ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСОНАЛЬНАЯ МЕДИАТЕКА
О.В. Львова
Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье предлагается и описывается инновационный ИКТ-инструмент — персональная медиатека. Основанный на реализации личностно-деятельностного подхода он позволяет решить целый ряд задач по повышению информационной грамотности как преподавателя, так и обучаемого.
Ключевые слова: информатизация образования, лингвистическое образование, медиатека, личностно-деятельностный подход.
Медиатека — это организованный набор информационных объектов, помогающий учителю насыщать уроки богатейшим иллюстративным материалом — от несложных графических иллюстраций до интерактивных анимаций и видеосюжетов с демонстрацией экспериментов, а в лингвистической области аудио- и аудиовизуальных учебных и аутентичных материалов — развивать коммуникативные компетенции, и в частности аудирование.
Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека при использовании электронных информационных объектов медиатеки активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает все условия для наиболее полной реализации принципа личностно ориентированного обучения, поэтому построенная с использованием современных технологий мультимедиа система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. С одной стороны, книга перестала быть единственным источником информации, в учебном процессе используются и видео-, и аудиоматериалы, компьютерные учебники, репетиторы, электронные словари, энциклопедии и т.д. С другой стороны, все большее количество изданий появляется на аудио-, видеокассетах, оптических дисках, дающих пользователю преимущества в поиске информации, экономию времени.
В последние годы создание в школах медиатек стало обычным делом. Медиатека может быть специализированным подразделением образовательного учреждения, реализующего свою комплексную программу развития или программу развития в качестве региональной экспериментальной площадки, или информационным подразделением базового образовательного учреждения.
Естественно, что вопросы развития медиатек в школе невозможно обсуждать вне контекста общего процесса модернизации образования. Медиатека в школе должна иметь значительно более широкие функции, чем просто обеспечение информацией учебного процесса. Небумажные носители информации дают учителю
возможность применять новые технологии в обучении, сделать обучение активным процессом добывания и формирования знаний самим учеником, ввести в значительно большей степени проектное обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью компьютерных технологий.
Однако, согласно определению информатизации образования, данному С.Г. Григорьевым и В.В. Гриншкуном [1], в эту область деятельности входит также создание и использование традиционных изданий на бумажных носителях. В связи с этим можно говорить об использовании школьной библиотеки и медиатеки как ее части в обучении детей работе с информацией. Именно на базе библио-теки-медиатеки, где сконцентрированы все информационные ресурсы, в большинстве стран Европы детей учат не только находить, но и оценивать, сортировать, проверять и отбирать информацию, учат навыкам формирования любого запроса, формам организации и представления информации. Очевидно, что чисто технический подход к созданию медиатеки как формированию фонда на небумажных носителях информации не отвечает современному подходу к информатизации образования. Требования к организации библиотеки-медиатеки в школе, к ее специалистам и их функционал подробно разработаны международными библиотечными ассоциациями (IFLA, IASL) и переведены на русский язык [2].
Одним из первых разработчиков проекта школьной медиатеки в России является Е.Н. Ястребцева [3], чьи работы и положены в основу развития большинства школьных медиатек. В последние годы все больше появляется исследований, посвященных медиатекам. Однако имеют место существенные различия в представлении о том, что включает в себя понятие «медиатека в школе». Чаще всего под медиатекой подразумевается собрание информационных ресурсов (на всех видах носителей), направленных на обеспечение содержания и методики учебного процесса и воспитательной работы. В медиатеку в данном понимании не входят ресурсы, организующие учебный процесс (электронные классные журналы, расписание уроков и звонков, личные дела учащихся и т.п.). Уже проявились два основных варианта организации медиатек в наших школах:
1) библиотека — информационный центр, частью которого является медиатека. Библиотека-медиатека собирает и каталогизирует материалы на всех видах носителей, обеспечивает возможность пользователям для индивидуальной работы и максимально возможный доступ к информации;
2) медиатека как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении учителей информатики. Эффективность работы таких структур, как правило, значительно ниже.
Есть еще также шведский вариант, который почти не используется в нашей стране, возможно, потому, что не описан в литературе. Смысл его заключается в том, что школа экономит на помещении для медиатеки и количестве компьютеров, размещая по соседству библиотеку с фондом на всех видах носителей и компьютерный класс [5].
В настоящее время в российских школах появились медиатеки, оснащенные современной мебелью (столы для читателей, компьютерные столы и кресла, шкафы для книг и дисков), компьютерами и мультимедийным проектором, копиро-
вальной и множительной техникой (принтер, ксерокс); музыкальной и видеоаппаратурой (музыкальный центр, видеокамера, видеомагнитофоны). Целью таких медиатек является создание для участников образовательного процесса условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности, а также обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в школе.
В задачи медиатеки входит:
— создание на школьном уровне медиабиблиотечной среды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами;
— обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и методическими материалами на традиционных и современных носителях информации;
— оказание технической и методической помощи участникам образовательного процесса;
— воспитание информационной культуры педагогов и учащихся.
Опыт работы заведующих медиатекой позволяет выделить следующие наиболее часто встречающиеся проблемы [4]:
— у учителей и учащихся довольно часто возникают затруднения при поиске требуемой информации;
— не находят большого применения формы обслуживания, требующие личной активности пользователя.
