Научная статья на тему 'Информатика как фундаментальная наука: проблемы и перспективы становления нового научного направления'

Информатика как фундаментальная наука: проблемы и перспективы становления нового научного направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2338
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатика как фундаментальная наука: проблемы и перспективы становления нового научного направления»

Константин Константинович Колин

ИНФОРМАТИКА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и в дальнейшем будет в значительной степени определять пути формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях. В связи с этим вполне понятен тот повышенный интерес к проблеме уточнения места информатики в системе наук, а также к ее фундаментальным основам, историко-философским, научно-методологическим и социально-культурологическим аспектам, который наблюдается сегодня как в сфере науки, так и в сфере образования.

В то же время в системе образования и подготовки научных кадров высшей квалификации, как в нашей стране, так и за рубежом, все еще доминирует инструментально-технологический подход к изучению проблем информатики, а ее фундаментальные аспекты часто рассматриваются в качестве второстепенных. А ведь эти аспекты, за исключением научно-методологических, семиотических и философских основ информатики, являются сегодня наиболее актуальными, так как именно они необходимы для обеспечения фундамен-

тальности подготовки научных кадров и специалистов самого различного профиля, формирования новой информационной культуры общества, адекватной вызовам XXI в. Причина здесь заключается в том, что проблема позиционирования информатики в современной системе науки еще недостаточно исследована в системном плане, хотя актуальность таких исследований очевидна.

В последние годы в США и странах Западной Европы вновь активизировался интерес к научно-методологическим и образовательным аспектам информатики. С одной стороны, эта область исследований рассматривается как составляющая триады «научная теория -научный эксперимент - информационные технологии, обеспечивающие проведение эксперимента». С другой стороны, информатика квалифицируется как стратегически важное направление науки, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, профессионального образования и подготовки научных кадров. При этом акценты делаются, главным образом, на развитии методов информационного моделирования и вычислительного эксперимента, а фундаментальные основания информатики, ее общеобразователь-

ные, философские и социально-культурологические аспекты рассматриваются в значительно меньшей степени.

В отечественной науке подход к проблемам информатики является существенно более комплексным и содержательно ориентированным. Однако следует признать, что и в нашей стране все еще отсутствует четкое позиционирование информатики в системе науки, а научно обоснованные подходы к изучению проблем информатики в системе образования и подготовки научных кадров должным образом не используются. Особенно заметным это стало в последнее время, когда была введена новая Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». Первый опыт использования этой Программы показал, что содержание ее разделов, связанных с изучением информатики как фундаментальной науки, нельзя признать удовлетворительным, так как оно не отражает современного состояния и основных тенденций развития этой науки. В то же время в Институте проблем информатики РАН уже имеются определенные научные результаты, которые могут быть использованы для решения этой проблемы.

Значение современных методов информатики для развития науки и техники. В последнее время в печати появился ряд сообщений, содержание которых свидетельствует о том, что интерес к использованию методов информатики в самых различных областях научных исследований и практических разработок быстро возрастает. Этот интерес проявляют не только отдельные ученые и научные организации, но и некоторые важные правительственные структуры как в России, так и за рубежом. Так, например, в 2005 г. Консуль-

тативный комитет по информационным технологиям при Президенте США представил ему аналитический доклад именно по этой проблеме. В докладе содержатся результаты анализа состояния дел по развитию информатики в США и показано, что здесь необходимо принимать решительные меры на федеральном уровне для предотвращения тех негативных тенденций, которые в настоящее время наблюдаются в американской науке и системе образования [4].

В докладе особое внимание уделено методам информационного моделирования, которые в последние годы очень быстро развиваются и уже оформились в одно из перспективных направлений междисциплинарной сферы исследований, получившей в западных странах название Computational Science (вычислительная наука). Авторы доклада прогнозируют, что именно это направление и будет в XXI в. критическим фактором дальнейшего развития науки, образования, а также высоких технологий, используемых как в промышленности, так и в социальной сфере. Они утверждают, что прогресс именно в этой области и должен обеспечить высокую конкурентную способность США в мировой экономике и их стратегическое превосходство перед другими странами в сфере высоких технологий.

