Анализ данных таблицы позволяет отметить общую положительную тенденцию в динамике показателей технической подготовленности испытуемых обеих групп. В обеих группах наибольшая положительная динамика отмечена в максимальной длине проплываемой дистанции, в меньшей степени изменилась скорость плавания. Существенное увеличение коэффициента координации наблюдалось у испытуемых экспериментальной группы, что свидетельствует о лучшей согласованности освоенных ими движений [5].
Таким образом, обучение технике прикладного плавания на основе функционально-координирующего метода позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых. Список использованной литературы:
1. Зюкин, А.В. Педагогические основы физической подготовки и спорта как средства военно-профессиональной ориентации молодежи и студентов : дис. ... докт. пед. наук / А.В. Зюкин. - СПб., 1999. -368 с.
2. Зюкин, А.В. Исследование уровня физической подготовленности сотрудников отряда специального назначения МВД России и влияния специального снаряжения на эффективность из профессиональной деятельности / А.В. Зюкин, А.Л. Цибаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 -С. 48-50.
3. Зюкин, А.В. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи / А.В. Зюкин, М.А. Бобела // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 - С. 23-27
4. Зюкин, А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4. - С. 102.
5. Зюкин, А.В. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Зюкин А.В., Лайшев Р.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90) - С. 19-23.
© О.Е. Понимасов, 2015.
УДК 371.333:004
Романовская Светлана Николаевна
студент 2 курса магистратуры, направление подготовки «Прикладная информатика» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
E - mail: [email protected] Научный руководитель: С. М. Сейдаметова к.п.н., доцент кафедры «Прикладной информатики» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
г. Симферополь, Российская Федерация
ИНФОРМАТИКА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Аннотация
В статье рассматривается анализ возможности применения междисциплинарных связей при изучении информатики в общеобразовательной школе, раскрыты пути взаимосвязи учебных дисциплин и информатики, определён инструментарий применения междисциплинарной интеграции на уроках информатики в общеобразовательной школе.
Ключевые слова
информационно - компьютерные технологии, междисциплинарные связи, междисциплинарная интеграция.
В современном мире самым ценным ресурсом является информация, а самым невосполнимым - время. Каким образом, не увеличивая продолжительности обучения научиться осваивать больший объем знаний? Многие педагоги рекомендуют использовать информационно - компьютерные технологии при изучении различных школьных предметов.
Современная школа как социальный институт призвана научить ребенка ориентироваться в информационном обществе. Важно, чтобы содержание образования и формы обучения были непосредственно связаны с актуальными для ученика проблемами, способами деятельности. И поэтому от любого учителя-предметника его ученики вправе ожидать использования самых современных и прогрессивных форм и методов обучения. От учителя - предметника требуется кроме всего прочего еще и ознакомление учащихся с местом и ролью информационно-компьютерных технологий в современном производстве, науке, повседневной жизни, а также и подготовка учащихся к рациональному использованию компьютерных средств при решении задач, связанных с обработкой информации, ее поиском, систематизацией, сохранением, передачей.
Информатика является синтетической дисциплиной и обладает мощными междисциплинарными связями как с дисциплинами естественного цикла (математика, физика, химия), так и гуманитарного (литература, история, иностранные языки).
О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк в работе «Основы педагогики индивидуальности» впервые акцентировали внимание на развитие индивидуальности учащихся в процессе обучения, рассматривая это в качестве важнейшей педагогической цели [1, с.25].
В работах В. А. Казакова [2], А. А. Кирсанова [3], Н. М. Таланчука [4] встречаются установки на синергетический подход, акцентируется внимание на индивидуализацию педагогического процесса и междисциплинарной интеграции образовательного процесса в целом.
Знаменитые педагоги, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
В соответствии с методологией синергетики изменения в содержании и организации образования направлены на поиск новых способов, методов преподавания, опирающихся на самостоятельную познавательную активность учащихся, которая направлена на приобретение способности самостоятельной обработки информации, хода мысли, самостоятельной постановки и решения проблем в коллективной и групповой работе, а также активизации познавательного интереса.
Для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи, где используются такие средства:
• решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета физики; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);
• внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний);
• комбинирование уроков (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).
Применение на уроках математики информационных технологий способствует формированию у
ученика информационной компетентности, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. Использование новых информационных технологий позволяет решать задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата. Использование электронных таблиц позволяют решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом становится не разработка программы, а постановка задачи (запись ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.
Следующий пример информатика на уроках истории. Традиционный урок истории предполагает яркий, увлекательный рассказ учителя об историческом событии, работа учащихся над историческими источниками, изучение исторической карты, тщательная работа над хронологией и обязательные ответы учащихся у доски. И только наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы, т.е. следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения учащиеся учатся критически относиться к информации в сети Интернет.
Использование новых информационных технологий в преподавании химии вот ещё один из примеров междисциплинарных связей. Применение информационных технологий как средства обучения на уроках химии имеет ряд преимуществ: можно не только предложить ученику ряд вопросов, продемонстрировать нужные правила или поясняющие материал рисунки, графики, но и организовать диалог учащихся с компьютером. Диалог предполагает осуществление компьютером, в отличие от учебника, экранно-звуковых и других пособий, немедленной обратной связи: поощрения и подтверждения правильного ответа и пояснения при неправильном ответе моделирование с помощью компьютера формирует у учащихся представление о динамике химических процессов. В результате проведения компьютерных уроков учащиеся получают возможность систематизировать знания по химии, приобретать необходимые навыки и умения.
