Научная статья на тему 'INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SERVICE OF FOREIGN MINISTRIES OF THE WEST'

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SERVICE OF FOREIGN MINISTRIES OF THE WEST Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
219
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельникова Ольга Андреевна

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий значительной корректировке подвергаются формы и методы работы дипломатических ведомств государств. Изменения претерпевают и способы реализации информационного сопровождения внешней политики, в которые активно внедряются такие инструменты воздействия, как социальные сети, интернет-сервисы и др. В статье предпринят анализ использования информационно-коммуникационных технологий дипломатическими ведомствами влиятельных современных государств, оппонентов России на международной арене (США, Великобритании, Германии и Японии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SERVICE OF FOREIGN MINISTRIES OF THE WEST»

УДК 327

Информационные технологии на службе внешнеполитических ведомств Запада

Ольга МЕЛЬНИКОВА

Динамизм современного мира, усиление взаимозависимости его субъектов, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствуют значительной интенсификации межгосударственного диалога, появлению новых форм и методов воздействия на международную аудиторию. Определённые изменения в этих условиях претерпевает как сама информационная функция дипломатических ведомств по сопровождению внешней политики государств (ИСВД), так и способы её реализации.

Содержание данной функции традиционно включает в себя три аспекта: информирование зарубежных партнёров об официальной позиции своего государства, получение аналогичной информации от других стран и обмен мнениями. Информирование руководства своего государства о политическом и экономическом положении страны пребывания, непосредственное участие в информационной поддержке внешней политики своего государства в странах аккредитования и укреплении позитивного имиджа своей страны на международной арене - важные задачи любого загранпредстави-тельства. Эта деятельность осуществляется прежде всего через традиционные (печать, радио, телевидение) и электронные СМИ.

Однако под влиянием ИКТ происходит трансформация самой сути информационно-коммуникативной функции современной дипломатии, изме-

Мельникова Ольга Андреевна - советник Посольства России в КНР, руководитель представительства Россотрудничества в КНР, аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: omelnikoff70@mail.ru

Ключевые слова: информационное сопровождение внешней политики, информационно-коммуникационные технологии, информационная дипломатия.

нение её содержания. Устанавливая диалог между различными государствами, дипломат в современных условиях превращается в «стратегически мотивированного обработчика общественного мнения» [1], который должен обладать способностью не только наблюдать, но и самостоятельно формировать необходимый ему поток информации.

Органы внешних сношений различных государств, несмотря на специфику организации и правового статуса каждого из них, имеют много общего с точки зрения их функций и роли во внешнеполитическом механизме. Немало схожих направлений можно обнаружить и в реализации дипломатическими ведомствами различных стран функции ИСВД, которая обусловлена первостепенной ролью такого важного элемента всей дипломатической работы, как информированность.

В целях выявления особенностей реализации информационно-коммуникативной функции и способов использования ИКТ в деятельности дипломатических ведомств различных государств обратимся к практике организации систем ИСВД США, Германии, Великобритании и Японии. Необходимость проведения анализа методов и форм работы иностранных дипломатических ведомств обусловлена рядом причин. Во-первых, стремлением получить представление о позитивном опыте организации ИСВД тех акторов мировой политики, для которых характерен наступательный стиль поведения на международной арене. Во-вторых, задачей выработки адекватных мер по противодействию антироссийским информационным выпадам и минимизации их негативных последствий.

Информационные технологии в системе сопровождения внешнеполитической деятельности США

Одним из наиболее активных и агрессивных противников России в информационной сфере, безусловно, являются Соединённые Штаты Америки, которые, по оценкам экспертов, обладают «подавляющим, в сравнении с другими участниками международной системы, превосходством в осуществлении широкого экстерриториального информационного воздействия» [2, с. 106].

Дипломатическая система США -одна из самых разветвлённых в мире - представлена 260 дипломатическими и консульскими учреждениями, действующими в 160 государствах.

Состав загранучреждений США не однороден: помимо служащих собственно дипломатического профиля (так называемых «карьерных дипломатов», которые занимают лишь 15-25% штатных

1 Современные международные отношения / под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 655-656.

2 Стихин А. Е. Глобальные интернет-сервисы в структуре инструментов американской внешней политики // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 1. С. 106.

единиц) внешнеполитические функции осуществляют «политические выдвиженцы» - ещё 28 учреждений страны [3, с. 17, 39]. Возглавляет ведомство Государственный департамент США, глава которого (госсекретарь) через свой аппарат осуществляет руководство повседневной международной деятельностью государства и решает оперативные вопросы в качестве главного советника президента по внешней политике.

В составе Госдепа учреждена особая должность главного координатора по проблемам кибербезопасности, которая сегодня воспринимается как «главный императив внешней политики США».

В своей деятельности Госдепартамент США тесно взаимодействует с Советом национальной безопасности, в ведении которого находятся, среди прочего, вопросы внешней политики США, Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Министерством обороны США [4].

Кроме того, в США действует несколько структур, так или иначе вовлечённых в ИСВД.