В докладе показано, что развитие «вычислительной науки» создает сегодня уникальные возможности для проведения научных исследований. С использованием ее средств и методов ученые могут изучать самые разнообразные проблемы, исследование которых другими методами является неэффективным, а зачастую и просто невозможным.

Исключительно важная особенность вычислительной науки заключает-

ся в том, что ее методы востребованы практически во всех предметных областях науки и поэтому могут использоваться во всех сферах научного познания, привнося в них принципиально новые качества. Таким образом, вычислительная наука сегодня становится той междисциплинарной областью, которая может многократно повысить эффективность исследований практически во всех других направлениях фундаментальной и прикладной науки.

Однако эта универсальность представляет собой не только достоинство, но и уязвимое место самой вычислительной науки. Ведь все другие научные дисциплины могут использовать ее средства и методы, но ни одна из них не озабочена проблемами их дальнейшего развития. Именно поэтому здесь и необходимы специальные меры для развития данного стратегически важного междисциплинарного научного направления.

С этой целью в докладе предлагается проведение в США ряда новых крупномасштабных и долгосрочных национальных программ по сотрудничеству правительства, науки, образования и бизнеса в целях их кардинальной перестройки в направлении развития и более эффективного использования методов имитационного компьютерного моделирования практически во всех сферах социальной практики.

К сожалению, авторы доклада сосредоточили свое внимание лишь на инструментально-технологических аспектах использования средств и методов информатики в научных исследованиях и промышленных разработках и практически ничего не говорят о проблемах развития фундаментальных основ информатики, включая ее философские и мировоззренческие аспекты как междис-

циплинарного научного направления. Нам представляется, что в этом заключается принципиально важный и весьма существенный недостаток данного доклада, так как он не позволяет получить целостной картины состояния и перспектив развития информатики как науки.

Проблема структуризации предметной области информатики. В качестве одной из радикальных мер, которая, по замыслу авторов аналитического доклада, должна содействовать необходимому развитию Computational Science как междисциплинарного направления, предлагается новая трактовка структуры ее предметной области. Эту область предлагается существенным образом расширить путем включения в нее также и предметной области Computer and Information Science. Иначе говоря, предлагается, наконец, объединить в составе одной предметной области как компьютерное, так и информационное направления в информатике, которые в США традиционно рассматривались в качестве самостоятельных научных направлений. Это, кстати говоря, существенным образом отличается от европейского и российского подходов к структуризации проблем информатики. Кроме того, в состав предметной области Computational Science предлагается также включить направление, связанное с инфраструктурой компьютинга (Computing Infrastructure). Этот термин обозначает всю область деятельности, связанной с использованием компьютеров.

Конечно, авторов рассматриваемого аналитического доклада можно понять. Им крайне необходим собирательный термин, который смог бы объединить основные направления исследований и разработок в области информати-

ки и послужил бы своеобразным брендом для дальнейшей популяризации этого направления в американском обществе. Однако нам представляется, что для этих целей гораздо более подходит термин «информатика», причем в его расширительной российской и европейской трактовке. Ведь этим термином мы сегодня обозначаем и компьютерную науку, и информационную науку, и всю область, связанную с использованием информационной техники и информационных технологий для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития образования, экономики и культуры, а также всю информационную сферу деятельности, включая отрасль промышленного производства.

Современное состояние и научно-методологические аспекты развития информатики в России. Подход российских ученых к проблемам развития информатики всегда отличался существенно большей комплексностью. Ведь именно в нашей стране впервые были сформированы представления об информатике как о фундаментальной науке, имеющей важное междисциплинарное, научно-методологическое и мировоззренческое значение [14]. Именно Россия на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996) предложила новую концепцию изучения проблем информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины в системе опережающего образования. При этом была предложена также и новая структура образовательной области «Информатика» для системы образования и показано, что переход к этой структуре может стать важным шагом на пути интеграции фундаментальной науки и образования [6]. Именно в России

начиная с 1990 г. осуществляется развитие социальной информатики как перспективного направления в науке и образовании, которое должно стать научной базой для формирования информационного общества. При этом также разработана концепция и методология изучения проблем социальной информатики в системе высшего образования [8].

