НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 612.776.1+796
ИНФОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ
Чернова Мария Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Баранцев Сергей Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, Герасимов Марк Максимович, магистрант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва, Россия Савушкина Елена Васильевна, старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Гродно, Беларусь
Определены наиболее информативные показатели общей физической работоспособности в структуре функционального состояния школьников 9-10 лет.
Ключевые слова: физическая работоспособность; двигательная подготовленность; факторная информативность; мальчики и девочки.
INFORMATIVE INDEXES OF PHYSICAL WORKING CAPABILITY AND MOTOR READINESS AT THE STRUCTURE OF 9-10 AGED SCHOOLCHILDREN'S FUNCTIONAL STATE
Chernova Maria Borisovna, PhD (Cand. Ped. Sci.), associate professor, Barantsev Sergey Anatol'evich, PhD (Doc. Ped. Sci.), professor, Gerasimov Mark Maksimovich, the undergraduate, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education», Moscow, Russia Savushkina Elena Vasil'evna, senior lecturer, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus
It has been identified the most informative indexes of common physical working capability at the structure of 9-10 aged schoolchildren's functional state.
Keywords: physical working capability; motor readiness; factorial informativity; boys and girls.
В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед системой физического воспитания школьников, является диагностика их физической работоспособности и двигательной подготовленности на различных этапах возрастного развития [1, 2, 3]. В этой связи особенно важно проводить оценку физической работоспособности и двигательной подготовленности учащихся в целом, как одного из аспектов функционального состояния организма, характеризующего общую способность к 42
выполнению напряженной мышечной работы [4, 5].
Цель исследования - выявить наиболее информативные показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности в структуре функционального состояния школьников 9-10 лет.
Методика
В исследовании приняли участие дети 9-10 лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе (п = 168). Испытуемые не имели каких-ли-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017
бо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.
В процессе исследования определяли максимальное потребление кислорода (МПК), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (РЖС170) [6], ватт-пульс (ВтП), максимальную силу (МС) и предельное время работы /2) при выполнении «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности [1, 3]. По данным выполнения работы «до отказа» определяли величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 с 40 с (^4о), 240 с ТО), 900 с (Ж^), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (Ь) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (а). Расчеты проводили на основе уравнения Мюллера [1, 3].
Комплекс моторных тестов включал: бег 20 метров с хода; прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд. Определяли также общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Для выявления ведущих факторов, характеризующих структуру функционального состояния (далее - ФС) детей 9-10 лет, применялся факторный анализ. В процессе статистической обработки использовались 76 показателей.
Результаты и их обсуждение
По данным, полученным в результате статистической обработки переменных, отражающих разные стороны ФС, определены шесть ортогональных факторов. Один из факторов был интерпретирован нами как физическая работоспособность (фактор III). В него вошли 17 переменных, характеризующих физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей 9-10 лет (рис. 1).
На долю данного фактора приходилось 10,3 % общей дисперсии выборки. С ним положительно коррелировали абсолютные и относительные значения МПК, абсолютные и относительные значения РЖС170, Ж40, Ж240, Ж900, г2, коэффициенты а и Ь уравнения Мюллера, бег 6 мин, прыжок в длину, МС, и отрицательно ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг и время челночного бега.
Фактор физической работоспособности
1 0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1
Факторный коэффициент
□ УУ240, Вт/кг
■ у\гаоо, Вт/кг
□ КоэффициентЬ, оин.ед
□ И, с
■ Коэффициента, оин.ед
□ Бег 6 мин, м
■ Прыжок в длину, см
□ 12, с
■ МПК, л/мин
■ МПК, л/мин*кг
□ М/40, Вт/кг
□ МС, кг/кг
■ РУ\/С170, кгм/м ин*кг
■ РУУС170, кгм/мин
■ ИНПД4Вт/кг, уд/с
■ Челн, бег, с
□ ИНПД2ВтУкг, уд/с
Рис. 1. Показатели, вошедшие в фактор «физическая работоспособность»
у детей 9-10 лет
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017
пЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Наибольшие факторные коэффициенты по данному фактору имели Ж240 (г = 0,91), Ж900 (г = 0,87), коэффициент Ь уравнения Мюллера (г = 0,84), ИНПД2Вт/кг (г = -0,80) и (г = 0,77). Все эти показатели характеризуются высокой факторной информативностью. Поэтому каждый из них может быть использован для диагностики общей физической работоспособности детей 9-10 лет.
