Научная статья на тему 'Информативная текстовая тональность как определяющий фактор ритмической текстовой организации'

Информативная текстовая тональность как определяющий фактор ритмической текстовой организации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАГМА / СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ / РИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ / ДИНАМИКА УДАРНОСТИ / SYNTAGM / SYNTAGMATIC DIVISION / RHYTHMIC MODEL / RHYTHMIC INTERRUPTION / STRESS DYNAMICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Анна Ревокатовна

Рассматриваются ритм публицистических текстов и его взаимосвязь с текстовой тональностью. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются типы ритмической текстовой тональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the rhythm of journalistic texts and its correlation with the text tonality. The rhythmic analysis of a journalistic text is given and the types of rhythmic text tonality are found out.

Текст научной работы на тему «Информативная текстовая тональность как определяющий фактор ритмической текстовой организации»

языкознание

5. Karabykov A.V. Pragmatika kljatvy v kontekste razvitija kul'tury // Filologicheskij ezhegodnik / pod red. N.N. Misjurova. Omsk: Omsk. gos. un-t, 20072008. Vyp. 7-8. S. 98-106.

6. Kormina Zh. Voinskaja prisjaga: k istorii odnogo performativa // Neprikosnovennyj zapas. 2004. № 1 (33). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/1/ korm16.html.

7. Prisjaga voennaja (ot 1947 g.) // Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 51 t. 2-e izd. M.: Bol'shaja sov. jencikl., 1950-1958. T. 34.

8. Sirazieva Z.N. Kljatva kak rechevoj zhanr v russkojazychnoj i anglojazychnoj lingvokul'turah: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Kazan', 2012.

9. Slovar' russkogo jazyka: v 4 t. M.: Rus. jaz., 1981-1984.

10. Slyshkin G.G. Koncept chesti v amerikan-skoj i russkoj kul'turah (na materiale tolkovyh slovarej) // Jazykovaja lichnost': kul'turnye koncepty. Volgograd-Arhangel'sk: Peremena, 1996. S. 54-60.

11. Teksty prisjag na vernopoddanstvo gosudarju Imperatoru [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. krotov. info/libr_min/16_p/pri/syaga1890 .htm (data obrashhenija: 24.02.2016).

12. Forma vsenarodnoj prisjagi na vernost' pod-danstva Imperatoru // Teksty prisjag na vernopoddanstvo gosudarju Imperatoru [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.krotov.info/libr_min/16_p/pri/syaga 1890.htm (data obrashhenija: 24.02.2016).

13. Chesnokov I.I. Mest' kak jemocional'nyj povedencheskij koncept (opyt kognitivno-kommuni-kativnogo opisanija v kontekste russkoj lingvokul'-tury): dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2009.

14. Chesnokov I.I. Rechevoj akt «kljatva»: istoki i pervichnye formy ob#ektivacii // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Filologicheskie nauki. 2013. № 9 (84). S. 4-7.

15. Jelektronnyj Nacional'nyj korpus russkogo jazyka. URL:htpp://www.ruscorpora.ru/.

The speech act "oath": explicit performative utterances

Explicit performative utterances, which present the speech act "oath", are described. Depending on forms of presentation of vindictive component, types of the above mentioned explicit performative utterances are distinguished.

Key words: the speech act "oath", the vindictive component, explicit performative verb, explicit performative construction, explicit performative utterance.

(Статья поступила в редакцию 18.03.2016)

О Калашникова А.Р., 2016

А.Р. КАЛАШНИКОВА (Волгоград)

информативная текстовая тональность как определяющий фактор ритмической текстовой организации

Рассматриваются ритм публицистических текстов и его взаимосвязь с текстовой тональностью. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются типы ритмической текстовой тональности.

Ключевые слова: синтагма, синтагматическое членение, ритмическая модель, ритмический сбой, динамика ударности.

Традиционно ритмичность признается только за поэтическими текстами либо за текстами, относящимися к ритмизованной прозе, но представляется обоснованным тезис о том, что ритмичность - неотъемлемая часть любого текста, т. к. само наше земное мироустройство основано на постоянно повторяющихся, т. е. ритмических, явлениях. Текстопорожде-ние изначально связано с возникновением некой ритмичности, на которой затем основывается и весь текст.