В последние годы в Российской академии наук активно разрабатываются также философские, семиотические и лингвистические основы информатики, формируются принципиально новые подходы к структуризации ее предметной области, которые учитывают не только актуальные и перспективные направления развития самой информатики, но и современные тенденции развития науки и образования [11, 13]. Некоторые из этих проблем рассматриваются в специальном выпуске научных трудов Института проблем информатики РАН, посвященном современным научнометодологическим проблемам информатики [9].

Что же касается собственно вычислительных аспектов информатики, то им в России всегда уделялось значительное внимание. При этом сформировалось научное направление, которое уже более 20 лет активно развивается российскими учеными и получило в нашей стране название вычислительного эксперимента. Основоположником этого направления является академик А. А. Самарский.

Эволюция представлений о предмете информатики в России и других странах. Представления о содержании предмета информатики как научной дисциплины, а также о месте информатики в системе научного знания несколько раз изменялись в процессе ее

развития, причем весьма радикально. Эволюция этих представлений достаточно подробно рассматривается в ряде работ [9, 12, 13]. Хотелось бы отметить, что многие ведущие отечественные ученые, отдавая должное актуальности инструментально-технологических аспектов развития информатики, хорошо понимали, что ее проблематика не ограничивается только этими аспектами, а является гораздо более широкой. Так, например, академик А. П. Ершов в своей работе «Информатика: предмет и понятие» [2] специально отметил, что «Термин “информатика” уже в третий раз вводится в русский язык в новом, куда более широком значении - как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу “традиционных” академических дисциплин».

Комментируя эту свою точку зрения на место информатики в системе научного знания, А. П. Ершов писал: «Сознавая некоторую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим информатику к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с принципом вторичности сознания и его атрибутов и представлением о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах. Отношение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки».

Сегодня эта точка зрения на позиционирование информатики в системе науки приобретает в России и в ряде

других стран мира все большее количество сторонников.

Приведенное выше определение предмета информатики, предложенное в России более 20 лет тому назад, характеризует информатику как фундаментальную естественную науку, имеющую первостепенное значение для развития всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и информационных процессов в природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов.

Современные представления о предмете информатики. В настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существуют три основные точки зрения на предмет и область исследований информатики. В соответствии с первой из них, информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации посредством современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей. Именно эта точка зрения была доминирующей вплоть до 1995 г. и определяла отношение к информатике как в отечественной науке, так и в системе образования. Из этих же представлений, вероятнее всего, исходили и при формировании перечня научных специальностей ВАК, по которым сегодня в России подготавливаются и защищаются кандидатские и докторские диссертации в области информатики. Ведь вот уже более 20 лет как в этом перечне существует всего лишь одна научная специальность «Теоретические основы информатики», которая, конечно же, не может охватить всех ее современных научных проблем и аспектов.

Что же касается зарубежной науки, то в США, Канаде и многих других англоязычных странах русскоязычному термину «информатика» сегодня соответствует как минимум четыре англоязычных термина и четыре сформировавшиеся области знания: Information Science, Computer Science, Computer Science and Information Science и Computational Science. При этом в области «Computer Science», само название которой подчеркивает компьютерную ориентацию данной области научных исследований и прикладных разработок, основное внимание уделяется инструментально-техническим аспектам, а не изучению собственно информационных процессов, которыми занимается другая наука, получившая в этих странах название «Information Science».

Существует и другая точка зрения, в рамках которой информатика рассматривается одновременно и как фундаментальная естественная наука, и как комплексная область практической деятельности. Эта точка зрения получила широкое распространение в России начиная с 1990 г., когда были опубликованы результаты исследований развития определений информатики и ее предметной области, проведенные в Институте проблем информатики РАН [7, 12]. В этих работах была проанализирована эволюция представлений о предмете информатики и показано ее место в системе науки, междисциплинарное значение и взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Таким образом, предметная область информатики так, как ее сегодня понимают многие российские ученые, гораздо шире, чем предметная область той дисциплины, которую в странах Запада принято обозначать термином

«Computer science». Иначе говоря, термин «информатика» в России обозначает сегодня предметную область, которая включает одновременно проблематику и «Computer science», и «Information science», но не только эти науки.