Результаты исследования согласуются с данными других работ, обосновывающих целесообразность использования наряду с термином «специальная физическая работоспособность» понятия «общая физическая работоспособность» [6, 7, 4 и др.]. При изучении особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности школьников 9-10 лет, также
был выявлен фактор «общей физической работоспособности» [8]. Аналогичный по содержанию фактор «общей физической работоспособности» идентифицирован и в структуре функционального состояния детей 5-6 [2], 7-8 [7] и 13-14 лет [4].
Заключение
Определены наиболее информативные показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности, пригодные для диагностики физического состояния детей 9-10 лет. Результаты исследования показали целесообразность использования термина «общая физическая работоспособность» применительно к детям младшего школьного возраста.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-06-00159а.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корниенко И. А., Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II: «Зоны мощности» и их возрастные изменения // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 3. С. 46-50.
2. Криволапчук И. А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 2. С. 76-87.
3. Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. 368 с.
4. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет // Физиология человека. 2017. Т. 43, № 2. С. 43-55.
5. Криволапчук И. А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет // Физиология человека. 2014. Т. 40, № 5. С. 48-56.
6. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М. : Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
7. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Полянская Н. В. Факторная структура физической работоспособности детей 7-8 лет // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 7. С. 636-642.
8. Сонькин В. Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: автореф. дис. ... доктора биол. наук : 03.00.13 / Сонькин Валентин Дмитриевич. М. : НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, 1990. 50 с.
REFERENCES
1. Kornienko I. A., Son'kin V. D., Tambovseva R. V. Vozrastnoe razvitie jenergetiki myshechnoj dejatel'nosti: Itogi 30-letnego issledovanija. Soobshhenie II: «Zony moshhnosti» i ih vozrastnye izmenenija [Development of the energetics of muscular exercise with age: Summary of a 30-year study: II. "Power zones" and their changes with age]. Human Physiology, 2006, vol. 32, no. 3, pp. 46-50.
педагогические науки
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017
2. Krivolapchuk I. A. Jenergoobespechenie myshechnoj dejatel'nosti detej 5-6 let i kompleksnaja ocenka fizicheskoj rabotosposobnosti [Energy supply of muscular activity of five- to six-year-old children and complex assessment of physical working capacity]. Human Physiology, 2009, vol. 35, no. 2, pp. 76-87.
3. Son'kin V. D., Tambovseva R. V. Razvitie myshechnoj jenergetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [The development of muscle for energy and health in ontogenesis]. Moscow, Librokom, 2011, 368 p.
4. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Faktornaja struktura funkcional'nogo sostojanija mal'chikov 13-14 let [The factor structure of the functional state of boys 13-14 years]. Human Physiology, 2017, vol. 43, no. 2, pp. 43-55.
5. Krivolapchuk I. A. Faktornaja struktura funkcional'nogo sostojanija detej 5-6 let [Factor structure of the functional state of five- and six-year-old children]. Human Physiology, 2014, vol. 40, no. 5, pp. 48-56.
6. Karpman V. L., Belocerkovskij Z. B., Gudkov I. A. Testirovanie v sportivnoj medicine [Testing in sports medicine]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1988, 208 p.
7. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B., Poljanskaja N. V. Faktornaja struktura fizicheskoj rabotosposobnosti detej 7-8 let [Factorial structure of physical performance in children aged of 7-8 years]. Gigiena i sanitarija, 2016, vol. 95, no. 7, pp. 636-642.
8. Son'kin V. D. Jenergeticheskoe obespechenie myshechnoj dejatel'nosti shkol'nikov [Energy supply of muscle activity of schoolchildren]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1990, 50 p.
Материал поступил в редакцию 06.07.2017 © Чернова М. Б., Баранцев С. А., Герасимов М. М., Савушкина Е. В., 2017