Ритм прозаического текста - это такая организация речи, которая создается периодической повторяемостью текстовых единиц всех уровней. ритм текста может быть выявлен на всех его уровнях - фоническом, лексическом, грамматическом, синтаксическом, интонационном, графическом. Для удобства систематизации различных ритмических единиц разных уровней мы вводим понятие ритмической модели прозаического текста. ритмическая модель - некая ритмическая универсалия, реализуемая в тексте и предопределяющая его структуру, которая совмещает в себе ритмические и семантические аспекты текстовой организации и одновременно является значащей единицей текстопроизводства и тексто-восприятия. Универсалией ритмообразования является повтор, различные виды которого реализуются в тексте в виде ритмических моделей. ритмическая модель не может быть реализована в рамках словосочетания или предложения, т. к. упорядоченный повтор определенных элементов ритма может быть реализован только в более крупных фрагментах тек-

известия вгпу. филологические науки

ста: на уровне сверхфразовых единств или всего текста в целом.

Ритм прозаического текста реализуется средствами первичной и вторичной ритмизации. К средствам первичной ритмизации относятся длина синтагмы и соотношение количества ударений в синтагме с длиной синтагмы. к средствам вторичной ритмизации относятся все виды текстовых повторов: фонетических, лексических, грамматических, синтаксических, интонационных, графических.

Мы считаем, что ритм «способен представлять различное эмоциональное и экспрессивное содержание текста, акцентировать репрезентируемый личностный смысл» [4, с. 5]. Другими словами, ритм может подчеркнуть коммуникативную текстовую тональность. Под тональностью мы понимаем, вслед за В.И. Карасиком, «эмоционально-стилевой формат общения. <...> Коммуникативная тональность является культурно-обусловленной и соотносится с принятыми в обществе типами дискурса» [1, с. 384]. Читатель всегда ощущает эмоциональный настрой текста, его тональность, что позволяет реципиенту понимать информацию в заранее заданном формате [Там же, с. 386].

Публицистический текст, являясь частью публицистического дискурса, создается для выражения авторской интенции и имеет определенную коммуникативную тональность. Нами выдвинуто предположение о том, что ритмические модели, реализуясь в публицистическом тексте, характеризуют в первую очередь индивидуальный авторский ритм, а также о том, что ритмическая организация текста в целом характеризует определенные типы ритмической текстовой тональности. По нашим наблюдениям, в прозаических текстах вообще и в текстах газетной публицистики в частности присутствуют все виды ритмических моделей первичной ритмизации (ямбическая, когда ударны 2-4-6-8-й слоги; хореическая, когда ударны 1-3-5-7-9-й слоги; дактилическая, когда ударны 1-4-7-10 слоги; амфибрахическая, когда ударны 2-5-8-11-й слоги; ана-пестовая, когда ударны 3-6-9-12-й слоги), они чередуются с ритмическими сбоями (когда внутри синтагмы ритмическая ударность нарушается, например ударны 2-3-5-9-11-й слоги) и располагаются бессистемно.

В.И. Карасик выделяет более 12 видов коммуникативной текстовой тональности (информативную, фатическую, статусную, шутливую и др.), отмечая, что этот перечень может быть

продолжен [Там же, с. 286-287]. Такое разнообразие типов коммуникативной тональности связано, как нам представляется, с многообразием установок общения. Применительно к публицистическому (газетному) дискурсу нам кажется целесообразным выделить один основной тип коммуникативной тональности -информативный и ее подтипы: нейтральную, лозунговую, идеологическую и ироническую. выделяя только один тип коммуникативной тональности, мы руководствуемся тем, что главная цель газетного сообщения - информировать, поэтому почти любая тональность газетного дискурса является в первую очередь информативной. Особо следует выделить иронический подтип информативной тональности публицистического текста, т. к. ирония сама по себе является ярким маркером для привлечения внимания участников дискурса и выходит на первый план по сравнению с содержащейся в тексте информацией.

Мы проанализировали два сверхфразовых единства (СФЕ) из текстов разных авторов, первое из которых характеризуется информативной нейтральной тональностью, а второе -иронической. Римской цифрой обозначен номер фразы в сФЕ, арабской цифрой обозначен номер синтагмы в сФЕ, рядом в скобках арабской цифрой обозначен номер синтагмы во фразе. в конце каждой синтагмы приводится схема внутрисинтагменной ритмичности, а также указывается интенсивность ударности (если ударным является каждый 2-й слог, степень интенсивности высокая, если каждый 3-й или 4-й слог, то степень интенсивности ударности средняя, если каждый 5-й или 6-й слог, то степень интенсивности ударности низкая). Конец синтагмы обозначен наклонной чертой.

I СФЕ (И. Невинная. Кому на Руси жить удобно / Рос. газ. 2013. 20 июня).