Другая точка зрения, которая в последние годы приобретает все больше сторонников как в России, так и за рубежом, связана с работами российских ученых А. П. Ершова, Ю. И. Шемакина, Ю. А. Шрейдера, А. Д. Урсула. Еще 20 лет назад они рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку, которая будет иметь первостепенное значение не только для всего естествознания, но также и для гуманитарных наук. Этот прогноз российских ученых был основан на признании фундаментальности понятия информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе и в искусственно созданных человеком технических системах.

Автор данной статьи является сторонником именно этой точки зрения, которую и отстаивает в своих работах начиная с 1990 г. [7, 9, 12, 13].

Объект и предмет изучения в современной информатике. Основным объектом изучения для современной информатики являются информационные процессы, которые происходят в природе и обществе, а также методы и средства реализации этих процессов в технических, социальных, биологических и физических системах. Никакая другая научная дисциплина изучением данного

объекта специально не занимается, хотя отдельные аспекты проявления информационных процессов в тех или иных информационных средах вполне может исследовать, и появившиеся в последние годы научные публикации это достаточно убедительно подтверждают. Поэтому современную информатику следует квалифицировать как вполне самостоятельную научную дисциплину.

Предметом изучения для информатики являются основные свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе, особенности их проявления в различных информационных средах (технической, физической, биологической и социальной), методы и средства их реализации, а также использование этих средств и методов в различных сферах социальной практики.

Таким образом, информатика является комплексной научной дисциплиной, имеющей исключительно важное практическое значение для дальнейшего развития общества, в особенности на этапе его перехода к глобальному информационному обществу, основанному на знаниях.

Научная методология информатики. Информатика сегодня имеет свои собственные методы научного исследования, наиболее популярными из которых являются метод информационного моделирования и метод информационного подхода. Эти методы широко используются не только в самой информатике, но также и во многих других областях науки, т. е. они уже стали междисциплинарными. Развитие этих методов является в настоящее время одной из важнейших методологических проблем информатики.

Менее известный на сегодняшний день, но весьма перспективный в ближайшем будущем - это такой сравнительно новый метод информатики, как виртуальная реальность. Есть веские основания полагать, что использование этого метода может позволить ученым получать принципиально новые знания о природе и свойствах человеческой психики, а также о процессах мышления и сознания человека, т. е. существенным образом продвинуться в решении тех фундаментальных проблем, над которыми наука работает уже многие годы.

Практика показала, что использование методов информатики позволяет не только получать принципиально новые фундаментальные знания о природе, человеке и обществе, но также и формировать новую научную Картину Мира, новое научное мировоззрение и новую информационную культуру человека и общества. Следовательно, информатика сегодня должна квалифицироваться как самостоятельная отрасль фундаментальной науки, имеющая такое же значение, как физика, химия, биология, психология и другие фундаментальные науки.

При этом необходимо подчеркнуть, что информатика сочетает в себе как естественнонаучные, так и гуманитарные аспекты. Ведь сегодня уже не только ученые, но и общественнополитические деятели регулярно обсуждают проблемы становления общества и экономики, основанные на все более широком использовании знаний, а методы искусственного интеллекта и основанные на них практические разработки получают в последние годы все большее распространение.

Современные тенденции развития информатики. Выделение социальной информатики в качестве самостоятельного направления научных исследований, а не только прикладной области, было сделано российскими учеными еще в начале 90-х гг. минувшего века [7, 16]. Сегодня мы можем констатировать, что этот шаг был весьма своевременным, так как позволил системно и целенаправленно вести работы по данному научному направлению. В результате этих работ Россия занимает ведущее место в мире в части создания теоретических основ социальной информатики, структуризации ее предметной области и формирования системы основных научных понятий. Впервые это важное направление развития информатики было представлено российскими учеными международному сообществу на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996), который стал крупным событием в истории не только образования, но и самой информатики [14].