Одной из них является немногочисленное, но хорошо финансируемое Управление стратегического влияния (УСВ), созданное после теракта 11 сентября 2001 г. В составе основных функций управления - координация рассылок текущей информации по другим странам, а также разработка для Министерства обороны всех «инструментов влияния на иностранные аудитории».

Спектр таких инструментов весьма широк: он включает в себя как распространение через систему связей с общественностью «белой» информации, основанной на правдивых данных, так и проведение «чёрных» кампаний с целью дезинфор-

мации, организацию тайных акций, использование методов психологического воздействия, «продвижение информационных новостей» к иностранным СМИ при посредничестве внешних фирм, которые не имеют явных связей с Пентагоном. Бюджет УСВ не раскрывается, хотя известно, что он исчисляется сотнями миллионов.

По сообщению газеты The Daily Beast, под крылом Госдепартамента США действует также Центр глобального взаимодействия (Global Engagement Center - GEC), который изначально был создан для противодействия пропаганде «Исламского государства»*, а ныне ориентирован на борьбу против российской «пропаганды Владимира Путина» и на поддержку «объективной русскоязычной журналистики».

Информационная политика США по отношению к России отражена и в утверждённой в США в 2017 г. Стратегии национальной безопасности. В документе отмечается, что наиболее серьёзными источниками угроз для США являются «ревизионистские державы» в лице Китая и России, которые «бросают вызов мощи, влиянию и интересам США, пытаются размыть американскую безопасность и процветание» [5].

В отличие от Стратегии национальной безопасности 2015 г., в которой говорилось, что США будут сдерживать агрессию России путём санкций и других мер, «противопоставляя лживой пропаганде Москвы правду без прикрас» [6], в Стратегии

3 Дипломатическая служба / под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014.

4 Encyclopedia of American foreign policy, 2nd ed. Vol. 2. N. Y.: Scribner, 2002.

5 Report to Congress on 2017 U. S. National Security Strategy // URL: https://news.usni. org/2018/01/05/ report-congress-2017-u-s-national-security-strategy

6 National Security Strategy. The White House, 2015 // URL: https://obamawhitehouse.archives. gov/sites/default/files/docs/2015 _national_security_strategy.pdf

* Деятельность этой террористической организации законодательно запрещена на территории Российской Федерации.

2017 г. США открыто заявляют о намерении проводить в отношении России ещё более жёсткую политику до тех пор, пока Россия будет оставаться преградой на пути к главной американской цели - сохранению позиции США как единственного мирового лидера [5].

В рамках Госдепартамента информационное и оперативное обслуживание высших должностных лиц государства осуществляет исполнительный секретариат - своеобразный штаб, для которого контроль за прохождением информации - основная, но не единственная функция. Оперативно-исполнительская работа в Госдепе осуществляется управлениями, классификация которых типична для ведомств иностранных дел любого государства. Аналогов не имеет лишь Управление разведки и исследований, в задачи которого входит сбор, разработка, анализ и обобщение данных «политической разведки», получаемых от представительств США за рубежом.

Суть американского подхода к информационному сопровождению внешнеполитической деятельности была определена ещё 50-е годы XX в. в предвыборной речи Д. Эйзехауэра: «Многие люди считают, что информационная война - это только пропаганда, наподобие той, что распространяет „Голос Америки". Безусловно, использование пропаганды посредством передачи идей, письменно или устно, помогает одному народу победить другой. Однако про-

паганда - лишь малая часть этой войны. Реальная война распространяется далеко за пределы официальной пропаганды и включает в себя дипломатию, распространение идей через различные средства коммуникации, экономическую помощь, торговлю... контакты между людьми... путешествия и проведение спортивных мероприятий. Что нам необходимо, так это поставить информационно-психологические операции на такую основу, которая поможет вовлечь в неё всю страну, вписать её в стратегию национальной безопасности, сочленив все элементы этой стратегии с задачами информационного сопровождения» [7].

Позднее, в 70-е годы, основные требования, предъявляемые Госде-пом к информационной службе, были сформулированы группой под руководством У. Макомбера. Они сводились к четырём принципам:

- быстрота поступления информации, которая необходима для принятия срочных решений в критических ситуациях;

- соблюдение точности при сборе, передаче, воспроизведении и использовании данных;

- скрупулёзный отбор информации, предполагающий исключение всяких не относящихся к делу данных, а также учёт сведений, способных принести пользу;

- гибкость информации, позволяющая использовать её в различных ситуациях [8, с. 8].

7 Цит. по: Мирошников С. Н. Перестройка администрацией Д. Эйзенхауэра механизма проведения информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 4. С. 57-58.

8 Демидов В. В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.

Российские политологи Г. А. Ру-дов и Е. Г. Пономарева в системе информационного сопровождения внешнеполитической деятельности США выделяют два специфических направления: особые программы дипломатического сигнализирования (ДС, diplomatic signaling), осуществляемые через СМИ, и «цифровые программы публичной дипломатии» (digital public diplomacy). Сигнализирование, как один из неформальных способов информирования о возможных изменениях внешней политики, адресовано прежде всего лицам, принимающим решения. Публичная дипломатия рассчитана на самую широкую аудиторию и призвана сформировать по отношению к стране благоприятное общественное мнение.