1

1(1) Как-то во-Фран-ци-и на-блю-да-ла / 10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 1-4-9 (сбой);

2 (2) у-ди-ви-тель-ну-ю для-рус-ско-го глаза кар-тин-ку/ 15 слогов, ударный каждый 4-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-811-14 (сбой);

II

3 (1) На-плат-фор-ме э-лек-трич-ки / 8 слогов, ударный каждый 4-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-7 (хореическая РМ);

4 (2) впе-ре-ры-ве меж-ду по-ез-да-ми / 10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя

языкознание

интенсивность ударности; 3-5-9 (хореическая РМ);

5 (3) со-бра-лась плот-на-я тол-па / 8 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-4-8 (сбой);

6 (4) не- ху-же, / 3 слога, отсутствие интенсивности ударности, ритм не реализован;

7 (5) чем- у- нас вчас пик! / 5 слогов, ударный каждый 2-й слог, высокая интенсивность ударности; 3-4-5 (сбой).

III

8 (1) И-сре-ди лю-дей / 5 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-5 (хореическая РМ);

9 (2) че-ло-век вко-ляс-ке / 6 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-5 (хореическая РМ).

IV

10 (1) Я сбес-по-кой-ством на-блю-да-ла, / 10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 1-5-9 (хореическая РМ);

11 (2) как-же он / 3 слога, отсутствие интенсивности ударности, ритм не реализован;

12 (3) бу-дет про-ры-вать-ся вва-гон / 7 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 1-5-7 (хореическая РМ); наличие точной рифмы.

V

13 (1) Но-ког-да по-езд по-до-шел, / 8 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-4-8 (сбой);

14 (2) ря-дом ско-ля-соч-ни-ком / 7 слогов, ударный каждый 4-й слог, средняя интенсивность ударности; 1-4 (дактилическая РМ);

15 (3) от-ку-да ни-возь-мись / 6 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-6 (ямбическая РМ);

16 (4) по-я-вил-ся че-ло-век вфор-ме / 9 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-7-8 (сбой);

17 (5) и-слег-ки-ми / 4 слога, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности;

18 (6) мост-ка-ми-по-лозь-я-ми вру-ках / 9 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-5-9 (сбой).

В данном СФЕ мы выявили 8 РМ (44%), 7 сбоев и 3 синтагмы, совпадающие с фонетическим словом, которые распределены в тексте сФЕ равномерно, что придает ему дополнительную ритмизацию. При этом преобладает средняя интенсивность ударности, что придает текстовому ритму плавность и размеренность, подчеркивая нейтральность коммуникативной тональности.

II СФЕ (И. Ивойлова. Задачка с одним неизвестным / Рос. газ. 2013. 20 июня).

I

1 (1) У-теч-ки КИ-Мов вИн-тер-нет / 8 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-4-8 (ямбическая РМ);

2 (2) поч-ти не-по-вли-я-ли / 7 слогов, ударный каждый 4-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-6 (ямбическая РМ);

3 (3) на-об-щу-ю кар-ти-ну сда-чи Е-ГЕ / 11 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-6-7-10 (сбой).

II

4 (1) Та-кой вы-вод де-ла-ет Рос-обр-над-зор / 11 слогов, ударный каждый 2-й слог, высокая интенсивность ударности; 2-3-5-9-11 (сбой);

5 (2) на-сво-ем о-фи-ци-аль-ном сай-те /

10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-7-9 (хореическая РМ);

6 (3) и-при-во-дит при-мер / 6 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-6 (анапестовая РМ);

7 (4) э-ле-мен-тар-ну-ю за-дач-ку БЕ о-дин / 12 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 4-8-10-12 (ямбическая РМ);

8 (5) не-смог-ли ре-шить сто пять-де-сят ты-сяч вы-пуск-ни-ков. / 15 слогов, ударный каждый 2-й слог, высокая интенсивность ударности; 3-5-6-9-10-15 (сбой).

III

9 (1) Вы-пуск-ни-кам пред-ла-га-лось рас-счи-тать / 11 слогов, ударный каждый 4-й слог, средняя интенсивность ударности; 4-711 (сбой);

10 (2) до-зу ле-карс-тва для-ре-бен-ка, / 9 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 1-4-8 (сбой);

11 (3) у-чи-ты-ва-я е-го вес и-воз-раст. /

11 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-7-8-10 (сбой).