Не менее важным шагом явилось и выделение в качестве самостоятельного научного направления биологической информатики как новой научной дисциплины, предметом исследования которой являются информационные процессы в биологических системах, живых организмах и растениях. Сегодня становится все более ясным, что влияние информационных процессов на развитие живой природы ранее явно недооценивалось. В последние годы в научной печати появился ряд публикаций об экспериментах, свидетельствующих о том, что здесь мы имеем дело с новыми, еще не изученными явлениями информационного взаимодействия, которые происходят в процессе функционирования и развития

объектов живой природы [16]. Можно прогнозировать, что изучение этих явлений методами информатики позволит не только раскрыть новые фундаментальные закономерности реального мира, но и, возможно, использовать их при создании новых средств и комплексов технической информатики.

В последнее десятилетие в России были опубликованы работы, в которых была аргументирована необходимость целенаправленного изучения информационных процессов в неживой природе [3]. В настоящее врямя это направление активно развивается и получило название физической информатики [1].

Комплексный характер проблем информатики. Необходимость комплексного исследования проблем информатики не только в рамках академического сектора науки, но также и в системе образования, достаточно подробно рассмотрена в работах [2, 6, 7, 9,

12, 13]. Главный вывод, который можно сделать из анализа содержания этих работ, заключается в том, что наступает новый период развития информатики как междисциплинарного научного направления, которое будет выполнять интеграционные функции для других направлений науки, как естественнонаучных, так и гуманитарных. Проникновение идей и методов информатики в эти области диктуется сегодня потребностями и логикой развития самой фундаментальной науки, а также необходимостью решения ряда важных прикладных проблем. Следует ожидать, что это проникновение не только даст новый импульс для развития научных исследований на стыке информатики и других наук, но также обогатит и саму информатику новыми перспективными идеями.

Указанная выше тенденция стала особенно заметно проявлять себя в России в последние годы, когда в научной печати был опубликован целый ряд статей и монографий, содержание которых свидетельствует о том, что идеи и методы фундаментальной информатики находят сегодня все большее распространение в теории систем, синергетике, общей физике, квантовой механике, теоретической биологии, физиологии, генетике, социологии и других научных дисциплинах.

Многообразие подходов к определению предмета и основных задач информатики как науки в настоящее время является вполне закономерным. В значительной степени оно обусловлено многообразием современных представлений об информации, которая является фундаментальным понятием современной науки, но до сих пор еще не имеет однозначного определения. Причина этого заключается в том, что феномен информации по-разному проявляет себя в различных информационных средах, т. е. в тех конкретных условиях, в которых протекают информационные процессы, их закономерности и методы реализации и изучает информатика как фундаментальная наука. Поэтому в различных направлениях развития информатики (техническом, биологическом, социальном, физическом) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, обусловленные тем или иным видом информационной среды [11].

Таким образом, именно фундаментальность понятия информации и ключевая роль информационных процессов в развитии живой и неживой природы и являются теми основными

факторами, которые выдвигают информатику на уровень фундаментальных наук и ставят ее в один ряд с такими науками, как общая теория систем, синергетика, кибернетика, физика, химия, биология.

Информатика в системе образования. Практически во всех современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление. Она оказывает большое влияние на многие другие области научных исследований, передавая им свою научную методологию, главными достижения которой сегодня следует считать методологию информационного моделирования, а также информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в природе и обществе. Именно поэтому изучение информатики как фундаментальной науки в системе образования имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения.

К сожалению, следует констатировать, что такой подход к изучению информатики, пусть даже и продекларированный в документах ЮНЕСКО [14], в трудах Российской академии наук, а также в проектах новых государственных образовательных стандартов России, практически еще очень медленно внедряется в систему образования. Причина здесь не только в отсутствии хороших учебников по информатике для высшей и средней школы, но, главным образом, в консервативности мышления чиновников, работающих в сфере образования России, которые и сегодня продолжают считать информатику вспомогательной технической дисциплиной о

компьютерных технологиях и телекоммуникационных системах.