Со временем в дипломатической практике США наметились тенденции к слиянию официальной и публичной дипломатии, из чего следовало, что дипломат в стране пребывания должен выступать в роли лоббиста, консультанта и эксперта по гуманитарным вопросам.

На практике такой подход апробировал посол США в России М. Макфолл, который с первых же дней пребывания в стране стремился наладить «взаимодействие с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества, причём в основном оппозиционно настроенными» [9]. В результате каналы связи с официальными российскими ведомствами оказались в значительной степени утраченными.

В конце 90-х годов прошлого столетия в результате реформирования структуры Госдепартамента частью последнего стало Информационное агентство США. С этого времени за информационное сопровождение внешнеполитической деятельности в стране отвечает внешнеполитическое ведомство во главе с госсекретарём США [10].

Настоящую революцию, однако, информационные ресурсы Госдепа США претерпели с распространением всемирных электронных сетей, которые спровоцировали развитие новых инструментов публичной дипломатии и расширение представлений о возможности сознательного наращивания ресурсов «мягкой силы». По сути, США первыми осознали преимущества нового этапа развития сети и её место в государственной информационной политике [2, с. 108-109]. Как заявил советник госсекретаря США Б. Скотт в 2012 г., «американская дипломатия рассматривает социальные сети как одни из основных инструментов внешней политики США» [11].

Госсекретарь Х. Клинтон, возглавлявшая американскую дипломатию в течение первого срока пребывания у власти Б. Обамы, её заместитель по вопросам публичной дипломатии Дж. Макхейл и советник по инновационным технологиям А. Росс сформулировали новые подходы к пониманию публичной дипломатии, которые оказались тес-

9 Лебедева М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 4. С. 48.

10 Теленьга М. П. Эволюция системы информационного сопровождения внешней политики США в 1946-1999 гг. Дис....канд. ист. наук. Краснодар, 2017. С. 126.

11 Цит. по: Филимонов Г. Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность. М., 2012. С. 284.

но увязанными с использованием во внешнеполитической практике США новейших ИКТ. В совокупности задач публичной дипломатии США были названы:

- расширение целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию;

- формирование у неё положительного отношения к целям и методам реализации внешней и внутренней политики США;

- создание благоприятных условий для реализации действий США на международной арене и обеспечение им поддержки со стороны общественного мнения;

- строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией;

- достижение лучшего понимания за рубежом американских ценностей;

- расширение взаимодействия американских граждан и правительства с населением других стран;

- повышение привлекательности и улучшение имиджа государства.

С тех пор взаимодействие американских дипломатов с зарубежной аудиторией с использованием глобальных интернет-ресурсов* стало неотъемлемой частью американской системы информационного сопровождения внешнеполитической деятельности.

Так, число подписчиков американского президента Б. Обамы в Facebook составляло более

24 млн чел. [12], а в Twitter - около 70 млн. У нынешнего президента США Д. Трампа в Twitter почти 20 млн реальных подписчиков, и эти цифры стремительно растут [13].

По официальным данным, служащие американского внешнеполитического ведомства имеют свыше 200 официальных аккаунтов в социальных сетях, 100 из которых связаны с посольствами. Работа проводится прежде всего на таких сайтах, как: Facebook, Diplopedia, Twitter, LinkedIn, Commu-nities@State. Общение на официальных Twitter-ка-налах поддерживается на многих языках.

В информационной политике Вашингтона, реализуемой через глобальные интернет-ресурсы, можно выделить два аспекта. Во-первых, широкие возможности управления внешней аудиторией, которые открываются при соединении способов технологического манипулирования повесткой дня и замеров реакции пользователей. Во-вторых, информационное доминирование, позволяющее навязывать контент глобальных информационных площадок [2, с. 105-106].

В свете изложенного весьма примечателен текст новой, утверждённой в сентябре 2018 г. Стратегии кибербезопасности США, которая ориентирована не только на обеспечение безопасности американских информационных систем, но и на «расширение американского влияния в мире», «приверженность продвижению интересов США в кибер-

12 Сайфуллаев Д. Б. Информационное обеспечение внешней политики государства: сравнительный анализ опыта России и США // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 1. С. 25.

13 У Трампа в Twitter реальных подписчиков меньше половины // URL: http://gordonua. com/news/worldnews/u-trampa-v-twitter-realnyh-podpischlkov-menshe-poloviny-216948.html

* Интернет-ресурсы (веб-ресурсы, веб-сайт, веб-сервис, сайт) - совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине.

пространстве» и «постоянную борьбу со стратегическими противниками», в числе которых названы Россия, Китай, Иран и Северная Корея [14].