Делая выводы из приведённых примеров междисциплинарных связей можно сказать, что не существует «обособленных» дисциплин, методы и средства обучения которых не были, бы связаны. Проанализировав междисциплинарные связи в общеобразовательной школе можно сказать, что единственной дисциплиной, связанной со всеми, без исключения, предметами общеобразовательной подготовки является информатика.
В качестве краткого иллюстративного обоснования сказанного можно привести сводные таблицы, отражающие междисциплинарные связи всех тем курса информатики с 5 по 11 класс. Первая из приводимых далее таблиц отражает нумерацию основных дисциплин, преподаваемых в школе. Вторая таблица содержит некоторые темы курса информатики, пересекающиеся с темами дисциплин, номера которых поставлены в соответствие перечисленным темам курса информатики.
Таблица 1
Дисциплины, преподаваемые в школе.
Дисциплина Номер Дисциплина Номер
Русский язык 1 Алгебра 10
Английский язык 2 Геометрия 11
Литература 3 Информатика 12
История 4 ИЗО 13
Обществознание 5 Художественный труд 14
География 6 Музыка 15
Химия 7 Окружающий мир 16
Биология 8 Физкультура 17
Физика 9 ОБЖ 18
Таблица 2
Междисциплинарные связи с некоторыми темами курса информатики.
Темы курса информатики и информационно-коммуникационных технологий Номера дисциплин
Текстовой редактор. Набор, редактирование и форматирование текста 1 2 3 - -
Решение математических и физических задач на компьютере 9 10 11 - -
Базы данных. Назначение и основные возможности 5 7 8 9 -
Элементы логики. Таблицы истинности 4 6 8 13 -
Позиционные системы счисления 4 10 - - -
Исследование информационных моделей 9 10 8 6 11
Мультимедийные технологии 6 8 9 15 13
Создание Web-страниц 1 2 14 15 13
Web-дизайн 13 14 15 - -
Поиск информации 3 8 18 16 17
Графики. Линейные алгоритмы 10 9 8 - -
Рисунки, таблицы и диаграммы 4 6 9 10 11
Нахождение максимальных и минимальных элементов в массивах 6 9 10 11 -
Таким образом, можно сделать вывод, что междисциплинарные связи - важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
Использование междисциплинарных связей играет большую положительную роль не только в повторении и закреплении определенных тем и разделов, но и в усвоении важнейших обобщающих понятий, встречающихся в разных предметах, и может осуществляться в таких формах, как олимпиады, открытые занятия, тесты, деловые игры и т.д.
Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Но «живое» слово учителя не заменит никакие информационные технологии. Научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их, в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и междисциплинарные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса - это одна из важнейших задач, реализуемых учителями - предметниками.
Список использованной литературы:
1. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие/ О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк-Калининград: Янтарный сказ,2000-255 а
2. Казаков В. А. Самостоятельная работа студента и её информационное обеспечение/В. А. Казаков.- К., 1990-150 а
3. Спирина Л. Ф. Теория и технология педагогических задач/ Л. Ф. Спирина.- М., 1997-239 с.
4. Щетинина Р. П., Н. М. Таланчука Основа самореализации, самосовершенствования и саморазвития личности учителя и ученика/ Р. П. Щетинина//- Набережные Челны: Набережночелн. гос. пед. ин-т, 2006.-Ч.2.-С.38-50.
© С. Н. Романовская, С. М. Сейдаметова, 2015
УДК 797.21
Рябчук Владимир Владимирович
канд. пед. наук, профессор кафедры физической культуры и спорта,
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ (плавательная и амфибийная подготовка)
Аннотация
В статье исследованы средства обучения прикладному плаванию военнослужащих иностранных армий. Выявлены модели и концепции плавательной подготовки зарубежных армий. Дана краткая характеристика рассматриваемых моделей обучения прикладному плаванию.
Ключевые слова Амфибийная подготовка, средства обучения прикладному плаванию.
Изучение систем физической подготовки иностранных армий показывает, что каждая из них обладает характерными особенностями, отличающими ее от других аналогичных систем. В то же время отдельные системы имеют много общего, что позволяет предположить существование определенных типов или моделей физической подготовки.
Основными средствами реализации целевой направленности служат военно-прикладные упражнения, среди которых важную роль играют упражнения в военно-прикладном плавании [1, с. 76-77].
В вооруженных силах США обучение плаванию и выживанию на воде в боевых условиях является самостоятельным предметом боевой подготовки и проводится в отдельное время в соответствии со специальными инструкциями и наставлениями.
Развитие физической подготовки армии США связано с расширение задач и содержания военно-прикладной подготовки. Об этом свидетельствует, например, замена традиционного в корпусе морской пехоты США теста по плаванию и выживанию на воде (Water Survival Qualification) на более сложный комплекс «Выживание на воде в боевых условиях» (Combat Water Survival Training). Он включает в себя следующие тесты: прыжок в воду, находясь в обмундировании и полном боевом снаряжении с высоты не