В настоящее время опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира [3], которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической, доминировавшей в науке еще со времен Декарта и Ньютона до конца XX в. Можно ожидать, что формирование новой Картины Мира будет осуществлено в науке в ближайшие десятилетия, и это должно стать основой становления новой научной парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена существенно более важная роль по сравнению с тем, что это имеет место в настоящее время. Эта парадигма должна привести и к формированию новой парадигмы самой информатики, философские основы которой, конечно же, должны изучаться и в системе образования, и в системе подготовки научных кадров [7, 11].

Заключение. За последние годы информатика как наука прошла целый ряд этапов эволюционного развития. Сегодня она изучает не только информационные процессы и технологии в технических системах, но также основные закономерности и методы реализации информационных процессов в природе и обществе. Поэтому в настоящее время информатика должна квалифицироваться в качестве такой же самостоятельной

отрасли науки, как математика, физика, химия, биология и другие фундаментальные науки. При этом не следует забывать о междисциплинарном характере информатики, который имеет первостепенное значение для дальнейшего развития всего естествознания, а также гуманитарных и социальных наук.

Некоторые результаты такого подхода к проблемам информатики уже практически используются в системе высшего образования России. Так, например, разработаны и практически апробированы новые принципы изучения курса «Теоретические основы информатики» для гуманитарных вузов [10]. Издана монография, являющаяся учебным пособием по новому общеобразовательному курсу «Социальная информатика», рекомендованному ЮНЕСКО для перспективной системы образования [8]. Разработана программа учебного курса по изучению историко-философских проблем информатики для аспирантов педагогических университетов [5]. Однако нам представляется, что этого мало. России необходима новая комплексная Национальная программа развития информатики. Причем она должна вобрать в себя не только те прогрессивные идеи, которые содержатся в новой американской компьютерной инициативе, но также и новые крупномасштабные мероприятия по развитию фундаментальных основ информатики, а также по внедрению этих результатов в систему образования.

1. Гуревич, И. М. Законы информатики - основа строения и познания сложных систем / И. М. Гуревич. - М.: РИФ «Антиква», 2003. - 176 с.

2. Ершов, А. П. Информатика: предмет и понятие / А. П. Ершов // Кибернетика. Становление информатики. - М.: Наука, 1986. - С. 28-31.

3. Кадомцев, Б. Б. Динамика и информация / Б. Б. Кадомцев. - М.: Ред. журн. «Успехи физических наук», 1997. - 400 с.

4. Колин, К. К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов / К. Колин // Открытое образование. - 2006. - № 2 (55). - С. 73-77.

5. Колин, К. К. Историко-философское введение в проблемы информатики: эксперимент. программа учеб. курса для аспирантов пед. ун-тов / К. К. Колин. - М. : ИПИ РАН, 2006. - 26 с.

6. Колин, К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» / К. К. Колин // Информатика и образование. - 2000. - № 10. - С. 5-10.

7. Колин, К. К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» / К. К. Колин. Социальная информатика: сб. науч. тр. - М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. - С. 19-33.

8. Колин, К. К. Социальная информатика: учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. - М.: Акад. проект, 2003. - 432 с.

9. Колин, К. К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной

научной проблемы: сб. науч. тр. / К. К. Колин // Системы и средства информатики: «Научно-методологические проблемы информатики»: спец. вып. / под ред.

К. К. Колина. - М. : ИПИ РАН, 2006. - С. 7-57.

10. Колин, К. К. Теоретические основы информатики: учеб.-метод. материалы / К. К. Колин. - М.: Изд-во МГСУ, 2003. - 36 с.

11. Колин, К. К. Феномен информации и философские основы информатики / К. К. Колин // «Alma mater» (Вестн. высш. шк.). - 2004. - № 11. - С. 33-38.

12. Колин, К. К. Фундаментальные проблемы информатики / К. К. Колин // Системы и средства информатики. Вып. 7: сб. науч. тр. - М.: Наука, 1995. - С. 5-20.

13. Колин, К. К. Эволюция информатики / К. К. Колин // Информационные технологии.- 2005. - № 1. - С. 2-16.

14. Политика в сфере образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. 2-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996). - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 1997.

15. Судаков, К. В. Информационный феномен жизнедеятельности / К. В. Судаков. -М.: РМА ПО, 1999. - 380 с.

16. Урсул, А. Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. - М.: Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, 1990. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.