Как следствие, в Интернете значительно преобладает информация, которая отвечает интересам одной страны. Подтверждением служит тот факт, что в условиях практически неограниченного разнообразия контента Интернета наиболее доступной во многих случаях оказывается информация, соответствующая политическим интересам США. По мнению экспертов, такой «перекос» происходит не столько по технологическим причинам, в результате сознательной модерации или благодаря использованию персональных данных, сколько в силу отсутствия противовеса в виде конкурентоспособной информационной политики со стороны других государств.

Так, включение американских дипломатов в диалог с аудиторией посредством сайта Twitter способствует открытому продвижению их позиции. Пресс-службы других стран используют тот же сервис более традиционным способом, излагая в формате монолога лишь официальное мнение, что в современных условиях оказывается малоэффективным. Кроме того, в последнем случае контент зачастую совершенно не изменяется, не адаптируется к интересам и привычному стилю общения соответствующей аудитории.

Поддерживает названную модель целый ряд отделов Госдепа США, которые занимаются исключительно

цифровой дипломатией, социальными сетями и сетевыми сообществами.

В числе этих отделов:

- Центр электронных коммуникаций, который отвечает за поддержку нескольких платформ официального представительства ведомства;

- Отдел быстрого реагирования, наблюдающий за реакцией социальных сетей на процессы, которые потенциально могут иметь значение для национальных интересов США;

- Отдел по изучению аудитории, в задачи которого входит разработка аналитических обзоров по социальным сетям, включая визуализацию собранных данных;

- Отдел сетевой активности, который отвечает за управление несколькими платформами социальных сетей, включая четыре страницы Государственного департамента в Facebook, с аудиторией, превышающей миллион пользователей;

- Отдел по электронной информационно-просветительской работе, который находится в Центре стратегической коммуникации по предотвращению терроризма и призван принимать меры по противодействию экстремизму и дезинформации о США в Интернете;

- Отдел политики, планирования и ресурсов, который осуществляет контроль над реализацией задач публичной дипломатии;

- Отдел политики, официальной миссией которого является поддержание взаимодействия между государством и различными институтами публичной дипломатии.

Стоит заметить, что аналогичные структуры созданы не только в Государственном департаменте, но и в Центральном разведывательном управлении, Пентагоне, а также в Агентстве международного развития США.

14 National Cyber Security Strategy of USA. September 2018 // URL: https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf

В ассортимент функций, реализуемых перечисленными отделами, входит разработка и проведение большого числа информационных акций:

- анализ контента международных и национальных социальных сетей, блогов*, чатов;

- создание видеорядов, представляющих, например, в невыгодном свете экстремистов;

- трансляция позитивной информации о США;

- разработка мобильных приложений и т. п.

Работа ведётся на различных языках, включая арабский, китайский, фарси, французский, русский, испанский... Важно, что основная часть этих акций связана с официальной деятельностью Госдепа США. Трансляция же неофициальной информации в интересах государства и его политической линии осуществляется преимущественно негосударственными субъектами [2, с. 110-111].

Особенности организации информационной деятельности внешнеполитического ведомства США

Основным методом противодействия неугодному для Вашингтона контенту в Интернете является интенсивное заполнение пространства информацией проамериканского толка.

Обращаясь к этой проблеме, Х. Клинтон в своё время сказала: «История показывает, что наилучшим ответом на порочащие высказывания является не их запрещение и блокировка, а подавление за счёт преобладающего осуждения. Переводя проблему в плоскость дискуссий, правда будет только усиливаться, а слабые и ложные мнения и высказывания окажутся дискредитированы, пусть не сразу, но в конечном счёте» [15].

В контексте обеспечения информационной безопасности «засилье»

американского контента в Интернете беспокоит не только Россию или Китай, но и страны Евросоюза. Отсюда - претензии к США по поводу вольного обращения с персональными данными европейцев, конфликты из-за неуплаты налогов международными компаниями в странах, где они получают основную прибыль, возмущение в связи с регулярными демонстративными отказами американских держателей сайтов следовать нормам европейского законодательства.

Так, например, Facebook в русле новой политики конфиденциальности заявил, что готов предоставлять любую информацию в ответ на официальный запрос, только «если посчитает, что запрос сделан на законных основаниях, что он соответст-

15 Clinton H. Internet Rights and Wrongs: Choices & Challenges in a Networked World. February 15. 2011 // URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2011/02/156619.htm

* Блог (от англ. web-log - интернет-журнал) - своего рода интернет-дневник, который позволяет автору высказывать свою позицию по произошедшим с ним или интересующим его событиям.

вует „законам этой страны" и „не противоречит международным стандартам"» [16].

Таким образом, особенностью информационного сопровождения внешнеполитической деятельности, практикуемого в США, является, прежде всего, наступательная информационная политика, реализуемая через все доступные СМИ, но с особой ставкой на возможности, предоставляемые глобальными электронными сетями. Цель этой политики - захват всего глобального информационного пространства в интересах беспрепятственной реализации американской внешнеполитической стратегии.

