеством ученых и преподавателей, готовых выйти за рамки привычных, устоявшихся взглядов на специальность и свою науку, имеющих желание и опыт ориентации аспирантов на последующую профессиональную деятельность педагога, осуществляемую в условиях информатизации образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Есарева З.Ф. Взаимодействие научного и педагогического творчества в деятельности преподавателя высшей школы // Вопросы педагогики высшей школы. — Л., 1973.

[2] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Кулагин В.П., Оболяева Н.М. Мониторинг использования средств информатизации в российской системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2009. — № 3. — С. 5—15.

[3] Гриншкун В.В. Разработка электронных ресурсов педагогами: проблемы и подходы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2008. — № 2. — С. 76—79.

INFORMATIZATION OF EDUCATION AS THE FACTOR OF INTEGRATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE POST-GRADUATE STUDENT

V.V. Grinshkun

Chair of information of formation The Moscow city pedagogical university

Sheremetevsky str., 29, Moscow, Russia, 127521

The feature of integration of educational and research activity of post-graduate students directed on development of informatization of education are discussed in the article.

Key words: the post-graduate student, informatization of education, scientific activity, educational activity, student teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.