IV

12 (1) От-ве-ты бы-ли фан-тас-ти-че ски-е! / 11 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-4-8 (ямбическая РМ);

V

13 (1) При-вер-ном ре-ше-ни-и «три» / 8 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-5-8 (амфибрахическая РМ);

14 (2) у-че-ни-ки пи-са-ли, / 7 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 4-6 (ямбическая РМ);

известия вгпу. филологические науки

15 (3) что-ше-сти-лет-не-му ре-бен-ку /

9 слогов, ударный каждый 5-й слог, слабая интенсивность ударности; 4-8 (ямбическая РМ);

16 (4) на-до дать двес-ти де-сять, / 7 слогов, ударный каждый 2-й слог, высокая интенсивность ударности; 1-3-4-6 (сбой);

17 (5) пять-сот во-семь-де-сят во-семь / 8 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-3-7 (сбой);

18 (6) трид-цать од-ну ты-ся-чу пятьсот таб-ле-ток. / 11 слогов, ударный каждый 2-й слог, высокая интенсивность ударности; 1-4-5-9-11 (сбой).

VI

19 (1) Вов-ка из-из-вест-но-го мульт-филь-ма / 10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 1-5-9 (хореическая РМ);

20 (2) «Встра-не не-вы-у-чен-ных у-ро-ков» / 10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 2-4-9 (сбой);

21 (3) и-е-го пол-то-ра ру-до-ко-па / 10 слогов, ударный каждый 3-й слог, средняя интенсивность ударности; 3-6-9 (анапестовая РМ);

22 (4) от-ды-ха-ют! / 4 слога, отсутствие интенсивности ударности, ритм не реализован.

В проанализированном СФЕ мы выявили

10 ритмических моделей (48%), такое же количество ритмических сбоев и всего одну синтагму, совпадающую с фонетическим словом. Преобладает средняя интенсивность внутри-синтагменной ударности, но четыре синтагмы характеризуются высокой интенсивностью ударности, что придает, на наш взгляд, тексту больше динамики, подчеркивая его ироническую тональность. Но нельзя сказать, что ритм выступает как формирующий фактор текстовой тональности. Мы видим, что ритмически оба приведенных в данной статье сверхфразовых единства организованы схоже (в процентном соотношении количество РМ и сбоев почти одинаково, так же как и интенсивность вну-трисинтагменной ударности), но при этом их коммуникативная тональность различна.

Ритм изначально возникает в тексте как отражение индивидуального биологического ритма автора, тональность же формируется за счет многообразия смыслов, возникающих при восприятии текста и придающих речи ту или иную эмоциональную окраску. Следовательно, ритмическая организация прозаического текста, являясь характеристикой индивидуального авторского стиля, безусловно, ха-

рактеризует и ритмическую текстовую тональность, что служит основной цели публицистики — как можно точнее донести авторскую интенцию до адресата.

список литературы

1. Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007.

2. Назарова EB. Алгортм понимания смысла-тональности художественного текста [Электронный ресурс]: URL: http:IIwww.tstu.ru/old/education/ elibIpdfIstI2005Inazarovas.pdf (дата обращения: 02.08.2015).

3. Топыгина E.K О субъективной модальности газетно-публицистического текста II Вестник МГОУ. Сер.: Рус. филология. 2009. № 2. С. 61-65

4. Чернышева Н.Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2002.

5. Федотов О.И. Ритм прозы II Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2 кн. Кн. 1: Метрика и ритмика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.: Флинта: Наука, 2002. С. 326-331.

* * *

1. Karasik V.I. Jazykovye kljuchi. Volgograd: Paradigma, 2007.

2. Nazarova E.V. Algortm ponimanija smysla-tonal'nosti hudozhestvennogo teksta [Jelektronnyj resurs]: URL: http:IIwww.tstu.ru/old/education/ elibIpdfIstI2005Inazarovas.pdf (data obrashhenija: 02.08.2015).

3. Topygina E.N. O sub#ektivnoj modal'nosti gazetno-publicisticheskogo teksta II Vestnik MGOU. Ser.: Rus. filologija. 2009. № 2. S. 61-65

4. Chernysheva N.Ju. Ritm hudozhestvennogo teksta kak smysloobrazujushhij faktor ego ponimanija: dis. ... kand. filol. nauk. Barnaul, 2002.

5. Fedotov O.I. Ritm prozy II Fedotov O.I. Osno-vy russkogo stihoslozhenija. Teorija i istorija russko-go stiha: v 2 kn. Kn. 1: Metrika i ritmika. M.: Flinta: Nauka, 2002. S. 326-331.

Informative text tonality as the determining factor of the rhythmic text organization

The article deals with the rhythm of journalistic texts and its correlation with the text tonality. The rhythmic analysis of a journalistic text is given and the types of rhythmic text tonality are found out.

Key words: asyntagm, syntagmatic division, rhythmic model, rhythmic interruption, stress dynamics.

(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.