Вторая особенность организации информационной деятельности внешнеполитического ведомства США -распределение полномочий в информационной сфере и ответственности за их реализацию между несколькими государственными органами: Госдепартаментом, Министерством обороны и ЦРУ. Это обусловливает тесную связь собственно дипломатической деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Госдепартамента с задачами, решаемыми спецслужбами. Подобный подход позволяет всесторонне изучить потенциального противника и максимально проработать информационные акции. При этом Госдепартамент США - далеко не главный субъект в системе информационного сопровождения внешней политики, хотя он и отвечает за эту работу.

Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что в США отсутствует единый орган, ответственный за проведение информационно-психологических операций. Следствием этого является недостаток долгосрочной стратегии планирования подобных операций, что зачастую «перечёркивает существующие тактические успехи в ведении информационного противоборства, как это произошло в Ираке и Афганистане» [17]. Большое количество «участников» в сочетании с отсутствием единого координационного центра обусловливает неэффективный анализ полученной информации и допущение «критических ошибок» в их планировании и проведении.

Информационная стратегия внешнеполитического ведомства Великобритании

Центральный орган Британской дипломатической службы, или, как его ещё называют, «дипломатической службы Её Величества», является Министерство иностранных дел и по делам Содружества \Foreign

and Commonwealth Office; неофициально: Foreign Office), насчитывает 270 загранучреждений - посольств и высоких комиссий (британских дипломатических представительств, постоянных представителей при ме-

16 Обзор зарубежного интернет-регулирования за 2015 г. // Фонд открытой новой демократии // URL: http://fondfond.org/wp-content/uploads/foreign-regulation15.pdf

17 Карпович О. Г. Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики // Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 1. С. 125.

ждународных организациях, в странах Содружества наций), продвигающих британские интересы в 170 странах мира [3, с. 36].

В задачи внешнеполитического ведомства Великобритании как одного из департаментов британского правительства входит:

- охрана национальной безопасности страны путём противодействия терроризму и увеличению вооружения, усилию по сокращению конфликтов;

- продвижение интересов Соединённого Королевства за границей, содействие процветанию Великобритании, увеличение экспорта и инвестиций в страну, расширение её рынков посредством гарантированного предоставления доступа к ресурсам, содействие стабильному росту;

- поддержка британских граждан во всём мире через современную и эффективную консульскую службу.

МИД Великобритании (вместе с зарубежными дипломатическими представительствами) сохраняет свою традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных направлений внешней политики страны.

К ним относятся:

- поддержание политических связей с другими государствами;

- обеспечение участия в международных организациях и решение проблем глобального характера;

- информирование международного сообщества о событиях в стране;

- распространение английского языка и культуры;

- защита за рубежом интересов граждан страны.

В структуру внешнеполитического ведомства Великобритании входят Секретариат, Министер-

ство управления и 16 основных оперативных департаментов, которые подразделяются на территориальные, функциональные (ведающие международными организациями, информацией, культурными вопросами и т. д.) и административные [18].

Важными оперативными звеньями Foreign Office служат функциональные структуры, среди которых одним из крупнейших по числу сотрудников является исследовательский отдел, основанный при непосредственном участии известного историка А. Тойнби.

В задачи отдела входят:

- анализ внутреннего положения в иностранных государствах;

- обработка информации, получаемой из различных источников.

К деятельности по ИСВД в ведомстве имеют отношение несколько подразделений, прежде всего отдел по информационной политике, отдел зарубежной информации и отдел новостей.

За последние годы в Foreign Office произошло резкое увеличение потока информации: ежедневно только из посольств поступает несколько тысяч сообщений и телеграмм. Помимо этих данных сотрудники департаментов внешнеполитического ведомства Великобритании используют и другие источники информации:

- сообщения британских корреспондентов из-за рубежа;

- материалы, получаемые по взаимной договорённости от партнёров Великобритании по НАТО и ЕС;

- справочно-аналитические материалы, подготовленные в науч-

18 Social media use // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/foreign-commonwealth-office/about/social-media -

но-исследовательских институтах и университетах.

Наблюдается рост активности дипломатов во внешнеэкономической, информационно-пропагандистской областях, а также в сфере международного научно-технического сотрудничества.

Так, в структуре любого британского посольства действует, как правило, отдел по информационным и культурным связям. Активность британских дипломатов развивается в таких сферах, как социальные контакты, связи с журналистами, поездки по стране, реклама с целью продвижения британских товаров, содействие приезжающим соотечественникам.

Ещё в 2013 г. в Foreign Office была принята «цифровая стратегия», подразумевающая активное использование новых информационных ресурсов во внешнеполитической деятельности [3, с. 37]. Цифровая стратегия рассматривается в качестве инструмента выхода через социальные сети на новые, более широкие зарубежные аудитории, доведения до них внешнеполитической информации, а также оказания должного влияния на пользователей. Наибольшая активность дипломатов наблюдается в сетях Facebook, Twitter, Instagram, которые им предписывается использовать для достижения внешнеполитических приоритетов государства.

На официальном сайте Foreign Office в Интернете представлены инструкции по работе в социальных сетях, включая специальные рекомендации для Twitter, Facebook, Instagram и Flicker [18].