Проведенное в 2008 г. в большинстве регионов России масштабное анкетирование представителей сельских и городских образовательных учреждений, педагогов и школьников свидетельствует о существенном подъеме уровня информатизации среднего образования в России за последние годы [6]. Результаты мониторинга (2008 г.) обеспеченности домашними персональными компьютерами педагогических работников и школьников, например, в г. Новочебоксарске (город в Чувашской Республике с населением 127,2 тыс. человек) выявили, что 70% учителей имеют домашний компьютер. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о возможности создания такого инновационного инструмента, как персональная медиатека (ПМ).
По аналогии с трактовкой ПК как компьютера, предназначенного для личного использования, возможности которого удовлетворяют запросы большинства людей, под персональной медиатекой можно понимать организованный набор информационных объектов, предназначенный для личного использования и удовлетворяющий запросам его создателя. Речь идет еще об одном крупном направлении реализации личностно-деятельностного подхода в области ИКТ в образовании. Заметим сразу, что обычно исключаемые из понятия «медиатека в школе» ресурсы, организующие учебный процесс (электронные классные журналы, расписание уроков и звонков, личные дела и т.п.), вполне могут находиться в ПМ в зависимости от потребностей ее пользователя.
Рассмотрим возможности, предоставляемые ПМ. Учитывая тот факт, что медиатека вообще играет ключевую роль в достижении информационной грамотности, можно сказать, что ПМ позволяет своему пользователю (создателю) приобрести довольно широкий спектр практических навыков в этой области. Напомним, что понятие «информационная грамотность» подразумевает не только определен-
ный уровень владения устной и письменной речью и компьютером, но и умение определять свои информационные потребности, возможные источники информации, умение находить информацию, оценивать и отбирать ее, а также эффективно использовать.
На начальных этапах создания ПМ ее пользователь приобретает не только чисто технические навыки сохранения информации, представленной на различных электронных носителях, или перевода имеющейся на неэлектронных носителях информации в электронный вид (сканирование текстов, рисунков, фотографий и т.д., перевод в электронный вид аудио- и видеоаналоговых записей). Возможно, впервые в своей практике пользователь сталкивается с задачей не просто сохранения информации, а ее каталогизации для удобства дальнейшего поиска. В этом случае задача из чисто технической превращается в интеллектуальную, так как для ее решения необходимо либо ознакомится с имеющимся в этой области опытом и применить его к конкретному случаю, либо (при желании) изобрести нечто свое собственное. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к переосмыслению имеющегося в распоряжении пользователя материала и способов его использования. Следующим этапом в развитии ПМ может стать создание блоков информационных ресурсов определенной направленности и тематики, например, блоков, содержащих тексты по предлагаемым для обсуждения темам, красочные презентации для введения лексики, упражнения на закрепление лексики, лексико-грамматические тесты, отрывки из аутентичных радио- и телепрограмм (с соответствующим методическим материалом), художественные фильмы.
Все перечисленные материалы можно найти по отдельности на различных информационных ресурсах. Однако сведение их воедино и выстраивание продуманной и методически оправданной цепочки занятий является прерогативой преподавателя. Осмысление предлагаемого для освоения материала и распределение его в зависимости от сложности приведет, во-первых, к дифференциации материала по сложности (т.е. сделает его пригодным для изучения на различных уровнях обучения), во вторых, к созданию целого спектра дополнительных упражнений для усвоения и закрепления пройденного материала. Кроме того, всегда в наличии будет правильно организованный дополнительный материал повышенной сложности или позволяющий ликвидировать имеющиеся у отдельных обучаемых пробелы. Такой блок всегда будет современным и актуальным, если проводить пополнение и обновление содержащихся в нем материалов регулярно (при просмотре методической литературы, новостей, фильмов и т.д.)
В заключение отметим, что создание ПМ и работа с ним могут осуществляться не только преподавателем, но и стать прекрасным средством для повышения информационной культуры обучаемых при наличии правильного методического подхода к этому виду деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника «Информатизация образования» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2005. — № 1 (4).
[2] Школьные библиотеки: Руководство для школьных библиотек; Школьные библиотекари: Квалификационные требования к профессии. Общие указания; Руководство по библиотечному обслуживанию / Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений IFLA. — М.: Рудомино, 1997.
[3] Ястребцева Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку. — М., 1994.
[4] Сафонова Е.В. Медиатека в образовательном пространстве школы // http://pedsovet.org/ component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4499/Itemid, 118/.
[5] Громова О.К. Анализ тенденций развития школьных библиотек в контексте модернизации образования // Библиотека в школе. — М.: Первое сентября, 2003.
[6] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. и др. Мониторинг использования средств информатизации в Российской системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2009. — № 3.
INFORMATIZATION OF LINGUISTIC EDUCATION: PERSONAL MEDIATHEQUE
O.V. Lvova
Chair of informatization of education The Moscow city pedagogical university
2nd Selskohozyayistvennij str., 4, Moscow, Russia, 129226
A new innovational ICT tool — personal mediatheque — is offered and described in the article. Based on realization of the personal and activity-based approach it allows to solve a number of problems in increasing informational competence of a teacher as well as of a pupil.
Key words: informatization of education, linguistic education, mediatheque, personal and activity-based approach.