Перед британскими дипломатами ставится задача использования Интернета для «наблюдения за события-

ми за рубежом, получения информации и определения ключевых лиц влияния, проведения „замеров" в социальных сетях зарубежного общественного мнения, возможного включения во внешнеполитические позиции распространённых в местных кругах идей, наблюдение за выборами за рубежом, определение влиятельных пользователей Интернета страны пребывания в кризисных ситуациях, организация форумов разработчиков программного обеспечения того или иного мероприятия» [3, с. 38]. Известно, что в период «арабской весны» англичане активно использовали социальные сети для выхода на население стран региона.

Что же касается отношения СМИ и политического истеблишмента Великобритании к информационной политике России, то она, как, собственно, и в других странах Запада, остаётся резко негативной.

Так, прямое нарушение свободы СМИ и прав человека можно усмотреть в закрытии в этой стране осенью 2016 г. счетов телекомпании Russia Today. Официальных объяснений о причинах блокировки счетов, на которых находились средства для выплат зарплат, страховок и оплаты командировок сотрудников компании, не последовало. Однако известно, что ранее британский регулятор в области медиа Ofcom обвинял телеканал RT в якобы необъективном освещении событий в Сирии и на Украине.

Другие примеры из той же серии - бездоказательные обвинения России в «отравлении Скрипа-лей» и последовавшая за ними высылка из страны 23 российских дипломатов; обнародованная переписка журналистки из Би-би-си с французским коллегой, свидетельствующая о циничных поисках «русского следа» в массовых протестах во Франции, и т. п.

Наконец, в ноябре 2018 г. усилиями группы анонимных хакеров

достоянием общественности стали материалы антироссийского проекта Integrity Initiative, реализуемого Институтом государственного управления Великобритании. Из опубликованных материалов и объяснений, данных по их поводу МИД Великобритании, следует, что с 2017 г. ведомство выделило

разработчикам проекта 2,2 млн ф. ст., потраченных, среди прочего, на подготовку инструкций по ведению информационной войны с Россией и организацию соответствующих кластеров программы в девяти европейских странах, включая Германию, Францию и Испанию.

Организация информационного сопровождения внешней деятельности МИД Германии

Федеративная Республика Германия поддерживает связи с другими государствами и международными межправительственными организациями через Министерство иностранных дел и сеть из почти 230 загранучреждений. К основным функциям центрального внешнеполитического ведомства ФРГ - МИД Германии - относятся:

- представление интересов государства на международной арене;

- содействие международному обмену;

- оказание защиты и помощи гражданам страны, находящимся за её пределами.

В структуре министерства функционирует Департамент культуры и коммуникаций, центральной задачей которого является планирование, координация и практическое осуществление политики ФРГ в области культуры и образования, связей с общественностью и СМИ за рубежом. Последнее направление рассматривается как одно из важнейших во внешней политике Германии, способствующее повышению за рубежом интереса к внешней политики ФРГ и более глубокому пониманию населением других госу-

дарств «германской идентичности» и «европейских ценностей».

Структуру департамента образуют 10 отделов, многие из которых занимаются различными аспектами связей со СМИ: курируют деятельность ряда институтов (Институт Гёте), СМИ («Немецкая волна» и т. д.), обществ культурных связей с зарубежными странами, а также тесно сотрудничают с различными политическими фондами, НПО, медиаструктурами.

Поскольку МИД Германии непосредственно отвечает за формирование и продвижение за рубежом позитивного имиджа страны, то на него возложены задачи по разработке разнообразных культурных программ и проектов по продвижению немецкого языка за рубежом.

Одной из них является, например, разработка мероприятий в формате Года Германии, предполагающих многочисленные акции в области культуры, экономики, науки, образования и, конечно, политики.

Запущенный МИД ФРГ несколько лет назад проект «Обзор-2014 - переосмысление внешней политики» предусматривает, например, проведение дискуссий по широкому спектру внешнеполитических вопросов с целью определения роли Германии

в современном мире. Проект нацелен на привлечение общественности и экспертов как внутри страны, так и за рубежом. Помимо проведения дискуссионных форумов с участием сотрудников МИД и экспертов в рамках проекта создан интренет-портал www.review2014.de, на котором размещаются материалы о ходе дискуссий и их результаты.

Работающие в различных странах загранучреждения министерства ведут большую работу по связям с общественностью и со СМИ.

Так, пресс-служба Посольства ФРГ в Москве предоставляет услуги как представителям СМИ, так и всем, кто интересуется Германией (туристам, студентам). Отдел предлагает обширную информацию о стране, её внешней политике и германо-российских отношениях. Отдел информирует о готовящихся мероприятиях и проектах, а также способствует формированию современного и соответствующего духу времени представления о Германии. Осуществляется регулярная рассылка сообщений для прессы, организуются пресс-конференции, беседы по различным тематикам. В круг задач отдела также входит оказание визовой поддержки российским и германским журналистам, их аккредитация.

На едином сайте официальных представительств Германии в России (Посольства ФРГ в Москве, генеральных консульств в Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Санкт-Петербурге) отмечается, что «самую актуальную информацию по всем вопросам, касающимся Германии, можно найти на официальном сайте, а также в социальных сетях и на страницах информационного портала о Германии на русском языке».

Следует отметить, однако, что информационная политика совре-

менной ФРГ как государства, входящего в НАТО, прочно держится в фарватере США. Достаточно вспомнить об обвинениях в адрес российской пропаганды, изложенных немецкой газетой Die Welt. Между тем творчество журналистов самой Die Welt никак не может претендовать на объективность в силу связанности обязательством «поддерживать трансатлантический союз и солидарность с США в обществе свободных ценностей» [19].

Наступательную политику СМИ Германии ведут и в соцсетях, среди которых приоритет опять же отдаётся Twitter и Facebook.

Так, пользователи российского сегмента соцсе-ти Twitter неоднократно обращали внимание российских дипломатов на навязчивую рекламу русскоязычной редакции немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle: «Вокруг России одни враги? Тогда вам сюда. Новости без прикрас и без истерики». Такова «немецкая пропаганда проще простого»... [19].

В рамках позитивного опыта дипломатических ведомств других государств следует упомянуть активную подготовку послов к «прямой» работе со СМИ, которую проводит, например, МИД Швеции. Все вновь назначенные руководители загранучрежде-ний проходят организованную пресс-службой министерства обязательную стажировку, на которой получают навыки практической беседы с представителями СМИ «под микрофон», знакомятся с методами ведения пресс-конференций, брифингов, правилами поведения перед телекамерами.

19 О публикации немецкого Die Welt «Российская пропаганда проще простого» от 2 июня 2017 г. // URL: http://www.mid.rU/nedostovernie-publikacii/-/asset_publisher/nTzOQTrrCFdO/ content/id/2781060

Информационное обеспечение деятельности МИД Японии

Среди функций МИД Японии первое место занимает планирование и осуществление внешней политики, а сбор внешнеполитической информации - пятое. Однако на практике происходит обратное: приоритет отдаётся информационной функции. Характерно, что японские дипломаты ориентированы на сбор информации главным образом с использованием «открытых методов». Одновременно большое значение придаётся получению информации «из первых рук», которую собирают региональные департаменты. Анализ же собранных данных к их обязанностям не относится; эту функцию осуществляет Департамент информации и анализа. Информационно-аналитической деятельностью занимаются также советники при МИД из ушедших на пенсию дипломатов, а в более широ-

ком и комплексном плане - научно-исследовательские институты.

Один из специфических методов информационной работы МИД Японии состоит в том, что зачастую выводы его аналитиков (даже по крупным вопросам) строятся на основании обработки, казалось бы, второстепенных деталей. Умение анализировать мелкие, не составляющие секретов явления, события, факты, искусство сводить их в единую систему и затем на основании логических заключений делать выводы общего характера во многих случаях заменяют японцам ту работу, которую в других странах выполняет разведка.

«Японцы, - писал дипломат В. М. Виноградов, -могут и не стремиться получить данные непосредственно о том явлении, что их интересует, они соберут такие косвенные данные, которые дадут им возможность воссоздать это явление» [8, с. 165].

Итак, практически все зарубежные государства к настоящему времени выработали методы и формы информационного обеспечения внешнеполитической деятельности, которые опираются на систему управления традиционными СМИ и широкое внедрение новейших технологий связи и коммуникации.

В условиях стремительного развития ИКТ определённые изменения претерпевают как сама информационная функция дипломатических ведомств (их аудитория постоянно расширяется), так и способы реализации информационного сопровождения внешней политики (в связи с активным внедрением таких инструментов воздействия, как социальные сети, интернет-порталы и др.). В лексиконе внешнеполитических ведомств возникло новое понятие - «цифровая дипломатия (кибердипломатия)», которая воспринимается как важнейшее направление в работе с зарубежной аудиторией, позволяющая напрямую транслировать официальную позицию государства и формировать общественное мнение. Приметой времени, наилучшим образом отражающей специфику текущего этапа эволюции систем ИСВд зарубежных государств, следует признать осуществление официальными дипломатическими ведомствами и их отдельными служащими прямых контактов с иностранной аудиторией в социальных электронных сетях. Этот вид коммуникации наиболее широко практикуется сотрудниками диппредставительств США.

Объединяет страны Запада сегодня и единообразный подход к информационной политике Российской Федерации, смысл которого сводится к противодействию России (а также Китая) в глобальном информационном пространстве. Отличительной чертой информационной тактики, которой в данном случае придерживаются западные СМИ, является наступательный характер: в основе любых нападок на Российское государство всегда лежит принцип презумпции виновности России. Под предлогом разоблачений «пропаганды Кремля» страну втягивают в информационные конфликты, вынуждая её занимать в этом противостоянии далеко не самую выгодную для себя позицию. Как следствие, страдает международный имидж государства, отрицательное воздействие испытывает менталитет российских граждан.

Информационные усилия Запада направлены, в числе прочего, на подрыв интеграционных процессов с участием Российской Федерации, на девальвацию идеи «Русского мира» в целом, что угрожает безопасности не только России, но и целого ряда других государств.

Библиография • References

Демидов В. В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. - 192 с.

[Demidov V. V. Informacionno-analiticheskaya rabota v mezhdunarodnyh otnoshe-niyah. Novosibirsk: NGAEHiU, 2004. - 192 s.]

Дипломатическая служба / под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова. М. Пресс, 2014. - 352 с.

[Diplomaticheskaya sluzhba / pod red. A. V. Torkunova, A. N. Panova. M Press, 2014. - 352 s.]

Карпович О. Г. Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики // Национальная безопасность / Nota Bene. 2017. № 1. С. 112-126.

[Karpovich O. G. Praktika provedeniya SSHA operacij informacionnoj vojny v sfere vneshnej politiki // Nacional'naya bezopasnost'/ Nota Bene. 2017. № 1. S. 112-12]

Лебедева М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 4. С. 45-56.

[Lebedeva M. M. Publichnaya diplomatiya v uregulirovanii konfliktov // Mezhdunarodnye processy. 2015. T. 13. № 4. S. 45-56]

Мирошников С. Н. Перестройка администрацией Д. Эйзенхауэра механизма проведения информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 4. С. 56-61.

[Miroshnikov S. N. Perestrojka administraciej D. EHjzenhauehra mekhanizma provedeniya informacionno-psihologicheskoj bor'by so stranami socialisticheskogo lagerya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2014. № 4. S. 56-61]

О публикации немецкого Die Welt «Российская пропаганда проще простого» от 2 июня 2017 г. // URL: http://www.mid.ru/nedostovernie-publikacii/-/asset_ publisher/nTz0QTrrCFd0/content/id/2781060

.: Аспект .: Aspekt

[O publikacii nemeckogo Die Welt «Rossijskaya propaganda proshche prostogo» ot 2 iyunya 2017 g. // URL: http://www.mid.ru/nedostovernie-publikacii/-/asset_ publisher/nTzOQTrrCFd0/content/id/2781060] Обзор зарубежного интернет-регулирования за 2015 г. // Фонд открытой новой демократии // URL: http://fondfond.org/wp-content/uploads/foreign-regulation15.pdf

[Obzor zarubezhnogo internet-regulirovaniya za 2015 g. // Fond otkrytoj no-voj demokratii // URL: http://fondfond.org/wp-content/uploads/foreign-regulation15.pdf]

Сайфуллаев Д. Б. Информационное обеспечение внешней политики государства: сравнительный анализ опыта России и США // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 1. С. 24-28. [Sajfullaev D. B. Informacionnoe obespechenie vneshnej politiki gosudarstva: srav-nitel'nyj analiz opyta Rossii i SSHA // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2014. № 1. S. 24-28] Современные международные отношения / под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. - 688 с. [Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya / pod red. A. V. Torkunova, A. V. Mal'gina.

M.: Aspekt Press, 2012. - 688 s.] Стихин А. Е. Глобальные интернет-сервисы в структуре инструментов американской

внешней политики // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 1. С. 105-116. [StihinA. E. Global'nye internet-servisy v strukture instrumentov amerikanskoj

vneshnej politiki // Mezhdunarodnye processy. 2014. T. 12. № 1. S. 105-116] Теленьга М. П. Эволюция системы информационного сопровождения внешней политики США в 1946-1999 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2017. - 209 с. [Telen'ga M. P. EHvolyuciya sistemy informacionnogo soprovozhdeniya vneshnej politiki SSHA v 1946-1999 gg. Dis. ... kand. ist. nauk. Krasnodar, 2017. - 209 s.] У Трампа в Twitter реальных подписчиков меньше половины // URL: http:// gordonua.com/news/worldnews/u-trampa-v-twitter-realnyh-podpischikov-menshe-poloviny-216948.html [U Trampa v Twitter real'nyh podpischikov men'she poloviny // URL: http://gordonua. com/news/worldnews/u-trampa-v-twitter-realnyh-podpischikov-menshe-poloviny-216948.html] Филимонов Г. Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики

США. Истоки и новая реальность. М., 2012. - 408 с. [Filimonov G. YU. Kul'turno-informacionnye mekhanizmy vneshnej politiki SSHA.

Istoki i novaya real'nost'. M., 2012. - 408 s.] Clinton H. Internet Rights and Wrongs: Choices & Challenges in a Networked World. February 15. 2011 // URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2011/02/156619. htm

Encyclopedia of American foreign policy, 2nd ed. Vol. 2. N. Y.: Scribner, 2002. National Cyber Security Strategy of USA. September 2018 // URL: https://www.

whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf National Security Strategy. The White House, 2015 // URL: https://obamawhitehouse.

archives.gov / sites/default/files/docs/2015 _national_security_strategy.pdf Report to Congress on 2017 U. S. National Security Strategy // URL: https://news.

usni.org/2018/01/05/ report-congress-2017-u-s-national-security-strategy Social media use // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/foreign-commonwealth-office/about/social-media-use

Статья поступила в редакцию 10 января 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.